Шаг 2. Найдите тему

После того, как проповедник уяснил, что его главное задание — провозгласить Божью благодать, он должен сделать последующие шаги, включающие: нахождение мысли для проповеди и отыскание необходимого отрывка из Писания, соответствующего мысли; обдумывание значения и назидательности этого отрывка; собирание напечатанных источников и материалов, обогащающих и поддерживающих проповедь; подготовку названия, изложения, окончания, введения и призыва; подготовку себя мысленно, физически и духовно к произнесению проповеди. Потом следует провозглашение проповеди в силе Духа Святого.

Проповедь должна иметь смысл. Это значит, что у нее должны быть определенный предмет, тема, идея, главная мысль, сюжет, какой-то основной тезис, утверждение. Сила и единство проповеди зависит от одной идеи и ее целеустремленности или назначения. Не имеет значения, какое слово употребляется для названия смысла проповеди. Оно значит, что главная идея является главным двигателем проповеди. Тема — это предмет рассуждения произведения или исследования. Предмет — это то, на что направлены мысли, действие, чувство. Тезис — это

краткое изложение какого-либо положения, идеи, а также

основной мысли сочинения. Это есть утверждение в проповеди.

Сюжет — это совокупность событий, составляющих содержание

художественного произведения. А идея — это основная, главная

мысль, замысел какого-либо произведения. В конечном итоге

проповедь есть произведение. Идея проповеди — это главная

мысль проповеди, понимание истины, связанной с жизнью. Это

главная истина проповеди, которая начинает и связывает

проповедь в единое целое.

По Г. Кэмпбелу Моргану, проповедь — это истина, ясность и сострадание. Другими словами, чтобы ясно проповедовать, надо найти подходящую важную евангельскую тему и последовательно, убедительно представить ее, применить к слушателям так, что они будут готовы действовать соответственно идее проповеди.

Хорошая проповедь составляется для ответа на три главные вопросажизни. Часто эти вопросы рассматриваются какглавные философско-богословские вопросы по отношению к истине или сущности бытия:

1)что есть истина, или самое главное, или реальность;

2) как познать эту истину, или как доказать, что это главное;

3) что дает истина, или для чего это главное необходимо. В применении к проповеди это просто:

1) утверждение — что есть суть;

2) изложение — почему она суть;

3) применение — к чему эта суть. Другими словами:

1) заявление — выражение идеи, темы;

2) выявление — объяснение, толкование;

3) направление — наставление, призыв.

В философии этими тремя вопросами занимается

метафизика, логика и этика. А в богословии одна простая,

хорошая проповедь отвечает на все эти три вопроса сразу.

Ведь за истинной евангельской проповедью стоит не разум

проповедника, а ум Христа.

Евангельская проповедь есть та, которая передает дух и суть евангельского Христова учения. Она подражает проповеди Христа. Проповедь Христа — это творческая проповедь. Христос не разъяснял чужие истины, а излагал Свои первичные

основания истины богопознания. Потому творчество проповедника заключено не в изобретении новых вероучений, а в свежем жизненно-актуальном разъяснении и применении великих истин Христа к сердцам людей.

Евангельская проповедь должна иметь такие свойства:

1) Личное свойство.

Свидетельство. Евангельская проповедь должна быть не просто теоретическим изложением учения Христа, но должна быть личным «свидетельством» (Шн.4.14; 5.10-11) и включать в себя элементы личного опыта проповедника, опыта обращения и духовного возрождения. Без личного элемента проповедь становится сухим докладом.

2) Призывное свойство.

Призыв. Евангельская проповедь должна призывать к жизни во Христе. Ее главной целью должно быть спасение душ человеческих. Без призыва к спасению проповедь лишена «благой вести» и поэтому перестает быть евангельской.

3) Присутствие любви Божьей.

Любовь. Главным предметом евангельской проповеди должна быть любовь Божья, к людям излитая в Его Сыне. Основной мотив всякой евангельской проповеди выражен Иисусом в Ин.3.16. Этот стих, в сущности, есть все Евангелие в миниатюре, и отдельные его части могут служить неисчерпаемой темой для проповедей [Проханов].

Апостол Павел сводит эту Божью Любовь и все евангельское учение в краткую фразу: «Христос распятый». Поэтому евангельская проповедь проповедует «Христа распятого» (1 Кор. 1.22-23; 2.2).

4) Суть веры.

Евангельская проповедь не должна дополняться посторонними предметами и рассуждениями: об обрядах, о философии, о политике, о недостатках других вероисповеданий, и даже о Ветхозаветном Законе. Она должна передавать суть веры: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, Любовь Бога Отца и общение Святого Духа». Апостолы не проповедовали об обрядах.Павел предупреждает обувлечении «философиею… по

стихиям мира» (Кол.2.8). Проповедь беспартийно стоит на стороне справедливости, свободы, порядка, на стороне угнетенных и обездоленных. Евангельская проповедь может разъяснить заблуждение в вере, но не включается в полемику. Евангельская проповедь исходит не от закона, а от благодати. Она может содержать ораторские приемы, но не является предметом ораторского искусства. Она исходит от Бога и всегда освещает суть евангельской веры.

Источники идей проповеди

Начинающий проповедник может спросить себя: «Как начать проповедь?» Проповедь начинается с мысли. Мысль же может прийти из двух источников:

1) мысли других;

2) собственные мысли проповедника.

Поэтому идеи и темы проповедей приходят от изучения Писания, от духовной работы, пасторского служения, места и случая, в которых проповедник может находиться по заданию, если проповедник приглашен говорить в специальном собрании. Проповедник должен быть чувствительным к источникам идей проповедей и научиться записывать мысли из разных источников:

1. Жизнь людей.

2. Писания.

3. Запланированная программа проповедей.

4. Опыт проповедника.

5. Вдохновение.

Жизнь людей

Опыт и переживания, проблемы жизни людей и их разрешение Евангелием является исходными точками проповеди. Проповедь должна отвечать на человеческие нужды. Если проповедник внимательно, сердечно и честно наблюдает за своей паствой и понимает ее нужды, то Бог дает ему идеи для проповеди, чтобы ответить на запросы человеческой жизни.

1) Проповедник обязан знать нужды людей. Он должен знать человеческие нравы и природу людей, их запросы и нужды. У людей есть много вопросов о вечной действительности. Есть ли Бог? Какой Он? Что значит жизнь? Что означает смерть?

Что является ценностью в жизни? Что есть печаль? Почему существует зло? Откуда приходит чувство вины? Что такое грех? Почему надо прощать? Можно ли найти счастье? Где надежда жизни? Проповедь должна отвечать на эти вопросы. Проповедник должен знать время и окружение, в котором люди живут, войти в их положение, осознавать, что происходит не только в церкви, но и вокруг. Также он должен знать членов церкви и проблемы, существующие в церкви. Он должен понимать жизненные запросы всех возрастов: от рождения до смерти. Он должен понимать детей, подростков, молодых, людей среднего возраста и пожилых. Тогда он будет говорить им от Бога, но на том уровне, на котором люди это понимают и воспринимают.

2) Он может знать все это, если он воспринимает себя в неразрывной связи с другими. Как Христос, он должен быть «добрым пастырем» (Ин. 10.14).

Библия утверждает, что отношение людей всегда двоякое: к Богу и с другими людьми, «ближними». Одно не может быть без другого. Невозможно быть в хорошем отношении к Богу без хорошего отношения к ближнему, и невозможно быть в хорошем отношении к ближнему, без правильного отношения к Богу. Проповедник должен быть тем Добрым Самаритянином, о котором говорил Иисус. Он будет проявлять и евангелизационную, и попечительскую, и назидательную заботу. Он всегда будет помнить, что самое главное для разрешения проблем людей -это их обращение ко Христу. Он постарается укрепить веру в людях, ибо человек не «евангелизирован» до тех пор, пока Христос не станет путем его жизни. У него будут слова утешения и советы от Бога для всех. В проповедях он будет учить, объяснять веру, показывать, что важно выучить и употребить в жизни. Он истолкует трудные понятия и идеи на доступном языке, на уровне людей, слушающих его. В духовном смысле он будет слугой, посланным от Бога. Он долженслужить, наблюдая за нуждами людей. Он будет чуток к этим нуждам и проблемам; он будет разделять участь людей, и из этой участи придут идеи и темы для проповедей.

Писание

Библия — Божье откровение человеку на фоне человеческой истории. И нет человеческого переживания и опыта, будь оно положительным или отрицательным, которые бы Библия не

записала. Это запись встречи человека с Богом на человеческих перепутьях. Материалы книг Писания взяты из жизни реальных людей и содержат Послания Бога людям.

Бог прошлого есть Бог настоящего и будущего. «ИисусХристос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13.8).

Повествования Библии всегда актуальны и современны, потому что природа человека и его грех не изменились. Поэтому

Библияявляется главным источником мыслей, идей и тем проповедей, необходимых людям. Именно в Библии проповедник находит и идеи, и поддержку, и уяснения идей проповеди. Этот библейский вклад в проповедь называется библейским текстом.

Текст и его значение

Текст — это часть Писания, положенная в основание

проповеди. Это фундамент проповеди. Это стих или стихи

Библии, на которых основан и урок учителя в воскресной

школе, и проповедь проповедника. В буквальном смысле это

ткань, материя проповеди. Слово «текст» — латинское слово,

означающее то, что было соткано, связано в одно целое. Сначала

текст проповеди обозначал библейские нити, в которые были

вплетены заметки и толкование проповедника. Потому текст —

структурный материал проповеди, в который проповедник как

бы вплетает толкование, иллюстрацию, применение и призыв.

Из исторического развития применения текста для

проповеди видно, что первые проповеди состояли из

библейского текста и обширных заметок к нему. Иными

словами, ранняя проповедь была комментарием на полях

страниц рукописи. Писание в рукописи называлось текстом.

Вначале текстом были короткие места Писания, а заметки

объяснения были длинными. Из опыта создания проповедей

выяснилось, что когда заметки проповедников становились

длиннее, текст становился короче.

Важность библейскогго текста

Евангельские проповедники и богословы всегда указывали на важность библейского текста. И.А.Бенгель советовал богословам: «Те totum applica ad textum: Rem totam applica tid te» [J.T.Bengel, «Vorrede zur Handausgabe des Griech. N.T.», 1734], что значит «Себя полностью отдай тексту; текст полностью примени к себе».

Этот совет ученого-библеиста XVIII столетия указывает на важность библейского текста. Библия является главным авторитетом для евангельско-христианского вероисповедания. Потому ее текст должен быть точкой опоры для толкования, библейского исследования и проповеди: ибо в нем лежит богодухновенность. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения…» (2 Тим.3.16).

а) Текст Писания — исходная точка. Это уже исторически установленное положение, которое не надо утверждать или доказывать. Писание, в определенной форме, было канонизировано, или установлено, и существует как факт. Не имеет значения, что люди о нем думают. Текст Библии — исторический факт, как и другие книги древности. Богодухновение делает его особенным, с него надо начинать и из него исходить.

б) Текст Писания — контрольный пункт, т.е. сверка направления движения проповедника. Это компас. Если толкование не сходится с историческим фактом и духом текста, то оно — заблуждение. Всегда надо возвращаться, сверяться и придерживаться текста. Толкование не имеет права отходить или отклоняться от библейского текста и его контекста или среды, в которой он находится.

в) Текст Писания есть аналогия веры. Реформаторы заявили, «Scriptura sua interpres», что означает «Писание является собственным толкователем». Библия настолько цельно отражает Божий план спасения, что все места Библии сводятся к аналогии веры или главным пунктам учения Христа. Почти каждый стих любой из книг Библии содержится в других, и проповедник должен сверить подобные места Писания. Текст Писания связывает идею проповеди с богатым полем Слова Божьего и учения Христа. Проповедник не заслуживает извинения за скудность своих проповедей. Он располагает богатейшим материалом для выбора текста.

Основные факторы, влияющие на выбор текста для проповеди:

1) Личность проповедника. Надо сказать, что личные предпочтения будут влиять на выбор, и потому проповедник должен искать волю Божью.

2) Общее образование и подготовка. Образование открывает

проповеднику большой кругозор.

3) Молитвенная жизнь. Молитвой проповедник стоит в воле

Божьей.

4) Знание Библии. Если проповедник не знает общего содержания Библии, как он сможет выбрать текст?

5) Знание проповедником людей. Духовные запросы людей

подсказывают тексты.

6) Знание состояния общества и того, что происходит в мире. Проповедник проповедует и к верующим, и к неверующим. Знание условий, в которых они живут, помогает в выборе текста.

7) Церковная программа. Часто надо выбирать текст в соответствии с нуждами церкви.

8) Знание того, что проповедуют другие. Не надо подражать, но прислушиваться к другим полезно.

9) Знание текстов, которые требуют, чтобы по ним проповедовали. Некоторые тексты сами себя проповедуют, их легче находить и по ним легче проповедовать.

10) Специальная программа для проповеди.

Если проповедник приглашен сказать Слово на праздник Сретения, то он должен придерживаться темы праздника. Ведь не отменят праздник из-за проповедника, только потому, что он не нашел подходящего текста.

Метод нахождения текста

Сказано кем-то, что или текст находит проповедника, или проповедник находит текст. Само чтение и изучение Библии уже дает тексты и идеи проповедей. Иногда текст прямо встает перед проповедником как неотложный. Если у проповедника возникла под влиянием запросов людей и церкви идея, то он будет искать текст или ответ Библии на этот запрос. Главное,что должен помнить проповедник при выборе текста, это никогда не избирать такой текст, который может удовлетворить только его. Текст должен прославить Бога и помочь другим.

Мысли, которые надо учитывать при выборе текста:

1. Особенности аудитории. Другими словами, слушателей, их интеллект и духовное состояние. Все люди, с одной

стороны, просты, с другой — сложны, им свойственны всякие комплексы.

2. Полнота мысли. Текст должен содержать полную мысль.

Это не одно слово или фраза вне контекста. Текст должен быть взят с контекстом.

3. Прямота и простота. Текст должен иметь прямое значение.

4. Известность текста. Не надо избегать знакомых и любимых текстов: Ин.3.16; Рим.1.16; 1Кор.13; Ин.14.1-6; Мф.5.1-12. Однако иногда выбор необычного текста может быть эффективным.

Пример: Ис.45.5 — избрание Богом Кира, царя персидского, для избавления народа, о котором сказано: «Не знал Бога».

• Ин.20.8 — «другой ученик», который последовал за Петром в гробницу, хотя пришел первым.

5. Разнообразие текстов. Тексты следует выбирать из всей

Библии, а не ограничиваться каким-либо разделом ее, чтобы подать сбалансированную духовную пищу людям.

Общие правила выбора текста

Чтобы всегда быть исполненным Словом и быть готовым в любое время, проповедник обязан:

а) Всегда искать тексты для проповеди. Для этого нужно делать записи и заметки в специальной личной книге текстов проповедника.

б) Регулярно читая Библию, искать тексты для проповеди;

при чтении надо следовать определенной системе заметок и их записи.

в) Постоянно молиться. Если проповедник призван Богом,

то Он по молитве Святым Духом предоставит и текст.

г) Постоянно внимательно наблюдать за жизнью вокруг.

Проповедник должен идти в люди, смотреть и служить.

Общие советы в выборе текста

1) Проповедник должен быть уверен, что текст ясен по смыслу. Например, что воспели Иисус и ученики, когда пошли на гору? (Мк. 14.26-31). Кто знает?

2) Проповедник должен быть осторожен с ироническим и странным текстом. Было бы странным взять текст Мф.19.12.

3) Проповедник не должен выбирать из одного отрывка Библии, обходя и исключая другие.

4) Проповедник должен помнить, что необходимо опускать при отборе:

а) тексты, не содержащиеся в оригинале;

б) высказывания, осуждающие богодухновенных людей в Библии. Например, едва ли было бы хорошо взять текст Мк.2.7.;

в) рекламные тексты.

5) Проповедник должен помнить, что не следует пропускать: а) знакомые тексты: например, Ин.3.16;

б)трудные тексты: их можно задержать для дальнейшего исследования и изучения;

в) моральные тексты: слушатели нуждаются в моральном

наставлении;

г) догматические тексты: слушатели нуждаются в объяснении глубины Божьего учения;

д) евангелизационные тексты: в собраниях всегда присутствуют неверующие.

Проповеди по заданной программе

Проповедника могут пригласить говорить на специальном собрании со специальной программой, которой ему придется придерживаться. И в церкви у проповедника может быть hi планированная по программе проповедь.

В первом случае ему может быть:

1) назначена тема;

2) назначена общая мысль;

3) обозначен отрывок и слушатели;

4) указана проблема;

5) дан отрывок из Писания.

Это случается на религиозные праздники, на особых богослужениях в церкви, на собраниях учителей воскресных школ, юношеских собраниях с их проблематикой. Это может быть и запрос на объяснение какого-нибудь отрывка из

Писания. В таких случаях проповедник связан темой и должен подготовиться наилучшим образом.

Планируя программу для церкви, проповедник может заранее продумать заглавия тем, заготовить тексты, наметить цели для проповедей на определенный период.

Нужна ли программа? У программы есть определенные преимущества. Знание наперед, что проповедовать, сохранит время и энергию, позволив продумать предмет лучше. Программа может быть уравновешена. Руководствуясь заранее установленной идеей, можно провести более организованное богослужение. Для разработки программы необходимо учитывать следующие положения и духовные нужды церкви: годичное расписание и специальные богослужения; разные программы и праздники (Рождество, Жатва, Новый Год); воскресную школу и религиозное образование в церкви.

Для реализации такой программы намечается организованный подход и метод. Проповедник должен ясно знать цель проповедей: евангелизация, доктрины, моральное назидание, попечительство. Следует указать, в какие дни состоятся проповеди на эти темы. Все это тесно увязывается с церковным календарем. Проповедник должен располагать программой для каждого собрания в месяце, и даже наперед, указав дни, нужды, цели и темы проповедей. На все это потребуется тщательно спланированное время, и, как показал опыт традиционных церквей, такой подход не умаляет значения проповеди.

Опыт проповедника

Собственный опыт и духовные переживания проповедника являются живым источником для идей проповеди. Его обращение, его призыв на служение, его переживания скорбей и печалей, его победы во Христе служат источником новых, ярких идей.

Чтение и прослушивание других проповедей также может дать проповеднику идеи для проповеди. Много идей может прийти из его опыта как пророка, учителя, пастыря и советника.

Чем больше опыта у проповедника, тем больше у него будетмыслей. Выше было сказано, что проповедник, отвечая в проповедях на нужды людей, призывает их к покаянию и учит вере, проповедует о поведении и благочестии, призывает к служению, утешает в печалях и скорбях, вдохновляет и подбадривает. Из запаса проповедей, произнесенных раньше,

он может почерпнуть много идей для новых проповедей. Он должен только вести записи, а также у него должна быть тетрадь планирования проповедей.

Вдохновение

Проповедник не должен надеяться только на вдохновение для проповеди, а готовиться вопреки всему. Но он должен знать, что вдохновение может прийти в любое время от Духа Святого. Это — благословенные искры мысли. Они иногда не точны и кратковременны. И их надо сразу же записать, а позднее -обработать.

Основные столпы веры как темы проповеди

Любовь

Если бы у Иисуса было только одно послание, которое былобы темой для проповеди учения, это была бы проповедь любви. Весь закон и пророков Он свел к одному: любви к ближнему (Мф.22.37-39). Часто упоминается, что любовь к Богу говорит о вертикальном отношении, а любовь к ближнему — о горизонтальном отношении. Кто же ближний? Это человек в нужде (и первое — он всегда грешник, нуждающийся в спасении). Христианская любовь — это «поиски нужд других и действия для удовлетворения этих нужд». Это не просто человеческая любовь, которая ищет благополучия других. Последователи Иисуса быстро познали эту сторону любви. Апостол Иоанн применил ее в христианской общине своего времени (1 Ин.4.20).

Одним видом такой л.юбви является сочувствие и сострадание. Пример такой любви явлен нам в Иисусе (Фил.2.7). Любовь ищет то, что другие чувствуют в своей нужде. Она не критикует и не ругает, а прощает, поддерживает и восстанавливает.

Правосудие

Это слово часто применяется только в отношении к политической и социальной ответственности и справедливости. Но правосудие является одним из главных столпов веры. Оно связано с праведностью. Быть праведником значит правильно

и справедливо относиться к другим, уважать их права. Пророк Михей упоминает обэтом (Мих.6.8). Золотой стих гласит о равноправии и справедливости (Мф.7.12). Закон и пророки, о которых говорил Иисус, содержат защиту и для великих, и для самых малых в обществе.

Уважение

Уважение к каждому человеку, как созданию Божьему, также является одним из столпов веры. Павел говорит (Гал.3.28), что нет разницы между людьми ни этнически, ни по полу, ни по социальному положению. Божье спасение во Христе рассматривает каждого, как заслуживающего уважения. Откровение Петру, что Бог нелицеприятен (Деян. 10.34), открыло путь проповеди язычникам. Петр принял, что Бог сморит на каждого человека с уважением. Бог создатель всего и всех (Быт. 1.27). Каждый человек чего-то стоит, потому что он создан по подобию и образу Божьему. Грех затмил это подобие и образ, но Христос пришел обновить его в человеке Своей кровью. Если бы человек был бесценен в глазах Бога, Он не отдал бы в жертву Сына Своего за грехи человеческие. Потому Павел (Рим. 15.7) вдохновляет римских верующих принимать друг друга так, как Бог во Христе принимает нас. Это значит уважать.

Честность

Честность тоже является одним из практических столпов христианской веры. В греховном мире существует эпидемия лжи и нечестности. Павел, описывая отношения в церкви, сказал, что необходимо «говорить правду» (Еф.4.25). Честностью надо жить каждый день. Христианин должен сдерживать свои слова и обещания. Если у него нет честности, то нет и авторитета, нет и христианского свидетельства.

Прощение

Иисус часто говорил о прощении. Петр думал, что проститьсемь раз было бы достаточно (Мф. 18.21). Иисус же сказал, что надо прощать 490 раз, то есть пока прощение не станет привычкой. Прощение является характером граждан Царства Небесного. Иисус напоминает, что никто не должен ожидать Божьего прощения, если сам не прощает (Мф.6.12,14-15). Иисус простил (JIk.23.34), и это прощение стоило Ему жизни.

Прощение включает изменение отношений между прощенным и прощаемым. Это открытое, искреннее общение.

Библия полна важных тем, идей и учений о совершенствовании в вере. Жизнь проповедника коротка, чтобы объять все, но он всегда должен придерживаться главного: благодати, надежды, мира, воплощения и креста Христова.

Утверждение идеи проповеди

Идея сама по себе остается только мыслью, только возможностью для проповеди. Ее надо сформулировать, связать с текстом, темой и целью; надо ее развить и утвердить. Сделать ее предметом проповеди.

Предмет проповеди

Предмет проповеди это то, на что направлена мысль, действия и чувства проповедника. Это тема, содержащая идею для рассуждения. Идея же есть основная, главная мысль, замысел проповеди.

Предмет должен быть органически связан с текстом Писания. Он должен исходить из смысла текста прямо или косвенно. Эта органическая связь придаст проповеди единство и целеустремленность. Текст обычно должен содержать цельную мысль или идею в качестве предмета.

Когда текст выбран, нужно задать себе вопрос: каков главный предмет, о котором в нем говорится? Следует выделить этот главный предмет и говорить о нем, не увлекаясь второстепенным. И.С.Проханов указывает, что если не выделить для себя главного предмета, то проповедь будет говорить о разных предметах, и получится затянутая проповедь, которая оставит неопределенное впечатление.

Можно избрать и второстепенную мысль из текста, но это требует точного объяснения. Следует придерживаться этой мысли, не уклоняясь в сторону. При определении главного предмета нужно всегда иметь в виду связь его со Христом, первым из главных предметов проповеди.

Поэтому, выбирая текст, прежде всего необходимо искать путь ко Христу.

Как извлечь предмет из текста?

1) Предмет может содержаться в самом тексте. Например:

«Приготовься к сретению…» (Ам.4.12).

2) Предмет может быть извлечен из текста:

а) индукцией — мышлением от частного к общему. Например: «Бессмыслие жадности» (Лк. 12.19-20);

б) дедукцией — мышлением от общего к частному. Например: «Грех пьянства» (Рим. 12,9);

в) аналогией — сопоставлением двух понятий, похожих в действии так, что они должны быть одинаковыми в значении. Например: «Примирение между людьми» (Мф.18.15-17).

3) Предмет может быть подсказан текстом. В тексте можно увидеть даже малое, но подсказывающее указание.

• Пример:

а) «Он создал… и звезды» (Быт. 1.16) — Бог заботится о деталях создания;

б) «Волосы сочтены..» — тщательная Божья забота(Мф.10.30; Лк.12.7).

Связь идеи с текстом

уже найден и связан с Писанием. Идея приходит:

1) от нужды церкви;

2) из запланированной программы;

3) из личного опыта проповедника;

4) из вдохновения.

В этом случае проповеднику необходимо найти нужный текст. Как можно найти текст?

1) Текст можно найти сразу же, употребляя библейскую «Симфонию». Взяв ключевое слово идеи, можно найти употребление этого слова в контексте.

2) Текст можно иметь в запасе при систематическом изучении Библии, если проповедник ведет запись выразительных стихов и их идеи.

3) Текст, после определения необходимого ключевого слова,

сам подходит к идее проповеди.

• Пример: Темы для проповеди:

Как человек благословляет Бога? (Пс. 102.1,2,22)

1. Принятием Его благости.

2. Благодарением за Его благодать.

3. Прославлением Бога. Все лучшее. (Пс.118.11)

1. Лучшее сокровище — Слово.

2. Лучшее место — Сердце.

3. Лучшая цель — Совершенство.

Как подобрать к этим темам и мыслям текст? Если знакомый стих или отрывок из Писания не приходят в голову, следует посмотреть в библейскую симфонию. В первом случае под словом «благословить» Псалом 102 освещает предмет. Во втором -можно посмотреть под словом «сердце» и находим Псалом 118.11.

Связь идеи с утверждение проповеди

Ценность хорошей темы в проповеди безусловна и однозначна. Тема, выраженная одной фразой, является утверждением. Утверждение проповеди — это выражение идеи одним кратким предложением. Все содержание проповеди — в одном предложении. Иногда это называется предметом проповеди.

• Пример. Проповедник выбирает тему для проповеди Иоанна 3: О рождении свыше. Он выражает, по его мнению, мысль темы: «Методы Бога не те, что у человека». После этого пишется утверждение: «Несмотря на культуру, состояние или положение, человек нуждается в новом рождении Духом Святым». Данное утверждение представляет собой как бы тезис, краткое изложение идеи, основной мысли проповеди. Рекомендуется, чтобы утверждение было кратким: от 8 до 15 слов.

Связь идеи с целью проповеди

Идея проповеди должна быть связана с целью. После ее утверждения, или выражения, проповедник должен выразить и цель. Практически он должен написать ее, как и утверждение. Цель — это стремление проповедника к тому, что истина, утвержденная проповедью, должна была бы сделать для слушателя или к тому, что слушатель должен бы сделать в

результате проповеди. Эта цель должна содержать глагол, призывающий людей к действию. Выражение цели может быть указано проповедником в его заметке о проповеди рядом с заглавием, текстом и утверждением. • Пример.

Заглавие (тема): Назначение церкви в наше время.

Отрывок из Писания (текст): Ис.6.8-9.

Утверждение (предмет): «Надежда мира лежит в

превращении нашей веры в действие».

Цель проповеди (желаемый результат): «Чтобы

христиане свидетельствовали миру своей живой верой».

•Глагол: «свидетельствовать».

Словесная форма темы проповеди

Словесно хорошо выраженная тема может быть и заглавием проповеди. В выражении темы надо отдавать предпочтение фразе, а не слову или словосочетанию:

1) Фраза значит больше, чем говорит. Словом можно не сказать

все, что требуется, а предложение может сказать все.

2) Фраза, выражающая тему, должна быть простой. Тему надо выражать своими словами и постоянно искать

разнообразие в выражении. Разнообразие помогает поддерживать интерес слушателей и уводит проповедника от исчерпанных тем. Словесное выражение темы зависит от некоторых факторов, связанных с проповедником: 1)словарный состав проповеди;

2) воображение проповедника;

3) умственные способности проповедника;

4) понимание цели проповеди проповедником; Существует вопрос, нужно ли объявлять тему проповеди

или делать заглавие? Общее мнение указывает на то, что это надо делать по следующим причинам:

1) ведущие проповедники всегда это делали;

2) это необходимо и полезно для слушателей;

3) это будет держать проповедника в рамках темы.

При этом надо указать, что необходимо делать разный подход и к выражению, и к объявлению темы.

Взращивание идеи проповеди

Идея, главная мысль, выраженная в теме, предмете, утверждении, цели, должна находиться в развитии. Развивающаяся идея взращивает или созидает зрелую проповедь. Она становится бесценной жемчужиной, выражающей Божью истину.

Зачем говорить о развитии идеи проповеди? Развитие идеи обеспечивает зрелость проповеди. При этом:

1. Усиливается конкретность и ясность. Зрелая мысль придает проповеди ясность и определенность. И восприятие, й понимание слушателей улучшается. Одно дело говорить о чем-то вообще, и другое дело сказать о чем-то одном и определенном.

2. Уменьшаются ошибки.Чем большему процессуобдумывания подвергается мысль, тем меньше опасность заблуждения.

3. Пробуждается свежесть восприятия. Отсталые инепродуктивные мысли отпадают, остаются только актуальные.

4. Воспрянет жизнь от зрелой мысль. Цель проповедника —

принести жизнь людям от Бога Его истиной. Взращенная мысль, посеянная зерном в хорошей почве, взойдет как живой зеленый росток.

Рост идеи под Божьим руководством

Проповедник должен работать над идеей, понимая, что это Бог его вдохновляет, ведет и опекает Духом Святым и Своей заботой. Проповедник ищет ума Божьего. Стоящий за кафедрой в церкви должен чувствовать, что он говорит от Бога, с авторитетом пророков: «Так говорит Господь!»

Заверение Божьего руководства

Как проповедник получает Божью помощь? Как Бог руководит им в его работе над идеей? Проповедник может быть уверен в Божьем руководстве, если:

1. Избранная идея — необходимая идея. Если проповедь отражает нужду людей и церкви, она необходима в данное историческое время.

2. Избранная идея — библейская идея. Нужда должна получать

ответ в Слове Божьем. Проповедник всегда должен быть уверен, что Бог будет говорить через Свое Слово.

3. Избранная идея — динамичная идея. Это идея, оживляющая

проповедника и слушателей, эффективная идея.

4. Избранная идея — гармоничная идея. Если жизнь проповедника соответствует идее, Бог будет с ним. Бог не любит лицемеров и притворяющихся.

Ценность Божественного заверения

Божественное заверение ценно для проповедника. Если проповедник уверен, что его проповедь находится под ведением Бога, то у него возникнет:

1) чувство мира, уверенности и спокойствия;

2) чувство авторитета. Пример: Ам.7.14-16;

3) чувство дерзновения. Проповедник чувствует, что ограниченный человек говорит за неограниченного Бога;

4) чувство неотложности. Проповедник будет знать, что именно сейчас необходимо произнести эту проповедь.

Рост идеи в подсознании

Известно, что у человека два уровня сознания: сознательный и подсознательный. Опыт и переживания человека не исчезают, а откладываются в подсознании. Поэтому необходимо тщательно продумывать идеи и связанные с ними мысли. Это можно сделать:

1) сосредоточившись на мысли;

2) свободным обдумыванием, т.е. непринужденным;

3) растягиванием процесса обдумывания, когда от мысли можно на время отвлечься.

Именно поэтому проповедник должен вести записную книжку для фиксирования осенивших его мыслей. Большинство таких мыслей приходят от Святого Духа.

Рост идеи в созидательном употреблении времени

Созидание проповеди означает:

1. Периодический просмотр.Начатые идеи должны

периодически пересматриваться. У проповедника должны быть записи идей проповедей. Методы записи могут быть разными, индивидуальными для каждого проповедника.

2. Созидательная учеба. Проповедник должен читать по теме и делать изыскания или исследования.

3. Беседа.Беседа с другими проповедниками, особенно опытными, может помочь прояснить многие вопросы.

4. Пасторское дело. Душепопечительство — это и клад идей,

и необъятное поле для роста идей, и поддержка идей проповеди.

5. Молитвенная жизнь. У проповедника должно быть регулярное время для молитвы, чтения Библии и размышлений. Искания собственной души проповедника связаны с эффективной проповедью.