Библиотека soteria.ru
Трактат о воплощении-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 16025 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 6. Были ли приведенные Христом доказательства достаточными для обнаружения истинности Его воскресения?
С шестым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что приведенные Христом доказательства не были достаточными для обнаружения истинности Его воскресения. В самом деле, по воскресении Христос не явил Своим ученикам ничего такого, чего не являли или не могли являть людям ангелы, поскольку ангелы часто являли себя людям в человеческом облике, жили с ними, говорили и принимали пищу как если бы они поистине были людьми. Так, в восемнадцатой главе [книги] «Бытие» читаем о гостеприимстве, оказанном ангелам Авраамом, и о Товии сказано, что ангел «сопровождал» его и «вернул» его домой. Однако ангелы не обладают истинными и естественным образом соединенными с ними телами, что является необходимым условием воскресения. Следовательно, явленные Христом ученикам знаки не были достаточными для обнаружения Его воскресения.
Возражение 2. Далее, Христос воскрес в славе, то есть, обладая прославленной человеческой природой. Но кое-что из явленного ученикам Христом представляется несовместимым с человеческой природой, например то, что «Он стал невидим для них» или вошел к ученикам, «когда двери были заперты». А кое-что представляется несовместимым со славой, например, то, что Он ел и пил и имел язвы от Своих ран. Следовательно, похоже, что приведенные доказательства не были ни достаточными, ни приличествующими для утверждения веры в Воскресение.
Возражение 3. Далее, по воскресении тело Христа было таким, что его нельзя было касаться смертному в связи с чем Он сказал Магдалине: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему» (Ин. 20:17). Следовательно, Ему не подобало дозволять касаться Себя Своим ученикам для обнаружения истинности Своего воскресения.
Возражение 4. Далее, главным качеством прославленного тела представляется осиянность, однако по Своем воскресении Он не явил этого знака. Следовательно, похоже, что приведенные доказательства не были достаточными для обнаружения качества воскресения Христа.
Возражение 5. Кроме того, кажутся недостаточными и те свидетельства Воскресения, которые предоставили ангелы, поскольку относительно этого евангелисты не согласны друг с другом. В самом деле, Матфей описывает ангела сидящим на отваленном от входа камне, в то время как Марк говорит, что женщины увидели его, когда вошли в гробницу, причем оба упоминают об одном ангеле, тогда как Иоанн пишет о двух сидящих [ангелах], а Лука — о двух стоящих. Следовательно, похоже, что доказательствам Воскресения недостает согласия.
Этому противоречит следующее: Христос есть Премудрость Божия, о которой сказано, что она «все устрояет на пользу» (Прем. 8:1) и надлежащим образом.
Отвечаю: Христос обнаружил Свое воскресение двояко, а именно посредством свидетельств и доказательств, или знаков, и каждое из этих обнаружений является в своем роде достаточным. Так, для обнаружения Своего воскресения Им было использовано двойное свидетельство, ни одно из которых не может быть опровергнуто. Первым было свидетельство ангелов, сообщивших о Воскресении женщинам, и об этом пишут все евангелисты; другим было свидетельство Священного Писания, которое Он приводил им, обнаруживая истинность Воскресения, о чем читаем в последней главе [евангелия от] Луки.
Что же касается доказательств, то они были достаточными для того, чтобы обнаружить, что Воскресение произошло и поистине, и в славе. То, что оно произошло поистине, было обнаружено, во-первых, со стороны тела, причем в трех отношениях. Во-первых, в том, что оно было истинным и плотным, а не воображаемым или разреженным, например воздушным, телом. Он удостоверил это, предложив осязать Свое тело. В самом деле, как сказано в последней главе [евангелия от] Луки, Он говорит: «Осяжите Меня и рассмотрите — ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39). Во-вторых, Он обнаружил Свое тело как человеческое, предоставив возможность созерцать его истинные особенности. В-третьих, Он обнаружил, что это тело тождественно тому, которым Он обладал прежде, явив им язвы от Своих ран. В связи с этим в последней главе [евангелия от] Луки Он говорит им: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои! Это — Я Сам!» (Лк, 24:39).
Во-вторых, Он обнаружил им истинность Своего воскресения со стороны воссоединенной с телом души, явив это делами троякой жизни. Во-первых, делами питательной жизни, вкушая со Своими учениками еду и питье, о чем читаем в последней главе [евангелия от] Луки. Во-вторых, делами чувственной жизни, отвечая на вопросы учеников и приветствуя их, когда находился с ними, тем самым являя им, что Он их видел и слышал; в-третьих, делами умственной жизни, рассуждая с ними и ведя беседы о Священном Писании. Кроме того, чтобы сделать это обнаружение завершенным, Он также явил им Свою божественную Природу, сотворив чудо улова рыб, а впоследствии на их глазах восшел на небеса, поскольку, согласно сказанному [в Писании], «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес, Сын человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13).
Он также явил ученикам славу Своего воскресения, войдя к ним, когда двери были заперты; в самом деле, по словам Григория, «Господь дозволил им касаться Своей плоти, которую Он провел сквозь запертые двери, являя им Свое тело в той же природе, но в иной славе»-. И точно так же слава обусловила то, что Он, как сказано в последней главе [евангелия от] Луки, «стал невидим для них», поскольку в Его власти было быть видимым или невидимым, а это, как было показано выше (54,1), присуще прославленному телу.
Ответ на возражение 1. Само по себе каждое отдельное доказательство не является достаточным для совершенного обнаружения воскресения Христа, но все вместе они обнаруживают его совершенно, и в первую очередь благодаря свидетельствам Писания, словам ангелов и подкрепленным чудесами утверждениям Христа. Что касается являвшихся ангелов, то они не говорили, что были людьми, тогда как Христос утверждал, что Он поистине был человеком. Кроме того, принятие пищи Христом и ангелами было различным, поскольку принятые ангелами тела не жили и не были одушевлены, и потому их питание не было истинным, хотя пища действительно прожевывалась и попадала внутрь принятого тела, в связи с чем ангел сказал Товии [и Товиту]: «Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил — только взорам вашим представлялось это» (Тов. 12:19). Однако поскольку тело Христа было поистине одушевлено, Его питание было подлинным. В самом деле, как пишет Августин, у воскресших тел «отнимается не возможность, а потребность в пище и питье»-. Поэтому Беда, комментируя сказанное в [евангелии от Луки] (Лк. 24:41), говорит: «Христос ел потому что мог, а не потому, что нуждался».
Ответ на возражение 2. Как уже было сказано, одни доказательства использовались Христом для подтверждения истинности Его человеческой природы, а другие — для подтверждения Его воскресения в славе. Но состояние человеческой природы самой по себе, а именно со стороны нынешнего состояния, противно состоянию славы, по каковой причине читаем: «Сеется в уничижении — восстает в славе» (1 Кор. 15:43). Поэтому доказательства,
подтверждающие состояние славы, кажутся противоречащими природе, хотя и не безусловно, а со стороны нынешнего состояния, и наоборот. В связи с этим Григорий говорит: «Когда Господь по воскресении обнаружил Свое тело одновременно осязаемым и нетленным, Он этим явил два чуда, которые с точки зрения человеческого разума противоречат друг ?Э1 Т Ответ на возражение 3. Как говорит Августин, слова Господа: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему», указывают на то, «что в той женщине была прообразована Церковь язычников, которые не уверовали в Христа дотоле, доколе Он не взошел к Отцу. Или, возможно, Иисус пожелал, чтобы люди уверовали в Него, то есть прикоснулись к Нему духовно, как в единого с Отцом. Ведь по внутреннему восприятию тех людей Он в определенном смысле всходил к Отцу, ибо они еще не настолько познали Его, чтобы признать Его равным Отцу… Она же хотя и верила в Него, но все еще чувственно, поскольку оплакивала Его как человека». А когда в другом месте читаем, что Мария и другие женщины, «приступив, ухватились за ноги Его» (Мф. 28:9), то это, по мнению Севериана, несущественно, «поскольку первое действие относится к образу а второе — к полу; первое связано с божественной благодатью, второе — с человеческой природой». Или, как говорит Златоуст, «та женщина хотела общаться с Христом так же, как и до Страстей, и на радостях не думала ни о чем другом, хотя плоть Христова, воскреснув, стала гораздо возвышенней». Поэтому Он сказал: «Я еще не взошел к Отцу Моему», как если бы сказал: «Не думайте, что я провожу земную жизнь, ибо если и видите Меня на земле, то лишь потому, что Я еще не взошел к Отцу Моему, но скоро Я взойду к Нему». Поэтому далее Он говорит: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему».
Ответ на возражение 4. По словам Августина, «Господь восстал в осиянной плоти, однако не пожелал являться ученикам в этом состоянии, поскольку их глаза не вынесли бы такого сияния. В самом деле, если и до того, как Он умер для нас и воскрес, ученики не могли созерцать Его, преображенного на горе, то уж тем более не смогли бы они созерцать Его в Его прославленной плоти». К тому же не следует забывать, что после Своего воскресения Господь особо желал обнаружить им то, что Он есть Тот же, Кто умер, чему явление Его осиянности могло в значительной степени воспрепятствовать, поскольку изменение свойств как ничто иное подчеркивает различие в видимой личности. Так это потому, что зрение гораздо больше, чем все остальные чувства, влияет на вынесение суждений, таких как: один или много, тот же или иной. Однако до наступления Страстей Христос, дабы Его ученики могли побороть свою слабость, пожелал явить им славу Своего величия, лучшим свидетельством которой является осиянность тела. Таким образом, до Страстей Он явил ученикам Свою славу посредством осиянности, а по Воскресении — посредством других знаков.
Ответ на возражение 5. Как говорит Августин, «сказанное Матфеем и Марком о том одном виденном женщинами ангеле мы должны понимать так, что это имело место при входе во гроб в какой-нибудь ограде каменной стены, так что на том же самом пространстве они видели ангела, сидящего, по словам Матфея, на отваленном от входа камне, или, как пишет Марк, «сидящего с правой стороны». Потом же, внутри, когда женщины смотрели на то место, на котором лежало тело Господа, они увидели двух других ангелов, вначале сидящих, как говорит Иоанн, а затем поднявшихся и стоящих, как говорит Лука»-.