Библиотека soteria.ru
Трактат о воплощении-1
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 15738 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 4. Всегда ли была услышана молитва Христа?
С четвертым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что молитва Христа не всегда была услышана. В самом деле, [в Писании] сказано, что Он молил, чтобы Его миновала чаша Его страстей (Мф. 26:39), но она не миновала Его. Следовательно, похоже, что не каждая Его молитва была услышана.
Возражение 2. Далее, Он молился о том, чтобы был прощен грех тех, кто мучил Его (Лк. 23:34). Однако не всем им был прощен их грех, поскольку считается, что евреи были за это наказаны. Следовательно, похоже, что не каждая Его молитва была услышана.
Возражение 3. Далее, Господь молился о верующих в Него по слову апостолов, чтобы они были едино в Нем и с Ним (Ин. 17:20-24). Но не все могут этого достигнуть. Следовательно, не каждая Его молитва была услышана.
Возражение 4. Кроме того, [в Писании] сказано от имени человека Христа: «Я вопию днем — и Ты не внемлешь мне» (Дс. 21:3). Следовательно, не каждая Его молитва была услышана.
Этому противоречат следующие слова апостола: «Он… с сильным воплем и со слезами принес молитвы… и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7).
Отвечаю: как уже было сказано (1), молитва является изъявлением человеческой воли. Поэтому удовлетворением просьбы молящегося является исполнение его воли. Затем, в строгом смысле слова человеческой волей является желание разума, поскольку в абсолютном смысле нашей волей является то, что мы желаем в соответствии с суждением разума. В то же время то, что мы желаем в соответствии с движением чувственности или же посредством простой, то есть естественной воли, можно считать волей не абсолютно, а условно, то есть при условии, что она не встречает никакого препятствия со стороны обдумывающего разума. Поэтому такое желание было бы правильней называть склонностью, а не волей, поскольку оно может склонить волю только в том случае, если не встретит никакого препятствия.
Но в соответствии с желанием разума Христос не желал ничего иного помимо того, что, как Ему было ведомо, желал Бог. Поэтому любая, в том числе и человеческая воля Христа, если понимать ее в строгом смысле слова, исполнялась постольку, постольку она было сообразована с [волей] Божией; следовательно, исполнялась и каждая Его молитва. Впрочем, в указанном отношении, а именно при сообразовании своей воли с [волей] Божией, исполняются все молитвы всех людей, согласно сказанному [в Писании]: «Испытующий же сердца знает», и полностью одобряет, «какая мысль у Духа», то есть к чему побуждает Дух волю святых, «потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией», то есть в соответствии с божественной волей (Рим. 8:27).
Ответ на возражение 1. Эту молитву о миновании чаши святые толкуют по-разному. Так, по словам Илария, «когда Он просит, чтобы она миновала Его, Он молится не о том, чтобы избежать встречи с нею, а о том, чтобы другие могли разделить с Ним то, что может миновать от Него к ним, так что смысл сказанного таков: «Я принимаю чашу страстей для того, чтобы другие могли пить из нее с неизменной надеждой, с непоколебимостью перед муками и без страха перед смертью»».
Или же, согласно Иерониму, «Он специально говорит: «Чаша сия», имея в виду евреев, то есть: «Они не вправе оправдываться тем, что предали Меня смерти по неведенью, поскольку у них были Закон и Пророки, которые предвозвещали обо Мне»».
Или же, согласно Дионисию Александрийскому, «когда Он говорит: «Да минует Меня чаша сия», Он не имеет в виду: «Пусть ее вовсе не будет», поскольку если бы ее не было, она не могла бы и миновать. И коль скоро минование не означает ни нетронутости, ни неизменности,
то Спаситель молит о небольшой отсрочке неизбежного испытания».
Наконец, Амвросий, Ориген и Златоуст говорят, что Он так молился «как человек», поскольку по Своей естественной воле Он не желал умирать.
Таким образом, если понимать сказанное так, как [это понимает] Иларий, [а именно] что Он молился о том, чтобы другие мученики могли быть подражателями Его страстей, или же так, что Он просил, чтобы Его не беспокоил страх перед питьем из чаши, или же чтобы смерть не удерживала Его, то Его молитва была исполнена. Но если понимать это так, что Он молился о том, чтобы не пить из чаши страстей и смерти, или же о том, чтобы не принять это питье из рук евреев, то в таком случае Его просьба не была исполнена, поскольку желанием Его разума, сформулировавшего эту просьбу, было не ее исполнение, а наше наставление, ибо таковой была Его воля, чтобы мы знали о наличии в Нем как в человеке естественной воли и движения чувственности.
Ответ на возражение 2. Господь молился не обо всех тех, кто Его мучил, и даже не обо всех тех, кто в Него уверует, но только о тех, которые были предопределены обрести через Него вечную жизнь.
Ответ на возражение 3 очевиден из сказанного.
Ответ на возражение 4. Когда Он говорит: «Я вопию днем — и Ты не внемлешь мне», нам должно понимать эти слова как сказанные о желании чувственности, которая стремилась избегнуть смерти. Но со стороны желания Его разума Он, как уже было сказано, был услышан всегда.