Шаг 6. Создайте стиль

С завершением работы над схемой проповедь еще не закончена. Важным заключительным шагом подготовки проповеди является совершенствование стиля, которым проповедник провозгласит проповедь. Стиль — это личный способ выражения, которым оратор излагает свои мысли. Стиль является манерой, а не предметом проповеди. Вообще стиль охватывает структуру проповеди, заглавие темы, введение, основную часть, заключение и призыв. В уточненном понимании — это ясный, интересный, впечатляющий язык.

Важность стиля

Содержание является очень важным в подготовкепроповеди, но недостаточно иметь только «что-то сказать». Содержание важнее, чем стиль, но это не значит, что стиль совсем не важен. Литература о проповедях свидетельствует, что было время, когда внимание полностью уделялось стилю и форме, не отдавалось должное содержанию. Иногда внимание концентрировалось исключительно на содержании. Крайности неприемлемы. Содержание и стиль должны идти вместе. Стиль делает содержание легко запоминаемым. Стиль — это средство общения, средство связи между людьми.

Проповедь — это речевое общение

Цель проповеди привести слушателей к решению. Кафедра церкви — не лекционная кафедра, и проповедь — не лекция. Цель — не только дать информацию. Проповедь должна завоевать доброжелательное отношение и волю слушателей, чтобы они ответили на призыв проповеди. Проповедник должен вступить в диалог, в разговор со слушателями.

Проповедь — это речевое общение со сложным составом слушателей

Слушатели — сложные индивидуумы. В начале они могут представлять собой толпу, а не собрание. У них разные мотивы или причины посещения церкви: приверженность к церкви, привычка общения, богослужение, нужда в информации, уважение к традиции, желание показать себя, эмоциональная нужда, личные проблемы. Все это затрудняет речевое общение.

У людей разные нужды. В церкви могут присутствовать и нехристиане, алкоголики, студенты, женатые и неженатые, женщины легкого поведения, родители, потерявшие дитя, торговцы, старики, одинокие и т.д. Могут быть люди, разные по возрасту и по духовному состоянию, по интересам, умственным способностям и достижениям, по культуре и поведению, по положению на работе. У людей существует множество невидимых психологических барьеров. Проповедник может быть уважаемым, но если он становится не интересным в проповеди, его перестают слушать. Невозможно удерживать внимание все время или постоянно. Существует многоотвлечений.

Задача проповедника — сделать из толпы собрание единомышленников.

Проповедь — это устное общение

Стиль в проповеди важен потому, что она является устным общением. Иногда хорошо написанная проповедь не влияет на слушателей, когда она произносится вслух. Идеи должны быть перенесены в устную речь.

Проповедь по отношению к слушателям — это не то, что проповедник думает и говорит, а то, что они слышат и понимают. Устное общение формируется мгновенно или же оно не формируется вовсе. Не существует повторения или

переделывания. Проповедь — это мгновение во времени. И каждое мгновение должно быть ясным. Способы общения в проповеди заключены только в словах, интонациях и жестах. Чувства и значение проповеди должны быть видны в словах,голосе и внешности проповедника.

Устный стиль является более личным, чем письменный. Это не формальная рукопись. Грамматически речь проповедника должна быть правильной, а его язык — разговорным. Его стиль должен быть прямым. Это язык, который влияет и на глаза, ина уши слушателей. Это и представляет собой сущность характеристики прямого устного общения.

Проповедь — это речевое общение с современным поколением

Проповедник должен говорить своему поколению, людям современной культуры. Ему необходимо говорить на том уровне, на каком люди живут, на уровне их проблем, нужд и культуры. Возможно, что каждый слушатель может быть вне слова Божьего. Он может быть или нехристианин, который просто вырос в христианской культуре, или христианин только номинально, который думает, что он христианин, но живет по-мирскому. Традиционные слова и символы могут быть неэффективными для нового поколения. Оно может думать, что это его не затрагивает. К нему нужен особый подход, новый стиль. Существует поэтому нужда в таком стиле проповеди, который делает Евангелие самым важным и самым актуальным для современного человека. Уместность проповеди — это проблема стиля. Проповедник обязан говорить современным языком. Он не может игнорировать мышление и культуру современного слушателя. Желающий привлечь вниманиеслушателей, будет настойчиво работать над уместностью стиля.

Элементы эффективного стиля

Ясность

В начале проповедь существует только в виде идеи в уме проповедника. Эта идея передается другим людям знаками языка. Если знаки не означают для слушателей того же, что и для проповедника, сообщение не получается. Следовательно, первое в письменном и устном стиле — это ясность.

Пути к ясности:

1. Основной путь к ясности идет через тему и цель проповеди. Проповедник должен сам ясно представлять свою тему и проповедь. Он должен ясно понимать, о чем он говорит. Проповедь должна быть ясна ему самому.Если он ясен в своем построении, его проповедь должна быть произнесена одним выражением. Он должен выразить всю проповедь одним предложением. Это называется утверждением проповеди. У проповеди должна быть ясная цель. Она должна как бы двигаться к цели, к ответу слушателей.

2. Путь к ясности лежит также через обязателг,ное знание проповедником слушателей. Он должен отождествлять себя со слушателями, снизойти до уровня их образования и понимания. Он не должен говорить ни ниже и ни выше уровня понимания слушателей.

3. Путь к ясности лежит через язык. Для ясного речевого

устного общения нужен богатый выбор слов и хорошая структура предложений. Язык очень часто является препятствием. Слова определяются их употреблением. Слова имеют различные значения для разных людей в разное время.

Ясный язык включает употребление ясных слов и предложений.

Проповеднику необходимо:

1. Употреблять понятные слова:

а) не научные слова. Научные слова (особенно богословские) не понимаются всеми. Такие слова нуждаются в толковании и объяснении.

б) не иностранные слова, даже с оригинальных языков Библии. Эти слова проповеднику следует уяснить для себя при изучении и привести в проповеди результат исследования.

в) пользоваться языком жизни: точным, живым, важным.

2. Предпочитать короткие слова. Короткие слова должны

быть предпочтительными, ибо они яснее длинных слов.

3. Избегать ненужных слов.Многословие не делает проповедь яснее. Можно сказать многое в нескольких

словах. Каждое слово должно быть на счету. В проповеди не должно быть лишних слов и выражений.

4. Избирать конкретные слова. Ясные слова не отвлеченные,

не общие, а специфические и конкретные. Следует использовать образные слова и выражения, которые описывают образную картину. Они воздействуют и на ум, и на чувства.

5. Хорошо составлять предложения. Это не значит, что

следует пользоваться только простыми предложениями. Стиль не должен быть монотонным. Требуется употреблять хорошо составленные простые и сложные предложения.

6. Употреблять разговорную речь. Это значит свои собственные слова и предложения. Это значит личные местоимения и личные имена. Конкретные слова всегда лучше общих слов, такие, как: «Дети!», «Братья» и т.д. Следует употреблять собственные предложения: вопросы, пожелания, фразы, цитаты, обращенные к слушателям. Разговорная устная речь не означает нелитературный язык. Должен употребляться современный литературный устный язык.

После утверждения истины проповедник должен привести пример. Не обязательно приводить пример после каждого предложения. Обычно включаются стилистические приемы:

1. Образная речь: аллитерация, ономатопия, метафоры, эпитеты, аллегория, гипербола, ирония.

2. Описания, повествования, притчи, примеры, цитаты, современные события.

Интерес

Быть ясным недостаточно. Иногда можно быть ясным, но скучным в проповеди. Эффективный стиль касается и сердец, и умов людей ясностью и интересом. Далее приводятся несколько приемов, которые помогают сделать стиль интересным.

1. Интерес через прямой подход. Данный прием заключается в том, что проповедник должен добиться непосредственного вовлечения слушателей в проповедь. Слушатель должен чувствовать, что проповедник говорит

прямо с ним. Проповедник, который заставит каждого слушателя подумать: «Откуда он знает, что такое случилось именно в моей жизни?» — действительно способный проповедник. Следует начинать оттуда, где люди находятся мысленно. Следует представить проблему, задать вопрос, сделать необычное заявление, привести пример из жизни, увязав все это с текстом.

2. Интерес через настоящее время глагола. Проповедь в

настоящем времени придает фактам проповеди ясность, дает возможность толковать факты и применять их к слушателям. Это значит, что текст толкуется и применяется к современному положению людей. Проповедь должна относиться к слушателям сейчас. Это должна быть проповедь на сегодня, а не лекция о прошлом.

3. Интерес через свежий подход. Интерес зависит от изобретательности проповедника. Искусство проповеди является быстроисчезающкм искусством. Правила не всегда обязательны. Филипс. Брукс указывал, что правила риторики должны быть помогающими друзьями, а не капризными хозяевами. После изучения главных принципов структуры проповеди, проповедник, обладая воображением, должен стать изобретательным. Следует находить новые формы проповеди. Проповедник обязан отыскать свежий подход.

4. Интерес через сравнение. Употребление сравнения (хорошее сравнение всегда рисует картину) вызывает интерес. Сравнение двух (одного, построенного на скале, и другого, построенного на песке) домов привлекло интерес слушателей Иисуса.

5. Интерес через язык. Ясный язык удерживает интерес

слушателей.

1. Личные слова и предложения привлекают внимание.

2. Прямые, конкретные, действенные слова делают стиль

интересным. Это значит употреблять конкретные существительные и действительные глаголы. Живой язык, рисующий образ, показывает и действительность.

Сила

Сила проповеди — это энергичная речь, которая завоевывает внимание и увлекает слушателей. Сила подобна интересу. Она

показывает убеждение говорящего, вызывая этим у слушателей ответное убеждение, согласие и решение. Сила достигается и ясностью, и интересом проповеди. Можно конкретизировать:

1. Сила через личность. Энергия стиля начинается с сильной личности. Сила это не механическое звучание. Она является частью личного опыта и характера проповедника. Он должен быть способным к энергичным мыслям и чувствам. Если проповедник располагает только сильным характером и сострадательной душой, он может не быть сильным проповедником. У него должно быть чувство для проповеди. Он должен вложить всю свою душу в тему проповеди, чтобы показать, что она духовно важна и ценна для слушателей. Проповедник сам должен настолько интересоваться проповедью, чтобы и других увлечь своим интересом. Он действительно должен верить в то, что проповедует, чтобы привести и других к вере.

2. Сила через личные местоимения. Как обращаться к слушателям, в первом или втором лице? Проповедники обычно обращаются на «вы». Но если проповедник отождествляет себя с людьми, то сила проповедиувеличивается. Подразумевается, что он проповедует себе. Бог сказал ему, а он говорит другим. Поэтому проповедь в духе «мы» сильнее.

З.Сила через сильный язык. Сильные слова — это конкретные и личные слова, а сильная речь — это больше, чем слова. Это язык действия. Он не допускает ни сомнений, ни слабости. Слушатели должны чувствовать: «Так говорит Господь».

4. Сила через краткость. Сила достигается краткостью. Многословие может оказаться пустословием. Точный стиль — это устная речь без ненужных слов. Каждое слово является важным. Каждое слово имеет значение. Проповедник знает, когда выделять или не выделять логическим ударением слово, чтобы подчеркнуть его.

Развитие стиля

Как проповедник развивает стиль своих проповедей? У каждого есть свой стиль, ибо «стиль — это человек». Здесь приводятся уже часто упоминаемые пути:

1. Постоянное чтение.

2. Изучение людей, к которым проповедь направлена: их

нужд, их возможностей, их языка. Необходимо помнить, что люди важнее и больше, чем идеи.

3. Изучение принципов устного речевого общения.

4. Писать как можно больше. Написанная проповедь — последний шаг в ее росте. После того, как мысль и цель проповеди утверждены, текст истолкован, материал подобран, план или схема составлена, приходит время обдумать и язык, которым будет произнесена проповедь. Каждый проповедник должен научиться писать проповеди полностью, хотя бы первые десять лет своего служения. Это не значит, что проповедник с кафедры повторяет слово в слово то, что он написал.

Цель написания проповеди — способствовать развитию и росту устного стиля. Когда проповедник пишет, он вырабатывает манеру, которой он будет выражать себя. Он слушает себя в написанном. Исправлением черновика он развивает качества ясности, интереса, энергии, необходимых для эффективной проповеди. И если он отложит рукопись в сторону и взойдет за кафедру без записок, то будет говорить таким же живым языком, какой он использовал в своей рукописи. Он действительно будет тщательно подготовлен.

Советы для окончания подготовки проповеди

1. Со схемой-планом и материалом под рукой написать проповедь от начала до конца быстро, как черновик.

2. Исправить этот черновик в соответствии с требованиями

эффективного стиля.

3. Переписать частично или полностью, если необходимо.

4. Отложить рукопись на несколько часов и дать уму отдохнуть.

5. Возвратиться к рукописи, когда время произнесения проповеди приближается. Читать и изучать проповедь до тех пор, пока она не станет частью самого проповедника.

Надо заметить, что существуют три возражения против написания проповедей:

1. Написание делает проповедь мертвой. Этого не должно

случиться, если проповедник пишет для устного изложения и не будет зависеть от рукописи.

2. Написание отнимает много времени. Если проповедник

проводит тщательную подготовку проповеди и делает заметки, то написание не должно занимать много времени. Проповедник должен подготовиться задолго до проповеди. Даже ограниченная запись проповеди помогает проповеднику. Это дает ему больше свободы за кафедрой. Ибо он не может и говорить, и готовиться говорить, стоя за кафедрой.

3. Психологические причины. Некоторые проповедники не

могут писать проповеди, а потом произносить их эффективно. Если это так, а не является прикрытием нестарания и лени, проповедник должен найти другие пути к эффективному стилю.

Некоторые выражают свои проповеди устными словами после того, как они составили план. Некоторые диктуют и потом читают, чтобы видеть стиль. Другие записывают проповеди тогда, когда они проповедуют, и критикуют сами себя позже.

У следующих проповедников прошлого всегда можно поучиться стилю проповедей:

1) Джон Уиклиф (1320-84);

2) Ян Гус (1369-1415);

3) Мартин Лютер (1483-1546);

4) Ульрих Цвингли (1484-1531);

5) Филипп Меланхтон (1497-1560);

6) Джон Нокс (1505-72);

7) Жан Кальвин (1509-64);

8) Джонатан Эдварде (1703-58);

9) Джон Уэслеи (1703-91);

10) Джордж Уайтфилд (1714-70);

11) Джон Флетчер (1729-85);

12) Франсис Эшбери (1745-1816);

13) Чарльз Симеон (1759-1836);

14) Питер Кар-грайт (1785-1872);

15) Чарльз Г.Финней (1792-1875);

16) Генри Уорд Бичер (1813-87);

17) Фредерик У.Робертсон (1816-53);

18) Александр Макларен (1826-1910);

19) Чарльз Гэддон Сперджен (1834-92);

20) Филлипс Брукс (1835-93);

21) Двайт Л.Муди (1837-99);

22) Фредерик Б.Майер (1847-1929);

23) Г.Кзмпбелл Морган (1863-1945);

24) Джон Генри Джоуэтт (1864-1923);

25) И.С.Проханов (1869-1935).

В качестве примера для анализа стиля студентами рассмотрим проповедь д-ра богословия Джоржа У.Труэтта «Молитва о пробуждении».

Молитва о пробуждении

«Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе»

(Пс.84.7).

Этот текст — короткая молитва, но какое огромное значение она таит в себе. Дай Бог, чтобы все мы сегодня вознесли ее из глубины наших сердец! Это мольба за Божий народ. «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?1

Давид не молился о том, чтобы изменились условия и обстоятельства, но молился за народ, за Божий народ: «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой зозрадоваЛся о Тебе?» Давид усвоил один весьма важный урок: он убедился, что всякое глубокое и великое проявление благодати в этом погибающем мире может совершиться только в том случае, если оно прежде всего начнется в сердцах народа Божьего. Это утверждение верно и спорить с ним нельзя: когда с народом Божьим все обстоит благополучно, тогда и дело Божье растет, ширится и процветает. Но если народ Божий охладел, тогда и дело Божье в упадке.

Молитва существенный фактор пробуждения

Этот урок усвоен всеми прошлыми поколениями и передан нам. Всякому великому проявлению благодати Божьей предшествовала молитва. Народ Божий не только пребывал в молитве к Богу, исповедуя свои грехи и смиряя свои сердца, но и действительно подчинял Богу свою волю, дабы Бог творил

с ним то, что Ему угодно. Никогда раньше не было и не могло быть ни одного глубокого и всеобъемлющего действия благодати Божьей там, где не было молитв Божьего народа о пробуждении. Молитва — единственное средство для получения милости и благодати Божьей. Вся история народа Божьего является подтверждением этой истины. Израильтяне вегипетском рабстве горячо молились обизбавлении, и Бог услышал их. Во дни Неемии, когда дело Божье было в ужасном упадке и пренебрежении, небольшая группа верных Богу людей пребывала в молитве, ожидая от Бога духовного пробуждения и национального благоденствия. Бог ответил на их горячую молитву: стены Дома Божьего и города Иерусалима были воздвигнуты. Так пришло и духовное пробуждение во дни благочестивого царя Иосии. Народ пребывал перед Богом в молитвенном ожидании и Он, Милостивый, не замедлил излить на них Свое благословение. То же можно сказать об излиянии Духа Святого в день Пятидесятницы. Благословение Божье, которое таким чудесным образом распространилось на целое поколение, было связано с тем, что в течение десяти дней народ Божий не делал ничего дурного, только пребывал единодушно в молитве. Десять дней и ночей ученики Христа оставались там, в верхней горнице, вдали от толпы. Христос обещал — и они с глубокой верой ожидали обещанной свыше силы.

Усвоим ли мы когда-нибудь, братья и сестры, этот урок? Поймем ли мы, что время, проведенное нами в усиленной молитве за дело Божье, — время не потерянное, а выигранное? Лично я не верю, что во всех, так называемых, «социальных пробуждениях», которые устраивают люди, Бог прославляется, а люди духовно возрождаются. Пробудительные собрания только тогда достигают цели, когда во время их, до них и после них сердца народа Божьего охвачены пламенной молитвой о спасении погибающих. Когда же мы, наконец, поймем и близко примем к сердцу тот очевидный факт, что молитва является основным условием истинного духовного успеха? Вы сами знаете, что я говорю правду, ибо вы неоднократно проверили это вашим собственным христианским опытом. Вспоминая свое прошлое, те события и Случаи, когда Господь особенно благословлял вас в деле приобретения дут, вы убеждались, что это были мощные духовные бланк,тннчшн, подаренные вам десницей Божьей, это были дни, когда мм

слышали Его шаги, видели, как Его могущественный дух пронизывал сердца грешных людей и покорял их Себе. Это были те времена, когда ваше собственное сердце было свободно от самодовольства, когда вы сами взывали к Богу из глубочайших недр вашей души, умоляя Его — восстать на защиту Своего Собственного Дома и спасти грешников, за которых умер Христос.

Вы сами являетесь свидетелями той важной истины, что всякий раз, когда мы обладали особенной силой, проявившейся в приобретении душ для Бога, это была сила от Бога. Какое же у нас основание ожидать силы от Бога, когда мы не являемся мужами молитвы, мужами истинного ходатайства за погибающих?

Всякий раз, когда мы проявляли особую силу над людьми, они не могли противостоять нашим призывам. Всякий раз, когда люди смирялись перед нашим свидетельством и мы видели воочию победу Божью над человеческой душой, это были те времена, когда мы жили в контакте с Богом, когда наши души пребывали в сознательном общении с Ним. Такое переживание человек может испытывать только через благодатное действие молитвы.

Истинное сострадание к погибающим душам рождает в наших сердцах могущественную молитву.

Когда «Иго Христово» взято человеком, только тогда познает он бремя молитвы. О братья! Берегитесь легкого, поверхностного, бесслезного, быстрого приведения душ ко Христу. Если грешники обращаются к Богу, то это происходит потому, что народ Божий участвует в этом своими усиленными молитвами. О сколько глубочайших молитвенных воплей верующих сердец возносится к Богу, чтобы погибающие грешники могли обрести спасение!

Когда я был еще мальчиком, в старой сельской церкви, летом, устраивались специальные ежедневные собрания утром и вечером. Фермеры собирались на эти собрания большими толпами, но никаких результатов не наблюдалось. Я видел этих фермеров и часто слышал их разговоры, которые они вели перед началом собрания, толпясь в тени развесистых деревьев. Вот один обращается с вопросом к другому:

— Ну как, сосед, чувствуешь ли ты в своем сердце бремя за погибающие души?

Звучал нерешительный ответ:

— Нет, друг, к сожалению, должен сказать тебе, что я еще не чувствую особого бремени.

Этот же вопрос они задавали друг другу и на следующий день:

— А сегодня? Чувствуешь ли ты сегодня бремя за души? Снова и снова они спрашивали друг друга об этом. Наконец,

один из них дрожащим голосом, с глазами, полными слез, ответил:

— О да, брат, я чувствую! Бог мне — Судья! Я не мог спать прошлой ночью. Все время я испытывал и проверял себя. В результате такой проверки я ощутил в себе величайшую потребность молиться и взывать к Богу о спасении погибающих. Я увидел своих собственных гибнущих сыновей. Ваших детей погибающими… Всех наших, идущих в погибель… О я чувствую такое великое бремя, что не могу вам передать.

Конечно, я был слишком мал, чтобы проникнуться происходящим, но я помню, с каким благоговением я слушал эти заявления, и моя душа чувствовала, что Бог где-то вот тут, очень близко. И Он, действительно, там присутствовал. Когда мы после этого входили в старый Дом Молитвы и собрание начиналось, молитвы произносились трепетными устами, гимны пелись от всей души, Бог незримо присутствовал в собрании и люди подчиняли свои сердца животворящему действию Святого Духа. И если предшествующие собрания проходили весьма сухо и поверхностно, натянуто и холодно, то теперь они были как бы зажжены, пылая необычайным духовным горением. Молитвенные вопли и рыдания раздавались в разных местах. Погибшие грешники спрашивали:

«Что нам делать, чтобы спастись?» Что же случилось? Случилось то, что ответственность за погибающие души охватила души народа Божьего. Без этой душевной обремененности всякая попытка «спасать души» обречена на неудачу. Когда же народ Божий берет на себя это «бремя», в церкви совершаются великие, дивные дела Божьи. Будем же терпеливо ждать благословений от Бога в уединенной молитве. Будем лучше исследовать и проверять наши собственные сердца, и просить Бога показать нам самих себя. Будем беседовать с Богом, изливая всю душу перед Ним, прося Его: «О Боже, дай мне такие чувства и такое отношение к делу Твоему, какие Тебе Единому угодны».

Вы и я, все мы, братья и сестры, должны так делать, должны начать так молиться уже сегодня, ибо дело спасения душ, порученное нам, верующим, не терпит отлагательства.

Какая молитва угодна Богу?

Несколько месяцев тому назад известный евангелист проводил свои духовно-пробудительные собрания. Огромное помещение, отведенное для этой цели, каждый вечер осаждалось толпами народа, и проповеднику до крайности приходилось напрягать свой голос, чтобы все могли его слышать. Но проходил вечер за вечером, а от проповеди не замечалось никаких результатов. Однажды вечером, закончив собрание, проповедник возвратился к себе в комнату и стал готовиться ко сну. Вошел хозяин, у которого он остановился. Они спали в одной комнате. Жена хозяина несколько лет тому назад отошла к Господу. В семье остались две взрослые, очень красивые, но светские до крайности, дочери.

Хозяин, войдя, ничего не сказал. Проповедник, окончив свои приготовления, лег в постель. Хозяин, пригорюнившись, сидел на краю своей кровати в другом углу комнаты. Некоторое время спустя, когда проповедник, лежавший с закрытыми глазами, уже приготовился пожелать спокойной ночи и уснуть,раздались рыдания. Проповедник привстал. Он увидел, что его хозяин, закрыв лицо большими мозолистыми руками, всем своим грузным телом содрогается от рыданий. Позвав его по имени, проповедник спросил:

— В чем дело? Что Вас так тревожит? Хозяин ответил:

— Вы должны знать — что! Вы живете в моем доме вот уже три дня. Вы должны бы уже узнать, что меня терзает…

Тогда с глубоким сочувствием проповедник произнес:

— Да, я знаю! Это — Ваши дочери.

— Верно, — подтвердил хозяин и добавил, — у них теперь нет матери. Ответственность за их вечную участь с такой силой охватило сегодня всю мою душу! Ничего подобного я никогда не испытывал… О если бы Мария (старшая дочь) пришла к Господу, проблема с Еленой разрешилась бы сама: Елена всегда делает то, что делает Мария.

Проповедник предложил:

— Отлично! Вознесем нашу молитву за Марию к Богу.

Встав, они опустились рядом на молитву. Они горячо молились за Марию. Молились только о ней. Они просили Всемогущего Спасителя завладеть ее сердцем. Закончив молитву, проповедник лег в постель. Взволнованный отец потихоньку вышел из комнаты, освещенной луной. Дверь закрылась. Проповедник вскоре уснул и проснулся рано утром, когда дверь отворилась и на пороге появился хозяин. Проповедник, взглянув на кровать хозяина, понял, что тот всю ночь отсутствовал.

— Где Вы были? — спросил проповедник.

— Я скажу Вам, но прошу не разглашать этого. Всю ночь я провел под открытым небом, ходатайствуя перед Богом за Марию. Господь утешил меня внутренней уверенностью, что еще сегодня Мария придет ко Христу.

— Вы убеждены в этом? — спросил проповедник.

— Да, Вы станете свидетелем этого благословенного события еще сегодня.

В тот же день, когда проповедник, закончив свою утреннюю проповедь, предложил желающим принять Спасителя, выйти к кафедре и открыто исповедовать Его перед людьми, Мария с сияющим лицом вышла и заявила:

— Я встретила Спасителя во время Вашей проповеди! Я счастлива поделиться этой радостью спасения со всеми вами…

Неужели кто-то усомнится, что между молитвой отца и решением дочери существовала живая, реальная связь? На следующий день, только проповедник начал свою проповедь, посреди многолюдного собрания встала младшая дочь Елена. Она сказала:

— Братья и сестры, я тоже решила отдать свое сердце Спасителю…

Я спрашиваю опять, неужели вы сомневаетесь, что и тут была живая связь между молитвой отца и спасением дочери? О Боже, возложи на нас бремя ответственности за погибающие души! У апостола Павла было это бремя, когда он восклицал: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти1(Рим.9.1,2). Дал бы Бог и нам это бремя! Таков путь Божий. Пусть же он станет нашим путем!

Почему Бог ожидает от нас обременительной молитвы, когдамы просим о пробуждении душ?

Причин для этого много. Но вот одна из них: таков план Божий. В своей безграничной мудрости Бог установил такой порядок и этого достаточно для нас. Бог все время показывает нам, что самым могущественным орудием привлечения людей ко Христу является молитва. Вспомните некоторые из Его наставлений, касающихся молитвы. Нам, верующим, надлежит всегда молиться и не унывать, молиться с верой, нисколько не сомневаясь, молиться за всех людей! Мы грешим против Господа и людей, если перестаем молиться о них. Как труд полезен для нас в мире физическом, так и молитва — в мире духовном. Мы должны упражняться в благочестии духовным подвигом. Но и это не все. Наше молитвенное пребывание перед Богом и упование на Него, это — исповедание нашей личной беспомощности и нужды в благодати и силе Божьей, которые необходимы нам даже тогда, когда мы печемся и заботимся о благосостоянии и духовном росте душ. О братья, как это печально, что наши новообращенные начинают иногда свою христианскую жизнь таким бесцветным, бессодержательным, жалким образом! Какое великое и важное дело для христианина — родиться свыше и вести освященный, ревностный образ жизни. Мы должны оберегать ЦерковьХристову от проникновения в ее среду невозрожденных людей, не знающих, что значит «выйти из мира», «не любить мира», «не прикасаться к нечистому», «выйти з» стан, нося Его поругание…».

Отчего многие члены церкви не растут духовно, всю жизнь оставаясь в духовном младенчестве? Существует только один ответ на это: они начали свою духовную жизнь неправильно. Их духовное окружение оказалось для них неблагоприятным. С самого начала они не были введены в правильную духовную колею и продвигались по этой, неправильной колее.

Мы, старые верующие, бываем способны принять на себя заботу о новообращенном только в том случае, если сами ведем правильную молитвенную жизнь, скорбя за души.

Что было бы с новорожденным младенцем, если бы его взяли из материнских рук и бросили в сугроб? Не то ли самое ожидает новорожденного младенца во Христе, если он попадает в церковь, духовная атмосфера которой — холодящая, леденящая, светская, к Божьим требованиям враждебная или безразличная?

Результат может быть только один — крайняя скудость духовной жизни, ведущая к кораблекрушению в вере, к бесполезной жизни. Вот что бывает там, где нет ответственности за души. Господь недаром установил такой порядок ведения Его дела. Он знал, что когда души будут дарованы нам в ответ на наши горячие молитвы, мы в состоянии будем и позаботиться о них надлежащим образом.

Молитесь, ибо спасение от Господа

Мы склонны забыть, что спасение не от наших методов и усилий, а от Господа. Да, теоретически мы это воспринимаем, но что бывает на самом деле? Спросите любого из нас, верим ли мы, что спасение от Господа? С большой готовностью мы все ответим утвердительно. Но насколько глубоко мы верим этому? Сознаем ли мы то, что для нас лично так же легко воскресить нескольких мертвецов на ближайшем кладбище, как «возродить свыше» нескольких милых детей нашей воскресной школы или самую известную особу в нашем городе? Запомним же раз и навсегда, что спасение — Божье дело, обращение людей к Богу — Божье дело, подготовка людей для Небесного Царства — Божье дело. Мы познаем эту непреложную истину только тогда, кода достаточно стоим на коленях перед Богом. Когда мы выступаем перед людьми с проповедью, нам кажется иной раз, что мы мало придаем значения «добрым делам», но когда мы склоняем нашу голову перед Богом, наша полная беспомощность спасти себя или оживить кого-либо ярко обнаруживается, и мы с чувством крайней непригодности и с глубоким смирением ожидаем спасения только от Бога.

Возвратимся теперь к тексту Писания, стоящему в заголовке нашей беседы: «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?» Вот молитва, которая должна была бы стать дыханием нашей жизни. Желаете ли вы сделать эту молитву вашей личной? Я задаю вам этот вопрос прямо и прошу вас прямо ответить на него со всей искренностью. Является ли эта молитва нашей молитвой сегодня? Не забывайте никогда, что в деле Божьем каждый из нас служит либо помощником, либо помехой. Я обращаюсь к верующим христианам, людям, носящим имя Христово: мы — либо содействуем Божьему делу, либо противодействуем ему. Вы спросите: «Как могут дети Божьи препятствовать духовному пробуждению?»

Они могут делать это неосознанно, из-за своей неопытности и неосвященной плотской жизни. Праздный христианин, например, всегда будет препятствием в деле Божьем. Христиане созданы на добрые дела и не могут быть праздными или немыми. Их уста не могут быть замкнуты для молитвы и свидетельства, когда бессмертные души уходят в вечность без покаяния. Христиане должны быть деятельными в этом мире, активными. Человек может следовать за Христом, только раскаявшись в своей лени и посвятив всю свою жизнь, без остатка, Христу. Праздный христианин — только помеха в деле Господнем. О христиане, если вы праздны, вы препятствуете Богу в создании Царства Его на земле. Вспомните предупреждающие слова Христа: «Кто не со Мной, тот против Меня и кто не собирает со Мной, тот расточает». Слова эти относятся прежде всего к праздным. Для праздного христианина нет оправдания. Иисус проклял даже смоковницу за ее бесплодие. Смоковница должна была принести плод, но она не принесла его. За это Христос проклял ее. Мероз, о котором упоминает Девора-пророчица в своем гимне (Суд. 5 гл.), подвергся проклятию за свою бездеятельность. Мероз не совершил никакого видимого зла. Он не поднял оружия против родственных ему колен Израиля. Мероз не был в стане противников или изменников Израиля. Мероз просто остался дома, предоставив братьям своим выйти и самим сражаться с армией язычников. Они вышли, сражались и одержали победу. Но в гимне их победы слышится трагический припев Ангела Господня: «Прокляните Мероз, -говорит Ангел Господень, — прокляните жителей его за то, что не пришли на помощь Господу с храбрыми…». Заметьте, что проклятие всегда означает кару, наказание, гибель.

Всякий христианин, находящийся в неправильном отношении с Богом, противодействует делу Божьему. О, если бы мы только уразумели всю серьезность и значение этого! Нам понятно, в каком смысле христианин препятствует делу Божьему, когда он ведет нехристианский образ жизни, но, братья мои, раны Христу наносят не только в доме Его врагов, но часто и в доме настоящих Его друзей. Любящие Христа и готовые принять от Него мученическую смерть, часто наносят делу Божьему непоправимый ущерб своими легкомысленными поступками и поведением или необдуманными словами и заявлениями. О, как часто мы сами мешаем делу Христову! Нам нет надобности слишком беспокоиться о том, чтобы какой-нибудь шумливый безбожник извне не повредил делу Божьему.

Не в этом наша главная беда, а в том, что сами дети Божьи разрушают то, что Господь созидает. Как нам избежать подобных явлений? Вот в чем наша основная забота. Если мы говорим не то, что надо, если мы делаем то, чего не следует делать, если в нашей жизни обнаруживаются вещи, не соответствующие нашему званию, если мы ведем мирской образ жизни и далеки от того, чтобы проявлять качества характера, присущие христианам, и тем самым даем повод окружающим нас людям считать, что наша религия — только теория, а не движущая сила всей нашей жизни, тогда мы действительно в весьма досадной степени мешаем Делу Христа.

Мы препятствуем делу Христову, когда с внешней стороны все как-будто обстоит благополучно, в то время, как внутри нас самих скрывается некая духовно-злокачественная язва. Я не знаю никакой более серьезной опасности в жизни христианина, чем опасность загрязнения тайников его души и лишения из-за этого притока благодати Божьей. Тайники сердца, которых не знают и не могут знать ни жена, ни самый близкий друг, но которые обнажены перед очами Божьими -либо помогают окружающим нас людям приблизиться к Богу, либо удаляют их от Бога.

Если сердце христианина в правильном отношении к Богу, то одна его молитва, исходящая из глубины сердца, имеет больше значения и силы в деле Божьем, чем тысячи молитв, произнесенных при нарушении правильного отношения с Богом. Не удивительно, что царь Давид молился о том, чтобы Бог возвратил ему радость спасения. Заметьте, чтобы возвратил -не спасение, а радость спасения. «Возврати мне радость спасения Твоего… (и тогда я) научу беззаконных путям Твоим и нечестивые к Тебе обратятся1(Пс.50). Когда человек в правильном отношении к Богу, молитва его обладает силой. Он способен замкнуть небеса или открыть их, как это сделал пророк Илия.

О молитве праведного сказано, что она «много может». Следовательно, тайное состояние наших сердец способствует или препятствует проповеди Евангелия. В Библии описан один случай, выделяющийся среди всех других своей крайней серьезностью, — случай с Аханом. Тайный грех Ахана и те страшные последствия, к которым он привел армию Иисуса Навина и семью Ахана, — грозное предостережение всем нам: не допускать тайного греха! Грех Ахана сначала известен только ему самому и Богу, но потом был обнаружен перед всеми и покарай.

О братья, я охотнее согласился бы лежать заколоченным в гробу и быть заживо погребенным, чем проповедовать Евангелие с сердцем, находящемся в неправильном отношении к Богу, проповедовать с душой, потерявшей общение с Господом, потому что вместо помощи я буду только мешать другим. Смерть была бы бесконечно предпочтительней для христианина, чем такое существование, при котором он сам препятствует спасению других, сам задерживает благословенный поток жизни, текущий от Бога к людям. Христианин является либо каналом, через который Бог ниспосылает Свою Благодать погибшим людям, либо затором в этом канале. Бог желает видеть нас проводниками Его Благодати. Бог всегда готов благословить нас и через нас достичь других людей, но при одном условии — если почувствуем крайнюю нужду в этом и сильно такого благословения возжелаем. В 7-й главе 2-й книги Паралипоменон Бог открывает, что необходимо нам для приобретения душ. Следование этим указаниям никогда не бывает безуспешным. Там сказано: «Если смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться и взыщут лица Моего, и отвратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба, и прощу грехиих, и исцелю землю их1‘. Соблюдение Божьего условия никогда не разочарует нас. Мы непременно получим Божье благословение, если в точности претворим в жизнь то, что указано Богом в этом стихе. Бог не может произвести духовное пробуждение там, где свил себе порочное гнездо грех. Грех нерадения о душах.

Как смеем мы довольствоваться существующим положением Христовой Церкви, при котором верующие дети Божьи остаются духовно спящими, непробужденными? Как можем мы довольствоваться таким положением, когда окружающие нас люди еще не пришли к глубокому сознанию своей греховности перед Богом и не обращаются ко Христу? Можем ли мы удовлетвориться безрезультатностью нашей духовной жизни? Если можем, то духовного пробуждения, о котором мы говорили, никогда не будет!

Проповедник, который может спокойно, из месяца в месяц, из года в год, проповедовать, не видя людей, обращающихся к Богу, никогда не увидит в своем служении обращенных. Я скажу вам, что дело, к которому мы призваны, дело жизни исмерти. Церковь, члены которой могут сидеть сложа руки, спокойно спать и аппетитно кушать, в то время, как люди не

обращаются к Богу, не должны ожидать Божьего благословения. Они не увидят в своей церкви прироста членов, не услышат свидетельства:

«Здесь, в этом зале, я обратился к Богу». Обращение грешников — не только дело одного проповедника, а дело всей церкви, дело каждого ее члена в отдельности.

Вы желаете видеть в вашей церкви духовное оживление? Вы увидите его, если вы, члены общины, возжелаете этого пробуждения больше и выше всего на свете.

Позвольте мне еще раз напомнить вам о нашем главном жизненном назначении. Мы находимся здесь, на земле, для того, чтобы провозглашать направляющимся в вечность мужчинам, женщинам и детям о спасающей Благодати Иисуса Христа. Делать это везде, всегда и всеми доступными нам способами и средствами. Нужно ли мне напоминать вам об этой обязанности? Вы сами должны помнить, что преподавание в школах — только временное занятие, как временна и медицинская практика, и практика юридическая, работа в торговле, промышленности и сельском хозяйстве. Все это только временное в жизни, которую нам назначено прожить здесь, на земле. Главнейшее наше назначение в жизни — указывать людям на Христа. Нужно ли упоминать при этом о нашей с вами ответственности перед Богом, если мы окажемся неверными в нашем Ему служении? Можем ли мы ответить Богу так, как ответил Каин: «Разве я сторож брату моему?» Нет! Так ответить мы не можем! Наша прямая братская обязанность быть стражем брату до крайнего предела, до предельной возможности, быть ему стражем и помощником, потому что оставляя брата без должного внимания, можно стать его духовным убийцей.

Представим себе, что где-то на улицах нашего города, в данный момент умирает человек. Вы наткнулись на него по дороге домой. Он опасно болен или мертвецки пьян и поэтому лежит совершенно беспомощный. Вообразим также, что наступает холодная ночь. Снег падает большими мокрыми хлопьями, а человек беспомощен, лежит возле дороги в канаве, даже не сознавая той страшной опасности, в которой он находится. Вы участливо или безучастно взглянули на него и прошли мимо, предоставив беднягу самому себе и жуткой участи. Поутру вы читаете в газете о смерти несчастного. Кто виновен в его гибели? В глазах Неба — только вы. Кровь этого

несчастного Бог взыщет с вас. Но неужели мы менее ответственны перед Богом за тех, кто погибает на наших глазах духовно? Вот наш сосед, брат или друг. Вот он «во зле лежит» и не может подняться, окруженный духовным мраком и даже не сознающий этого. Он может не дотянуть до утра и уйти в вечность, не понимая своего трагического положения. Он без Бога, без надежды, без света, без жизни, без спасения. Мы все об этом отлично знаем, продолжая сидеть сложа руки, оставляя его во тьме, предоставляя ему свободу умереть во грехах и уйти в вечную погибель. Поступая так, мы становимся виновниками его бесконечных страданий. Когда он сойдет в пучину смерти, кровь его взыщется с нас.

Желаете ли вы, чтобы Бог оживил вас самих, вашу церковь и ваш народ? Бог желает этого! Желаете ли вы, братья и сестры, чтобы Господь ниспослал вам такое пробуждение совести, обновление духовных сил и радость спасения, при которых вы стали бы способны делать то, что Он хочет? Желаете ли вы этого? Ответьте искренно на этот вопрос. И пусть каждый брат и каждая сестра, желающие пробуждения, от всей души скажут:

— Да, я желаю, я глубоко желаю, чтобы воля Божья совершилась в моей личной жизни, в моей семье и в моей церкви!

Так вознесется же из наших сердец искренний молитвенный вопль к Богу:«Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?.. Яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам!» (Г1с.84.7,8).

Задания

Укажите в этой проповеди:

1) классификацию проповеди;

2) связь темы с текстом;

3) вид введения;

4) утверждение проповеди;

5) разделы проповеди;

6) прием для поддержания интереса;

7) виды примеров;

8) силу и энергию проповеди;

9) уместность призыва;

10) вид окончания.