Библиотека soteria.ru
Трактат о воплощении-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 16025 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 2. Является ли воскресение Христа причиной воскресения душ?
Со вторым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что воскресение Христа не является причиной воскресения душ. В самом деле, Августин говорит, что «тела воскрешаются по Его человеческому произволению, а души воскрешаются Субстанцией Божества». Но воскресение Христа принадлежит не Субстанции Божества, а Его человечности. Следовательно, хотя воскресение Христа и является причиной воскрешения тел, тем не менее, похоже на то, что оно не является причиной воскресения душ.
Возражение 2. Далее, тело не воздействует на дух. Но Воскресение относится к Его умерщвленному смертью телу. Следовательно, Его воскресение не является причиной воскресения душ.
Возражение 3. Далее, тела всех людей имеют воскреснуть постольку поскольку воскресение Христа является причиной воскрешения тел, согласно сказанному [в Писании]: «Мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор. 15:52). Но воскреснут не все души, поскольку, как сказано, «пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25:46). Следовательно, воскресение Христа не является причиной воскресения душ.
Возражение 4. Кроме того, воскресение душ последует прощению грехов. Но оно было произведено страстями Христовыми, согласно сказанному [в Писании] о том, что Он отмыл «нас от грехов наших кровию Своею» (Откр. 1:5). Следовательно, причиной воскресения душ является не столько воскресение Христово, сколько Его страсти.
Этому противоречат слова апостола о том, что Он «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25), что есть не что иное, как воскресение душ; и глосса на [слова псалма]: «Вечером водворяется плач» (Пс. 29:6), говорит: «Воскресение Христа есть причина нашего — ныне души и в будущем тела».
Отвечаю: как уже было сказано, воскресение Христа действует силою Божества, и эта сила простирается не только на воскрешение тел, но и на воскресение душ, поскольку по установлению Божию душа жива благодатью, а тело живо душой. Поэтому воскресение Христа является инструментально действенным не только в отношении воскрешения тел, но и в отношении воскресения душ. И точно так же в отношении воскресения душ оно является образцом, поскольку мы в своих душах должны уподобиться воскресшему Христу В самом деле, по словам апостола, «как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни», и как Он, «воскреснув из мертвых, уже не умирает… так и нам надлежит почитать себя мертвыми для греха-, живыми же для Бога» (Рим. 6:4-11).
Ответ на возражение 1. Когда Августин говорит, что воскресение душ является деянием Субстанции Бога, то имеет в виду сопричастность, поскольку души станут добрыми и праведными только через причастность божественной благости и непричастность чему-либо сотворенному Поэтому сказав, что души будут воскрешены божественной Субстанцией, он добавляет, что душа благословится через причастность Богу, а не через причастность святой душе. Наши же тела прославятся через причастность славе тела Христа.
Ответ на возражение 2. Действенность воскресения Христа простирается надуши не посредством какой-либо особой силы Его воскресшего тела, а посредством силы личностно соединенного с ним Божества.
Ответ на возражение 3. Воскресение душ принадлежит заслуге, которая последует оправданию, тогда как воскрешение тел определено к наказанию или награде, которые последуют суду Судии. Но Христу надлежит не оправдывать всех людей, а судить их, и потому Он воскрешает всех в отношении их тел, а не в отношении их душ.
Ответ на возражение 4. Оправдание душ обусловливается двумя вещами, а именно прощением греха и обновлением жизни по благодати. Поэтому в отношении упомянутых вещей Страсти и Воскресение равно являются причиной оправдания со стороны действенности, которая зиждется на божественной силе. Но со стороны образца страсти и смерть Христовы в строгом смысле слова являются причиной прощения вины, благодаря которому мы умираем для греха, тогда как воскресение Христа является причиной обновления жизни, которое происходит через правосудность или благодать, в связи с чем апостол говорит, что Он был «предан» смерти «за грехи наши», то есть для отпущения их, «и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Кроме того, страсти Христовы, как уже было сказано (48,1), являются причиной заслуги.