Библиотека soteria.ru
Трактат о человеке
Фома Аквинский
Дата публикации: 18.09.16 Просмотров: 16742 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 3. Была ли разумная душа создана непосредственно Богом?
С третьим, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что разумная душа была создана Богом не непосредственно, а через посредство Ангелов. В самом деле, порядок духовных вещей превосходит порядок вещей телесных. Но, как говорит Дионисий, высшие тела способствуют рождению низших тел5. Следовательно, и низшие духи, каковыми являются разумные души, произведены через посредство превосходящих их духов, Ангелов.
Возражение 2. Далее, цель всегда сообразна началу, поскольку Бог — это начало и цель всего. Поэтому способ исхожде-ния вещей от их начала сообразен способу их направления к цели. Но, как сказал Дионисий, «низшие вещи направляются высшими»6; следовательно, низшие приводятся к бытию высшими, в том числе души — Ангелами.
Возражение 3. Далее, как сказано в пятой [книге] «Метафизики», «совершенным называется то, что может производить себе подобное». Но духовные субстанции намного совершеннее телесных. Следовательно, коль скоро тела производят себе подобное в своем виде, то Ангелы тем более могут производить нечто низшее, например, разумные души.
Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Сам Бог «вдунул в лицо человека дыхание жизни» (Быт. 2. 7).
Отвечаю: иные настаивали на том, что разумные души создаются Ангелами, действующими с помощью божественной силы. Такое мнение не только противно вере, но и [попросту] нелепо. В самом деле, как уже было доказано, разумная душа не может быть создана иначе, как только посредством творения. Но сотворить может один лишь Бог, поскольку один лишь первый действователь может действовать, не будучи обусловлен необходимостью предшествующего существования чего-то еще, в то время как вторая причина [для осуществления своей деятельности] всегда предполагает наличие чего-то, получаемого ею от первой, а каждый действователь, которому для осуществления его деятельности требуется что-то еще, действует путем изменения этого [чего-то еще]. Поэтому один только Бог действует путем сотворения, тогда как все прочие действуют путем изменения. И коль скоро разумная душа не может быть создана путем внесения изменений в материю, то она может быть создана только непосредственно Богом.
Из сказанного очевидны ответы на [все] возражения, поскольку и то, что тела производят себе подобное или даже низшее, и то, что высшее направляет низшее, — все это происходит путем [привнесения] изменений.