Библиотека soteria.ru
Трактат о человеке
Фома Аквинский
Дата публикации: 18.09.16 Просмотров: 16741 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 3. Был ли человек помещен в рай ради его возделывания и хранения?
С третьим, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что человек не был помещен в рай ради его возделывания и хранения. В самом деле, то, что было усвоено ему в качестве наказания за грех, не могло существовать в раю в состоянии невинности. Но возделывание земли было наказанием за грех (Быт. 3,17). Следовательно, человек не был помещен в рай ради его возделывания и хранения.
Возражение 2. Далее, если нет опасения перед насильственным посягательством, то нет и никакой надобности в хра-
нителе. Но в раю не было никакого опасения перед насильственным посягательством. Следовательно, не было и надобности в том, чтобы человек хранил рай.
Возражение 3. Далее, если бы человек был помещен в рай ради его возделывания и хранения, то из этого бы следовало, что не рай был создан для человека, а человек — для рая, каковое мнение кажется ложным. Таким образом, человек не был помещен в рай ради его возделывания и хранения.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едем-ском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).
Отвечаю: как говорит Августин13, эти слова книги Бытия могут быть поняты двояко.
Во-первых, в том смысле, что Бог поместил человека в рай, дабы Самому возделывать и хранить человека, освящая его (поскольку, прекратись это действие хоть на один миг, человек сразу же вновь погрузился бы во мрак подобно тому, как с прекращением света воздух мгновенно затемняется) и охраняя от всяческого тления и зла.
Во-вторых, человек мог бы возделывать и хранить рай при посредстве земледелия, которое было ему приятым благодаря практическому знанию природных сил, а отнюдь не такого тягостного, каким оно стало после греха. И при этом он хранил бы рай не от злоумышленников, а для самого себя, чтобы не утратить его вследствие греха.
То и другое являлось для человека благом, поскольку рай был определен к человеческой пользе, а не наоборот.
Из сказанного очевидны ответы на все возражения.