Библиотека soteria.ru
Трактат о человеке
Фома Аквинский
Дата публикации: 18.09.16 Просмотров: 16741 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 4. Была ли женщина создана непосредственно Богом?
С четвертым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что женщина не была создана непосредственно Богом. Ведь ни одна индивидуальность не была создана из другой индивидуальности того же вида непосредственно Богом. Но женщина была создана из мужчины, особи одного с нею вцда. Следовательно, она не была создана непосредственно Богом.
Возражение 2. Далее, Августин говорит, что телесные вещи упорядочиваются Богом через посредство Ангелов7. Но тело женщины было образовано из телесной материи. Следовательно, оно было создано благодаря служению Ангелов, а не непосредственно Богом.
Возражение 3. Далее, то, что обладает предбытием в своих причинных началах, производится благодаря силе чего-то тварно-
го, а не непосредственно Богом. Но, как сказал Августин, тело женщины было создано в его причинных началах в делах тех шести дней8. Следовательно, оно не было создано непосредственно Богом.
Этому противоречат слова Августина, сказанные им в той же главе: «только Бог, от Которого существует вся природа, мог сотворить или создать женщину из ребра мужчины».
Отвечаю: как уже было сказано (2), естественное порождение в каждом виде происходит из некоторой конкретной материи. Так, материей при естественном порождении человека служит мужское семя, и ни один индивид человеческого вида не может быть естественным образом порожден из какой-либо другой материи. Но Бог, Творец всех природ, может приводить к бытию любое следствие сверхприродным образом. Поэтому один только Бог мог создать и человека из праха земного, и женщину из ребра мужчины.
Ответ на возражение 1. Этот аргумент имеет силу в том случае, когда индивид происходит естественным путем от подобного себе в своем виде.
Ответ на возражение 2. Как говорит Августин, мы не знаем наверняка, какое служение Ангелы могли оказать Богу при образовании женщины, но с полной уверенностью можем сказать, что как тело человека из праха земного не было образовано Ангелами, точно так же не было образовано ими и тело женщины из ребра мужчины9.
Ответ на возражение 3. Как говорит Августин, «первое творение вещей не заключало в себе того, что женщина должна была произойти именно так, а лишь то, что она могла произойти и таким образом»10. Поэтому если тело женщины и в самом деле имело предбытие в этих причинных началах, то есть в сотворенных прежде вещах, то оно находилось в состоянии не активной, а пассивной потенции, соотнесенной с активной возможностью Творца.