Неемия

1:1–11

Молитва Неемии о своей миссии

1:1. Неемия. Неемия занимал важный пост виночерпия при дворе персидского царя в середине V в. до н. э., в период правления Артаксеркса I (465-424 гг. до н. э.). В 460 г. до н. э. в Египте произошло восстание, последствия которого ощущались в течение последующих пяти лет. В 448 г. до н. э. к северу от Месопотамии поднял восстание Мегабиз, сатрап царя. Таким образом, это был бурный период в политической истории империи. Это привело к тому, что персы стремились для удержания своего владычества вступить в союз с малыми группировками внутри империи, например с иудеями. Обстановка благоприятствовала тому, что ряд иудеев, и среди них Неемия, смогли достичь высокого положения в империи в середине V в. до н. э.

1:1. Кислев. Кислев был месяцем еврейского календаря, получившим свое название после возвращения евреев из вавилонского плена, он соответствует по современному календарю середине ноября — середине декабря. Евреи, вероятно, после своей депортации в Вавилон в конце VI в. до н. э. пользовались вавилонским календарем и сохранили эту систему летосчисления и в персидский период.

1:1. Хронология. Неясно, к чему относится «двадцатый год». Он может указывать на двадцатый год пребывания Неемии в Сузах. Однако более вероятно, что речь идет о двадцатом годе правления Артаксеркса I (ок. 465–424 гг. до н. э.), а его имя просто опущено (см.: Неем. 2:1). Если так, то двадцатый год приходился на 445 г. до н. э.

1:1. Престольный город (цитадель). В Сузах находилась зимняя резиденция персидских царей. Она была отделена от остальной части города, и эта территория имела древнюю историю. Поселение в Сузах появилось, по крайней мере, уже в 4–м тыс. до н. э. Позднее Сузы были крупным укрепленным пунктом эламитов — вплоть до завоевания города в VII в. до н. э. мидянами и персами.

Десять акров земли, которые занимала цитадель, располагались на возвышенности Ападана, к северу от города. Дворец был построен Дарием, и он продолжал оставаться резиденцией для нескольких его преемников. Раскопки на месте дворца обнаружили целый ряд помещений, в том числе тронный зал, где персидские цари устраивали приемы. Это было квадратное здание, каждая сторона которого составляла 350 футов и была украшена 72 каменными колоннами высотой до 80 футов. Большие Сузы, расположенные на расстоянии около 225 миль к востоку от Вавилона, были построены на трех холмах на берегу реки Улай (Шаур, Shaur). Правильной ромбовидной формы курган, размером 2,25 мили в окружности, занимает площадь около 250 акров. На площади 20 акров, к востоку через долину, располагался купеческий квартал.

1:2,3. Состояние Иерусалима. Иерусалим все еще лежал в развалинах после того, как был разрушен 140 лет назад Навуходоносором II. Городские стены и ворота были повержены наземь, так что город был полностью открыт для нападения извне. В Книге Ездры описывается первая неудавшаяся попытка восстановить стены Иерусалима в период правления Артаксеркса I (ок. 458 г. до н. э.). По–видимому, собеседники Неемии говорят о другой, более поздней попытке восстановления стен, также окончившейся неудачей. Высказывались предположения, что персы предпринимали атаки на Иерусалим во время правления Ксеркса, но данные на этот счет весьма скудны, хотя имеются свидетельства битвы между персами и греками в Южном Леванте.

1:4. Реакция Неемии. Реакция Неемии типична для еврея, столкнувшегося с трагедией (см.: Езд. 9:3–5). Траур часто сопровождался бритьем головы и бороды. Молитвы сопровождались постом, дабы молящийся мог полностью сосредоточиться на главной проблеме, оставляя в стороне физические нужды.

1:4. «Бог небесный» в зороастризме. Титул «Бог небесный» был хорошо знаком в Персидской империи и стал частью религиозного языка евреев. Этот термин также встречается в еврейской корреспонденции — в текстах из Элефантины Египетской, которые датируются V в. до н. э. Этот термин прослеживается до Зороастра (Заратустры), иранского святого, который, вероятно, жил в конце 2–го тыс. до н. э., хотя точные даты его жизни неизвестны и вызывают споры. Зороастризм стал религией персидских царей во времена Дария I (ок. 521–486 гг. до н. э.). Последователи Зороастра поклонялись «Богу небес», известному под именем верховного бога Ахурамазды. Они также признавали существование злого бога, который был полной противоположностью Ахурамазды в нравственном отношении, но равен по силе. Неемия, однако, без колебаний приписывает этот знакомый титул Богу Яхве.

1:11. Виночерпий. Виночерпий на Ближнем Востоке в древности занимал очень высокий пост. Он имел прямой доступ к царю, и потому был весьма влиятельной фигурой. Тексты и рельефы изображают виночерпиев при ассирийском и персидском дворах. Виночерпий был приближен к царскому гарему, а потому часто был евнухом, хотя относительно Неемии никаких данных на этот счет не имеется. В более поздних источниках виночерпий отождествляется с дегустатором вин. Кроме того, он был хранителем печати и главным финансовым чиновником.

2:1–10

Миссия Неемии

2:1. Нисан. Этот еврейский месяц соответствует середине марта — середине апреля по современному календарю. Нисан — месяц ранних дождей и сбора урожая ячменя и льна. Название «нисан» заимствовано из вавилонского календаря во время пребывания евреев в плену. До этого у евреев он назывался авив.

2:1. Артаксеркс. Это имя носили три персидских царя. Тот, о ком речь идет в Книге Неемии, вероятнее всего, был преемником Ксеркса I — Артаксеркс I (ок. 465–424 гг. до н. э.). Кроме Писаний о нем упоминается мало. Греческий историк Геродот приводит перечень налогов и некоторые экономические меры, которые предпринимались во время правления этого царя. Греческие города–государства, в которых еще была свежа память об их победах над персами при Саламине и Платеях (480-479 гг. до н. э.), использовали каждую возможность подорвать влияние Персии на Ближнем Востоке. Артаксеркс пережил два восстания во время своего правления (см. коммент. к Неем. 1:1), но, вместе с тем, ему удалось удержаться у власти в течение сорока лет.

2:1. Обязанности придворных в присутствии царя. На персидских рельефах придворные иногда изображаются с руками у рта — дабы не оскорбить царя, позволив себе дышать на него. Делалось ли это из соображений гигиены (что маловероятно), плохого запаха изо рта, или было просто выражением крайнего почтения, остается неясным. В итоге, однако, это позволяло подданным царя скрывать выражение своего лица. Предполагалось, что лица придворных всегда должны сиять радостью при созерцании царя.

2:5. Восстановление города, где похоронены предки. В ближневосточной культуре крепкие семейные узы были чрезвычайно важным фактором. Живые члены семьи должны были уделять особое внимание сохранению останков умерших родственников. В древних культурах этим ритуалам придавалось очень большое значение. В Израиле кости умерших сохранялись. Вероятно, считалось, что умершие люди сохраняют сознание. Иосиф умолял своих домочадцев вернуть его кости в Ханаан, когда они покинут Египет, а Неемия был озабочен обустройством могил своих предков.

2:6. Царица, которая сидела подле царя. В иконографии древнего Ближнего Востока есть многочисленные примеры, когда царица изображается сидящей рядом с царем, на собственном троне. Многие исследователи утверждают, опираясь на греческого историка Геродота, что царицы имели необычайно сильное влияние при персидском дворе. Жену Артаксеркса звали Дамаспия, но, возможно, на троне царицы восседала царица–мать, Аместрис, известная как очень сильная и влиятельная личность (см. коммент. к Есф. 5:3), которая еще играла активную роль в 449 г. до н. э.

2:6. Продолжительность пути (расстояние и время). Неемия, скорее всего, избрал длинный маршрут от Суз до Иерусалима по персидской царской дороге в северную Месопотамию и на запад, в Сирию–Палестину. Это расстояние составляло около 900 миль, и его можно было преодолеть примерно за четыре месяца. Таково было время, которое потребовалось Ездре для этого путешествия (см. коммент. к Езд. 7:1).

2:7. Заречные областеначальники (за рекой Евфрат). Такое название дано правителям небольших провинций, «губернаторам» областей, сатрапами же называли правителей крупных областей в Персидской империи. Вся империя была разделена на несколько крупных областей под началом сатрапов, которые обладали высокой степенью самостоятельности, иногда даже автономией. Заречные областеначальники управляли территорией к северу от Месопотамии, в районе современных Армении и Грузии.

2:7. Письмо–пропуск для беспрепятственного перемещения. Поскольку Неемия преследовал политическую цель, он мог ожидать враждебного к себе отношения со стороны местных персидских властей. Он был обеспокоен нестабильной ситуацией, которая установилась в разных частях империи (см. коммент. к Неем. 1:1). Такое письмо обнаружено в арамейских документах V в. до н. э. Главное его назначение — дать распоряжение местным властям обеспечить путешественников провизией из царских припасов.

2:8. Хранитель царских лесов. Хранитель царских лесов носил еврейское имя (Асаф). Лес, по–видимому, находился в Ливане (который персы завоевали в середине VI в. до н. э.), хотя на приморских землях Палестины еще могли сохраняться лесные массивы. Греческие историки Ксенофонт и Диодор писали о том, что в обязанности чиновников персидского правительства входила забота о местных парках.

2:8. Использование древесины на строительство. Древесина требовалась для определенных целей: 1) строительства ворот цитадели (предшественницы более поздней крепости Антония, построенной на северной стороне второго храма Иродом Великим); 2) восстановления городской стены (хотя стены были построены из камня и глиняных кирпичей, дерево использовалось для укрепления конструкции); 3) для резиденции Неемии. Хотя основным строительным материалом служили камень и глиняные кирпичи, кедр использовался для внутренней отделки резиденции.

2:10. Санаваллат. Санаваллат, хоронит, был губернатором Самарии. Это подтверждается арамейским папирусом из Элефантины Египетской, в котором также упоминаются двое его сыновей. Папирус из вади Daliyeh перечисляет самарийских губернаторов, трое из которых носили имя Санаваллат. Поскольку в имени его сыновей присутствует элемент Yah, Санаваллат, возможно, поклонялся Яхве (хотя см.: Неем. 13:28). Термин «хоронит» непонятен, хотя может просто означать человека родом из местности или города, в названии которого присутствует элемент «хорон». Санаваллат был противником Неемии, поскольку Иерусалим и Иудея первоначально находились под его юрисдикцией, хотя неизвестно, входила ли Иудея в состав его провинции, или ему было дано право административного надзора над областью Иудеи.

2:10. Товия.Товия был аммонитянином, т. е. иноплеменником. Возможно, он был родоначальником влиятельного семейного клана из Иордана, получившего известность в более поздние времена. Хотя об этом прямо не говорится, он мог быть губернатором Аммона, как и его внук (тоже Товия) в III в. до н. э.

2:11–20

Ночная инспекция Неемии

2:13–15. Иерусалимский ландшафт в V в. до н. э. Идентифицировать упоминаемые здесь места представляется трудной задачей. Стены и ворота, которые инспектировал Неемия, не сохранились, хотя, возможно, они погребены под основанием храма Ирода. Царский пруд на восточной стороне, вероятно, можно отождествить с Силоамским прудом. Долина, о которой здесь идет речь, скорее всего, долина Кедрон. Раскопки показали, что она усыпана камнями, которые могли преграждать путь Неемии. Неемия, по всей видимости, решил оставить восточный склон и построить там новую городскую стену. Таким образом, город был, конечно, меньше, чем до вавилонского плена. Подсчитано, что периметр города в это время составлял полторы мили, охватывая площадь в 80 или 90 акров.

2:16. Разные группы населения и представители власти. Официальные власти (начальствующие), вероятно, были представителями Персидской империи, либо теми, кто пришел с Неемией, либо это были те, кто отправлял правосудие на данной территории. Термин «иудеи» относится в целом к гражданству. Священникииграли важную и все возраставшую роль в жизни иерусалимской общины после возвращения из плена. Знатнейшиевключали в себя глав важных семейств, возможно, этот термин соответствует тому, что в ранней литературе называли старейшинами.

2:19. Гешем. Гешем Аравитянин известен из небиблейских источников. Гешем в ливийских и арамейских надписях известен как царь Кедара. Это имя также встречается на более поздней надписи из Беф–Шеарим, а также на серебряном сосуде, посвященном его сыном богине Хан–Иллат, найденном в Телль–эль–Машкуте в дельте Нила. Арабы незадолго до этого поселились в пустыне Негев и в Трансиордании (см.: Неем. 2:10).

3:1–32

Список строителей, участников восстановления стен

3:1-32. Распределение строительных участков. Во времена Ассирийской империи строительство стен совершалось по отдельным секторам, в каждом из которых работала определенная группа строителей. Когда Саргон построил свою столицу в Хорса–баде, в строительстве городской стены принимали участие строители из разных частей империи, которые работали на отведенных им участках.

3:1. Овечьи ворота. Овечьи ворота (в другие времена они назывались Вениаминовыми воротами), к северу от храмовой горы, находились в восточной стене близ пруда Вифезды (в те времена известного под названием Овечьего пруда). Они открывались на север, в долину Кедрон, откуда шла дорога на Иерихон.

3:1. Башня Меа и башня Хананэла.Эти две башни располагались в северо–западной части города, вблизи Храмовой горы, примерно там, где во времена Ирода была крепость Антония.

3:3. Рыбные ворота. Рыбные ворота (известные также под названием «Ефремовы ворота») вели из города по направлению к северо–западу. Это одна из дорог, ведущих к прибрежной равнине.

3:3. Конструкция ворот. В тексте упоминаются четыре части ворот: покрытия (боковые рамы), двери, замки и засовы. Ворота обычно вставлялись в выдолбленные углубления в камнях, которые зарывались неглубоко в землю. Двери также обрамлялись по обеим сторонам деревянными рамами, которые крепились к стене. Засовы ставились поперек ворот и прикреплялись к этим рамам. Замки закрывались с помощью специальных деревянных запоров, которые вставлялись в отверстия на специальных устройствах, прикрепленных к воротам. Выйти из города, когда ворота были на запоре, без ключей было невозможно.

3:6. Старые ворота. Старые ворота, расположенные прямо к югу от Рыбных ворот, обычно запирались. Их иногда отождествляют с воротами Мишне, которые открывались в сторону западного квартала города.

3:8. Серебряник. В древних городах ремесленники одной профессии объединялись в гильдии и селились целыми кварталами. Гильдии часто были представлены целыми семьями, которые владели секретами мастерства, передававшимися из поколения в поколение.

3:8. Широкая стена. Раскопки западного холма в Иерусалиме вскрыли необычайно мощную стену (около 20 футов толщиной), которая относится к этому времени и тянется от западной стены Храмовой горы. Сама эта «широкая стена» восстановлению не подлежала, поскольку в то время западный холм не был заселен.

3:9. Начальник полуокруга. Известный ассирийский титул rab pilkani, «начальник округа», лучше всего позволяет понять термин, использованный только в данном контексте. К сожалению, об административном делении этой области известно мало.

3:11. Печная башня. Большинство комментаторов связывают ее с кварталом пекарей, который был расположен в этой части города, вблизи храмового комплекса (см.: Иер. 37:21).

3:13. Ворота долины. Ворота долины расположены в западной стене, на склоне холма города Давидова, и ведут в долину Тиропеон. Остатки, по–видимому, этих ворот были обнаружены в ходе археологических раскопок Кроуфута в 1926–1927 гг. Они имеют в ширину около 12 футов.

3:13. Заноах. Это город в районе Шфелы — области, расположенной в 15 милях к юго–западу от Иерусалима.

3:14. Навозные ворота. Навозные ворота расположены на самом юге города Давидова, буквально в 500 ярдах к югу от Ворот долины. Они открываются в сторону долины Енномовой и дороги к источнику Рогель, а современные Навозные ворота располагаются в другом месте (вблизи юго–западного угла Храмовой горы; эта конфигурация города относится к османской эпохе).

3:14. Бефкаремский округ. Бефкарем — современный Рамат Рахель, расположенный неподалеку от Иерусалима.

3:15. Ворота источника. Расположенные на юго–западной стороне города, эти ворота находились всего лишь в нескольких сотнях ярдов от Навозных ворот и, вероятно, вели к Силоамскому пруду (питаемому источником Гион). Такие ворота были раскопаны в 1920–е гг.

3:15. Округ Мицфы. Мицфа отождествляется с расположенным в 9 милях от Иерусалима селением Телль–эн–Насбех.

3:15. Стена у водоема Селах (Силоамского пруда) и царского сада. Принято считать, что этот пруд связан с каналом, по которому воды источника Гион отводились в восточную часть Иерусалима. Он находился на южной границе города и орошал царский сад в месте соединения Кедронской и Енномовой долин.

3:15. Ступени из города Давидова. Эти ступени располагались в южной части города и служили спуском к долине Кедрон. В этом месте найдены остатки древней лестницы.

3:16. Беф–цур. Беф–Цур располагался на крайнем юге области. Он расположен примерно в 4 милях от Хеврона.

3:16. Гробницы Давидовы. Место, которое для современных туристов обозначается как гробница Давида на современной горе Сион, относится к позднему преданию. Единственные монументальные гробницы времени первого храма находятся в современной деревне Сильван, на другой стороне долины Кедрон по пути из Давидова города. Они датируются железным веком II, но не являются царскими гробницами. Иудейские цари от Ровоама до Ахаза были похоронены в городе Давидовом (за рядом примечательных исключений). Более поздние цари были либо похоронены в «саду Озии» (Манассия и Амон), либо в своих родовых гробницах (Иосия). Места захоронения Езекии и преемников Иосии не указываются. Место царских захоронений в городе Давидовом определено недостаточно точно.

3:16. Выкопанный пруд. Это не тот пруд, который упоминался в предыдущем стихе, но расположенный неподалеку.

3:16. Дом храбрых. Этот дом, скорее всего, служил казармой, в которой размещались отборные подразделения войска Давида (см. коммент. ко 2 Цар. 23:8).

3:17. Полуокруг Кеильский. Кеиль располагался между Заноахом (ст. 13) и Беф–Цуром (ст. 16), в 20 милях к юго–западу от Иерусалима.

3:25. Описание. Дворцовая территория была непосредственно к югу от Храмовой горы. Башня в углу дворцового комплекса была сокрыта городской стеной, и именно об этом угле говорится здесь.

3:26. Офел. Холм Офел, вероятно, расположен между Храмовой горой и южным хребтом, который известен как город Давидов. Очевидно, здесь были укрепления, которые окружали дворцово–храмовый комплекс. Некоторые исследователи считают, что здесь была цитадель, которая и называлась собственно «Офел».

3:26. Водяные ворота. Эти ворота стояли поперек хребта, простирающегося из Ворот долины, и открывались на восток, к дороге на источник Гион и в Кедронскую долину.

3:27. Стена Офела. Стена Офела простиралась от Офела на юго–запад, вдоль Кедронской долины, к Водяным воротам. В более ранние эпохи эта часть стены была частично расположена на склоне, но Неемия перенес ее на гребень холма. Остатки этой стены были обнаружены при раскопках города Давидова.

3:28. Конские ворота. Эти ворота вели от храмового комплекса на восток, вниз, в Кедронскую долину.

3:29. Восточные ворота. Эти ворота рядом исследователей связываются с теми, которые обычно называются Золотыми воротами и расположены на восточной стороне храмового комплекса. Под современными Золотыми воротами обнаружена арка старых ворот.

3:31. Смотровые ворота. В тексте они названы воротами Гаммифкад. О них известно мало. Чаще всего их связывают с воротами в стене храмового комплекса, а не в городской стене как таковой.

3:31. Угольное жилье. Оно располагалось, как обычно считают, в северо–восточном углу города. Скорее всего, оно использовалось как сторожевая башня.

3:32. Овечьи ворота. См. коммент. к 3:1.

3:32. Серебряники и торговцы. Один из важных торговых центров города находился у ворот на севере, потому логично предположить, что здесь жили ремесленники.

4:1–23

Противостояние врагов

4:1. Санаваллат. См. коммент. ко 2:10.

4:2. Военные люди Санаваллата. Хотя Самария не была военной колонией, ее губернатор имел войска, которые стояли на страже интересов персидского царя. Однако неизвестно, были ли это регулярные войска, или местные силы охраны порядка.

4:2. Жертвы. Обычно крупные сооружения освящались с принесением жертв. Такие ритуальные жертвоприношения при закладывании зданий были хорошо известны в древности на Ближнем Востоке.

4:2. Оживут камни. Возможно, эта фраза отражает древнее ближневосточное поверье, что почерневшие от пожара камни прокляты и не могут быть повторно использованы в строительстве. У израильтян не было времени добывать из карьеров новый строительный материал, а известняковые плиты старых стен были слишком ломкими и непрочными, чтобы снова использовать их в строительстве.

4:3. Товия. См. коммент. к Неем. 2:10.

4:18. Трубач. На протяжении всей ветхозаветной эпохи трубы использовались для подачи сигналов в религиозной, гражданской или военной обстановке. В тексте подразумевается бараний рог, трубный звук которого сопровождал народ со времен Синая (Исх. 19:13). Более подробную информацию о трубах см. в коммент. к Чис. 31:6 и Нав. 6:4,5.

5:1–19

Политика в защиту интересов бедных

5:3–5. Жалобы бедных. Вследствие того, что бедные люди должны были работать на строительстве стены, они не имели возможности вырастить нормальный урожай, чтобы прокормить свои семьи. Они должны были покупать зерно, но не имели достаточно средств для этого и вынуждены были закладывать свою собственность (поля, виноградники и дома). Более того, персидские цари, очевидно, взимали налог на недвижимость, введенный еще халдеями. Дарий I (ок. 521-486 гг. до н. э.) ввел налог на урожай. Повсеместно и в Израиле, и в других частях империи родители вынуждены были продавать в рабство своих детей, чтобы они не умерли с голоду, надеясь со временем выкупить их (см. коммент. к Исх. 21:2-6).

5:7. Лихва. С денег, которые одалживались бедным израильтянам, запрещалось брать проценты (см. коммент. к Исх. 22:25; Лев. 25:28; Втор. 15:1–11). Однако это не касалось чужеземцев. Положение о взимании процентов записано в кодексе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Однако это были коммерческие займы, которые не имели места в Израиле. Дача в долг у израильтян считалась благотворительным актом и не предназначалась для поддержания бизнеса.

5:11. Решение проблемы. Все участки земли, которые были конфискованы по причине неуплаты долга, должны были быть возвращены прежним владельцам безо всяких условий. На Ближнем Востоке было принято конфисковывать собственность (включая детей) за долги. По–видимому, в этих случаях возрастали и проценты, которые взимались с должников.

5:14. Период губернаторства Неемии. Неемия был назначен губернатором (областеначальником) между 445–м и 433 гг. до н. э. Это был его первый губернаторский срок. Некоторые исследователи считают, что после этого он прослужил в этой должности еще один срок (см. коммент. к 13:6,7). Однако небиблейской информации о Неемии или о его губернаторской службе не имеется.

5:14. Хлеб областеначальника. Как и сатрап, персидский областеначальник имел право на сбор налогов для пополнения своей (а не имперской) казны. Собранные им деньги предназначались для осуществления местных проектов и содержания местной администрации. Сам губернатор и его семья снабжались надлежащей провизией. Эламские тексты, относящиеся к этому периоду и найденные в Персеполе («Тексты казначейства»), отражают эту практику и документируют расходы царского казначейства.

5:15. Сорок сиклей. Хотя предыдущие губернаторы, вероятно, были иудеями, возможно, здесь подразумеваются неевреи, назначенные сатрапами данной области. Единственным таким областеначальником в Библии назван Зоровавель, служивший за 70 лет до этого. Из текста неясно, были ли 40 сиклей ежегодным налогом, взимаемым с каждого горожанина, или суммой, идущей на ежедневное содержание администрации. В любом случае это большая сумма. При раскопках были обнаружены глиняные кувшины для хранения денег, которые рассматриваются многими как хранилища собранных налогов персидскими губернаторами. Оттиски печатей на них также могут быть именами губернаторов той эпохи.

5:18. Ежедневный рацион. Часть зарплаты служащих администрации, вероятно, шла на их питание. Здесь приводится ежедневный расход провизии на 150 служащих. Как и другие губернаторы, Неемия должен был регулярно кормить и своих служащих, и приезжих сановников. Удивительно, что при таких больших затратах он не собирал налогов в свою личную казну.

6:1–19

Новые трудности, с которыми столкнулся Неемия при завершении строительства стены

6:2. Равнина Оно. Равнина Оно (или Отто) расположена в 27 милях к северо–западу от Иерусалима. В персидскую эпоху она находилась либо на крайней северной границе провинции Иудеи, либо на нейтральной территории между провинциями Азот и Самария. В любом случае, это была опасная территория, где можно было столкнуться лицом к лицу с врагом.

6:7. Возвещение пророков о царе.Хотя о пророческом служении в послепленное время известно мало, пророки в ранние эпохи играли роль «создателей царей». Северное царство, Израиль, было создано благодаря пророческому возвещению о царе (3 Цар. 11:19- 39), а становление и падение всех крупных царских династий (Иеровоам, Вааса, Амврий, Ииуй) происходило в соответствии с предсказаниями пророков. В древности на Ближнем Востоке жрецы играли важную политическую роль, но неизвестно ни одного древнего пророка на Ближнем Востоке, который играл бы такую же роль, как эти пророки, в интронизации, возведении на престол, израильских царей. Тем не менее на протяжении всей древней истории считалось, что пророки не только провозглашали божественную весть, но и в процессе ее возвещения открывали путь божественным деяниям. Вполне понятно, что слухи о пророческой вести могли вызвать волнения в народе или даже предвещать гибель.

6:15. Время завершения строительства. Хотя иудейский историк Иосиф Флавий (37- 100 гг. н. э.) утверждает, что стены были построены за два года и четыре месяца, библейский текст указывает другой срок: всего 52 дня. В древности такие случаи известны. Так, Фукидид пишет, что стена вокруг Афин была построена за один месяц (V в. до н. э.). Поскольку площадь Иерусалима была невелика (археологи считают, что общий его периметр составлял в то время не более полутора миль), и только восточная стена была построена от самого фундамента (тогда как другие стены только «починены»), и археологи утверждают, что эти работы были выполнены не на самом высоком уровне, вполне резонно предположить, что такой срок исполнения работы достаточно реален.

7:1–73

Список по семействам

7:2. Начальник крепости. У персов было много военных командиров гарнизонов по всей империи. Хотя чаще всего они состояли на службе у персидских властей, а не местных сил порядка, подчинялись непосредственно губернатору или лицу, назначенному им.

7:65. Ограничения в еде. Это ограничение упоминается в Езд. 2:63. Священникам, родословие которых вызывало сомнения, запрещалось есть «великую святыню» (см. Лев. 2:3; 7:21 -36). Урим и тумим служили инструментом, с помощью которого вопрошали Бога (см. коммент. к Исх. 28:30), и потому их доверяли лишь священникам с твердо установленной принадлежностью к священническому роду.

7:70. Тысяча драхм золота. Золотые драхмы были либо персидскими дариками, либо мидийскими сиклями, либо греческими драхмами (которые имели наиболее широкое хождение). Дарик появился в обращении только во времена Дария. Дарик весил 8,4 грамма, поэтому 1 тыс. дариков весила около 18,5 фунта. Сикль равнялся одному дарику, тогда как аттическая драхма равнялась половине дарика.

7:72. Двадцать тысяч драхм золота и две тысячи мин серебра. По весу это соответствует 370 фунтам золота и 2220 фунтам серебра (1 мина равнялась 60 сиклям). Сравните это с тем, сколько использовал Соломон на строительство храма; см. в коммент. к 1 Пар. 22:14. При раскопках было обнаружено несколько серебряных монет, которые были изготовлены в Иерусалиме или вблизи него в персидскую эпоху. На лицевой стороне на них выбита надписьyhdилиYehud(Иуда) и изображена голова Афины Паллады, а на обратной — сова (символ Афин). Мастерство изготовления этих монет явно уступало искусству изготовления греческих драхм. Эти монеты имели лишь частичное содержание серебра, и потому ценились меньше, чем другие монеты того времени, встречающиеся на побережье вблизи Тира и Сидона.

8:1–18

Чтение закона

8:1. Хронология. Предполагают, что израильтяне собрались в год прибытия Неемии, в 445 г. до н. э. Ездра, вероятно, уже был там в течение тринадцати лет. Седьмой месяц по еврейскому календарю — тишри (соответствует середине сентября — середине октября по современному календарю), начало гражданского нового года и месяц, в котором справляли Йом Кипур и Праздник кущей.

8:1. Водяные ворота. Водяные ворота (см. Неем. 3:26) находились вблизи источника Гион и тем самым служили подходом к нему. Считается, что эти ворота принадлежали старой стене, которая существовала до плена и не была перестроена Неемией. Неясно, были ли включены эти ворота в новую стену, или были к востоку от нее. В любом случае Ездра читал Тору не в храме и не вблизи него.

8:1. Книжник.В Персии и Месопотамии книжником называли лицо, облеченное правами хранения закона и порядка, но этот термин в Древнем мире употреблялся обычно в более широком смысле. Книжники в те времена, вероятно, могли читать на нескольких языках, могли создавать текст (путем копирования, записи под диктовку или собственного сочинения), хорошо знали традиционную (каноническую и неканоническую) и международную литературу (особенно «литературу премудростей») и могли толковать ее (в том числе юридическую и религиозную литературу). Книжники в Израиле были знатоками закона Моисеева. Изучение Писания было первейшей обязанностью книжников. В послепленный период их роль в жизни израильского общества трудно переоценить. Книжники объединялись в кланы и гильдии (см.: 1 Пар. 2:55). Позднее они стояли у истоков создания синагоги. Многие книжники были одновременно и священниками и/или руководителями общины, как, например, Ездра. Они были хранителями культурных традиций и преданий. Персы проявляли к этому большой интерес, о чем свидетельствует поручение Дария египетскому верховному жрецу реорганизовать школу книжников и храмовую практику в египетском городе Саисе. Вполне очевидно, что книжники сыграли выдающуюся роль в процессе установления канона Ветхого Завета.

8:1. Книга закона Моисеева. Книга закона Моисеева содержала, если не целиком, то большую часть первых пяти книг нашего Ветхого Завета (от Бытия до Второзакония).

8:3. Публичное чтение государственных документов. В виду отсутствия доступа к письменным источникам в древности на Ближнем Востоке, публичное чтение государственных документов книжником или глашатаем было делом обычным. Письма из Кальху (Каллах) в Ассирии отмечают официальное чтение ассирийских документов перед собравшимся вавилонским народом.

8:4. Возвышение, на котором стояли чтецы. Это возвышение можно сравнить с амвоном, с которого говорил Соломон при посвящении первого храма (2 Пар. 6:13). Корень слова, использованного здесь, имеет значение «башня», что подчеркивает высоту этого приспособления, позволявшего всем видеть читавшего Ездру.

8:5. Книги или свитки? Хотя в тексте древнееврейское слово переведено как «книга», Ездра, конечно, читал свиток. Известная нам форма книги появилась только во II в. н. э., но и тогда не полностью заменила широко распространенные свитки, что произошло лишь столетия спустя.

8:5. Весь народ встал. Это было знаком уважения в Древнем мире, как явствует из Ветхого Завета (см.: Суд. 3:20; Иов. 29:8; Иез.2:1).

8:6. Поклонялись. Ответом народа на чтение Писаний была молитва. Воздевание рук было знаком упования на Бога (см.: Езд. 9:5; Пс. 28:2; 133:2). Поклон до земли означал смирение перед Богом и Его словом. На Ближнем Востоке было принято простираться ниц перед теми, кто занимал высокое положение в обществе. В письмах из Амарны хананейские правители символически простираются ниц перед фараоном.

8:7,8. Толкование религиозных документов. Тринадцать человек, упоминаемых в ст. 7, были левитами, в обязанности которых входило толкование закона (2 Пар. 17:7-9). Они также переводили тексты, вероятно, с допленного древнееврейского языка на арамейский, на котором говорили в Палестине в V в. до н. э. Возможно также, что слово «поясняли» означает, что левиты переводили или разъясняли текст постепенно, шаг за шагом. В аккадских документах встречаются разные термины для комментариев, в том числе для устного толкования. Эти комментарии связаны с канонической литературой, например «Энума, Ану, Энлиль», а также с юридическими традициями.

8:10. Еда. Нам точно неизвестно, какие первые праздники справляли израильтяне по возвращении домой с чужбины. Прежде всего, это, конечно, праздник благодарения, поскольку они должны были частично поделиться приготовленным со своими соседями. Жирное и сладкое было принято в пище(см.:Лев.З; 2 Пар.6:19; 1 Пар. 12:40,41; 29:22; 2 Пар. 7:8–10; 30:21–26).

8:14-17. Праздник кущей. Подробнее об этом празднике см. в коммент. к Исх. 23:16; Лев. 23:33–36, 39–43 и Втор. 16:13–15. Праздник кущей обычно справлялся в пятнадцатый день седьмого месяца. Постоянные даты праздников связаны с сочетанием разного рода традиций. В Лев. 23:40 говорится о том, что празднующие должны брать ветви деревьев, а в ст. 42 — о том, что они должны жить в шалашах (кущах). Но инструкции построения этих шалашей не . приводятся, не говорится также о паломничестве в Иерусалим. Во Втор. 16:5 этот праздник описывается как один из трех, который требует паломничества, но ничего не говорится о собирании ветвей или шалашах. Ездра же объединяет эти тексты и разъясняет, что праздновать нужно с ветвями деревьев и пальмовыми листьями и жить в шалашах во время пребывания в Иерусалиме, куда евреи должны приходить на праздник.

8:16. Водяные ворота и Ефремовы ворота. О Водяных воротах см. коммент. к ст. 1. Ефремовы ворота составляли часть стены, существовавшей до плена (см. коммент. ко 2 Пар. 25:23), и находились примерно в 600 футах от Угловых ворот. Эти ворота, должно быть, открывались на северо–запад. Однако в первом перечне в Неем. 3 они не упоминались.

9:1–38

Исповедание грехов

9:1. Хронология. Пост проводился спустя несколько дней после Праздника кущей, в седьмом месяце 445 г. до н. э. Если он начался 15–го числа, как предписывал закон, то должен был продолжаться до 22–го числа включительно. В таком случае довольно странно, что ничего не говорится о Дне искупления, который должен был справляться на десятый день седьмого месяца. Ст. 13, однако, позволяет полагать, что эти праздники начинались на второй день, а потому должны были продолжиться до десятого числа. Возможно, День искупления был слегка смещен и представлен этим постом, хотя здесь ничего не говорится о совершении ритуалов, предусмотренных в Лев. 16.

9:1. Пост. Помимо Библии пост редко упоминается в древней литературе Ближнего Востока. Он обычно связывается с трауром. В Ветхом Завете пост обычно связан с обращением к Богу с просьбой. Этот принцип подчеркивает, что важная просьба, молитва, требует сосредоточения всех духовных сил человека, так что все физические нужды должны отойти на задний план. В этом смысле пост служит очищению и смирению перед Богом (Пс. 68:11). Как свидетельствует последующая молитва, евреи были озабочены собственным греховным состоянием и грехами своих предков, которые нарушили завет с Богом. Это стало очевидно в процессе прочтения закона. Евреи просят спасти их из–под власти чужеземцев.

9:1. Вретище. В Библии вретище всегда указывает на траур и покаяние. Это была одежда из грубой ткани, обычно изготовленная из черного грубого волоса (обычно из козьей шерсти). Она надевалась прямо на тело в виде повязки или куска, складками облекавшего бедра. Символическое значение вретища можно найти у ассирийцев, моавитян, финикийцев и арамейцев.

9:6. Ты, Господи, един. Это типично библейское признание единственности Бога (см. коммент. к Втор. 6:4). Единственность Бога находит наиболее яркое выражение в творении и завете.

9:6. Религиозные представления персидской эпохи. Персы времен Неемии исповедовали преимущественно зороастризм. Они верили, что Ахурамазда, бог, представляющий силы добра, сотворил своим духом совершенный мир. Однако наряду с ним существует и злой бог, Анхра–Майнью, который несет в мир зло и невежество, стремясь разрушить творение Ахурамазды. Однако Ахурамазда, обладающий даром предвидения, заложил в своем мироздании силы противления злому богу, оставив возможность возвращения мира к изначальному совершенству.

9:6. Небесное воинство. В еврейском тексте один и тот же термин в данном стихе переводится двояко: небесное (или звездное) воинство, или множество. Этот термин может описывать либо звезды, либо сонмы ангелов — и те, и другие были объектами поклонения (часто их не различали, поскольку звезды считались проявлением славы богов) в культуре окрестных народов. В зороастризме Ахурамазда создал всех других богов (yazatas),но и сам в известной мере зависел от них и приносил им жертвы.

9:7-37. Исторический экскурс в молитве. Краткий экскурс в историю Израиля в библейских молитвах, или гимнах, встречается нередко (напр.: Пс. 77; 104; 134; 135). Израильтяне в этом отношении были уникальными. Их соседи почитали в молитвах Новый год, но не упоминали ни творения, ни исторических событий.

9:20. ДухСвятой для назидания. Вследствие того, что обращение «Дух Твой благой» является обычным обращением к зороастрийскому богу Ахурамазде, некоторые исследователи усматривают здесь влияние персидской религии на иудаизм. Однако размежевание между Духом Господним и злым духом издавна было известно, еще до контактов между этими двумя народами (см.: 1 Цар. 16:14; 3 Цар. 22:23,24). Следует также добавить, что в персидскую эпоху израильтяне без смущения заимствовали из зороастризма обращения к богу и применяли их к своему Богу Яхве (см. коммент. к 1:4). Такое новое назначение знакомых божественных титулов отмечается еще со времен Авраама (см. коммент. к Быт. 14:17-24).

9:36. Рабы персидского царя? Евреи, как и все остальные национальные группы в Персидской империи, были подданными персидского царя и были обязаны платить налоги. Практически все подданные монархий на древнем Ближнем Востоке считались рабами (или подданными) царя. Однако сам монарх был рабом национального божества (Ашшура в Ассирии, Мардука в Вавилонии).

9:38. Печати. Печати использовались на всем протяжении Ближнего Востока от Египта до Ирана, начиная с 4–го тыс. до н. э. В археологических раскопках находят, в буквальном смысле слова, тысячи печатей. Они служили знаком аутентичности и престижа, подтверждали подлинность документов, защищали помещения от проникновения посторонних лиц и т. п. Самым распространенным видом печати в Месопотамии была цилиндрическая печать, но израильтяне предпочитали печати в виде штампов. Печати изготовлялись из самых разнообразных материалов искусными резчиками. Были найдены сотни еврейских печатей, а также свыше тысячи ручек от кувшинов с оттисками печатей.

10:1–39

Решение народа

10:30. Запрет на браки с иноплеменниками. Законное основание для этого запрета содержится в Езд. 9:1,2. Со времени закона Пятикнижия израильтянам запрещалось брать в жены чужеземок (см. коммент. к Втор. 7:3).

Израильтяне смешивались с соседними народами, и тем самым утрачивали чистоту своих религиозных традиций. В древних обществах Ближнего Востока было принято совершать браки внутри своего клана (эндогамия) или родниться через браки с дружественными группами. Израильтяне, таким образом, призывались находить себе жен или выдавать замуж дочерей за представителей «духовно» близких кланов (т. е. тех, кто поклонялся Господу). В этот период, однако, принцип духовного единства был не единственной причиной внутренних браков. Теологический фактор — следование завету — приобретал большое значение в вопросах землевладения. Смешанные браки угрожали праву владения землей, а тем самым и обетованиям завета. Элефантинские тексты (еврейские тексты, отстоящие от времени Ездры и Неемии менее чем на полвека) показывают, каким образом происходило перераспределение земли и потери семьи через браки с иноплеменными женщинами, которые обретали при этом гражданские права.

10:31. Соблюдение субботы. Израильтянам запрещалось в субботу осуществлять любого рода деятельность. Прежде всего это касалось сельскохозяйственных работ. По мере того, как в монархический период Израиль развивал торговые отношения с другими народами, запрет распространялся и на совершение любого рода торговых и деловых операций в субботу. В послепленный период этот вопрос стоял очень остро.

10:31. Прощение долгов на седьмой год. «Седьмой» год описывается здесь как субботний год в Исх. 23:10,11 и Втор. 15:1–3 (см. соответствующие коммент.). Создается впечатление, что Неемия комбинирует здесь эти два понятия и, возможно, регламентирует соблюдение этих установлений одновременно. Это, конечно, подчеркивало силу данного закона.

10:32,33. Храмовый налог. Первоначально не было установлено никакого налога на содержание храма. В Исх. 30:13 предписывалось платить половину сикля на храм во время переписи, но это не было постоянным сбором на храм. Хотя Дарий I и Артаксеркс I обещали помочь в строительстве храма (см.: Езд. 6:9,10; 7:21-24), они не рассматривали вопроса о текущем бюджете на строительство (хотя в Езд. 7:21,22 может говориться о некоторой временной помощи). Чеканка монет и их хождение стали важными экономическими факторами во время правления Дария и Ксеркса. Развитие экономики на основе денежного обращения в этот период требовало и расчетов наличными деньгами для функционирования храма. Упоминаемая здесь треть сикля, указывает на определенную денежную систему, установившуюся в Персидской империи. Основной денежной единицей того времени был дарик, монета весом 8,4 грамма, которая приравнивалась к вавилонскому сиклю. Арамейский zuz равнялся половине дарика и одной греческой драхме. Стандартный еврейский сикль, однако, долгое время весил 11,4 грамма (как и ассирийский), но существовал еще и «царский сикль» («тяжелый сикль», по угаритской терминологии), вес которого составлял от 12,5 до 12,8 грамма. Арамейский zuz весом 4,2 грамма может примерно соответствовать одной трети царского сикля.

10:34. Доставка дров. В период монархии в храме было достаточно служителей, чтобы собрать нужное количество дров. Заготовка дров входила в обязанность гаваонитян (Нав. 9:27). В этот период, однако, в храме не хватало работников, поэтому необходимо было предпринять нужные меры для обеспечения его дровами.

10:35. Ежегодные приношения первых плодов. Основной смысл обычая принесения первенцев (животных, растений или людей) в жертву богам заключался в обеспечении плодородия. С древнейших времен считалось, что жизнь во всех ее проявлениях создана богами, и потому им по праву принадлежат начатки урожая и «первородное» животных и человека. В религии израильтян жестокость этого требования была смягчена возможностью искупления некоторых животных и всех человеческих первенцев мужского пола (Исх. 13:11–13; Чис. 18:14,15). Приношение первых плодов («начатков») могло носить также и политический характер. В анналах ассирийского царя Сеннахирима (705-681 гг. до н. э.) всем завоеванным народам предписано приносить в жертву богам Ассирии первородное овец, виноградной лозы и финиковой пальмы. В Израиле первые плоды урожая традиционно составляли часть содержания священников. В Чис. 18:12,13 в этом ряду упоминаются зерно, вино и елей (масло). Здесь к этому списку добавляются плоды фруктовых деревьев.

10:36. О первородных. Практика искупления первенцев людей и нечистых животных обеспечивала приток денежных средств на нужды храма. Более подробную информацию о предписаниях закона, касающихся первенцев, см. в коммент. к Исх.13:1–3.

10:37. Приношения священникам и левитам. Независимо от того, съедали ли молящиеся часть жертвы, определенная доля жертвоприношений предназначалась для священников. Такая же практика существовала в Вавилонии, где царь, жрец и другие служители храма получали причитающуюся им часть жертвоприношений. Уже в шумерских текстах употребление в пищу отделенного в качестве святыни считалось тяжким преступлением. Почти все народы древнего Ближнего Востока были обязаны содержать свои храмы аналогичным образом. Пища предназначалась для бога (богов), но доставалась, конечно, служителям культа. Более подробную информацию о десятине см. в коммент. к Чис. 18:31,32.

11:1–36

Возвращение жителей Иерусалима

11:1,2. Почему народ не хотел жить в Иерусалиме? Сам факт использования жребия наводит на мысль, что некоторых пришлось возвращать в Иерусалим принудительно. На Ближнем Востоке и в Средиземноморье в древности считалось, что жребий позволяет Богу (или богам) решить исход определенной ситуации. Поэтому те, кто был избран вернуться в Иерусалим, рассматривали это как повеление Бога (более подробная информации о бросании жребия приводится в коммент. к Нав. 7:14–18 и Ион. 1:7–10). Поскольку Иерусалим был опустошен и служил предметом раздора между евреями и окрестными народами, в V в. до н. э. он не был безопасным местом для проживания. Кроме того, народ отнюдь не стремился бросить свое хозяйство и подвергать риску свои земельные владения.

11:23. Содержание певцов. Царь (а здесь, вероятно, речь идет о персидском царе Артаксерксе I) был заинтересован в укреплении религиозного культа (см.: Езд. 4:8–10; 7:21–24). С глубокой древности, с 3–го тыс. до н. э., при дворах большинства ближневосточных царей использовались профессиональные певцы. Так, например, царь Мари Зимри–Лим (ок. 1780–1760 гг. до н. э.) содержал при своем дворе большую группу певцов. О певцах в Израиле см. в коммент. ко 2 Пар. 29:27–30.

11:24. Доверенные лица царя. В разных источниках, связанных с Персидской империей, содержатся сведения о высокопоставленных представителях царя в разных сатрапиях. Они время от времени появлялись при дворе с отчетами о положении дел в той или иной провинции, куда они были посланы, и с советами по поводу разрешения местных проблем.

11:25-36. Города и селения. Все названия городов в этом перечне перечислены в Нав. 15, за исключением Дивона, Иешуа и Мехона. Этот список показывает, что евреи жили на довольно большой территории. Потомки Иуды концентрировались в пустыне Негев и в Шфеле, а колено Вениамина — в районе центральных холмов и на прибрежной равнине. Это может дать представление о масштабах персидской провинции.

12:1–26

Список священников и левитов

12:8. При славословии. В 1 Пар. 15:16–24 детально описывается организация левитского хора и оркестра у царя Давида. Однако есть и другие, хотя и немногочисленные, описания музыки при дворе царя. В хоре было поровну мужчин и женщин (см.: Езд. 2:65). Некоторые исследователи полагают, что певцы хора не столько пели, сколько декламировали нараспев. Кроме этого текста, у нас нет данных об обязанностях левитов, «состоявших при славословии». Музыканты перечисляются среди служителей храма в новоассирийских надписях, и среди них были и мужчины, и женщины. В одном тексте из Нимруда упоминается солист.

12:24. Установление Давида. Сведения о предписаниях Давида, связанных с проведением богослужения, встречаются в Первой и Второй книгах Паралипоменон (напр., см.: 1 Пар. 15,16,23–29).

12:25. Стражи и привратники. Об обязанностях стражей и привратников см. в коммент. к 1 Пар. 9:22–27.

12:27–47

Освящение стен

12:27. Кимвалы, псалтири и гусли. О музыкальных инструментах см. в коммент. ко 2 Пар. 5:12 и 29:25. Израильтяне использовали для обозначения музыкальных инструментов термины, принятые в Угарите.

12:28,29. Села в окрестностях Иерусалима. Селения профессиональных певцов располагались вблизи Иерусалима: Нетофаф — к юго–востоку от Иерусалима, Гева и Азмавет, два села Вениаминовых, — в 6 милях к северу от Иерусалима. Беф–Гаггилгал, — вероятно, полное название селения, известного как Галгал, вблизи Иерихона.

12:30. Очищение ворот и стены. Что подразумевается под очищением ворот и стены, неясно, потому что в Библии это нигде не разъясняется. Обычно термин «очищение» относится к ритуальным предметам или местам, где совершается ритуал, хотя дома, в которых появилась «язва проказы» (грибок), также подлежали очищению (см. коммент. к Лев. 14:34,35). Если ворота и стены очищались как священные объекты, это отражает представление об Иерусалиме как священном городе. Если понимать очищение как избавление от скверны, то очищение ворот и стен производилось с целью избавления от скверны, привнесенной во время осады города (особенно в результате соприкосновения с трупами или вследствие языческих оргий, совершавшихся на этих стенах; см.: Иер. 13:27). Сам обряд очищения здесь не описывается, но, вероятно, стены просто окроплялись, как при очищении частных домов.

12:31-37. Путь первого хора. Очевидно, шествие начиналось от Ворот долины, в западной части города. Первый хор шествовал на юг (против часовой стрелки) по стене до Навозных ворот, расположенных на южной окраине города. Затем процессия двигалась на север, вдоль восточного края города, к Водяным воротам. Таким образом, они совершали круг в южной половине города, в старом Давидовом городе.

12:38,39. Путь второго хора. Другая процессия следовала, согласно Неемии, по часовой стрелке с запада на север и восток. Они также начинали свой путь вблизи Ворот долины и совершали круг на северо–западной окраине города. Эти ворота и башни упоминаются в Неем. 3, а Ефремовы ворота — в Неем. 8:16. Смотровые ворота упоминаются только в этом тексте Писания и обычно рассматриваются как пункт встречи двух процессий в храмовом комплексе (первая прибывала от Водяных ворот, а вторая — от Овечьих). Обе группы должны были пройти около двух третей мили по стенам. Сегодня это расстояние от ворот Яффы до ворот Ирода можно пройти примерно за полчаса.

13:1–31

Другие реформы

13:1-3. Запрет иноплеменникам участвовать в богослужении. Этот закон восходит к Втор. 23:3-6, где говорится о запрете аммонитянам и моавитянам участвовать в богослужении. Здесь этот закон толкуется в более широком смысле и включает всех иноплеменников, живущих среди израильтян, но не почитающих Бога Израиля. Упоминание аммонитян особенно актуально, поскольку происхождение Товии аммонитянина было широко известно (см.: Неем. 2:10). 13:4,5. Комната Товии. Более подробно о Товии см. в коммент. ко 2:10 (см. также: 6:17- 19). Известно, что персидский царь Камбиз также изгонял иноплеменников из храмового комплекса в Нейте (Neith), в Египте.

13:6,7. Два губернаторских срока Неемии. Поскольку в этом разделе рассматривается другая тема, о подробностях пребывания Неемии на посту губернатора Иудеи сообщается мало. Неемия отсутствовал в Иерусалиме неопределенное время. Поскольку он должен был спрашивать разрешения на возвращение, вероятно, у Артаксеркса не было намерения оставить его на второй срок служения. В данных текстах ничего не говорится о том, что он вернулся в той же должности губернатора. Возможно, он вернулся в связи с упомянутыми выше обстоятельствами, касающимися Товии.

13:16. Тиряне. Жители Тира были известными финикийскими купцами (см.: Иез. 27:12–36; 28:16), которые продавали свои товары по всему Средиземноморью. Древние экономисты решили, что одних караванов, которые следовали через города и другие населенные пункты в регионе, недостаточно. Они предприняли следующий шаг, установив купеческие колонии в крупных торговых центрах. В Иерусалиме, по всей видимости, существовала колония тирских купцов, которым было позволено совершать деловые операции вне сферы действия иудейского закона. См. коммент. к 10:31.

13:24. Азотский язык, язык иудейский. Хотя до вавилонского плена Азот был филистимским городом, на каком языке там говорили в этот период, неизвестно. Они могли говорить либо на арамейском диалекте, который был языком межнационального общения в Персидской империи, либо на каком–то диалекте хананейского языка. Под «иудейским» подразумевается библейский древнееврейский язык (см. коммент. ко 2 Пар. 32:18).

13:28. Санаваллат. См. коммент. к Неем. 2:10.