Библиотека soteria.ru
Трактат о воплощении-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 16025 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 5. Присуще ли Христу быть Искупителем?
С пятым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христу не присуще быть Искупителем. Ведь сказано же [в Писании]: «Ты избавлял меня, Господи, Бог Истины» (Пс. 30:6). Но Господом и Богом Истины является вся Троица. Следовательно, это не присуще Христу.
Возражение 2. Далее, искупителем считается тот, кто платит цену искупления. Но во искупление наших грехов Своего Сына нам послал Бог, о чем читаем: «Избавление послал Он народу Своему» (Пс. 110:9), а глосса на эти слова добавляет: «То есть Христа, искупившего плененных». Следовательно, нас искупил не только Христос, но и Отец.
Возражение 3. Далее, нашему спасению содействовали не только страсти Христовы, но и страдания других святых, согласно сказанному [в Писании]: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1:24). Следовательно, имя Искупителя должно усваивать не только Христу, но и другим святым.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Христос искупил нас от клятвы Закона, сделавшись для нас клятвою» (Гад. 3:13). Но клятвой для нас сделался только Христос. Следовательно, называть нашим Искупителем надлежит только Христа.
Отвечаю: для искупления кого-либо необходимы две вещи, а именно акт оплаты и заплаченная цена. В самом деле, если при искуплении кого-либо человек платит не своим, а чужим добром, то главным искупителем считается не он, а тот, чьим добром он расплачивается. Но ценой нашего искупления является кровь Христова, или Его телесная жизнь, поскольку она находится «в крови» (Лев. 17:11). и этой жизнью Он произвел оплату. Следовательно, обе эти [вышеуказанные вещи] непосредственно принадлежат Христу как человеку и Троице как первой и отдаленной причине, сотворившей жизнь Христа и вдохновившей Его пострадать за нас. Поэтому Христу как человеку присуще непосредственно быть нашим Искупителем, хотя само искупление можно как первой причине усваивать всей Троице.
Ответ на возражение 1. Глосса разъясняет этот текст так: «Ты избавлял меня, Господи, Бог Истины, во Христе, возгласившем: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой!»». Поэтому искупление связано с Человеком-Христом непосредственно, но первичным образом — с Богом.
Ответ на возражение 2. Цену нашего искупления непосредственно оплатил Человек-Христос, но первопричиной является предписавший сделать это Отец.
Ответ на возражение 3. Страдания святых полезны для Церкви не как искупающие, а как утешающие и спасающие, согласно сказанному [в Писании]: «Скорбим ли мы — скорбим для вашего утешения и спасения» (2 Кор. 1:6).