Библиотека soteria.ru
Большой трактат о главных добродетелях-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 19610 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 3. Является ли страх смертным грехом?
С третьим, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что страх не является смертным грехом. В самом деле, мы уже говорили (ii-i, 23, 1) о том, что страх находится в раздражительной способности, которая является частью чувственности. Но, как уже было сказано (ii-i, 74, 4), в чувственности может наличествовать только простительный грех. Следовательно, страх не является смертным грехом.
Возражение 2. Далее, любой смертный грех полностью отвращает сердце от бога. Но со страхом дело обстоит иначе, поскольку, согласно глоссе на слова [писания]: «кто — боязлив и робок…» и т. Д. (суд. 7:3), «человек боязлив, когда его бросает в дрожь самая мысль о борьбе, однако в сердце своём он ещё не настолько поддался страху, что уже не в силах овладеть собой и воспрянуть духом». Следовательно, страх не является смертным грехом.
Возражение 3. Далее, смертный грех является отпадением не только от совершенства, но и от предписания. Но страх побуждает отпасть только от совершенства, но никак не от предписания; так, глосса на слова [писания]: «кто боязлив и малодушен» (вт. 20:8), говорит: «из этих слов мы узнаём, что нельзя становиться на путь созерцания или духовного подвижничества, пока не прёодолён страх перед утратой земного богатства». Следовательно, страх не является смертным грехом.
Этому противоречит следующее: муки ада, которые [являются наказанием] за смертный грех, ожидают боязливых, согласно сказанному [в писании]: «боязливых же, и неверных, и скверных… Участь — в озере, горящем огнём и серою (это — смерть вторая)» (откр. 21:8). Следовательно, страх — это смертный грех.
Отвечаю: как уже было сказано (1), страх греховен тогда, когда не упорядочен, то есть побуждает избегать того, чего, согласно предписанию разума, избегать не должно. Затем, подчас неупорядоченность страха не выходит за пределы чувственного пожелания и не получает согласия со стороны разумного желания, и тогда он является не смертным, а только простительным грехом. Подчас же эта неупорядоченность страха достигает разумного желания, называемого волей, которая намеренно избегает чего-либо вопреки предписанию разума, и такая неупорядоченность страха в одних случаях бывает смертным, а в других — простительным грехом. В самом деле, если человек из страха перед смертельной опасностью или любым другим преходящим злом намеренно совершает запрещённое или не совершает предписанное божественным законом, то такой страх является смертным грехом; во всех же других случаях он является грехом простительным.
Ответ на возражение 1. В этом аргументе речь идёт о не выходящем за пределы чувственности страхе.
Ответ на возражение 2. Эту глоссу тоже можно понимать как имеющую в виду тот страх, который находится в пределах чувственности. Однако лучше сказать, что страх овладевает всем человеческим сердцем тогда, когда он лишает его мужество возможности что-либо исправить. Но даже в тех случаях, когда страх является смертным грехом, подчас случается так, что человеческую волю не настолько обуял ужас, что его нельзя убедить побороть свой страх (как подчас человек, поддавшись похоти, склоняется к смертному греху, но затем бывает удержан от исполнения задуманного).
Ответ на возражение 3. Эта глосса говорит о страхе, отвращающем человека от того блага, которое необходимо не ради исполнения предписания, а ради совершенства совета. Такого рода страх не является смертным грехом, но в одних случаях является простительным грехом, а в других — и не грехом вовсе, например, когда речь идёт об обоснованном страхе.