Библиотека soteria.ru
Трактат о Таинствах
Фома Аквинский
Дата публикации: 28.01.17 Просмотров: 20913 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 4. Может ли крестить женщина?
С четвертым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что женщина крестить не может. В самом деле, в постановлении Карфагенского собора читаем: «Никакая жена, сколь бы благочестивой и сведущей в учении она ни была, да не помыслит о том, что может проповедовать в церкви или крестить». Но женщине ни в коем случае не дозволяется проповедовать в церкви, согласно сказанному [в Писании]: «Неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14:35). Следовательно, похоже, что точно так же женщине ни в коем случае не дозволяется крестить.
Возражение 2. Далее, крестить приличествует тем, кто облечен такой властью. Поэтому крещение должно сообщаться священниками, которым поручено попечительствовать о душах. Но женщины на это не правомочны, согласно сказанному [в Писании]: «Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в покорности ему»- (1 Тим. 2:12). Следовательно, женщина не может крестить.
Возражение 3. Далее, в духовном возрождении вода, похоже, играет роль материнской утробы, как говорит Августин, комментируя [слова Писания]: «Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» (Ин. 3:4). Крестящий же, похоже, занимает при этом место отца. Но это не приличествует женщине. Следовательно, женщина крестить не может.
Этому противоречит следующее: папа Урбан II говорит: «Отвечая на вопросы твоего блаженства, мы полагаем должным ответить так: если жена по необходимости окрестит младенца во имя Троицы, то такое крещение будет иметь силу».
Отвечаю: главным Крестителем является Христос, согласно сказанному [в Писании]: «На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот и есть крестящий» (Ин. 1:33). В самом деле, в третьей [главе] «Послания к колоссянам» сказано, что во Христе «нет мужского пола, ни женского»-. Поэтому подобно тому, как, выступая служителем Христа, может крестить мирянин, точно так же может [крестить] и женщина.
Однако коль скоро «жене глава — муж», а «мужу глава — Христос» (1 Кор. 11:3), жене в присутствии мужа крестить не должно, как и мирянину не должно крестить в присутствии клирика, а клирику — священника. Последний же может крестить в присутствии епископа, поскольку это входит в обязанности его служения.
Ответ на возражение 1. Женщине не дозволено проповедовать открыто, но при этом дозволено учить и наставлять в частном порядке, и точно так же ей не дозволено крестить открыто и торжественно, но при этом дозволено крестить в случае необходимости.
Ответ на возражение 2. Когда крещение отправляется торжественно и по всем правилам, его должен сообщать священник, которому вменено попечение о душах, или же тот, кто его замещает. Однако в безотлагательных случаях может крестить и женщина.
Ответ на возражение 3. В плотском порождении муж и жена соучаствуют в соответствии с силой присущей им природы, согласно которой жена не может быть активным, но — только пассивным началом порождения. Однако в духовном порождении они действуют не посредством какой-либо присущей им силы, а лишь инструментально посредством силы Христа. Поэтому в случае необходимости женщина может крестить на тех же основаниях, что и мужчина.
Но даже если женщине случится крестить кого-либо без какой бы то ни было необходимости, то, как и в случае с мирянином (3), крестить повторно не нужно. Сама же крестившая при таких обстоятельствах грешила, как грешили вместе с нею и те, которые соучаствовали в этом, получая от нее крещение или принося ей что-либо для того, чтобы креститься.