Библиотека soteria.ru
Трактат о Таинствах
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 20913 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 1. Может ли быть прощен простительный грех без покаяния?
С первым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что простительный грех может быть прощен без покаяния. Так, нами уже было сказано (84, 10), что свойством истинного покаяния является не только скорбь человека о своих прошлых грехах, но и его намерение избегать их в будущем. Но простительные грехи прощаются без подобного намерения, поскольку очевидно, что человек не может прожить нынешнюю жизнь без совершения простительных грехов. Следовательно, простительные грехи могут быть прощены без покаяния.
Возражение 2. Далее, без актуального неприятия греха покаяние невозможно. Но простительные грехи могут быть устранены без какого-либо их актуального неприятия; так, например, если бы человек был убит во сне ради Христа, то он сразу же попал бы на небо, чего не могло бы быть, если бы сохранились его простительные грехи. Следовательно, простительные грехи могут быть прощены без покаяния.
Возражение 3. Далее, как было показано во второй части (ИИ-ИИ, 24, 10), простительные грехи противны пылу любви. Но одна противоположность устраняется другой. Следовательно, прощение простительных грехов обусловливается пылом любви, которая может иметь место без актуального неприятия простительного греха.
Этому противоречит следующее: Августин в своей книге, посвященной покаянию, говорит, что «в Церкви раскаянье в простительных грехах происходит ежедневно», что в случае прощения простительных грехов без покаяния было бы бесполезным.
Отвечаю: как уже было сказано (86, 2), прощение греха обусловливается соединением человека с Богом, с Которым его разъединил грех. Но смертный грех разъединяет полностью, а простительный — частично, поскольку в случае смертного греха ум по причине противных любви действий полностью уклоняется от Бога, тогда как в случае греха простительного человеческие расположения обременяются и утрачивают живость в своем стремлении к Богу. Поэтому покаяние устраняет оба вида греха — ведь каждый из них приводит в беспорядок человеческую волю вследствие неупорядоченного обращения к сотворенному благу, и как смертный грех не может быть прощен до тех пор, пока воля остается соединенной с грехом, так не может быть прощен и простительный грех, поскольку при сохранении причины сохраняется и следствие.
Однако для прощения смертного греха требуется более совершенное покаяние, а именно такое, при котором человек обязан, насколько это в его силах, актуально ненавидеть совершенный им смертный грех, то есть он должен стараться помнить и ненавидеть каждый свой смертный грех. Что же касается прощения простительных грехов, то для этого ничего подобного не нужно, хотя и одного неприятия по навыку, которое сопряжено с навыком к любви или с покаянием как добродетелью, тоже недостаточно, поскольку в таком случае простительный грех был бы несовместим с любовью, что очевидно не так. Поэтому требуется некоторое актуальное неприятие, например, когда расположения человека устремляют его к Богу и божественным вещам так, что если что-либо из делаемого им препятствует этому, то оно вызывает у него неприятие и удручает даже в том случае, когда он актуально об этом не думает (чего недостаточно для отпущения смертного греха за исключением тех случаев, когда речь идет о настолько забытых грехах, что о них уже просто не вспомнить).
Ответ на возражение 1. Находящийся в состоянии благодати человек, как было показано выше (ИИ-И, 109, 8), может избегнуть как каждого смертного греха по отдельности, так и всех вообще, может избегнуть каждого простительного греха по отдельности, но не всех вообще. Поэтому раскаивающийся в смертных грехах человек должен иметь намерение воздерживаться как от каждого, так и от всех смертных грехов, тогда как раскаивающийся в простительных грехах человек должен иметь намерение воздерживаться от каждого [простительного греха], но не от всех, поскольку этому препятствует несовершенство нынешней жизни. Однако он должен хотеть предпринять все меры к тому, чтобы совершать как можно меньше простительных грехов, иначе, если бы он перестал желать подвизаться и устранять то, что препятствует духовному продвижению, а именно простительные грехи, он подверг бы себя опасности отпадения.
Ответ на возражение 2. Нами уже было сказано (66,11) о том, что смерть ради Христа обретает силу крещения и потому — если воля не прилеплена к греху — очищает от всяческого греха, как простительного, так и смертного.
Ответ на возражение 3. Пыл любви, как было показано выше (79, 4), подразумевает актуальное неприятие простительных грехов.