Библиотека soteria.ru
Большой трактат о главных добродетелях-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 19610 Все тексты автора Фома Аквинский
Вопрос 125. О противоположных мужеству пороках [и в первую очередь] о страхе
Далее мы исследуем противоположные мужеству пороки: во-первых, страх; во-вторых, бесстрашие; в-третъих, отвагу.
Под первым заглавием наличествует четыре пункта:
1) является ли страх грехом;
2) противоположен ли он мужеству;
3) является ли он смертным грехом;
4) может ли он оправдать грех или облегчить его.
Раздел 1. Является ли страх грехом?
С первым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что страх — это не грех. Ведь страх, как было показано выше (ii-i, 23, 4; 42), является страстью. Но, как сказано во второй [книге] «этики», «за страсти мы не заслуживаем ни похвалы, ни осуждения»-. Следовательно, коль скоро любой грех заслуживает осуждения, страх не является грехом.
Возражение 2. Далее, то, что предписано божественным законом, не может быть грехом, поскольку «закон господа совершен» (пс. 18:8). Но страх предписан законом божиим, в связи с чем читаем: «рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом» (еф. 6:5). Следовательно, страх не является грехом.
Возражение 3. Далее, то, что в человеке естественно, не может являться грехом, поскольку, согласно дамаскину, грех противен естеству^. Но страх для человека естественен, в связи с чем философ говорит, что «вообще ничего не страшиться, ни землетрясения, ни наводнения, может разве что только бесноватый или тупой»-. Следовательно, страх не является грехом.
Этому противоречит сказанное господом: «не бойтесь убивающих тело» (мф. 10:28); и ещё читаем: «не бойся их и не бойся речей их» (иез. 2:6).
Отвечаю: о человеческом акте говорят как о греховном по причине его неупорядоченности, поскольку, как уже было сказано (109,2; 114, 1), благо человеческого акта состоит в порядке. Затем, надлежащий порядок заключается в том, что желание должно быть подчинено разуму, и [именно] разум предписывает то, чего следует избегать и к чему стремиться. Причём как в отношении того, что должно избегать, он предписывает избегать одного больше, чем другого, так и в отношении того, к чему должно стремиться, [он предписывает] к одному стремиться больше, чем к другому. И чем больше должно стремиться к [некоторому] благу, тем больше должно избегать противоположного ему зла. Вследствие этого разум предписывает стремиться к некоторым благам больше, чем избегать некоторых зол. Поэтому в тех случаях, когда желание избегает, в то время как разум предписывает претерпеть, чтобы не лишиться того, к чему надлежит стремиться, страх является неупорядоченным и греховным. С другой стороны, когда желание, страшась, избегает, и разум предписывает избегать, желание не является ни неупорядоченным, ни греховным.
Ответ на возражение 1. Страх в родовом значении этого слова означает избегание в целом, и потому в указанном смысле он не содержит в себе понятия добра и зла, и то же самое можно сказать о любой другой страсти. Поэтому философ говорит, что страсти не заслуживают ни похвалы, ни осуждения (ведь хвалят или винят не за то, что гневаются или боятся, а за то, что делают это упорядочение или неупорядоченно).
Ответ на возражение 2. Апостол учит испытывать тот страх, который сообразован с разумом, а именно что рабы должны бояться дурно служить своим господам.
Ответ на возражение 3. Разум предписывает нам избегать тех зол, которым мы не в силах противостоять и претерпевание которых не может принести нам никакой пользы. Поэтому в страхе перед ними нет никакого греха.