Библиотека soteria.ru
Трактат о воплощении-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 16025 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 2. Надлежало ли Христу воскреснуть из мертвых в третий день?
Со вторым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христу не надлежало воскреснуть в третий день. Ведь члены должны быть сообразованы со своею главой. Но мы, Его члены, не воскресаем из мертвых в третий день, поскольку наше воскресение отложено до конца света. Следовательно, похоже, что Христу, нашему Главе, не надлежало воскреснуть в третий день, но Его воскресение должно было быть отложено до конца света.
Возражение 2. Далее, Петр говорит, что аду и смерти невозможно было удержать Христа (Деян. 2:24). Следовательно, похоже, что воскресение Христа не должно было откладывать до третьего дня, но Ему надлежало воскреснуть тотчас же в первый день, тем более что, по словам вышеприведенной (1) глоссы, «если бы Христос помедлил с воскресением, то в Его крови не было бы никакой пользы».
Возражение 3. Далее, похоже, что день начинается с восхода солнца, присутствие которого обусловливает день. Но Христос воскрес до восхода солнца, поскольку, как сказано, «Мария, Магдалина, приходит ко гробу рано, когда было еще темно» ( Ин. 20:1). Однако к этому времени Христос уже воскрес, на что указывают дальнейшие слова: «И видит, что камень отвален от гроба». Следовательно, Христос не воскрес в третий день.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «И предадут Его язычникам на поругание, и биение, и распятие — ив третий день воскреснет!» (Мф. 20:19).
Отвечаю: как уже было сказано (1), воскресение Христа было необходимо для наставления нас в вере. Но наша вера связана с Божеством и человечеством Христа, поскольку, как явствует из вышесказанного (36, 4), вера в одно без веры в другое недостаточна. Поэтому для утверждения нашей веры в истинность Его Божества было необходимо, чтобы Он воскрес без задержки, то есть, чтобы Его воскресение не откладывалось до конца света. А вот для утверждения нашей веры в истинность Его человечества и смерти было необходимо, чтобы между Его смертью и воскресением прошло какое-то время. В самом деле, если бы Он воскрес сразу же после смерти, то могло бы показаться, что Его смерть не была подлинной и, следовательно, что Его воскресение не было истинным. В то же время для утверждения истинности смерти Христа было достаточно, чтобы Его воскресение было отложено до третьего дня, поскольку в этот период в том, кто, будучи живым, представляется мертвым, всегда обнаруживаются некоторые признаки жизни.
К тому же Его воскресение в третий день связано с совершенством числа «три», через которое, как сказано в первой [книге трактата] «О небе», определяется «целое», поскольку «начало, середина и конец составляют число целого» -. В мистическом же смысле нам преподано, что Христос, как говорит Августин, «Свою единую смерть», а именно [смерть] тела, которое обозначено светом по причине Его праведности, «приложил к нашей двойной смерти», а именно [смерти] души и тела, которые обозначены тьмой по причине греха, вследствие чего Он пребывал в смерти в течение одного дня и двух ночей-.
Кроме того, такое воскресение обозначило наступление третьей эпохи; действительно, первая прошла до Закона, вторая — под Законом, а третья проходит под благодатью. А еще воскресение Христа положило начало третьему состоянию святых; действительно, первое было связано с образами Закона, второе — с истиной веры, а третье имеет быть в вечности славы, которая была ознаменована воскресением Христа.
Ответ на возражение 1. Голова и члены подобны по природе, но не по власти, поскольку власть головы превосходит власть членов. Поэтому для того, чтобы было явлено превосходство власти Христа, Ему приличествовало воскреснуть в третий день, в то время как воскресение остальных было отложено до конца света.
Ответ на возражение 2. Удержание подразумевает некоторое принуждение. Но Христос, не будучи принужден какой бы то ни было необходимостью смерти, был свободным среди мертвых, и потому Он пребывал в смерти не как удерживаемый ею, а по Свой собственной воле, причем столько, сколько Он посчитал нужным для наставления нас в вере. К тому же о деле говорят как о сделанном «тотчас» тогда, когда оно делается достаточно быстро.
Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (51, 4), Христос воскрес рано поутру, когда только начинало светать, что означает, что Своим воскресением Он привел нас к свету славы, равно как и умер Он на закате дня, когда наступала тьма, что означает, что Своею смертью Он уничтожил тьму греха и наказания. Затем, о Нем говорят как о воскресшем в третий день, имея в виду естественный день, который состоит из двадцати четырех часов. Далее, как говорит Августин, «ночь до рассвета, когда стало известно о воскресении Господнем, относится к третьему дню, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, дабы через благодать Нового Завета и причастие в воскресение Христа мы услышали: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе», внушает нам некоторым образом, что день берет свое начало от ночи. Ибо как первые дни вследствие будущего падения человека отсчитываются от света к ночи, так же и вследствие восстановления человека они отсчитываются от тьмы к свету»-. Отсюда понятно, что даже если бы Он воскрес в полночь, то все равно о Нем можно было бы сказать, что Он воскрес в третий естественный день. Если же Он воскрес на рассвете, то также можно утверждать, что Он воскрес в третий искусственный день, то есть в день, который обусловливается наличием солнца, поскольку солнце уже начало всходить над небосводом. В связи с этим [Марк] говорит, что женщины «приходят ко гробу при восходе солнца» ( Мк. 16:2), что вовсе не противоречит утверждению Иоанна, сказавшего: «Когда было еще темно», поскольку по словам Августина, «день настает в зыбкий промежуток времени между мраком ночи и светом дня. Поэтому когда Марк говорит: «При восходе солнца», то это означает не то, что над землею уже было видно солнце, а то, что небо уже стало отчасти светлеть, как это бывает только перед самым восходом солнца»-.