Библиотека soteria.ru
Трактат о воплощении-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 16025 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 3. Восшел ли Христос посредством Своей собственной силы?
С третьим, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Христос не восшел посредством Своей собственной силы. Ведь сказано же [в Писании], что «Господь, Иисус, после беседования с ними был вознесен на небо»- (Мк. 16:19); и еще: «Сказав сие, Он поднялся в глазах их — и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). Но то, что возносят или берут, похоже, движется кем-то другим. Следовательно, Христос восшел на небеса посредством не Своей силы, а силы кого-то другого.
Возражение 2. Далее, Христос пребывал в земном теле, подобном нашему. Но вознесение противно природе земного тела. То же, что движется вопреки природе, никоим образом не движется посредством собственной силы. Следовательно, Христос не восшел на небеса посредством Своей собственной силы.
Возражение 3. Далее, собственная сила Христа божественна. Но это движение, похоже, не было божественным. Ведь коль скоро божественная сила бесконечна, то обусловленное ею движение должно быть мгновенным, и потому [если бы речь шла о таком движении] Он не смог бы возноситься на небеса так, как читаем в «Деяниях», [а именно] «в глазах» своих учеников. Следовательно, похоже, что Христос не восшел на небеса посредством Своей собственной силы.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Величественный в своей одежде, выступающий в полноте силы своей» (Ис. 63:1). И Григорий в своей проповеди на Вознесение говорит: «Следует заметить, что об Илие сказано как о вознесенном в колеснице, чем нам дается понять, что обычный человек нуждается в помощи других. Но о Спасителе нигде не сказано, что Он был вознесен в колеснице или ангелами, поскольку Он, Творец всего, вознесся посредством Своей собственной силы».
Отвечаю: в Христе наличествует двоякая природа, а именно божественная и человеческая. Поэтому Его собственную силу можно рассматривать в обоих отношениях. И точно так же можно говорить о двоякой силе со стороны Его человеческой природы. Одна из них является естественной и проистекает из начал природы, и посредством такой силы Христос никак не мог вознестись на небо. Другая же — это находящаяся в человеческой природе Христа сила славы, и именно посредством нее Он восшел на небеса.
Однако находятся такие, которые тщатся усвоить причину этой силы природе пятой сущности. Это, говорят они, свет, который, по их мнению, входя в состав человеческого тела, примиряет противоположные элементы так, что в нынешнем состоянии смертности в человеческих телах преобладающей является природа элементов, согласно которой человеческое тело посредством собственной силы стремится вниз, а в состоянии славы преобладающей является небесная природа, посредством склонности и силы которой тело Христа и тела святых вознеслись на небеса. Впрочем, мы уже говорили об этих баснях в первой части (I, 76, 7), и еще поговорим более полно при рассмотрении всеобщего воскресения (84,1).
Другие же, отвергая приведенное мнение, усваивают причину этой силы прославленной душе, благодаря излиянию которой вовне, как говорит Августин в своем письме к Диоскору прославится тело. В самом деле, прославленное тело будет настолько покорно прославленной душе, что, как пишет Августин, «тело постоянно будет там, где захочет дух, а дух не захочет ничего такого, что могло бы быть неприличным как для духа, так и для тела»-. Но мы уже показали (1), что прославленному и бессмертному органу приличествует находиться на небесах. Таким образом, тело Христа вознеслось на небеса посредством силы пожелавшей этого души. Но подобно тому, как тело прославляется благодаря причастности душе, точно так же, как говорит Августин, «душа блаженна благодаря причастности Богу»-. Поэтому первым началом вознесения на небеса является божественная сила. Следовательно, Христос восшел на небеса посредством Своей собственной силы: во-первых, Своей божественной силы; во-вторых, силы Своей прославленной души, движущей тело согласно своей воле.
Ответ на возражение 1. О Христе говорят, что Он воскрес посредством собственной силы, хотя Он был воскрешен силой Отца, поскольку сила Отца и сила Сына суть одно. И точно так же Христос восшел на небеса посредством собственной силы, хотя и был вознесен и принят на небесах Отцом.
Ответ на возражение 2. Этот аргумент доказывает то, что Христос не восшел на небеса посредством Своей силы, а именно той, которая является естественной для человеческой природы, однако Он все же восшел на небеса посредством Своих собственных сил, а именно той, которая является божественной, и той, которая является силой Его блаженной души. И хотя вознесение противно природе человеческого тела в его нынешнем состоянии, в котором тело не полностью подчинено души, тем не менее, оно не является чем-то противоестественным или принудительным для прославленного тела, вся природа которого совершенно подчинена духу Ответ на возражение 3. Хотя божественная сила бесконечна и деятельность ее со стороны действователя бесконечна, однако ее следствие воспринимается вещью сообразно ее способности и расположению Бога. Но тело не способно перемещаться в пространстве мгновенно, поскольку оно, как доказано в шестой [книге] «Физики», должно быть сообразовано с местом, в соответствии с частями которого исчисляется время. Следовательно, движимое Богом тело движется не с бесконечной скоростью, а с такой, к которой располагает Бог.