Библиотека soteria.ru
Трактат о едином Боге
Фома Аквинский
Дата публикации: 11.09.16 Просмотров: 17930 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 5. Является ли Бог истиной?
С пятым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Бог — не истина. Ведь истина находится в составляющем и разделяющем уме. Но в Боге нет ни состав-ленности, ни разделенности. Следовательно, в Нем нет и истины.
Возражение 2. Далее, истина, согласно Августину, есть «подобие началу»15. Но в Боге нет никакого подобия началу. Следовательно, в Боге нет истины.
Возражение 3. Далее, все, что говорится о Боге, говорится о Нем как о первой причине всего; так, бытие Бога — причина всяческого бытия; Его благость — причина всяческого блага. Если, таким образом, в Боге есть истина, то всякая истина будет от Него. Но грехи наши — это [ведь] тоже истина. Выходит, и они от Бога, что, конечно же, ложь.
Этому противоречит сказанное Господом: «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь» (Ин. 14, 6).
Отвечаю: как было сказано выше (1), истина находится в уме согласно его постижению вещи таковою, каковою она есть, а в вещах согласно тому, насколько их бытие согласуется с умом. И все это в наивысочайшей степени присутствует в Боге. Ведь Его бытие не просто согласуется с Его умом, оно — самая деятельность Его ума; и Его мышление суть мера и причина всякого бытия и всякого ума; и сам Он — Свое же собственное мышление и бытие. Отсюда следует не только то, что в Нем находится истина, но и то, что Он сам является истиной, [причем] истиной наивысшей и первой.
Ответ на возражение 1. Хотя в божественном уме нет ни составленности, ни разделенности, тем не менее Своим простым умным актом Он знает и выносит суждение обо всем; и таким-то образом в Его уме и находится истина.
Ответ на возражение 2. Истина нашего ума обусловливается его согласованностью с началом, точнее, с вещами, от которых он обретает знание. Также и истина вещей обусловливается их согласованностью с их началом, а именно с божественным умом. Но, строго говоря, этого никак нельзя сказать о божественной истине, разве что об истине, подобающей Сыну у Которого есть начало. Но если мы говорим о самоей сущности божественной истины, мы не уразумеем ее, покуда не разрешим утверждение через отрицание, как [например] когда говорим: «Отец существует через самого Себя, поскольку Он не существует ни через что иное». По аналогии с этим, коль скоро Его бытие не неподобно Его уму, божественную истину можно назвать «подобием начала».
Ответ на возражение 3. Истина небытия и лишенности существует только в представлении ума. Но все представления ума исходят от Бога. Следовательно, та истина, что содержится в утверждении: «Истинно, что этот вот человек склонен к блуду», — исходит от Бога. Но пустословить, что [дескать] «выходит, прелю-бодейство этого человека — от Бога», — значит делать ложный вывод по совпадению.