Библиотека soteria.ru
Трактат о делах шести дней
Фома Аквинский
Дата публикации: 17.09.16 Просмотров: 4462 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 2. В самом ли деле создание растений имело место в день третий?
Со вторым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предположение о том, что создание растений произошло именно в третий день, ошибочно. Ведь растения, как и животные, наделены жизнью. Но создание животных относится не к делам различения, а к делам украшения. Поэтому и создание растений, которое также относится к делам украшения, не должно приписывать третьему дню, который был посвящен делам различения.
Возражение 2 Далее, дело проклятия земли должно быть отделено от дела наделения ее формами. Но слова: «Проклята земля за тебя… терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3, 17, 18) демонстрируют, что проклятие осуществилось через создание в земле некоторых растений. Поэтому создание растений вообще не должно приписывать третьему дню, который был посвящен делам оформления.
Возражение 3. Далее, не менее прочно, чем растения, в земле укоренены камни и металлы, однако при описании дел оформления о них не сказано ни слова. Поэтому и о растениях не должно говорить как о созданных в третий день.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «И произвела земля зелень, траву…» и т. д., после чего следуют слова: «И был вечер, и было утро -день третий» (Быт. 1, 12, 13).
Отвечаю: в третий день, как уже было сказано (1), был положен конец бесформенному состоянию земли. Но это состояние описывается двояко. С одной стороны, земля была «невидимой», или «безвидной», т. е. покрытой водами; с другой — она была «бесформенной», или «пустой», т. е. лишенной той привлекательности, какую придают ей растения, облекая ее, так сказать, в [нарядные] одежды. Итак, в день третий бесформенное состояние земли заканчивается с точки зрения обоих этих аспектов: во-первых, когда «собралась вода… в свои места, и явилась суша»; во-вторых, когда «произвела земля зелень». Но что касается способа производства растений, то тут мнение Августина отличается от мнения остальных. В самом деле, тогда как другие комментаторы, отталкиваясь от поверхностного прочтения текста, утверждают, что в третий день растения во всех своих разновидностях были созданы актуально, Августин говорит, что здесь имеется в виду, что земля произвела травы и деревья в их причинах, то есть она получила [сокровенную] силу производить их13. При этом он подкрепляет свое толкование авторитетом Священного Писания, ибо сказано: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их, в то время, когда Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла» (Быт. 2, 4, 5). Из этого [он делает вывод], что сотворение в земле растений в их причинах предшествовало их произрастанию над поверхностью земли, и подтверждает это следующими соображениями. В те первые дни Бог создал все вещи в их началах, или причинах, и именно от этих дел Он затем и почил. Что же до последующего управления всеми тварями и их воспроизводства, то «Он творит дела Свои и поныне»14. Но произрастание растений из земли — это дело воспроизводства, следовательно, они были произведены в третий день не актуально, а только в своих причинах.
Что же касается других авторов, то, согласно их мнению, результатом дел тех шести дней было первое устроение видов, а производство себе подобных относится к делам управления мирозданием. И Священное Писание указывает на это словами «которого еще не было на земле» и «которая еще не росла», то есть «прежде, чем подобное произошло от подобного» (что происходит и по сей день в естественном порядке через посредство семени). В самом деле, в Писании сказано вполне определенно: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду» (Быт. 1, 11), т. е. указано на воспроизводство совершенного потомства от совершенных видов, которые должны взрастить семя. Относительно же вопроса о том, где должна пребывать сила порождения — в корне ли, в стволе или в плодах, — то он остается открытым.
Ответ на возражение 1. Поскольку растения лишены разума и пространственного движения (благодаря которым отличие живого от неживого наиболее очевидно), их жизнь протекает скрыто. И так как они прочно укоренены в земле, их сотворение рассматривается как одно из дел оформления земли.
Ответ на возражение 2. Актуально или потенциально, но терния и волчцы были созданы прежде, чем земля была проклята. Однако они производились не ради наказания человека, т. е. не в том смысле, что из земли, которую он возделывал в целях пропитания, произрастали бесполезные или ядовитые растения. Поэтому и сказано: «Произрастит она ТЕБЕ».
Ответ на возражение 3. Как уже указывалось ранее (67,4; 68, 3), Моисей говорил людям прежде всего о вещах очевидных. Но минералы скрыты в земных недрах, и, кроме того, они не настолько отличаются от земли, чтобы не принять их за один из ее видов. По этой-то причине он и не упоминает о них.