Библиотека soteria.ru
Трактат об Ангелах
Фома Аквинский
Дата публикации: 17.09.16 Просмотров: 10730 Все тексты автора Фома Аквинский
Вопрос 61. О привнесении Ангелов в порядок естественных сущностей
Раздел 1. Имеют ли Ангелы причину своего существования?
С первым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что у ангелов нет никакой причины их существования. В самом деле, в первой главе книги Бытия речь идет о вещах, сотворенных Богом, и среди таковых ангелы не упомянуты. Следовательно, ангелы не были сотворены Богом.
Возражение 2 Далее, Философ сказал, что если какая-либо субстанция является формой без материи, «она непосредственно есть сама по себе единое и сущее, и нет никакой другой причины того, что она есть нечто единое и нечто сущее»1. Но ангелы, как было показано выше (50, 2), суть нематериальные формы. Следовательно, у них нет причины их бытия.
Возражение 3. Далее, все, что произведено каким-либо действователем, в процессе своего создания получает форму Но так как ангелы сами по себе суть формы, они не получают свои формы от какого-либо действователя. Следовательно, у ангелов нет никакой действующей причины.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Хвалите Его, все ангелы Его… ибо Он сказал — и они сделались» (Пс. 148,2,5).
Отвечаю: должно утверждать, что ангелы, равно как и все сущее помимо Бога, были сотворены Богом. Ведь один только Бог есть то же, что и Его собственное бытие, тогда как у всех остальных сущность отличается от существования, о чем уже говорилось ранее (3,4). Из этого ясно, что один только Бог существует в Своей собственной сущности, в то время как все остальное имеет свое бытие по причастности. Но все, что существует по причастности, обусловливается тем, что имеет сущностное бытие, подобно тому, как всякое горение обусловливается огнем. Следовательно, необходимо, чтобы ангелы были соделаны Богом.
Ответ на возражение 1. Августин говорит, что ангелы упомянуты среди первых же сотворенных вещей и обозначены словами «небо» и «свет»2. Все дело в том, что они должны были либо не быть упомянуты вовсе, либо же обозначены именами телесных вещей, поскольку Моисей обращался к необразованным людям, неспособным к постижению бестелесной природы, и если бы при таких обстоятельствах было обнародовано существование бестелесных тварей, это могло бы привести к [массовому] идолопоклонству, к которому и без того тяготели многие и от которого в первую очередь хотел оградить их Моисей.
Ответ на возражение 2. Субстанции, являющиеся субсис-тентными формами, вообще не имеют ни формальной причины своего бытия и единства, ни действующей причины, которая бы обусловливала изменение материи из состояния возможности к действительности; но они имеют производящую причину своей целокупной субстанции.
Из сказанного очевидно и разрешение третьего затруднения.