Библиотека soteria.ru
Трактат о нежелательных действиях
Фома Аквинский
Дата публикации: 01.10.16 Просмотров: 11518 Все тексты автора Фома Аквинский
Вопрос 11. О наслаждении, которое является актом воли
Теперь мы должны исследовать наслаждение, В связи с чем будет рассмотрено четыре пункта: 1) является ли наслаждение актом желающей способности; 2) доступно ли оно только разумной твари, или также и не- разумным животным; 3) связано ли наслаждение исключительно с конечной целью; 4) связано ли оно только с обладанием целью.
Раздел 1. Является ли наслаждение актом желающей способности?
С первым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что наслаждение относится не только к желающей способности. В самом деле, насладиться — значит обрести плод. Но именно ум, чьим актом, как было показано выше (3, 4), является счастье, получает плод человеческой жизни, то есть счастье. Следовательно, наслаждение является актом не желающей способности, а ума.
Возражение 2. Далее, каждая способность обладает собственной целью, которая является ее совершенством; так, целью зрения является восприятие видимого, слуха — восприятие звуков и так далее. Но цель вещи — это ее плод. Следовательно, наслаждение относится к каждой способности, а не только к желающей.
Возражение 3. Далее, наслаждение подразумевает некоторое восхищение. Но чувственное восхищение принадлежит чувству, которое восхищается своим объектом, и точно так же умственное восхищение принадлежит уму. Следовательно, наслаждение принадлежит схватывающей, а не желающей способности.
Этому противоречит сказанное Августином о том, что «наслаждаться — означает с любовью прилепиться к чему-либо ради него самого»1. Но любовь принадлежит желающей способности. Следовательно, и наслаждение — это акт желающей способности.
Отвечаю: похоже, что термины «наслаждение» (fruitio) и «плод» (fructus) относятся к одному и тому же и происходят один от другого. Что от чего — в настоящем случае не имеет значения, хотя кажется вероятным, что первичным является более очевидный, наиболее же очевидным для нас является то, что непосредственно обращено к чувствам, и потому, скорее всего, термин «наслаждение» происходит от чувственных плодов. Но чувственный плод — это то, что дерево производит в последнюю очередь, и в нем заключена некая сладость. Таким образом, наслаждение, похоже, имеет отношение к любви или к восхищению, которое ожидается в неком очень желаемом будущем, что [собственно и] является целью. Но цель и благо — это объект желающей способности. Следовательно, очевидно, что наслаждение является актом желающей способности.
Ответ на возражение 1. Ничто не препятствует тому, чтобы одна и та же вещь относилась к различным способностям, хотя и под различными аспектами. Так, видение Божие, именно как видение, является актом ума, а как благо и цель — объектом воли. И то же самое можно сказать о наслаждении: ум достигает этой цели как исполнительная способность, а воля в качестве движущей способности движет к цели и к наслаждению достигнутой целью.
Ответ на возражение 2. Совершенство и цель любой другой способности включены в объект желающей способности так, как частное — в общее, о чем уже было сказано (9, 1). Следовательно, совершенство и цель любой способности в том отношении, в каком они являются благом, принадлежат желающей способности. Поэтому желающая способность движет остальные способности к их целям, и достижение ими этих целей означает, что и сама она достигла своей цели.
Ответ на возражение 3. В восхищении следует усматривать две вещи, а именно восприятие того, что приличествует, и оно принадлежит схватывающей способности, и удовлетворенность тем, что предложено как приличествующее, и ее еледует относить к желающей способности, в которой восхищение находит свое формальное завершение.