Библиотека soteria.ru
Трактат о человеке
Фома Аквинский
Дата публикации: 18.09.16 Просмотров: 16741 Все тексты автора Фома Аквинский
Вопрос 79. Об умственных силах
Раздел 1. Является ли ум силой души?
С первым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что ум — это не сила души, а ее сущность. В самом деле, ум, похоже, есть то же, что и разум. Но разум — это не сила души, а ее сущность, поскольку читаем у Августина, что «разум и дух не сказываются относительно, но выказывают сущность»2. Следовательно, ум -это сущность души.
Возражение 2. Далее, различные рода душевных сил не соединимы в какой-то одной силе, но — исключительно в сущности души. Однако, согласно Философу, желание и разум принадлежат к различным родам душевных сил3, и при этом они соединяются в уме, ибо Августин помещает интеллигенцию и волю в ум4. Следовательно, разум и ум человека суть самая сущность души, а никак не ее сила.
Возражение 3. Далее, Григорий в проповеди, посвященной Вознесению, говорит, что «человек познает подобно Ангелам»5.
Но Ангелов называют «разумами» и «умами». Следовательно, разум и ум человека — это не сила души, а сама по себе душа.
Возражение 4. Далее, субстанция умна, если нематериальна. Но душа по сущности нематериальна. Таким образом, похоже, что душа должна быть умной по самоей своей сущности.
Этому противоречит следующее: Философ определяет умственную способность как силу души6.
Отвечаю: на основании уже сказанного (54, 3; 77, 1) должно утверждать, что ум — это сила души и никоим образом не ее сущность. В самом деле, непосредственное начало деятельности является самой сущностью вещи только в том случае, если сама деятельность является ее бытием, поскольку отношение способности действовать к своему действию подобно отношению сущности к бытию. Но в одном только Боге деятельность Его мышления является Его же истинным бытием. Поэтому только в Боге Его ум есть то же, что и Его сущность, тогда как в других умных тварях ум является силой.
Ответ на возражение 1. Чувством порой называют силу а порой — чувственную душу, поскольку само имя чувственной души происходит от названия ее главной силы, а именно чувства. Подобным же образом и умственную душу часто называют умом по имени ее главной силы, почему и сказано, что «ум — это субстанция»7. Поэтому Августин также [в указанном тексте] говорит об уме как о духе и сущности.
Ответ на возражение 2. Желающая и умственная силы являются различными родами душевных сил вследствие различия формальностей их объектов. Однако при этом желающая сила в своем модусе деятельности либо через посредство телесного органа, либо же без посредства, отчасти совпадает с умственной силой, а отчасти — с чувственной, что связано с тем, что желание последует восприятию. По этой причине Августин помещает волю в ум, а Философ — в разум8.
Ответ на возражение 3. В Ангелах нет никакой иной силы помимо ума, а также желания, которое последует уму. Ангела потому и называют «разумом», или «умом», что именно в этом и состоит его целая сила. Что же касается души, то она обладает многими другими силами, вроде чувственных и питающих, и потому приведенная аналогия неуместна.
Ответ на возражение 4. Бестелесность сотворенной умной субстанции не является ее умом; просто благодаря этой бестелесности она обладает силой интеллигенции. Следовательно, ум — это не субстанция души, а ее достоинство и сила.