Есфирь

1:1–22

Отстранение Астинь

1:1. Артаксеркс. В исторической литературе царь, названный в библейском тексте Артаксерксом, традиционно именуется Ксерксом I; он правил Персией с 486–го по 465 г. до н. э. Его отцом был Дарий Великий, а матерью — Атосса, дочь Кира. Он унаследовал от своего отца огромную империю, но, вопреки многочисленным попыткам, не смог расширить ее границы за время своего правления. Его политика по отношению к религиозным меньшинствам резко отличалась от той, которую проводили Кир и Дарий и которая характеризовалась большой терпимостью. Как и его отец, он исповедовал зороастризм. Ксеркс I относился к другим религиям как к источнику нестабильности в обществе и «прославился» тем, что разрушил много храмов, стремясь подавить проявления патриотизма. Отсутствие новых завоеваний способствовало созданию экономических трудностей, которых раньше не было. Войны с Грецией вместо ожидаемого пополнения казны и военной добычи, а также расширения торговых связей принесли одни убытки. Найдено более двадцати надписей, связанных с Ксерксом I, и наиболее известная из них — из Дайвы. Более подробную информацию об этом см. в коммент. к Езд. 4:6.

1:1. Сто двадцать семь провинций. Основной административной единицей Персидской империи была сатрапия. Число сатрапий в разное время варьировало от двадцати до тридцати одной, следовательно, в данном тексте речь идет не о сатрапиях. Возможно, здесь подразумеваются более мелкие административно–территориальные подразделения или народы, входившие в состав империи.

1:1. От Индии до Ефиопии. Персидская империя простиралась от долины Инда на востоке до Фракии и Македонии на западе, охватывая весь Ближний Восток, Северную Африку, включая Египет, Ливию и Куш, а также всю Малую Азию, Армению, Урарту и Бактрию на севере.

1:2. Престольный город Сузы. Царский дворец, «Ападана», занимавший площадь 10 акров, стоял на возвышенности в северной части города. Дворец был построен Дарием и служил резиденцией нескольким его преемникам. Раскопки, произведенные на месте дворца, обнаружили остатки разных его частей, в том числе тронный зал, где персидские цари устраивали приемы. Дворец имеет форму квадрата, со стороной 350 футов, и украшен 72 колоннами, каждая высотой от 65 до 80 футов. Большие Сузы были расположены примерно в 225 милях к востоку от Вавилона, на реке Улай (Шаур). Сузы долгое время были столицей древнего Элама. Периметр ромбовидного кургана, возвышающегося над древним городом, составляет около 2,25 мили, а его площадь — почти 250 акров. Еще 20 акров составляет площадь торгового квартала, расположенного на восточном берегу реки. Персидские цари жили в Сузах только в зимнее время. Летом температура достигала здесь 140° по Фаренгейту, поэтому двор переезжал на север, в Экбатану.

Геродот

Геродот — греческий историк, который жил в V в. до н. э. Он прославился своей «Историей» (ок. 445 г. до н. э.), описывающей события греко–персидских войн, в том числе битвы при Марафоне, Фермопилах и Саламине. Будучи современником этих событий, Геродот сообщает немало интересных сведений об истории и культуре Персии и Греции того периода. Хотя он во многом опирался на слухи, его труд представляет большую ценность, так как в нем не только освещены подробности исторических событий, но и содержатся географические описания (напр., города Вавилона). Помимо того, Геродот известен как прекрасный рассказчик. Несмотря на некоторую противоречивость его сочинений, он считается замечательным летописцем, бытописателем и неутомимым исследователем. Многие места в Книге Есфирь согласуются с описаниями, данными Геродотом, помогая прояснить ряд мест и событий в книге.

1:3. Хронология. Ксеркс I вступил на престол после смерти своего отца в ноябре 486 г. до н. э. Таким образом, третий год его правления приходился на март 483–го — март 484 гг. до н. э. Главные события этого периода — два восстания в Вавилоне: небольшой мятеж в 484 г. и более значительный — в августе 482 г. до н. э.

1:3. Высокие гости. В обычае царей было устраивать пышные приемы. Ассирийский царь Ашшурнасирпал однажды пригласил на десятидневный пир около 70 тыс. гостей. В список приглашенных попали представители военной и гражданской власти со всей Ассирии, не считая иноземных сановников, столичной знати и лиц, кормящихся от царского стола. Персидские пиры собирали до 15 тыс. гостей. В Книге Есфирь гости Ксеркса представлены высшей знатью Мидии и Персии — придворными, занимавшими высокие посты в государственном управлении и в армии, а также правителями областей.

1:4. Демонстрация богатства в течение полугода (ста восьмидесяти дней). Ст. 5 рассказывает о другом пире, устроенном для жителей столицы. Дворец служил резиденцией только царю и его приближенным, но, как явствует из упоминания «малого народа», на этот пир были приглашены не только высшие сановники, но и простолюдины. Демонстрация богатства продолжалась между двумя пирами в течение полугода. В Израиле также существовала практика показа царских сокровищ (Ис. 39:2).

1:5. Садовый двор царского дворца. Внутренний сад был связан с особым строением под названием bitan(«дворец» в NIV), которое является производным от аккадского bitanu, обозначающего отдельно стоящее здание дворцового комплекса. Bitanu Acapхадцона составляет в плане квадрат площадью 150×150 футов и по своему архитектурному стилю напоминает нечто вроде современного бельведера. Обычно такое здание было окружено садом с фруктовыми и лиственными деревьями, где были разбиты аллеи, вырыты пруды и протекали ручьи. В коллекции дендрария такого сада часто были экзотические деревья и другие растения. Такие сады–парки обнаружены при раскопках Пасаргад, столицы Кира Великого.

1:6–8. Убранство сада. Пир обычно устраивали в большом огороженном колоннадой дворе, перед садовым павильоном, украшенным мозаикой. В классическом мире мозаика была очень популярна. Мозаичные композиции составлялись не из искусственно окрашенных, а из натуральных разноцветных камней, которые доставлялись со всех концов света. Самые древние из известных мозаичных полов выложены из цветной гальки в виде геометрического орнамента. Позднее камням стали придавать кубическую форму и выкладывать из них настоящие картины. Древнейшие образцы мозаики на Ближнем Востоке датируются VIII в. до н. э. (Гордион в Малой Азии), хотя искусство инкрустации было освоено уже в 3–м тыс. до н. э. (напр., знаменитый «царский штандарт» из Ура). Для некоторых слов в этом описания трудно подобрать современные эквиваленты, но ясно одно — все говорит о великолепии и пышности, даже экстравагантности убранства сада. Изысканные ткани, окрашенные самыми дорогими красителями (см. коммент. к Чис. 4:6), и разнообразие сосудов для вина свидетельствуют о присущей персам утонченности.

1:6. Мрамор. В некоторых переводах здесь говорится об алебастре. Мрамор привозили из Греции, и этот материал не был известен на Ближнем Востоке вплоть до персидского периода, когда его начали применять финикийцы. Археологические исследования показывают, что мраморные капители (декоративные верхние части колонн) появились на Ближнем Востоке не ранее I-II вв. н. э. Восточный алебастр был весьма высокого качества и, в отличие от крупнозернистого европейского гипса, походил на мрамор. По всему ближневосточному региону в библейские времена из алебастра делали изящные сосуды и колонны для архитектурных сооружений. В «несравненном» дворце Сеннахирима в Ниневии в основном использовался белый известняк, хотя некоторые детали выполнены из алебастра и мрамора.

1:7,8. Протокол представления напитков. Главная особенность протокола на таких пышных приемах заключалась в том, что гости пили только тогда, когда пил царь. Здесь же, напротив, гостей не принуждали, следовать этому обычаю. От них не требовалось употреблять напитки каждый раз вслед за царем, и они могли свободно следовать своим привычкам. Раскопки обнаружили прекрасно декорированные золотые чаши этого периода, в том числе великолепный кубок для вина в форме крылатого льва.

1:9. Астинь. Астинь не упоминается ни у Геродота, ни в современных персидских хрониках. Это типично персидское имя, но никакой другой информации о ней не имеется. В рассказе Геродота жена Ксеркса именуется Аместрис. Она была матерью Артаксеркса, преемника Ксеркса, который родился ок. 483 г. до н. э. Греческий историк Ктесий описывает жестокие поступки, которые совершила она, как царица–мать, во время правления Артаксеркса, а также ее смерть в 424 г. до н. э. Некоторые лингвисты полагают, что «Астинь» и «Аместрис» являются, соответственно, древнееврейским и греческим вариантами транслитерации одного и того же имени.

1:9. Отдельный пир для женщин. Известно, что персидские царицы обладали значительным состоянием и были хорошо обеспечены. С другой стороны, мы не располагаем историческими данными о том, что женщины принимали пищу и устраивали пиры отдельно от мужчин.

1:9. Гарем Ксеркса. Ксеркс был сторонником моногамии, но это не исключало существование у него гарема. Хотя у него была только одна жена, его гарем состоял из 360 наложниц. О его многочисленных любовных связях хорошо известно, как и то, что они были предметом придворных интриг.

1:10. Когда развеселилось сердце от вина. Геродот пишет, что персы имели обыкновение принимать важные решения в состоянии опьянения, но затем пересматривали их в трезвом состоянии.

1:10. Семь евнухов. Евнухи играли весьма важную роль во многих областях государственной жизни. Большая потребность в евнухах привела к тому, что персы включали в дань, которую собирали с покоренных народов, и юношей, которых они могли подвергнуть кастрации и подготовить к государственной службе. Достоинство евнухов заключалось в том, что у них не было семьи, которая могла отвлекать от этой службы. Часто им доверялась забота о царском гареме. После кастрации они не представляли опасности для женщин в гареме и не могли иметь от них детей, которые потом могли бы претендовать на роль царских наследников. Они с меньшей долей вероятности могли быть втянутыми в дворцовые интриги и заговоры, поскольку, не имея наследников, не могли бороться за то, чтобы посадить их на престол. Задолго до персов евнухов использовали на государственной службе в Ассирии, Урарту и Мидии. Четыре имени из этого списка упоминаются в документах из Элама, а потому могут рассматриваться как подлинные имена, характерные для этого периода. Геродот сообщает, что главным евнухом Ксеркса был Гермотим. Согласно его описанию, окружение Ксеркса составляли люди льстивые и лицемерные, говорившие царю только то, что он желал слышать.

1:11. Показать красоту царицы. Не следует думать (как полагали ранние раввинские комментаторы), что здесь речь идет о чем–то неприличном или безнравственном. В некоторых восточных обществах гарем был строго изолирован от внешнего мира, и закон запрещал смотреть на лица царских женщин. Персидские женщины этой эпохи обычно перемещались в закрытых экипажах, чтобы никто не увидел их лиц. Если дело было так, как описывает Иосиф Флавий, то Ксеркс, вероятно, потребовал от Астини сделать нечто унизительное для ее царского достоинства. Хотя выставление на всеобщее обозрение было для царицы чрезвычайно унизительно, с точки зрения протокола, это было не более серьезным нарушением, чем проявление невнимания к высокопоставленному лицу.

1:13,14. Советы знатоков закона.Геродот сообщает, что персидские цари назначали судей на пожизненное служение, а также присяжных, на которых они возлагали обязанности толкования закона. Ксенофонт тоже подтверждает существование таких семи главных юридических советников царя.

1:19. Законы Мидии и Персии. Никакие источники, кроме книг Даниила и Есфирь, не подтверждают существование «законов Персидских и Мидийских, которые не могут быть отменены». Тем не менее правовая традиция, начинающаяся со времен кодекса Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), исходила из предпосылки, что судья не имеет права изменить принятое решение. Впрочем, здесь речь идет о постановлении, а не о законе. В греческих источниках по этому поводу нет единой точки зрения, и если Геродот отмечает, что персидские цари довольно часто отменяли свои решения, то Диодор Сицилийский приводит пример, когда Дарий III не мог себе этого позволить. Разумеется, ни один из низших чиновников не смел посягнуть на отмену распоряжений персидского царя, а сам царь считал унизительным изменять свое прежнее решение. Кодекс царской чести не позволял и помыслить об аннулировании собственных постановлений.

1:19. Наказание Астини. Наказание, назначенное царице, не было смертным приговором или разводом. Ее просто понизили в статусе до уровня рядовой наложницы и лишили права официального присутствия на царских приемах. Отстраненная от власти и униженная, она больше не могла рассчитывать на благосклонность царя.

1:20. Разойдется по всему царству. Персидская империя славилась своей системой связи — аналогичной той, которая спустя два тысячелетия использовалась на американском Диком Западе («пони–экспресс»). Геродот описывает эту систему как сеть дорожных станций, расположенных друг от друга на расстоянии дневного пути всадника. Он даже отмечает, что ни снег, ни дождь, ни жара, ни ночная тьма не могли помешать курьерам в исполнении их задачи.

2:1–18

Возвышение царицы Эсфирь

2:1. Хронология. В описываемый период времени, как полагают, в империи шла подготовка к военной кампании. Геродот упоминает собрание, на котором Ксеркс выступил с горячим призывом пойти войной на Грецию. Эта кампания была начата весной 481 г. до н. э., в пятый год правления Ксеркса. Более двух лет царь находился на западе, где персы сражались с греками при Фермопилах (28 августа 480 г. до н. э.) и Саламине (22 сентября 480 г. до н. э.), в Платеях и у мыса Микале (август 479 г. до н. э.). Потерпев поражение в 480 г. до н. э., Ксеркс ушел из Греции, но провел зиму в Сардах на западном побережье Малой Азии. Он вернулся в Сузы лишь в 479 г. до н. э., в седьмом месяце седьмого года своего царствования. Возможно, именно в Сардах он впервые задумал отстранить Астинь и предпринял конкретные шаги для осуществления своего плана.

2:3. В поисках достойной кандидатуры. Документальное подтверждение описанной здесь процедуры встречается только в источниках, относящихся ко времени правления Хосрова II из династии Сасанидов (ок. 600 г. н. э.), когда каждый сатрап должен был находить и посылать царю самых красивых девиц.

2:3. Жизнь гарема. Жизнь в царском гареме имела свои преимущества и свои трудности. Хотя женщины пользовались там всеми благами и могли удовлетворить любой свой каприз, они не имели возможности вступить в более тесные отношения с мужем. Их свидания с царем были редкими и не предполагали дружеских отношений. Несомненно, они находили себе подруг среди других женщин гарема или даже доверяли свои секреты евнуху, который осуществлял над ними надзор. Но все они были лишены права на личное семейное счастье — с законным мужем, детьми, в своем семейном кругу.

2:5. Еврей из колена Вениаминова, сын Киса. Это был известный клан: царь Саул тоже происходил из колена Вениаминова, а Семей известен как родственник Саула во времена Давида (2 Цар. 16:5). Трудно сказать, действительно ли здесь речь идет о библейских персонажах из книг Царств, или автор Книги Есфирь просто использует эти имена с известной долей иронии. Если учесть, что иронией пронизана вся Книга Есфирь, последнее предположение имеет под собой основание.

2:6. Хронология. События, описанные в гл. 2, происходили в 479–478 гг. до н. э. Пленение Иехонии при Навуходоносоре имело место в 597 г. до н. э., около 120 лет до этих событий, а потому логично предположить, что в 597 г. был переселен один из перечисленных выше предков, а не сам Мардохей.

2:12. Особые приготовления. Обычно полагают, что приготовление девицы к смотринам у царя заключалось в ежедневном окуривании, чтобы ее одежды и тело пропитались благовониями. Археологи обнаружили много косметических курильниц, которые, как они считают, использовались именно в таких целях. Хотя такая практика соответствует описанию, в реальной жизни она не подтверждается вплоть до настоящего времени. Притирания и мази использовались для увлажнения кожи, которая в засушливом климате Ближнего Востока весьма в этом нуждалась. Мирру привозили из Южной Аравии (совр. Сомали и Йемен), где ее добывали из растений рода commiphora.

2:14. Наложницы. Наложницы — девицы, которые выходили замуж без приданого. Их появление в гареме не было обусловлено соображениями политического характера, например, необходимостью заключить международный союз или породниться с каким–нибудь влиятельным семейством. С возрастом наложницы продолжали получать содержание как члены царского дома, но уже не могли рассчитывать на внимание со стороны царя (см. коммент. ко 2:3).

2:16. Хронология. Ксеркс вернулся из Сард, где находился после окончания войны с Грецией, в седьмом месяце седьмого года своего царствования (см. коммент. ко 2:1). Эсфирь привели к нему в десятый месяц того же года. Это могло произойти в январе–феврале 478 г. до н. э. У Геродота мало сведений о Ксерксе после окончания греческой военной кампании, а потому нет и детального описания событий этого времени.

2:17. Эсфирь в персидской хронике. Ни в персидских надписях, ни в греческих источниках Эсфирь и связанные с нею события не упоминаются.

2:19–23

Мародохей узнает и сообщает о заговоре против царя

2:19. У ворот царских. Раскопками в Сузах обнаружены монументальные ворота размером в 100 ярдов, которые находились к востоку от главного дворца. Проход через эти ворота был длиной около 50 футов. С наружной стороны ворота были укреплены четырьмя башнями, а внутреннее помещение, через которое можно было попасть в дворцовый комплекс, имело площадь12 тыс. квадратных футов и было украшено четырьмя колоннами около 40 футов высотой. Надпись на воротах, принадлежащая Ксерксу I, свидетельствует о том, что они были построены его отцом Дарием.

2:23. Повесили на дереве. Насколько известно, в персидской практике не существовало такого способа казни. По мнению большинства исследователей, здесь может идти речь о сажании на кол и выставлении на всеобщее обозрение тела предварительно убитой жертвы. Как сообщают исторические источники, именно таким способом Аместрис казнила вождя ливийского восстания Инара во время правления своего сына Артаксеркса. Тела казненных обычно не предавались земле, а оставлялись на съедение птицам и насекомым. В Древнем мире казнь через повешение не практиковалась. Еще более вероятно, что преступники были распяты (как истолковано это место в Септуагинте). Геродот идентифицирует казнь через распятие как персидский обычай. Следует, однако, отметить, что даже распятие Геродот воспринимал как акцию, совершаемую над мертвым телом.

2:23. Царские анналы. Царские анналы велись по всему Ближнему Востоку с древнейших времен, но наиболее обширный корпус подобных документов составляют анналы хеттских царей середины 2–го тыс. до н. э., а также ассирийские и вавилонские летописи IX-VI вв. до н. э. Иногда анналы представлены в виде исторических царских надписей, содержащих подробное описание военных кампаний. Помимо официальной летописи при дворе велись дворцовые хроники, где отмечались все важные события текущего года. Однако персидские хроники времен династии Ахеменидов пока не обнаружены.

3:1–15

Заговор Амана

3:1. Аман Вугеянин. Как и в случае с Мардохеем, чье родословие заставляет вспомнить о царе Сауле (см. коммент. ко 2:5), происхождение Амана возводится к Агагу, царю амаликитян, которого пощадил Саул (см.:1 Цар. 15:7–9,32,33).

3:1. Возвышение Амана. Хотя в библейском тексте официальный титул Амана не упоминается, многие исследователи считают, что он был визирем царя. Высокопоставленный придворный, изображенный на персидских рельефах рядом с царем, имел титул hazarapatish (что часто переводят как «тысяченачальник») и был оруженосцем царя.

Этот военачальник командовал дворцовой охраной и решал, кого допускать к царю. Другое важное лицо при персидском дворе исполняло надзорные функции — «око государево». Ксенофонт пишет, что в обязанности этого человека входил надзор за провинциями и доклады о состоянии дел царю.

3:2. Чинопочитание. Геродот сообщает, что персы, занимавшие равное положение в обществе, приветствовали друг друга поцелуем в губы, а нижестоящие приветствовали вышестоящих поцелуем в щеки. В случае если различия в социальном статусе были велики, перед вышестоящими требовалось простираться ниц. Едва ли отказ Мардохея связан с запретом на выражение почтения, поскольку нигде не сказано, что он затруднялся простираться ниц перед царем. Известно, что израильтяне были законопослушными гражданами и выражали почтение с помощью такого поклона. Несмотря на сходство этого акта с почитанием бога, никакого обожествления сановников, разумеется, не происходило. Очевидно, Мардохей просто не желал признавать существенное превосходство статуса Амана, подразумеваемое таким поклоном.

3:7. Хронология. Двенадцатый год царствования Ксеркса I приходится на 474 г. до н. э., таким образом, Эсфирь была царицей около четырех лет. Месяц нисан по современному календарю начинается в марте, а адар — в феврале.

3:7. Бросание жребия. «Пур» — вавилонское слово, означающее «жребий». Археологи нашли образцы подобных глиняных кубиков. Жребий визиря царя Салманасара III (IX в. до н. э.) представляет собой кубик со стороной в 1 дюйм. Несмотря на то что, по существу, это были кости (появившиеся, по меньшей мере, в 3–м тыс. до н. э.), на гранях кубика изображались не точки, а надписи с пожеланиями удачи. В данном случае жребий был брошен для того, чтобы определить благоприятный день для начала осуществления плана Амана. Предполагают, что «пур» бросали на разграфленной доске, каждое поле которой соответствовало определенному месяцу. Обычно для получения ответа требовалось получить одинаковые результаты в серии из трех последовательных бросаний.

3:8,9. Нетерпимость персов. Согласно свидетельству историков, отношение персов к покоренным народам отличалось известной терпимостью. Эта оценка в целом основывается на политике Кира, который позволил народам вернуться из плена и восстановить свои храмы. Однако не следует думать, что такое решение было продиктовано исключительно соображениями терпимости. Необходимо учитывать экономические, политические и религиозные факторы, которые лежали в основе такой политики. По прошествии шестидесяти лет со времени указа Кира стало очевидным, что терпимость не исключает мятежа. В целом, любые религиозные преследования, имевшие место в Древнем мире, были обусловлены политическими или экономическими причинами (возможно, сегодня картина не изменилась). Как представил дело Аман, искоренению подлежала не просто некая религия или ее приверженцы, а целая этническая группа, чье обостренное национальное самосознание представляло угрозу незыблемости Персидской империи.

3:9. Приношение Амана. Вес 10 тыс. талантов серебра (по стандарту, установленному Дарием) составлял около 333 тонн. В современной валюте, при цене 5 долларов за унцию, это эквивалентно примерно 5,6 млн долларов. Геродот приводит данные о размерах ежегодной дани, которую собирал Дарий со своих двадцати провинций. Ассирия–Вавилония как самая крупная сатрапия платила 1 тыс. талантов (33 тонны). Общий доход от поступлений этих двадцати провинций составлял около 13 тыс. талантов серебра (по стандарту Дария). Таким образом, делая такой взнос в казну, Аман показывает, что задумал крупную военную операцию (о чем свидетельствует окончание ст. 9, раскрывающее назначение этих денег). Интересно сравнить это с пожертвованием лидийца Пифия на военную кампанию Ксеркса против Греции. По данным Геродота, Пифий, будучи самым богатым после Ксеркса человеком в мире, отдал все свое состояние (16 400 талантов серебра) в распоряжение Ксеркса. Можно привести для сравнения данные Фукидида, который пишет, что Афины в свой золотой век располагали всего 9 тыс. талантами серебра (10 440 по персидскому стандарту).

3:10. Перстень. Известно, что персидские цари использовали цилиндрические печати в официальных документах и перстни с печаткой для личного пользования, хотя последние в этот период получили весьма широкое распространение. Перстень был официальной печатью царя, которым он удостоверял деловые имперские бумаги. Археологи обнаружили всего лишь несколько экземпляров таких перстней. Печати обычно изготавливались из халцедона и несли на себе изображение царя в образе героя (напр., поражающего дикого зверя), в сиянии и под защитой крылатого солнечного диска (символа Ахурамазды). Оттиски подобных печатей встречаются на множестве глиняных табличек из Персеполя.

3:11. «Отдаю тебе это серебро». Эти слова означают, что Ксеркс одобрил планы Амана (обратите внимание, что в 4:7 предполагается, что деньги были получены). Неясно, из каких источников происходят эти деньги — из собственных средств Амана или из тех, к которым он имел доступ. В каждой провинции было свое казначейство с соответствующим штатом. Если Аман был провинциальным чиновником, он мог перевести деньги из провинциальной казны в царскую, откуда они могли быть направлены на военную кампанию под эгидой царской короны. Тексты из Персеполя подчеркивают роль казначея, который осуществлял надзор над работниками и распределял средства на их довольствие.

3:12. Хронология. Пасха — великий праздник в память об избавлении израильтян из египетского рабства — справлялась четырнадцатого нисана. Указ же был написан 13 нисана, а введен в действие именно с 14 нисана. Таким образом, как раз в тот день, когда евреи праздновали великое избавление от своих прошлых врагов, египтян, они узнали о заговоре своего нового врага.

3:13. Суть указа. Поскольку каждая провинция поставляла людей в персидскую армию, в каждой из них существовали военные гарнизоны. Не следует думать, что царский указ был адресован всему населению и предписывал безнаказанно истреблять иудеев. Скорее, военные соединения каждого народа, каждого гарнизона и каждой провинции были приведены в состояние полной боевой готовности, чтобы в назначенный день выступить по приказу.

4:1–17

Гарантия помощи Эсфири

4:1. Разодранные одежды, вретище и пепел. Посыпать пеплом или пылью голову было знаком траура и в ветхозаветную, и в новозаветную эпоху. Эта практика была хорошо известна в Месопотамии и Ханаане. Целью многих траурных ритуалов было отождествление живых с умершими. Нетрудно догадаться, что посыпание головы пеплом символизирует погребение. Вретище изготавливалось из грубой козлиной или верблюжьей шерсти и было весьма неудобной одеждой. Во многих случаях вретищем опоясывались лишь бедра. Как сообщает Геродот, персидский траурный ритуал включал в себя раздирание одежд, рыдание и плач.

4:2. Ограничение доступа в царские ворота. Геродот описывает царские ворота как место, где просители, ставшие жертвами несправедливости, взывали к царю, надеясь, что он исправит издержки существующей судебной системы. Не вызывает сомнения, что таким просителям ставились препоны, иначе они заполнили бы всю территорию дворцового комплекса, однако такой закон в известных древних источниках не обнаружен.

4:4. Служанки и евнухи. И те, и другие находились в услужении у царицы. Более подробная информация о евнухах приводится в коммент. к 1:10.

4:11. Ограничение доступа к царю. Ограничение доступа к царю — необходимость, обеспечивающая нормальное функционирование двора, и Геродот сообщает, что это правило исполнялось и при дворе персидских правителей. Однако такие подробности, как наказание смертной казнью за нарушение этого правила или простертый скипетр как знак царской милости, нигде не описаны. Многие комментаторы выражают недоумение по поводу того, что Эсфирь не воспользовалась обычными каналами, которые могли обеспечить ей аудиенцию у царя, или подождать какое–то время, пока он сам ее не позовет (до назначенного дня было еще несколько месяцев). Если, однако, Аман занимал должность hazarapatish (см. коммент. к 3:1), Эсфирь пришлось бы договариваться об аудиенции через него, и тем самым подвергать опасности весь свой план.

4:11. Золотой скипетр. На персидских рельефах, изображающих царей на престоле, можно увидеть длинные скипетры в их руках.

4:11. Эсфирь не получила приглашения от царя. Казалось бы, царица и главная жена царя имела массу возможностей перекинуться с ним словами, однако так было далеко не всегда. Царица нечасто разделяла ложе с царем и не присутствовала на его трапезах. Иногда ее приглашали на приемы в тронный зал, но неограниченным доступом к царю она не пользовалась.

4:16. Пост. В Ветхом Завете пост почти всегда сопровождает обращение к Богу с просьбой. Идея поста заключается в том, что человек, осознавая важность обращения к Богу, настолько заботится о своем духовном состоянии, что физические потребности отступают на второй план. В этом смысле пост означает очищение и смирение перед Богом (Пс.68:11).

5:1–14

Просьба Эсфири и заговор Амана

5:1. Дворцовые помещения. Поскольку царь восседал на своем троне, речь, несомненно, идет о зале приемов. Несмотря на обширные раскопки в Сузах и в других царских резиденциях Персидской империи, использованная здесь лексика не позволяет понять, о каких именно помещениях идет речь. См. коммент. к 1:2 относительно того, что было обнаружено при раскопках дворцового комплекса в Сузах.

5:3. Ксеркс благосклонно внимает просьбе Эсфири. Геродот рассказывает о двух случаях, когда Ксеркс давал обещания, а затем сожалел об этом. В первом случае он уступил настояниям Артаинты, которая стремилась стать его возлюбленной. К всеобщему сожалению, она попросила подарить ей прекрасное царское платье, сотканное его женой Аместрис. Узнав о любовной связи своего мужа, Аместрис замыслила мщение. Она получила такую возможность, когда в день своего рождения, в ответ на свою просьбу, получила разрешение разобраться с матерью Артаинты (которая, как она считала, стоит за всем этим). Она нанесла ей жестокие увечья, и это привело к тому, что муж этой женщины, брат Ксеркса, поднял мятеж. Мотив «полцарства в награду» встречается уже в новоассирийской литературе, где ассирийский царь обещает отдать полцарства тому, кто вылечит его сына.

5:4. Пиры в персидской империи. Персидские цари часто устраивали пиры, отличавшиеся большой пышностью. Геродот описывает типичный пир по поводу дня рождения, когда для гостей закалывалось целое животное (вол, лошадь, страус, верблюд или осел). Персы особенно любили десерты и потребляли вино в больших количествах. Придворные музыканты услаждали слух гостей, а распорядители пира следили за тщательным исполнением всех обычаев. Пиры были хорошо организованы и не выливались в безудержные оргии, потворствующие пьянству и чревоугодию.

5:14. Дерево. См. коммент. ко 2:23.

6:1–14

Аман возвеличивает Мардохея

6:1. Роль случая в Книге Есфирь.В Книге Есфирь существенную роль играет стечение обстоятельств. Хотя люди, подобные Аману, пытаются воспользоваться обстоятельствами в своих интересах с помощью интриг, для еврейского народа все обстоятельства находятся в руках Божьих. Здесь уместно привести слова Геродота, которые он вкладывает в уста Артабана, советника Ксеркса, на пороге событий, которые привели к поражению к греческой военной кампании: «Люди зависят от милости обстоятельств, которые никогда не подчиняются человеческой воле». Аману предстояло на своем собственном примере убедиться в этой истине.

6:1. Книга дневных записей. См. коммент. ко 2:23.

6:7. Царское одеяние. Согласно описанию, сделанному Ксенофонтом, одеяние персидского царя было пурпурным и расшитым золотом. В «Фемистокле» Плутарха Демарат, царь Спарты в изгнании (современник Ксеркса), просит в качестве награды разрешить ему проскакать на коне через Сарды в облачении и тиаре персидских царей. Плутарх также пишет о том, что Артаксеркс однажды удовлетворил чью–то просьбу и подарил свое царское одеяние, при условии, что оно никогда не будет надеваться. В рассказе Геродота о Ксерксе фигурирует облачение царя, в недобрый час подаренное им своей возлюбленной (см. коммент. к 5:3).

6:8. Царский венец на голове коня. На рельефе из Персеполя изображен конь, голову которого украшает некое подобие тиары.

7:1–10

Унижение Амана

7:7. Сад при дворце. См. коммент. к 1:5.

7:8. Ложе, на котором возлежала Эсфирь. Персы во время трапезы возлежали. Аман в своем отчаянном положении пошел на нарушение протокола, приблизившись к ложу царицы. Тому, кого застигали на ложе женшины из царского гарема, угрожали серьезные последствия. В Ассирии в XI в. до н. э. к женщинам из царского гарема запрещалось приближаться ближе, чем на семь шагов.

7:8. Накрыли лицо. У греков и римлян было принято накрывать голову преступников, приговоренных к смерти, но если бы здесь речь шла об этом, то можно было бы ожидать слова «голова», а не «лицо». В одной ассирийской элегии покрытие лица рассматривается как приготовление покойника к погребению. Поскольку многие исследователи считают, что повешение было не формой казни, а способом осквернения мертвого тела (см. коммент. ко 2:23), можно предположить, что покрытое лицо Амана означало, что он умер. Царь не выносит смертный приговор.

8:1–17

План избавления еврейского народа

8:1. Эсфирь получает дом Амана. Геродот приводит примеры конфискации собственности лиц, казненных по приказу монарха. Тот факт, что Ксеркс мог пожаловать Эсфири собственность Амана, можно проиллюстрировать еще одним примером из Геродота. После того как Артаинта выпросила в подарок одежду, которую Аместрис соткала для Ксеркса (см. коммент. к 5:3), он предложил ей целые города, много золота и даже небольшое личное войско, лишь бы вернуть это царское облачение.

8:1. Мардохей в персидских летописях. На одной из табличек из Борсиппы упоминается персидский чиновник Мардука, которого некоторые исследователи отождествляют с Мардохеем. Мардука был счетоводом и жил в последние годы правления Дария и в начале царствования Ксеркса. Это имя часто встречается на табличках из эламитского Персеполя, датируемых временем между 505–м и 499 гг. до н. э., и относится к нескольким личностям. Достоверно установить, кто из них представляет библейского персонажа, не удается. Сведения о возвышении Мардохея, описанном в Книге Есфирь, в других источниках не встречаются.

8:2. Перстень. См. коммент. к 3:10.

8:9. Хронология. Двадцать третий день сивана приходится на июнь 474 г. до н. э, спустя семьдесят дней после издания указа. 8:9,10. Комментарии о провинциях и размерах империи можно найти в 1:1. О перстне см. в коммент. к 3:10; о почтовой службе, гонцах см. в коммент. к 1:20.

8:11. Стратегия указа. Поскольку предыдущий указ нельзя было просто отменить, стратегия заключалась в том, чтобы компенсировать первый указ вторым. Первый указ лишал иудеев защиты со стороны империи и обеспечивал финансовые возможности для проведения военных акций против них. Второй указ разрешал евреям формировать свои собственные военные соединения, а тем самым фактически лишал царской защиты (но не финансовой поддержки) тех, кто был нанят бороться против иудеев. Царь занял нейтральную позицию, так что действия против врагов иудеев не рассматривались как мятеж против царской короны. Это поставило сторонников Амана в такое же положение, в каком находились евреи, позволив нападать на них, не опасаясь преследования со стороны правительства.

8:15. Царские одеяния Мардохея. Цвета и материалы облачения Мардохея символизировали его высокий политический статус. Царские цвета могли носить только наиболее приближенные к царю лица. Золотой «венец» означал не право на власть, а благорасположение царя. Геродот пишет, что Ксеркс наградил корабельного мастера, чей совет предотвратил кораблекрушение, золотым венцом. У Мардохея на голове золото, а потому не просто головной убор. Скорее всего, речь идет о некоей диадеме, носимой на лбу, а не о короне.

8:17. «Сделались иудеями». Это выражение, встречающееся в Библии только один раз, трактовалось по–разному. Народы империи могли «сделаться иудеями» либо обратившись в иудаизм (в надежде на связанные с этим преимущества), либо став на их сторону («примкнув к иудеям»). Последнее соображение лучше объясняет грядущую победу иудеев, поскольку они смогли принять в свои военные соединения множество добровольцев.

9:1–17

Победа иудеев

9:1. Хронология. Это произошло в конце февраля или в начале марта 473 г. до н. э.

9:1-10. Враги иудеев. Врагами иудеев были участники заговора Амана. Это были отряды наемников или гарнизонные войска, организованные Аманом для участия в этой акции и получившие от него деньги. Ст. 7-10 позволяют предположить, что сыновья Амана участвовали в заговоре отца. Геродот сообщает, что в царствование Дария один высокопоставленный чиновник и близкий помощник царя был уличен в заговоре. В результате большинство членов его семьи были казнены. Кроме того, Геродот рассказывает захватывающую историю о двух магах, пытавшихся захватить престол после смерти Камбиза, но убитых вместе с семью своими сторонниками Дарием. Этот день стал публичной расправой над магами, в которую было вовлечено все население. Геродот даже пишет, что этот день стал памятной датой персидского календаря.

9:18–32

Установления праздника Пурим

9:18–32. Пурим. Хотя в этом разделе говорится об учреждении праздника Пурим, обычай его празднования установился значительно позднее. В апокрифической Второй книге Маккавейской (15:36) встречается самое раннее, помимо Книги Есфирь, упоминание об этом празднике. Тринадцатое адара определяется во 2 Мак. как канун дня Мардохея. В I в. н. э. Иосиф Флавий называл этот праздник phrouraious, а вскоре после этого Мишна стала использовать термин «Пурим».

9:24–26. Пур. См. коммент. к 3:7.

10:1–3

Мардохей

10:2. Книга дневных записей царей Мидийских и Персидских. См. коммент. ко 2:23.

10:3. Высокое положение Мардохея. Хотя Мардохей стал «вторым человеком по царе», его должность не называется. Высокие посты, занимая которые человек мог считаться вторым после царя, обсуждаются в связи с должностью Амана в коммент. к 3:1.