Библиотека soteria.ru
Трактат о делах шести дней
Фома Аквинский
Дата публикации: 17.09.16 Просмотров: 4462 Все тексты автора Фома Аквинский
Вопрос 69. О делах дня третьего
Раздел 1. В самом ли деле собрание вод имело место, как сказано, в день третий?
С первым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предположение о том, что в третий день произошло собрание вод, ошибочно. В самом деле, о созданном в первый и второй дни явно говорится именно как о «созданном», что очевидно из слов: «Сказал Бог: «Да будет свет»» и «[Сказал Бог]: «Да будет твердь»»1. Но третий день противопоставлен первому и второму дням2. Поэтому дела третьего дня [также] должны быть описаны как создание, а не как собрание.
Возражение 2 Далее, земля до того момента была полностью покрыта водами, ибо о ней написано как о «невидимой»3. Следовательно, на земле не было такого места, в которое могли бы быть собраны воды.
Возражение 3. Далее, вещи, которые непосредственно не соприкасаются, не могут занимать одно место. Но не все воды находятся в непосредственном соприкосновении, и потому они все не были собраны в одном месте.
Возражение 4. Далее, собрание является модусом пространственного движения. Но воды текут по природе и впадают в моря. Следовательно, в данном случае Божественное установление кажется излишним.
Возражение 5. Кроме того, земля получила имя при первом своем сотворении, что очевидно из слов: «В начале сотворил Бог небо и землю». Поэтому об установлении ей имени в третий день, похоже, написано зря.
Этому противоречит авторитет Священного Писания.
Отвечаю: данный вопрос не имеет однозначного истолкования — тут уместней всего привести различные суждения, высказанные Августином и другими святыми авторами. Так, согласно Августину4, последовательность этих дел указывает не на порядок [предшествования по] времени, а на порядок [предшествования] по происхождению и природе. Он говорит, что сперва были созданы бесформенная духовная и бесформенная телесная природы, и что [именно] о последней идет речь при первом упоминании о «земле» и «воде». Однако эта бесформенность предшествовала оформленности не по времени, а только по происхождению, и одно формирование предшествовало другому не в смысле продолжительности, а просто в порядке природы. Сообразно этому, во-первых, было указано на формирование высшей, духовной природы, о чем свидетельствуют слова о том, что свет был создан в день первый. Далее, поскольку очевидно, что как духовная природа возвышеннее телесной, так и более высокие тела благороднее более низких, то, во-вторых, словами «да будет твердь» указывается на формирование высших тел, [причем под твердью] должно понимать отпечаток небесных форм в бесформенной материи, и это предшествовало остальному не по времени, а только в порядке происхождения. Третьим же по очереди указывается на отпечаток в бесформенной материи форм элементов, и это делается также только в смысле предшествования в порядке происхождения. Поэтому слова: «Да соберется вода… в одно место, и да явится суша» означают, что в телесной материи была отпечатана субстанциальная форма воды, результатом чего и явилось это движение, и субстанциальная форма земли, результатом чего было такое явление.
Что же касается других святых авторов5, то они полагали, что в [этих] делах должно усматривать продолжительность, т. е. что бесформенность материи предшествовала ее оформленности и одни формы другим [именно] в порядке времени. При этом они отказывались принять, что бесформенность материи означает полное отсутствие формы, ибо, коль скоро небо, земля и вода были выведены под своими «чувственными» именами, они должны были так и существовать. Поэтому под бесформенностью они понимали недостаток должного различения и совершенной красоты, и в связи с этими тремя [(т. е. небом, землей и водой), говорили они] Священное Писание упоминает о трех видах бесформенности. Наивысшее из них, небо, будучи источником света, было бесформенным до тех пор, пока его заполняла «тьма». На бесформенность занимающей среднее место воды указано словом «бездна», поскольку как сказал Августин, это слово обозначает неупорядоченную водную массу6. В-третьих, о бесформенном состоянии земли говорится тогда, когда земля называется «безвидной» или, как склонны читать некоторые, «невидимой», поскольку она была скрыта под водой. Таким образом, оформление высшего тела произошло в день первый, и поскольку время является следствием движения неба и числовою мерой движения наивысшего тела, то в результате этого оформления и началось различение времен, а именно ночи и дня. Во второй день было оформлено среднее тело, вода, благодаря небесной тверди получившее своего рода различение и порядок (притом понятие «вода» можно понимать в расширительном смысле, о чем было сказано (68, 3)). В третий день обрело свою форму и низшее из тел, земля, что произошло вследствие собрания вод, за чем последовало различение земли и моря. И об этом недвусмысленно свидетельствует Писание словами: «Да явится суша».
Ответ на возражение 1. Согласно Августину7, Священное Писание не говорит о делах третьего дня как о делах творения постольку, поскольку оно говорит так о делах предшествующих, тем самым давая понять, что высшие и духовные формы ангелов и небесных тел совершенны и неизменны в своем бытии, в то время как низшие формы несовершенны и изменчивы. По этой причине отпечаток таких [низших] форм и рбозначен через собрание воды и явление земли (ведь, как сказал Августин, «вода подвижна и текуча, а земля — неподвижна»8). Другие же, со своей стороны, придерживаются того мнения, что дела третьего дня были делами совершенствования путем перемещения, по каковой причине Писание и не говорит о них как о делах творения.
Ответ на возражение 2. Если придерживаться точки зрения Августина, то этот аргумент вообще не имеет смысла, поскольку в таком случае земля вовсе не была изначально покрыта впоследствии собранными водами, но то и другое было создано вместе. Что же касается мнения других авторов, то тут имеется три варианта решения, о которых также упоминает Августин9. Первый предполагает, что воды сначала были подняты вверх и уже там собраны вместе (поскольку, как заметил Василий10, [по крайней мере] относительно Красного моря доказано, что оно может быть выше земли). Согласно второму вода покрывала землю подобно облаку или туману, собрание же воды осуществлялось посредством конденсации. Третий вариант предполагает образование в земле углублений, в которые и слились воды. Из этих трех объяснений наиболее вероятным кажется первое.
Ответ на возражение 3. Целью вод является море, к которому они стекаются явными или скрытыми потоками, и это, говорят, может служить причиной того, что о них говорится как о собранных в одном месте. Или же «одно место» следует понимать не как просто место, а как противопоставление месту суши, так что когда говорится: «Да соберется вода… в одно место», то имеется в виду «отдельно от суши». То же, что воды заняли мест больше, чем одно, явствует из слов: «Собрание вод [Бог] назвал «морями»».
Ответ на возражение 4. Божественное установление сообщает телам их естественные движения, и этими естественными движениями, они, говорят, и «исполняют слово Его». Или же можно сказать, что вода покрывала землю согласно своей природе подобно тому, как воздух полностью окружает воду и землю, но так как было необходимо достигнуть определенной цели, а именно: чтобы на земле могли существовать растения и животные, потребовалось, чтобы часть земли была освобождена от вод. Некоторые философы приписывали такое раскрытие земной поверхности действию солнца, благодаря которому происходит испарение, вследствие чего и осушается земля. Однако Священное Писание приписывает это божественной силе, причем не только в книге Бытия, но также и в книге Иова, где от лица Бога сказано: «Я утвердил морю… запоры и ворота» (Иов. 38, 10), и в книге Иеремии, где читаем: «Предо Мною ли не трепещите? Я положил песок границею морю» (Иер. 5, 22).
Ответ на возражение 5. По мнению Августина, при первом упоминании земли речь идет о первичной материи, а в рассматриваемом стихе говорится уже о самом элементе11. Можно также согласиться и с мнением Василия, согласно которому в первый раз о земле упоминается с точки зрения ее природы, а в данном случае — с точки зрения ее главного свойства, а именно сухости12, поскольку сказано: «Он назвал сушу «землею»». Кажется вероятной и точка зрения раввина Моисея, согласно которой выражение «Он назвал» обозначает соименное использование уже примененного термина. В самом деле, мы видим, что сначала «назвал Бог свет «днем»», а позже период времени в двадцать четыре часа также называется днем, ибо сказано: «И был вечер, и было утро, день один». Подобным же образом и «твердь», то есть воздух, «назвал Бог «небом»», хотя то, что было создано в начале, также было названо «небом». И в данном случае говорится, что «сушу», то есть часть [земли], с которой сошли воды, «Он назвал «землею»», тем самым отличив ее от моря, хотя слово «земля» применимо к земле независимо от того, покрыта она водами или нет. Поэтому под выражением «Он назвал» должно понимать обозначение или природы, или свойства, которое Он даровал тому, что уже прежде получило это же имя.