Библиотека soteria.ru
Трактат о нежелательных действиях
Фома Аквинский
Дата публикации: 01.10.16 Просмотров: 11518 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 3. Зависит ли добродетельность воли от разума?
С третьим, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что добродетельность воли не зависит от разума — ведь предшествующее не зависит от последующего. Но благо сперва относится к воле, а уже потом — к разуму, что явствует из вышесказанного (9, 1). Следовательно, добродетельность воли не зависит от разума.
Возражение 2. Далее, Философ говорит, что добродетелью практического ума является «истина, которая согласуется с правильным стремлением»4. Но правильное стремление — это добрая воля. Поэтому добродетельность практического разума зависит от добродетельности воли, а не наоборот.
Возражение 3. Далее, двигатель не зависит от движимого, скорее, наоборот. Но воля, как уже было сказано (9, 1), подвигает разум, а равно и другие способности [души к их актам]. Следовательно, добродетельность воли не зависит от разума.
Этому противоречат следующие слова Илария: «Неправедная воля упорствует в желаниях, противящихся разуму»5. Но добродетельность воли заключается в ее праведности. Следовательно, добродетельность воли зависит от ее подчиненности разуму.
Отвечаю: как было показано выше (1, 2), добродетельность воли в строгом смысле слова зависит от объекта. Но объект воли предлагается ей разумом, поскольку мыслимое благо является адекватным объектом воли, тогда как чувственное или воображаемое благо адекватно не воле, а чувственному пожеланию (ведь воля может иметь склонность к схватываемому разумом универсальному благу, тогда как чувственное пожелание имеет склонность только к схватываемому чувственной способностью частному благу). Следовательно, добродетельность воли зависит от разума точно так же, как она зависит от объекта.
Ответ на возражение 1. Благо, рассматриваемое как таковое, то есть как то, что желанно, вначале относится к воле, а уже потом — к разуму, но благо, рассматриваемое как истина, вначале относится к разуму, а уже потом, будучи взято под аспектом добродетели, относится к воле (ведь воля не может желать блага, которое до этого не было схвачено разумом).
Ответ на возражение 2. В данном случае Философ говорит о практическом уме, размышляющем и исследующем вопросы, касающиеся средств, и в этом отношении его добродетелью является его правота. Но в отношении средств правота разума зависит от его согласованности с желанием подобающей цели, само же желание подобающей цели предполагает правильное схватывание цели разумом.
Ответ на возражение 3. Воля подвигает разум в одном отношении, а разум волю — в другом, а именно путем представления ей ее объекта, о чем уже было сказано (9, 1).