Библиотека soteria.ru
Трактат о воплощении-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 16025 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 6. Действенно ли причинили Человеческое спасение страсти Христовы?
С шестым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что страсти Христовы не причинили наше спасение действенно. Ведь действенной причиной нашего спасения является могущество божественной силы, согласно сказанному [в Писании]: «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасти» ( Ис. 59:1). Но, как читаем, Христос был «распят в немощи» (2 Кор. 13:4). Следовательно, страсти Христовы не причинили наше спасение действенно.
Возражение 2. Далее, телесный действователь может действенно воздействовать только через посредство осязания, поэтому даже Христос очистил прокаженного, прикоснувшись к нему, чтобы, как говорит Златоуст, показать, что Его плоть была наделена силой спасения. Но страсти Христовы не могли коснуться всего человечества. Следовательно, они не могли действенно причинить спасение всех людей.
Возражение 3. Далее, похоже, что один и тот же действователь не может одновременно осуществлять деятельность действенно и посредством заслуги, поскольку заслуга является следствием чего-то еще. Но страсти Христовы совершили наше спасение посредством заслуги. Следовательно, они не совершили его действенно.
Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что «слово о кресте… для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18). Но сила Божия причиняет наше спасение действенно. Следовательно, страсти Христовы на кресте действенно причинили наше спасение.
Отвечаю: действенность действователя бывает двоякой, а именно как главного действователя и как орудия. Затем, главной действенной причиной спасения человека является Бог. Но, как было показано выше (43, 2), человечество Христа было «орудием Божества», и потому все действия и претерпевания Христа инструментально содействовали спасению людей, черпая свою силу в Его Божестве. Из этого следует, что страсти Христовы действенно причинили человеческое спасение.
Ответ на возражение 1. Страсти Христовы со стороны Его плоти были сообразны принятой Им на Себя немощи, но со стороны Божества они были наделены бесконечной мощью, согласно сказанному [в Писании] о том, что «немощное Божие — сильнее человеков» (1 Кор. 1:25). Поэтому слабость Христа как Бога обладала силой, превосходящей силу всего человечества.
Ответ на возражение 2. Хотя страсти Христа и были телесными, тем не менее, они обладали духовным следствием по причине соединенного [с Ним] Божества, и потому обеспечили действенность посредством духовных касаний, а именно верой и таинствами веры, в связи с чем апостол сказал: «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру» (Рим. 3:25).
Ответ на возражение 3. Страсти Христовы со стороны Его Божества действуют действенным образом, а со стороны пожеланий души Христа они действуют посредством заслуги. Если же рассматривать их как находящихся в пределах истинной плоти Христа, то они действуют посредством воздаяния в той мере, в какой освобождают нас от долга наказания, посредством искупления в той мере, в какой освобождают нас от рабства вины, посредством жертвы в той мере, в какой примиряют нас с Богом, о чем речь у нас впереди.