Библиотека soteria.ru
Трактат о воплощении-2
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 16025 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 5. Будет ли после имеющего место в нынешнем времени суда еще и другой, всеобщий суд?
С пятым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что после имеющего место в нынешнем времени суда другого всеобщего суда уже не будет В самом деле, единственной целью суда является окончательное распределение наград и наказаний. Но награды и наказания распределены в нашем нынешнем времени; так, Господь сказал распятому злодею: «Ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23:43); и еще читаем о том, что умерший богач оказался в аду (Лк. 16:22). Следовательно, напрасно ждать последнего суда.
Возражение 2. Далее, согласно другому переводу- сказанного Наумом, «Его суд не повторится» (Наум. 1:9). Но в настоящее время Бог судит и преходящее, и духовное. Следовательно, похоже, что не должно ожидать другого, последнего суда.
Возражение 3. Далее, награда или наказание сообразуется с заслугой награды или наказания. Но такая заслуга связана с телом лишь постольку, поскольку оно является орудием души. Поэтому награда или наказание положено телу только лишь как орудию души. Следовательно, для того, чтобы в конце света телесно наградить или покарать человека, не нужен никакой другой суд помимо того, который ныне награждает или карает души.
Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Слово, которое Я говорил, оно будет судить вас в последний день»- (Ин. 12:48). Следовательно, помимо нынешнего суда будет еще один, имеющий произойти в последний день.
Отвечаю: суд над изменчивым субъектом до окончательного оформления последнего не может быть совершенным. Это подобно тому, как никакое суждение о качестве того или иного действия не может быть совершенным дотоле, доколе действие не завершено само по себе и в своих следствиях, поскольку немало кажущихся полезными действий порождают вредные следствия. И точно так же никакой человек не может быть совершенным образом оценен до завершения его жизни, поскольку он может во многих отношениях измениться от хорошего к дурному и наоборот, а также от хорошего к лучшему или от дурного к худшему Поэтому апостол говорит: «Человекам положено однажды умереть, а потом — суд» (Евр. 9:27).
Однако должно иметь в виду, что хотя сама по себе преходящая жизнь человека завершается смертью, тем не менее, она некоторым образом все еще продолжается в зависимости оттого, что происходит по ее завершении. В одном отношении постольку, поскольку жива еще память о ней, хранящая, причем подчас вопреки истине, ее добрую или дурную славу. В другом отношении [она продолжается] в детях умершего, которые в определенном смысле представляют своих родителей, согласно сказанному в [Писании]: «Умер отец его — и как будто не умирал, ибо оставил по себе подобного себе» (Сир. 30:4). Хотя нередко у добрых людей бывают злые сыны, и наоборот. В третьем отношении — в следствиях совершенных деяний, как, например, ложь Ария и других вождей неверия и обмана будет давать всходы вплоть до конца мира, равно как и апостольской проповедью будет взрастать вера. В четвертом отношении — со стороны тела, которое подчас хоронится с почестями, подчас — не хоронится вовсе, а бывает, что и подвергается надругательству. В пятом отношении — со стороны тех вещей, которые были дороги сердцу умершего, например, его преходящих начинаний, некоторые из которых оказываются скоротечны, в то время как другие остаются надолго.
И все это будет вынесено на рассмотрение божественного суда, по каковой причине совершенный и всеобщий суд не может быть произведен над всем в течение нашего нынешнего времени. Поэтому должен состояться окончательный суд последнего дня, который совершенно и явно рассудит каждого и во всех отношениях.
Ответ на возражение 1. Некоторые полагали, что до наступления Судного Дня ни души святых не могут иметь награды на небесах, ни души погибших — наказания в аду То, что это не так, очевидно из слов апостола, сказавшего: «Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8), чтобы, как явствует из сказанного [им] ранее, «ходить не верою, а видением». Но это есть не что иное, как созерцать Бога в Его Сущности, в каковом [созерцании], согласно сказанному [в Писании], состоит «жизнь вечная» (Ин. 17:3). Отсюда понятно, что отделенные от тел души пребывают в жизни вечной.
Поэтому нам надлежит утверждать, что поскольку после смерти человек вступает в неизменное состояние в отношении всего, что тревожит душу, нет никакой необходимости в том, чтобы откладывать суд, касающийся награды души. Но так как есть и другие относящиеся к человеку вещи, которые длятся в течение всего времени и при этом подлежат божественному суду, все они должны быть рассмотрены судом по окончании времен. Ведь хотя со стороны подобных вещей человек не обретает заслуги награды или наказания, тем не менее в некотором смысле они сопутствуют его награде или наказанию. Следовательно, все они должны быть оценены последним судом.
Ответ на возражение 2. Суд Божий «не повторится» в одном и том же отношении, но нет ничего неподобающего в том, чтобы Бог произвел повторный суд в ином отношении.
Ответ на возражение 3. Хотя награда или наказание тела зависит от награды или наказания души, однако поскольку душа изменчива по причине тела разве что акцидентно, то по отделении от тела она вступает в неизменное состояние и подлежит суду. Но тело остается подверженным изменениям вплоть до скончания времен, и потому его награду или наказание должен определить самый последний суд.