Библиотека soteria.ru
Трактат о воплощении-1
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 15737 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 4. Является ли предопределение Христа причиной нашего?
С четвертым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что предопределение Христа не является причиной нашего. В самом деле, у вечного нет никакой причины. Но наше предопределение вечно. Следовательно, предопределение Христа не является причиной нашего.
Возражение 2. Далее, то, что зависит от простой воли Божией, не имеет никакой иной причины помимо воли Божией. Но наше предопределение зависит от простой воли Божией, согласно сказанному [в Писании]: «Быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). Следовательно, предопределение Христа не является причиной нашего.
Возражение 3. Далее, в случае устранения причины устраняется и следствие. Но если устранить предопределение Христа, то наше не устранится, поскольку, как говорит Августин, даже если бы Сын Божий не воплотился, то все равно наше спасение было бы достигнуто каким-то иным способом-. Следовательно, предопределение Христа не является причиной нашего.
Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса, Христа» (Еф. 1:5).
Отвечаю: если рассматривать предопределение со стороны акта предопределяющего, то в таком случае предопределение Христа не является причиной нашего, поскольку посредством одного и того же акта Бог предопределил и Христа, и нас. Если же рассматривать предопределение со стороны предела, то тогда предопределение Христа является причиной нашего, поскольку Бог, предопределяя от вечности, постановил так, чтобы наше спасение было достигнуто чрез Иисуса, Христа. Ведь вечное предопределение простирается не только на то, что должно быть исполнено во времени, но также и на модус исполнения и тот порядок, в котором оно должно быть исполнено во времени.
Ответы на возражения 1 и 2. Эти аргументы рассматривают предопределение со стороны акта предопределяющего.
Ответ на возражение 3. Если бы Христос не воплотился, то [это бы означало, что] Бог постановил человечеству спастись как-то иначе. Но коль скоро Он постановил Христу воплотиться, Он вместе с этим постановил Ему быть причиной нашего спасения.