Библиотека soteria.ru
Большой трактат о главных добродетелях-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 19610 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 5. Только ли вера является причиной мученичества?
С пятым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что только вера является причиной мученичества. Ведь сказано же [в писании]: «только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй бога за такую участь» (1 петр. 4:15-16). Но человек почитается христианином потому, что он исповедует веру христову. Следовательно, только вера в христа сообщает пострадавшим славу мученичества.
Возражение 2. Далее, мученик является своего рода свидетелем. Затем, в свидетели призывают ради подтверждения правды. Но мучеником назовут не того, кто свидетельствует о всякой правде, а только того, кто свидетельствует о божественной правде, в противном случае мучеником был бы всякий, кто пострадал за положения геометрии или какой-либо иной созерцательной науки, что представляется нелепым. Следовательно, только вера является причиной мученичества.
Возражение 3. Далее, лучшими добродетельными поступками считаются те, которые определены к общему благу, поскольку, согласно философу, «благо народа прекрасней, чем благо индивида»-. Поэтому если бы причиной мученичества были какие-то иные блага, то тогда бы, похоже, главными мучениками были те, которые погибли, защищая свою страну. Однако это не соответствует установлениям церкви, поскольку мы не чествуем как мучеников погибших на праведной войне. Следовательно, только вера является причиной мученичества.
Этому противоречит сказанное [в писании]: «блаженны изгнанные за правду» (мф. 5:10), что, согласно глоссе и комментарию к этим словам иеронима, принадлежит мученичеству. Но с правдой связана не только вера, но и другие добродетели. Следовательно, причиной мученичества могут быть и другие добродетели.
Отвечаю: как уже было сказано (4), мучениками называются те, которые являются свидетелями, поскольку, принимая телесную смерть, они свидетельствуют о правде, но не о всякой правде, а о той, которая связана с благочестием и сообщена нам христом, по каковой причине мученики христовы свидетельствуют о нём. Но эта правда является истиной веры. Следовательно, причиной любого мученичества является истина веры.
Затем, истина веры состоит не только во внутренней вере, но и в исповедании её вовне, которое проявляется не только в словах, посредством которых исповедуют веру, но и в поступках, посредством которых человек показывает, что обладает верой, согласно сказанному иаковом: «я покажу тебе веру мою из дел моих!» (иак. 2:18). В связи с этим о некоторых людях сказано: «они говорят, что знают бога, а делами отрекаются» (тит. 1:16).
Таким образом, все добродетельные поступки в той мере, в какой они совершаются ради бога, являются исповеданием веры, посредством которой мы знаем, что бог требует от нас совершения этих поступков и вознаградит нас за них, вследствие чего они могут являться причиною мученичества. Поэтому церковь чтит мученичество блаженного иоанна крестителя, принявшего смерть не за отказ отречься от веры, а за осуждение прелюбодеяния.
Ответ на возражение 1. Христианином является тот, кто христов. Но человека считают христовым не только потому, что он верит в христа, но и потому, что он приводится к добродетельным делам духом христовым, согласно сказанному [в писании]: «если же кто духа христова не имеет, тот — и не его» (рим. 8:9), а ещё потому, что в подражание христу он умер для греха, согласно сказанному [в писании]: «те, которые христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (гад. 5:24). Следовательно, для того, чтобы пострадать, как подобает христианину, мало пострадать только за словесное исповедание веры, но нужно ещё пострадать и за совершение какого-то доброго поступка или за отказ от любого греха ради христа, поскольку всё это свидетельствует о вере.
Ответ на возражение 2. Истина других наук никак не связана с поклонением божеству, и потому она не может быть названа истиной благочестия. Поэтому её исповедание не может являться непосредственной причиной мученичества. Однако коль скоро всякая ложь греховна, о чём уже было сказано (110, 3), избегание лжи независимо от того, какой именно правде она противна, может являться причиной мученичества постольку, поскольку ложь [как таковая] является грехом, который противен божественному закону.
Ответ на возражение 3. Хотя благо страны является высшим из человеческих благ, тем не менее, являющееся надлежащей причиной мученичества божественное благо возвышеннее человеческого блага. Однако коль скоро человеческое благо может стать божественным, например, когда оно обращено к богу из этого следует, что любое человеческое благо в той мере, в какой оно обращено к богу может являться причиной мученичества.