Вопрос 56. О причинности воскресения Христа

Наконец, мы рассмотрим причинность воскресения Христа, под каковым заглавием наличествует два пункта: 1) является ли воскресение Христа причиной нашего воскрешения; 2) является ли оно причиной нашего оправдания.

Раздел 1. Является ли воскресение Христа причиной воскрешения Христа причиной воскрешения наших тел?

С первым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что воскресение Христа не является причиной воскрешения наших тел. В самом деле, достаточная причина с необходимостью обусловливает свое следствие. Таким образом, если бы воскресение Христа было достаточной причиной воскрешения наших тел, то все умершие воскресли бы сразу же после Его воскресения.

Возражение 2. Далее, причиной воскрешения мертвых является божественная правосудность, поскольку тело должно быть вознаграждено или наказано вместе с душой, с которой оно, как говорят Дионисий- и Дамаскин-, разделяет заслугу и грех. Но правосудие Божие должно было непременно исполниться независимо от того, воскрес ли Христос или нет. Поэтому мертвые воскресли бы даже в том случае, если бы Христос не воскрес. Следовательно, воскресение Христа не является причиной воскрешения наших тел.

Возражение 3. Далее, если бы воскресение Христа было причиной воскрешения наших тел, то либо как образец, либо как действенная причина, либо как причина заслуги. Но оно не является причиной как образец, поскольку воскрешение наших тел обусловливает Бог, согласно сказанному [в Писании]: «Отец воскрешает мертвых» (Ин. 5:21), а Бог не нуждается в каком бы то ни было образце помимо Себя. Не является оно и действенной причиной, поскольку действенная причина действует только через некоторую связь, материальную или духовную. Но очевидно, что воскресение Христа не имело никакой материальной связи с умершими, которые имеют воскреснуть, по причине удаленности времени и места. И точно так же оно не имело с ними никакой духовной связи, которая возникает благодаря вере и любви, поскольку воскреснуть должны и неверующие, и грешники. Не является оно и причиной заслуги, поскольку воскресший Христос уже не был странствующим [в нынешней жизни], и потому более не находился в состоянии заслуги. Следовательно, похоже, что воскресение Христа никак не может являться причиной нашего [воскресения].

Возражение 4. Кроме того, коль скоро смерть есть лишенность жизни, то уничтожение смерти представляется возвращением жизни, и именно это и называется воскресением. Но Своею смертью Христос уничтожил смерть. Следовательно, не воскресение Христа, а Его смерть является причиной нашего воскресения.

Этому противоречит следующее: глосса на слова [Писания]: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых» (1 Кор. 15:12), говорит: «Ибо Он есть действенная причина нашего воскресения».

Отвечаю: как сказано во второй [книге] «Метафизики», «первое в любом порядке необходимо должно быть причиной всего последующего»-. Но воскресение Христа, как явствует из вышесказанного (53, 3), было первым в порядке нашего воскресения. Следовательно, воскресение Христа необходимо является причиной нашего, на что указывает апостол, когда говорит: «Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших, — ибо как смерть чрез человека, так чрез Человека и воскресение мертвых» (1 Кор. 15:20, 21).

Это можно обосновать тем, что животворным началом является Слово Божие, о Котором сказано: «У Тебя — источник жизни» (Дс. 35:10), в связи с чем Оно Само говорит: «Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин. 5:21). Но божественно установленный порядок природы таков, что всякая причина вначале воздействует на ближайшее к ней, и уже через его посредство — на более удаленное; так, огонь сперва нагревает ближайший к нему воздух, и уже через него нагревает удаленные от него тела, и Сам Бог, как говорит Дионисий, сперва просвещает ближайшие к Нему субстанции, и уже через них — все остальные-. Поэтому Слово Божие вначале одарило бессмертной жизнью то тело, которое естественным образом было соединено с Ним, и уже через него произвело воскрешение всех остальных тел.

Ответ на возражение 1. Как уже было сказано, воскресение Христа является причиной нашего силой соединенного Слова, действующего по Своей воле. Поэтому следствию надлежало возникнуть не сразу, а согласно расположению Слова Божия, а именно так, что сначала все мы должны быть сообразованы со страданиями и смертью Христовыми в нынешней страдательной и смертной жизни, и только после сможем соучаствовать в уподоблении Его воскресению.

Ответ на возражение 2. Правосудность Божия является первой причиной нашего воскресения, тогда как воскресение Христа — вторичной и, так сказать, инструментальной причиной. И хотя сила главной причины не ограничена одним конкретным орудием, тем не менее если она действует через посредство некоего орудия, то именно это орудие и обусловливает следствие. Таким образом, божественная правосудность сама по себе не связана с воскресением Христа как с обусловливающим наше воскресение средством, поскольку Бог, как уже было сказано (46, 2), мог избрать и иной способ нашего избавления помимо страстей и воскресения Христа. Однако коль скоро единожды было установлено, что мы должны быть избавлены именно так, то очевидно, что воскресение Христа является причиной нашего [воскресения].

Ответ на возражение 3. В строгом смысле слова воскресение Христа является не причиной заслуги, а действенной причиной и образцом нашего воскресения. Оно является действенной причиной постольку, поскольку человечество Христа, согласно которому Он воскрес, в определенном смысле, как было показано выше (13, 2), является орудием Его Божества и действует посредством Его силы. Поэтому подобно тому, как все, что делал или претерпевал Христос в Своем человечестве, споспешествовало, как сказано (48, 6), нашему спасению силою Божества, точно так же и воскресение Христа явилось действенной причиной нашего [воскресения] посредством божественной силы, имеющей власть оживлять мертвых, каковая сила вездесуща и связана со всеми местами и временами, и эта виртуальная связь обеспечивает действенность. А поскольку мы уже показали, что первичной причиной человеческого воскресения является божественная правосудность, давшая Христу «власть производить и суд — потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:27), то действенная сила Его воскресения простирается равно на добрых и злых, ибо все они подвластны Его суду.

Затем, подобно тому, как воскресение тела Христова благодаря его личностному соединению со Словом является первым по времени, точно так же, как говорит глосса на слова [Писания] (1 Кор. 15:20, 23), оно предшествует по достоинству и совершенству Но то, что в высшей степени совершенно, всегда служит образцом тому, что менее совершенно подражает ему со стороны его модуса, и потому воскресение Христа является образцом нашего [воскресения]. И это нужно не Тому, Кто воскрес и не нуждается ни в каком образце, а тем, кто имеет воскреснуть в уподоблении Его воскресению, согласно сказанному [в Писании]: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Филип. 3:21). Но хотя действенность воскресения Христа простирается на воскресение равно добрых и злых, однако в качестве образца оно в строгом смысле слова простирается только на праведных, ставших, как сказано, подобными образу Его Сыновства (Рим. 8:29).

Ответ на возражение 4. С точки зрения действенности, которая зиждется на божественной силе, причиной уничтожения смерти и возвращения жизни является как смерть Христа, так и Его воскресение. Но с точки зрения образца смерть Христа, посредством которой Он завершил смертную жизнь, является причиной уничтожения нашей смерти, тогда как Его воскресение,

посредством которого Он стал началом жизни бессмертной, является причиной возвращения нашей жизни. Страсти же Христовы, как уже было сказано (48, 1), являются также причиной заслуги.