Библиотека soteria.ru
Большой трактат о главных добродетелях-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 19615 Все тексты автора Фома Аквинский
Вопрос 134. О великолепии
Теперь нам надлежит исследовать великолепие и противостоящие ему пороки. В отношении великолепия наличествует четыре пункта:
1) является ли великолепие добродетелью;
2) является ли оно особой добродетелью;
3) что является его материей;
4) является ли оно частью мужества.
Раздел 1. Является ли великолепие добродетелью?
С первым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что великолепие не является добродетелью. В самом деле, нами уже было сказано (II-I, 65, 1) о том, что обладающий одной добродетелью обладает всеми. Но можно обладать другими добродетелями, не будучи при этом великолепным, поскольку, по словам философа, «щедрый человек отнюдь не всегда великолепен»-. Следовательно, великолепие не является добродетелью.
Возражение 2. Далее, как сказано во второй [книге] «Этики», нравственная добродетель блюдёт середину-. Однако великолепие, похоже, не блюдёт середину, поскольку по своей величине оно превосходит щедрость. Но, как сказано в десятой [книге] «Метафизики», «большое» и «малое», будучи пределами, противолежат друг другу, а их серединой является «равное»-. Таким образом, великолепие блюдёт не середину, а предел. Следовательно, оно не является добродетелью.
Возражение 3. Далее, добродетель не может быть противной естественной склонности, напротив, она совершенствует её. Но, согласно философу, «великолепный не щедр для самого себя»-, что противно естественной склонности заботиться о самом себе. Следовательно, великолепие не является добродетелью.
Возражение 4. Кроме того, как говорит философ, «искусство — это некое правильное суждение о том, что надлежит сделать»-. Но великолепие, как явствует из самого его имени, связано с тем [великим], что надлежит сделать. Следовательно, оно, пожалуй, является искусством, а не добродетелью.
Этому противоречит следующее: человеческая добродетель является причастностью божественной силе. Но великолепие причастно божественной силе, согласно сказанному [в Писании]: «Великолепие Твоё и сила Твоя — до облаков» — (Пс. 107:5). Следовательно, великолепие — это добродетель.
Отвечаю: как сказано в первой [книге трактата] «О небе», термин «добродетель» относится к пределу способности-, но не к минимальному пределу, а к максимальному, самая природа которого связана с чем-то большим. Поэтому делание чего-то великого, на что указывает [самое] имя «великолепие», поистине присуще понятию добродетели. Следовательно, великолепие является добродетелью.
Ответ на возражение 1. Не каждый щедрый великолепен в том, что касается его актов, поскольку для совершения великолепных дел ему может недоставать средств. Однако каждый щедрый обладает навыком к великолепию: либо актуальным, либо в отношении ближайшей к нему расположенности, о чём мы говорили [недавно] (129, 3), а также там, где рассуждали о взаимосвязи добродетелей (II-I, 65,1).
Ответ на возражение 2. Великолепие, действительно, блюдёт предел с точки зрения количества исполненного, но с точки зрения правила разума, которое оно не нарушает ни в большую, ни в меньшую сторону, оно, как и величавость, о которой мы рассуждали выше (129, 3), блюдёт середину.
Ответ на возражение 3. Великолепию свойственно делать что-то великое. Но то, что связано с личностью человека, по сравнению с тем, что связано с божественным или общественным, невелико. Следовательно, великолепный не стремится быть в первую очередь щедрым к себе не потому, что не желает себе благ, а потому, что они не являются чем-то великим. Тем не менее, если что-либо в отношении себя допускает величие, великолепный делает это великолепно, например, то, что делается единожды, вроде свадьбы или чего-то подобного, или же то, что [сравнительно] долговечно, например, убранство своего дома, о чём читаем в четвёртой [книге] «Этики»-.
Ответ на возражение 4. Как говорит философ, «для искусства необходимо должна существовать добродетель»-, а именно нравственная добродетель, которая склоняет желание к правильному применению правил искусства, что и делает великолепие. Следовательно, оно является не искусством, а добродетелью.