Библиотека soteria.ru
Трактат о воплощении-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 16025 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 5. Было ли тело Христа при жизни и после смерти одним и тем же?
С пятым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что тело Христа при жизни и после смерти не было одним и тем же. Ведь Христос, как и другие люди, умер поистине. Но тело любого другого при жизни и после смерти не является просто тождественным, поскольку здесь налицо сущностное различие. Следовательно, и тело Христа при жизни и после смерти не было одним и тем же.
Возражение 2. Далее, согласно Философу, различающиеся по виду вещи различаются и по числу-. Но живое и мертвое тело Христа различалось по виду, поскольку, как явствует из слов Философа, глаз или плоть умершего считаются таковыми «разве только по имени» -. Следовательно, тело Христа при жизни и после смерти не было просто тождественным.
Возражение 3. Далее, смерть — это своего рода уничтожение. Но то, что уничтожается субстанциальным уничтожением, после своего уничтожения более не существует, поскольку уничтожение — это изменение от бытия к небытию. Следовательно, тело Христа после смерти не сохранило своей тождественности, поскольку смерть — это субстанциальное уничтожение.
Этому противоречат следующие слова Афанасия: «В том теле, которое обрезалось и носилось, питалось и трудилось, и было пригвождено к древу, наличествовало бесстрастное и бестелесное Слово Божие, и то же тело было погребено». Но обрезалось и пригвождалось к древу живое тело Христа, а погребалось Его мертвое тело. Следовательно, живое и мертвое тело было одним и тем же.
Отвечаю: выражение «просто» можно понимать в двух смыслах. В первом смысле «просто» означает «абсолютно», и потому, как замечает Философ, «сказать просто, значит сказать без прибавления»-. В этом смысле живое и мертвое тело Христа было «просто» одним и тем же, поскольку о вещи говорят как о «просто» тождественной самой себе по причине тождества субъекта. Но живое и мертвое тело Христа было тождественно в своем «подлежащем», поскольку, как было показано выше (2), у живого и у мертвого им было не что иное, как Слово Божие. И именно в этом смысле должно понимать сказанное Афанасием в вышеприведенной цитате.
Во втором смысле «просто» означает «всецело», или «полностью», и в этом смысле чувства живого и мертвого тела Христова, не будучи «полностью» одинаковыми, не были и «просто» тождественными, поскольку живому телу присуща жизнь, которая является сущностным, а не акцидентным предикатом, из чего следует, что перестающее жить тело не остается «полностью» тем же самым. Кроме того, если бы мертвое тело Христа продолжало быть «полностью» тем же самым, то из этого бы следовало, что оно было неуничтожимо, то есть не подвержено тлению смерти, что, как говорит Исидор, является ересью гайнитов-, и о том же сказано в «Декреталиях». А Дамаскин говорит, что «слово «тленность» имеет два значения. В одном оно означает разлучение души с телом и тому подобное, а в другом — совершенное разложение тела на стихии. Итак, нечестиво утверждать, согласно с мнением безумного Юлиана и Гайяна, что тело Господа и до воскресения было нетленно в первом значении этого слова, поскольку в таком бы случае оно не было бы одинаково с нашей сущностью, не поистине бы умерло и тайна домостроительства нашего спасения оказалась бы ложью. Соответственно же второму значению слова «тление» тело Господа было нетленно»-.
Ответ на возражение 1. Мертвое тело любого другого, в отличие от мертвого тела Христа, не сохраняет соединения с неизменной ипостасью, и потому мертвое тело любого другого является тем же самым не «просто», а в некотором отношении. Действительно, оно является тем же самым со стороны материи и не тем же самым со стороны формы. Но тело Христа, как уже было сказано, осталось тем же самым просто по причине тождества «подлежащего».
Ответ на возражение 2. О вещи говорят как о тождественно той же со стороны «подлежащего» и как о той же по виду со стороны формы. Поэтому если «подлежащее» существует только в одной природе, то из этого с необходимостью следует, что при устранении единства вида устраняется и единство тождества. Но ипостась Слова Божия существует в двух природах, и потому хотя в телах других не сохраняется тождества со стороны вида человеческой природы, оно сохраняется в Христе со стороны «подлежащего» Слова Божия.
Ответ на возражение 3. Уничтожение и смерть связаны с Христом не со стороны «подлежащего», на котором зиждется единство тождества, а со стороны человеческой природы, согласно которой между мертвым и живым телом Христа обнаруживается различие.