Библиотека soteria.ru
Трактат о воплощении-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 16025 Все тексты автора Фома Аквинский
Вопрос 50. О смерти Христа
Теперь нам предстоит рассмотреть смерть Христа, относительно которой будет исследовано шесть пунктов: 1) приличествовало ли Христу умереть; 2) разъединила ли Его смерть соединение Божества и плоти; 3) было ли Его Божество отделено от Его души; 4) был ли Христос человеком в течение трех дней Своей смерти; 5) было ли Его тело при жизни и после смерти одним и тем же; 6) содействовала ли Его смерть нашему спасению.
Раздел 1. Приличествовало ли Христу умереть?
С первым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христу не приличествовало умереть. Ведь первое начало в любом порядке не подвержено воздействию того, что противно этому порядку; так, огонь, начало теплоты, не может охладеть. Но Сын Божий есть источник и начало всяческой жизни, согласно сказанному [в Писании]: «У Тебя — источник жизни» (Пс. 35:10). Следовательно, похоже, что Христу не приличествовало умереть.
Возражение 2. Далее, смерть является большим изъяном, чем болезнь, поскольку болезнь ведет к смерти [а не наоборот]. Но, по словам Златоуста, Христу не подобало чахнуть от болезни. Следовательно, Христу не подобало и умереть.
Возражение 3. Далее, Господь сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь (и имели с избытком!)» (Ин. 10:10). Но одна противоположность не приводит к другой. Следовательно, похоже, что Христу тем более не приличествовало умереть.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Лучше… чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11:50), каковые слова, по свидетельству евангелиста, были пророчески произнесены Каиафой.
Отвечаю: Христу приличествовало умереть. Во-первых, чтобы воздать за все человечество, которое по причине греха было приговорено к смерти, согласно сказанному [в Писании]: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Но лучшим способом воздания за другого является принятие на себя заслуженного другим наказания. Поэтому Христос решил умереть, чтобы искупить нас Своею смертью, согласно сказанному [в Писании] о том, что Христос «однажды пострадал за грехи наши» (1 Петр. 3:18). Во-вторых, чтобы показать действительность принятой плоти. В самом деле, как говорит Евсевий, «если бы Христос, прожив среди людей, внезапно, будто бы избегая смерти, исчез из виду, то люди сочли бы Его призраком». В-третьих, чтобы Своею смертью избавить нас от страха смерти, в связи с чем читаем, что Он воспринял плоть и кровь, «дабы смертью лишить силы «имеющего державу смерти» (то есть диавола) и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2:14, 15). В-четвертых, чтобы, умерши в «подобии плоти греховной», то есть покаранной, подать нам пример духовной смерти для греха. Поэтому читаем: «Ибо, что Он умер — то умер однажды для греха; а что живет — то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6:10, 11). В-пятых, чтобы, воскреснув из мертвых и явив Свою силу, посредством которой Он превозмог смерть, вселить в нас надежду на воскресение из мертвых. Поэтому апостол говорит: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» (1 Кор. 15:12).
Ответ на возражение 1. Христос есть источник жизни как Бог, а не как человек, но умер Он как человек, а не как Бог. Поэтому Августин, возражая Фелициану, говорит: «Да не помыслит никто, что Христос так принял смерть, как если бы Он, Сам будучи жизнью, утратил Свою жизнь, поскольку если бы дело обстояло именно так, то пересох бы самый источник жизни. Таким образом, Он претерпел смерть чрез соучастие в нашем человеческом чувстве, которое Он соизволил принять, но при этом Он не утратил силы Своей Природы, посредством которой Он сообщает жизнь всему».
Ответ на возражение 2. Христос не претерпел смерти от немощи, чтобы никто не подумал, что Его смерть была причинена истощенностью природы, но претерпел смерть как причиненную ниоткуда, предав Себя ей по собственной воле, чтобы добровольность Его смерти была очевидной.
Ответ на возражение 3. Одна противоположность непосредственно не приводит к другой, но так иногда случается опосредованно. Например, холод подчас опосредованно причиняет жару, и точно так же Христос посредством Своей смерти вернул нас к жизни, Своею смертью поправ нашу смерть, что подобно тому, как если кто-либо берет на себя вину другого, то этим он избавляет того от вины.