Библиотека soteria.ru
Трактат о Таинствах
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 20913 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 2. Установлены ли таинства одним только Богом?
Со вторым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что таинства установлены не одним только Богом. В самом деле, то, что установлено Богом, представлено нам в Священном Писании. Но не все, исполняемое в таинствах, упомянуто в Священном Писании, как, например, помазание миром людей при конфирмации и священников, а также многие другие используемые при совершении таинств действия и слова. Следовательно, таинства были установлены не одним только Богом.
Возражение 2. Далее, таинство есть своего рода знак, а между тем чувственные вещи обладают собственным естественным значением. И при этом нельзя сказать, что одни значения угоднее Богу, чем другие, поскольку Им было одобрено все, что Он сотворил. Кроме того, быть приманенным к чему-либо посредством знаков представляется свойственным исключительно демонам; так, Августин говорит, что «демоны приманиваются посредством тварей, которых не они создали, а Бог, разными — смотря по их различию — привлекательными для них не родами пищи, как животные, а знаками, как духи»-. Следовательно, похоже, что вовсе не необходимо, чтобы таинства были установлены Богом.
Возражение 3. Далее, апостолы были наместниками Бога на земле, в связи с чем апостол [Павел] сказал: «Ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова» (2 Кор. 2:10), то есть как если бы простил Сам Христос. Следовательно, похоже, что апостолы и их преемники могут учреждать новые таинства.
Этому противоречит следующее: учредителем чего-либо является тот, кто сообщает учреждаемому силу и власть, как это имеет место в случае тех, кто учреждает законы. Но сила таинства, как мы уже показали (62, 1), исходит от Бога. Следовательно, учреждать таинство может один только Бог.
Отвечаю: как явствует из вышесказанного (62, 1), таинства суть инструментальные причины духовных следствий, а орудие получает силу от главного действователя. Затем, в таинстве участвуют два действователя, а именно тот, кто устанавливает таинство, и тот, кто использует установленное таинство для производства следствия. Но сила таинства не может исходить от того, кто использует таинство, поскольку он действует как служитель. Таким образом, дело представляется так, что сила таинства исходит от его учредителя. И коль скоро сила таинства исходит от одного только Бога, из этого следует, что один только Бог может учреждать таинства.
Ответ на возражение 1. Соблюдаемые в таинствах человеческие установления не присущи таинствам, но являются частью церемониальных торжеств, добавленных к таинствам для пробуждения набожности и почитания восприемников. Те же вещи, которые присущи таинствам, установлены Самим Богом и человеком Христом. И хотя не все они приведены в Священном Писании, тем не менее, Церковь возводит их к апостольской традиции, согласно сказанному апостолом [Павлом]: «Прочее устрою, когда приду» (1 Кор. 11:34).
Ответ на возражение 2. Чувственные вещи по самой своей природе обладают некоторой способностью обозначать духовные следствия, однако эта способность по божественному учреждению установлена к тому или иному конкретному обозначению. Именно это имеет в виду Гуго Сен-Викторский, когда говорит, что «своим значением таинство обязано своему учреждению». И при этом Бог избрал для обозначения таинств одно и не избрал другое не потому, что Его выбор был ограничен, а потому, что такое обозначение было наиболее подобающим.
Ответ на возражение 3. Апостолы и их преемники суть наместники Божий в том, что касается управления Церковью, которая воздвигнута на вере и таинствах веры. Поэтому они не могут учредить ни другую Церковь, ни другую веру, ни другие таинства, но, напротив, о Церкви говорят как о воздвигнутой на таинствах, которые «проистекли от умершего на кресте Христа».