Библиотека soteria.ru
Размышления над Евангелием от Луки
Джон Чарльз Райл
Дата публикации: 24.03.17 Просмотров: 12996 Все тексты автора Джон Чарльз Райл
Глава 2
Евангелие от Луки 2:1-7
1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
В этих стихах изложена история рождения — рождения воплотившегося Сына Божьего, Господа Иисуса Христа. Рождение ребенка — удивительное чудо, ведь с появлением нового человека рождается бессмертная душа. Однако со времен сотворения мира еще не было такого чудесного рождения, как рождение Христа. Уже само по себе оно было чудом: “Бог явился во плоти…” (1 Тим. 3:16). Невозможно описать словами, какое благословение принесло миру это рождение: оно открыло для человека дверь в вечную жизнь.
Во-первых, давайте обратим внимание на время рождения Христа. Это случилось тогда, когда Август, первый император Римской империи, повелел “сделать перепись по всей земле”.
И в этом простом событии проявилась мудрость Божья. Скипетр уже отошел от Иуды (Быт. 49:10). Иудеи потеряли право проводить независимую политику, над ними владычествовали чужаки, которым они должны были платить подати. Именно это время стало временем появления Мессии. Август решил провести перепись, и в это время родился Христос.
Наступил самый подходящий момент, чтобы представить миру Евангелие Христа. Весь культурный свет попал под господство одного человека (Дан. 2:40). Уже ничего не мешало проповеднику нового учения ходить из города в город, из страны в страну. Языческие князья и священники были “взвешены и найдены легкими”. Египет и Ассирия, Вавилон и Персия, Греция и Рим — все показывали, что “мир своею мудростью не познал Бога” (1 Кор. 1:21). Ни могущественные завоеватели, ни поэты, ни историки, ни зодчие, ни философы не смогли помешать тому, что царства мира объяла темнота идолопоклонства. Настало время Богу вмешаться и послать всемогущего Спасителя. Пришло “определенное время” родиться Христу (Рим. 5:6).
Пусть нашу душу всегда успокаивает знание того, что время — в Божьих руках (Пс. 30:16). Он лучше всех знает, когда нужно послать Своей Церкви помощь и дать новый свет миру. Никогда не переживайте из-за того, что события развиваются не так, как вам того хотелось. Не воображайте, что знаете лучше Царя царей, когда должно наступить облегчение. “Прекрати, Филипп, пытаться управлять миром”, — часто говорил Мартин Лютер своему беспокойному другу. И слова эти исполнены мудрости.
Во-вторых, обратим внимание на то, где Христос был рожден. Он родился не в Назарете, где жила Его мать, дева Мария. Пророк Михей предсказал, что Мессия родится в Вифлееме (Мих. 5:2). Так оно и произошло: Христос родился в Вифлееме.
Управляющее всем провидение Божье проявилось в этом простом событии. Господь Бог предопределяет все на небе и на земле. Он направляет сердца царей туда, куда хочет. Бог определил время, когда Август должен был провести перепись, и сделал так, чтобы Мария отправилась в Вифлеем именно тогда, когда “наступило время родить Ей”. И надменный римский император, и его наместник Квириний даже не могли себе представить, что они были всего лишь инструментом в руках Бога израильского и что исполнили задуманное от вечности Царем царей. Они и не думали, что разрушали римское идолопоклонство и помогали положить основание царства, перед которым все империи мира однажды падут. Надо всегда помнить слова Исаии: “…он не так подумает и не так помыслит сердце его” (Ис. 10:7).
Сердце верующего должно утешаться при мысли о том, что Бог Своим провидением управляет миром. Настоящему христианину не надо тревожиться из-за поведения властей этого мира. Верующий должен видеть руку Бога, направляющую все деяния властей к Божьей славе, глазами веры. К любому властелину или монарху: Августу, Квиринию, Дарию, Киру, Сеннахариму — он должен относиться как к творению, которое при всей своей власти может сделать только то, что позволит Бог. Ни один правитель не может противоречить своими действиями Его воле. А когда “восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа”, пусть христианин утешает себя словами Соломона: “…над высоким наблюдает высший…” (Еккл. 5:7).
В-третьих, посмотрите, как родился Христос. Он появился в этом мире не под крышей дома Своей матери, а в чужом городе, в “гостинице”. Его положили не в колыбель, с любовью приготовленную, а в “ясли, потому что не было… места в гостинице”.
В этом проявились благодать и сострадание Христа. Если бы Он пришел спасти человечество с царским величием, окруженный ангелами Своего Отца, тогда Он бы явил незаслуженную милость. Если бы Он решил поселиться во дворце, обладать силой и властью, тогда у нас были бы причины для удивления. Но стать нищим и простым — такая любовь не постижима для нас. Невозможно ни выразить ее словами, ни понять. Никогда не забывайте, что Своим смирением Иисус приобрел для нас право на славу. Своими страданиями и смертью Он получил для нас вечное искупление. Всю свою жизнь, с рождения до смерти, Он был нищим ради нас. И Своей нищетой Он обогатил нас (2 Кор. 8:9).
Берегитесь презирать бедных за их нищету. Их положение освятил и прославил Сын Божий, добровольно согласившись оказаться в нем. Бог не лицеприятен. Он смотрит на сердце человека, а не на его доход. Не стыдитесь же креста бедности, если Бог посчитал ее достойной Себя. Стыдно быть нечестивым и жадным, а не бедным. Плохое жилье, грубая пища, жесткая постель — все это доставляет неудобства плоти. Но именно такую участь избрал для Себя Христос с момента Своего появления на земле. Богатство уничтожает больше душ, чем бедность. Когда любовь к деньгам начинает овладевать вами, подумайте о вифлеемских яслях и о Том, кто лежал в них. Размышления об этом могут удержать от большого зла.
Примечания Лк. 2:1-7
Здесь речь идет об Октавиане, который, победив Антония и Клеопатру у мыса Акций, начал единолично править Римской империей, и стал, собственно говоря, первым кесарем, или римским императором.
Некоторые полагают, что переведенное таким образом греческое слово в Новом Завете подразумевает под собой Иудею и прилегающие к ней территории. Но достаточных доказательств для такого предположения нет. В Деян. 17:31 и Откр. 12:9 это же слово переводится как “вселенная”, поэтому не стоит ограничивать смысл слова “земля” только одним значением.
Этот стих труден для толкования, поэтому требует особого внимания. Согласно сведениям небиблейских авторов Квириний стал правителем Сирии только через 8 или 10 лет после рождения Христа. Как же это можно сопоставить с утверждением Луки? Приведу следующие объяснения.
Одни полагают, что имя Квириний было помещено в текст евангелия ошибочно и что вместо него надо поставить имена Квинтилия или Сатурния, двух правителей Сирии, господствовавших до Квириния. Но не допустимо изменять текст, столкнувшись с трудностями в толковании. В данном случае для изменений также нет никаких оснований.
Другие полагают, что все проясняет слово, переведенное глаголом “была”. Его надо понимать так, что указ о проведении переписи вышел во время рождения Христа, а полностью приведен в исполнение был только тогда, когда Квириний стал правителем.
С точки зрения третьих, слово “первая” нужно понимать как “проведенная ранее”. Таким образом, данный стих нужно читать так: “эта перепись была проведена ранее переписи Квириния”. Такое толкование, по их мнению, доказывается стихами Ин. 1:15, 30.
Существует еще одна точка зрения, согласно которой были проведены две переписи, и в обеих Квириний принимал участие. Лука знал об этом и поэтому специально употребил слово “первая”, чтобы показать, какую из двух переписей он имеет в виду. В пользу этого взгляда свидетельствует то, что св. Лука был более правдив в отображении фактов, чем все небиблейские авторы, которыми не руководил Святой Дух. Мы не имеем права полагать, что, если их сведения отличаются от сказанного Лукой, значит, они правы, а Лука нет. Более того, поражает тот факт, что Иустин Мученик, живший во втором веке, три раза упоминает о том, что Христос родился, когда Квириний был правителем. Уордсворт говорит, что вполне вероятно, что “Квириний, правитель Киликии, был также правителем Сирии во время рождества Христова”.
Квеснел замечает: “Август думает, что прославляет свое имя и свое царство. Однако его указы, являясь частью Божьего плана, содействуют исполнению пророчеств, о которых Август ничего не знает: рождению царя, о котором он и не слышал, и установлению царства, которое подчинит себе и его империю, и все другие. Так происходит всегда: люди ничего не замечают”.
Уотсон об этой переписи, ставшей исполнением Быт. 49:10, пишет так: “Перепись — самое яркое доказательство тому, что скипетр был отнят у Иуды и что правление Ирода было скорее номинальным, чем реальным. Юлиан Отступник отвергал Христа, потому что считал себя подданным кесаря. Юлиан не подозревал, насколько точно в этом исполнилось пророчество Иакова: Христос родится тогда, когда отнимется скипетр у Иуды”.
Это же греческое слово в двух других местах переведено как “племена” и “отечество” (Деян. 3:25; Еф. 3:15).
В греческом языке такой порядок слов придает этому выражению особую выразительность.
На основании этих слов отцы церкви, и особенно римские авторы, построили учение о том, что Мария родила Иисуса легко и безболезненно. Но это всего лишь домыслы. На основе этих слов нельзя утверждать, что на Востоке роженица могла родить без посторонней помощи. Незачем придумывать, что воплощение нашего Господа сопровождалось какими-то другими чудесами, кроме тех, о которых ясно говорится.
Это же греческое слово употребляется и в Лк. 13:15. Оно ставит под сомнение широко распространенное представление о том, что наш Господь был положен в кормушку, из которой питался домашний скот. Скорее всего эту фразу надо понимать так: “Он был положен в хлев, потому что не было места в гостинице”. Некоторые полагают, что ясли были сделаны из волосяной ткани и из них в той местности кормили лошадей. Есть также некоторые основания предполагать, что Христос мог родиться в пещере.
Обратите пристальное внимание на этот факт, который часто остается незамеченным. Провидению Божьему было угодно, чтобы свидетелей рождения Христа было как можно больше. Оно произошло в гостинице в то время, когда она была переполнена людьми из самых разных частей Иудеи. Обман в такой ситуации был невозможен. Поскольку свидетелей рождения Христа было множество, то невозможно было его отрицать. Сын Божий в самом деле воплотился, по-настоящему родился у женщины, как и мы с вами. Если бы Он появился в Назарете или в каком-нибудь менее людном месте в Вифлееме, то через тридцать лет, возможно, никто бы не поверил, что Он родился.
Евангелие от Луки 2:8-20
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
В этих стихах написано, как сыны человеческие впервые узнали о рождении Господа Христа. Обычно, если у царя рождался сын, то по этому поводу устраивались всеобщие торжества. О рождении же Царя царей ангел сообщил только небольшому количеству людей, причем сделал это в полночь и без всякой помпезности и парадности.
Во-первых, давайте посмотрим, кто первым услышал новость о том, что родился Христос. Это были “пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего”. Ни перед священниками и правителями, ни перед книжниками и фарисеями, а перед пастухами появился ангел и сообщил, что “ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь”.
При чтении этих стихов приходят на память слова св. Иакова: “Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?” (Иак. 2:5). Отсутствие денег не мешает обладать привилегиями в духовной жизни. Многое о Царстве Божьем сокрыто от великих и знатных, но открыто бедным. Тяжелый ручной труд не лишает человека возможности общаться с Богом. В Библии тому много примеров. Так, именно в тот момент, когда Моисей пас овец, Гедеон молотил пшеницу, а Илия пахал, каждый из них в отдельности услышал призыв Бога и получил откровения от Него. Противостаньте же нашептыванию сатаны, что вера не для рабочих людей. Слабых в этом мире Бог часто призывает раньше, чем сильных. У Бога Последние часто становятся первыми, а первые последними.
Во-вторых, обратим внимание на то, какие слова произнес ангел, возвещая пастухам о рождении Христа. Он сказал: “…я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям”.
Не стоит удивляться этим словам. Духовная темнота, которая господствует в мире вот уже четыре тысячи лет, должна скоро рассеяться, и тогда все человечество получит прощение и обретет мир с Богом. Еще недолго, и сатана будет поражен в голову. Пленные получат освобождение, а слепые прозреют. Мир узнает о том, что Бог может оставаться справедливым, оправдывая нечестивцев ради Христа. Спасение уже не нужно будет выискивать в символах и образах: оно будет открыто. Знание о Боге больше не будет принадлежать только иудеям: его получит весь языческий мир. Дни идолопоклонства сочтены. Первый камень Царства Божьего скоро будет положен. Нет таких слов, которые принесли бы радости больше, чем эти!
В-третьих, давайте посмотрим, кто первым прославил Бога после рождения Христа. Это были ангелы, а не люди. Несогрешившие ангелы, которым Спаситель был не нужен. Ангелы, которые не пали и которые не нуждались в Искупителе и Его крови. Первую песнь хвалы в честь Бога, явившегося во плоти, пропело “многочисленное воинство небесное”.
Обратите внимание на это событие. Оно может нас многому научить. Прежде всего оно учит нас тому, что ангелы — отличные слуги. Они с радостью и интересом воспринимают все, что делает их небесный Господин. Это событие также показывает, что ангелы обладают прекрасными знаниями. Они знают, какой трагедией является грех для всего творения и как замечательно пребывать на небесах. Наконец это событие показывает, какую глубокую любовь и сострадание испытывают ангелы по отношению к несчастным погибающим во грехах людям. Ангелы радуются, предвидя, что многие души будут спасены, многие поленья будут выхвачены из огня.
Давайте стремиться к единодушию с ангелами. Наше духовное невежество и мертвенность духа больше всего проявляются в неспособности радоваться вместе с ангелами. Очевидно, что, если мы надеемся провести с ангелами вечность на небесах, мы должны научиться разделять их чувства, пока живем на этой земле. Только тогда, когда мы осознаем всю ничтожность и отвратительность греха, мы сможем проникнуться более глубоким чувством благодарности за искупление.
Далее, давайте обратим внимание на гимн хвалы, который воспело небесное воинство в присутствии пастухов. Ангелы пели: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение”.
Эти известные слова толкуются по-разному. Человек настолько глух по отношению к духовному, что, похоже, он не в состоянии понять и одного предложения, сказанного на небесном языке. Тем не менее в словах, произнесенных ангелами, содержится глубокая богословская идея.
“Слава в вышних Богу…” Именно с этих слов начинается хвалебная песня. Теперь Бог будет прославлен в высшей степени, потому что в мир пришел Его Сын Иисус Христос. Своей жизнью и Своей смертью на кресте Он прославит справедливость, святость, милость и мудрость Бога так, как они никогда прежде не были прославлены. Акт творения прославил Бога, но акт искупления прославит Его еще больше.
“…и на земле мир…” Ныне сошел на землю мир Божий, превосходящий всякое разумение, — совершенный мир между святым Богом и грешным человеком. Христу предстояло приобрести этот мир Своей кровью и предложить его всему человечеству. Войдя в человеческое сердце, мир Божий побуждает жить в согласии с другими людьми. Однажды наступит день, когда он объемлет всю землю.
“…в человеках благоволение”. Этими словами заканчивается песня. Ныне пришло время, когда в полной мере будет явлена благость Бога к грешным людям. Могущество Бога было явлено в творении. Его справедливость стала известна после потопа. А Его милость в полной мере была открыта в пришествии и искуплении Иисуса Христа.
В этом суть ангельского пенья. Блажен тот, кто может постичь эту суть и принять ее всем сердцем. Человек, надеющийся жить на небесах, должен быть знаком с языком небесных жителей — ангелов.
И еще давайте обратим внимание на послушание пастухов. Они не сомневались и не задавали вопросов, а без колебаний приняли ангельскую весть и поспешили в Вифлеем, несмотря на то, что слова ангелов звучали невероятно. В Вифлееме пастухи нашли все то, о чем им рассказали ангелы. Безоговорочная вера этих простых людей была щедро вознаграждена: они удостоились великой чести быть первыми из всех людей, конечно, после Марии и Иосифа, увидевших глазами веры новорожденного Мессию. Вскоре они вернулись домой, по дороге “славя и хваля Бога” за то, что увидели.
Пусть же наш дух будет подобен их духу! Пусть же и мы будем верить безоговорочно и действовать незамедлительно, когда ничто не мешает нам выполнять свой долг! Так поступая, мы будем вознаграждены подобно пастухам. Путешествие начатое с верой, обычно заканчивается прославлением.
Примечания Лк. 2:8-20
Некоторые делают из этих слов вывод, что Господь не мог родиться в декабре, потому что иудеи обычно зимой не пасли скот на полях. Но этот аргумент не так уж убедителен. Так, Иаков жаловался на ночную стужу, когда пас стада Лавана в соседней Месопотамии (Быт. 31:40). Однако понятно, что точной даты рождения Христа нам не установить. Он мог родиться в любой из месяцев года. Но если бы знание дня и месяца Его рождения принесло нам пользу, Бог сказал бы нам. Празднуя же Рождество в декабре, мы полагаемся лишь на авторитет Церкви.
Возможно, это относится только к иудеям, а не ко всем людям, потому что буквальный перевод будет таким: “всему народу”.
Это же слово с таким же значением мы находим в Еф. 1:5, 9. Смысл его в том, что Бог благоволит к человеку, открыв это в Своем Сыне Иисусе Христе. Это то же самое, что благодать и человеколюбие Бога в Тит. 3:4 и любовь Божья в Ин. 3:16.
При буквальном переводе с греческого эта фраза звучит так: “посмотрим слово, которое случилось”. Комментарии Амвросия по этому отрывку доказывают, что отцы Церкви не были непогрешимыми. Амвросий полагает, что здесь речь идет о Слове, то есть о Христе! Но даже поверхностное изучение греческого текста показывает, что таким образом истолковать это выражение невозможно. (Лука использует здесь не “логос”, а “рэма”. — Прим. пер.) Даже католик Барадий в своих комментариях вынужден был признать, что в данном случае Амвросий заблуждался.
В письме епископа Хупера к “благочестивым и верным узникам, взятым вместе во время молитвы в Бау Черчъярд” содержится замечательное объяснение поведения пастухов. “Прочитайте вторую главу Евангелия от Луки, и вы увидите, как пастухи, сторожившие всю ночь свое стадо, услышав, что Христос родился в Вифлееме, сразу же пошли посмотреть на Него. Они не стали выяснять отношения и спорить, кому остаться охранять овец от волков, а сразу же повиновались сказанному, оставив стадо на попечение Тому, чьей воле они повиновались. Поэтому следуйте призыву в тот момент, как услышали его. Не бойтесь оставить все остальное Призвавшему вас. Он позаботится о том, чтобы все было, как нужно. Он поможет мужу и утешит жену, будет руководить слугами и смотреть за домом. Он сохранит имущество, Он даже позаботится о том, чтобы посуда была вымыта и колыбельная спета. Поэтому возложите все свои заботы на Бога”.
Евангелие от Луки 2:21-24
21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложе сна, был посвящен Господу,
и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Первое, что бросается в глаза в этом отрывке, это послушание иудейскому закону, которое проявил наш Господь, будучи еще младенцем. Лука написал, что Он был обрезан на восьмой день. Это первое из известных нам событий Его жизни.
Многие напрасно теряют время, размышляя, почему Господь был подвергнут обрезанию. Мы знаем, что “в Нем нет греха”, ни первородного, ни совершённого (1 Ин. 3:5). Его обрезание не означает, что Его сердце было хоть немного испорчено. Это обрезание не является свидетельством склонности Его природы ко греху и нужды в благодати. Христу не надо было умерщвлять Свою плоть. Это надо твердо запомнить.
Нам достаточно помнить, что обрезание нашего Господа было свидетельством для Израиля, что по плоти Он был иудеем, подчиняющимся закону (Гал. 4:4). Без обрезания Он не смог бы выполнить требования закона и не был бы сыном Давида и семенем Авраама. Более того, обрезание было абсолютно необходимо, чтобы Иисуса в Израиле приняли как учителя. Если бы Он не был обрезанным, Его бы не приняли ни на одном собрании и у Него не было бы права на участие ни в одном из иудейских обрядов. Необрезанный, Он бы считался язычником, отступником от веры отцов.
Пусть подчинение Господа обряду, в котором Он сам не нуждался, послужит для нас уроком. Лучше потерпеть, чем стать причиной попрания Евангелия или помешать Божьему делу. Слова св. Павла заслуживают того, чтобы мы часто к ним обращались: “Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных… Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых” (1 Кор. 9:19-22). Человек, написавший эти слова, шел точно по следам своего распятого Учителя.
Во-вторых, мы должны обратить внимание на то, какое имя дали родители нашему Господу, подчинившись заповеди Бога.“…дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве”.
Имя Иисус означает “Спаситель”. Поразительно и поучительно, что именно это имя было выбрано. Сын Божий сошел с небес, чтобы быть не только Спасителем, но и Царем, Законодателем, Пророком, Священником и Судьей для падших людей. Любое из этих имен Ему бы тоже подошло. Но Он все их оставил в стороне, а выбрал такое, которое говорило бы о Его милости и благости к падшим людям. Христос захотел, чтобы о Нем узнали в первую очередь как об Освободителе и Искупителе.
Почаще спрашивайте себя, что вашему сердцу известно о Сыне Божьем. Является ли Он для вас Спасителем? От ответа на этот вопрос зависит ваше спасение. Если вы знаете Христа только как человека, совершавшего могущественные чудеса и говорившего не так, как остальные, или даже как самого Бога, который будет судить мир, не останавливайтесь на достигнутом. Убедитесь, что вы на опыте знаете, что Он освободил вас от власти греха и вины за него, что выкупил из рабства сатаны. У вас должно быть право сказать: “Он мой Друг! Я был мертв, а Он дал мне жизнь; я был узником, а Он освободил”. Для всех истинно верующих имя Иисус самое дорогое. Оно как “разлитое миро” (Песн. П. 1:2). Оно успокаивает их измученную совесть, утешает в моменты уныния, поддерживает во время болезни. Оно дает силы на смертном одре. “Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен” (Прит. 18:10).
И наконец, мы должны отметить, как бедна, но смиренна была мать нашего Господа — дева Мария. Возможно, на первый взгляд это не очевидно. Но если мы обратимся к двенадцатой главе Левита, то увидим, что такое жертвоприношение разрешалось делать только бедным людям: “Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей”. Таким образом, ее жертвоприношение показывало всем, что она бедна (Лев. 12:8).
Мы видим, что бедность стала участью земной жизни нашего Господа с самых первых Его дней. Его кормила и за ним ухаживала бедная женщина. Первые тридцать лет Своей жизни Он прожил под крышей дома бедняка. Без сомнения, и еда Его, и одежда были нищенскими. Он выполнял ту же работу, которую выполняли бедняки. Христос знал, с какими проблемами сталкиваются бедные люди. Поразительно, как Он снизошел к людям! Такое смирение превыше человеческого понимания.
Бедные всегда должны хранить в своем сердце знание об этом. Это поможет им подавить недовольство, перестать жаловаться и примириться со своей тяжкой долей. Даже тот факт, что Иисус родился у бедной женщины и прожил всю Свою земную жизнь среди бедных людей, опровергает мысль о том, что “вера — не для бедных”. Кроме того, знание этого должно приободрить каждого бедного верующего и помочь в молитве приблизиться к престолу благодати. Молясь, он должен помнить, что могущественный Посредник, находящийся на небесах, знает, что такое бедность и что происходит в сердце бедняка. Рабочий человек должен увидеть, что Христос — друг бедных!
Примечания Лк. 2:21-24
Епископ Холл отмечает: “Тот, кто пришел стать грехом за нас, должен был в нашем лице стать нечистым с точки зрения закона, чтобы, выполнив закон, забрать нашу нечистоту. Хотя Он и был рожден необычным образом, Он подчинился обрядам, которые указывают на несовершенство и испорченность обычного человека. Он должен был исполнить церемониальный закон, чтобы отменить его, а моральный — чтобы удовлетворить его. Тот, кто был выше закона, вынужден был подчиниться закону, чтобы освободить нас от него”.
Пул пишет в своих примечаниях: “Четыре раза в Ветхом Завете мы встречаем, как Бог давал имена людям прежде их рождения: так имя дано было Исааку (Быт. 17:19), Иосии (3 Цар. 13:2), Измаилу (Быт. 16:11), Киру (Ис. 44:28). В Новом Завете это произошло дважды: так получили имена Иоанн Креститель и Иисус Христос. Отсюда мы видим, что Бог знает будущее, которое человеку невозможно предугадать. Ибо если родители Измаила, Исаака и Иоанна Крестителя назвали так своих детей, проявляя послушание Божьей заповеди, которую они услышали незадолго до их рождения, то имена Иосии и Кира стали известны намного раньше их рождения.
Лайтфут утверждает, что евреи об этом жертвоприношении говорили так: “Если такую жертву принесет богатый, он не исполнит своего долга”.
Евангелие от Луки 2:25-35
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, —
и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
В этих стихах рассказывается о человеке, имя которого больше нигде не упоминается в Новом Завете, — о Симеоне, муже праведном и благочестивом. Что происходило в его жизни до того и после того, как родился Христос, мы не знаем. Нам известно только то, что по вдохновению он пришел в храм, когда родители принесли Иисуса, чтобы совершить над Ним требуемый законом обряд. Тогда он “взял Его на руки, благословил Бога”, сказав при этом слова, которые сейчас известны всему миру.
На примере Симеона мы видим, что у Бога есть Свои люди даже в самых ужасных местах, даже в самые темные времена. Когда родился Христос, религия Израиля пришла в упадок. Вера Авраама была испорчена учениями фарисеев и саддукеев. Золото потускнело. Но даже в это время среди Израиля нашелся человек “праведный и благочестивый”, на котором был Дух Святой.
Нас должна приободрить мысль о том, что свидетельство о Боге никогда не прекращается. Даже самую маленькую церковь врата ада никогда не одолеют. Настоящая церковь может странствовать по пустыне и превратиться в маленькое стадо, но она никогда не умрет. В Содоме был Лот, в царстве Ахава — Авдий, в Вавилоне — Даниил, а при дворе Седекии — Иеремия. Даже в последние дни иудейской церкви, когда мера беззакония Израиля почти исполнилась, в Иерусалиме оставались благочестивые люди, такие, как Симеон.
Христиане, хотя и склонны забывать об этой истине, во все времена должны помнить о ней, утешаться ею и не падать духом. “Остался я один, — сказал Илия, — но и моей души ищут”. Что же Бог ответил ему на это? “Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей” (3 Цар. 19:14, 18). Давайте учиться надеяться и верить, что благодать может жить и процветать даже в самых неблагоприятных условиях. На самом деле таких Симеонов в мире больше, чем мы думаем.
Из слов Симеона видно, что верующий может полностью освободиться от страха перед смертью. “Владыко, — говорит старец Симеон, — ныне отпускаешь раба Твоего… с миром”. Могила уже нисколько не страшит старца, а этот мир потерял для него всю свою привлекательность. Он жаждет освободиться от страданий путешествующего и отправиться домой. Он хочет “выйти из тела и водвориться у Господа”. Симеон говорит так, будто знает, куда он направится после этой жизни, и его не заботит, когда это произойдет. Он уверен, что жизнь его изменится к лучшему, и он хочет, чтобы это произошло.
Что же дает возможность смертному человеку говорить такие слова? Что может избавить нас от страха перед смертью, в рабстве которого находятся многие из нас? Что может удалить жало смерти? Есть только один ответ на все эти вопросы — сильная вера. Вера твердо держится за невидимого Спасителя, вера полагается на обещания невидимого Бога, вера, и только вера, дает человеку возможность посмотреть смерти в лицо и сказать: “Я ухожу с миром”. Мало, страдая от боли и болезни, быть готовым перенести что угодно, только бы изменить что-то. Мало безразличного отношения к миру, когда уже нет сил ни трудиться, ни радоваться. Должно быть нечто большее, если мы хотим уйти из этой жизни с миром. У нас должна быть такая же вера, как у старца Симеона, вера, которая есть дар Божий. Без этой веры мы, конечно, можем умереть спокойно, без страданий. Но без этой веры мы не окажемся дома, когда очнемся в ином мире.
Слова Симеона открывают нам также и то, что некоторые верующие иудеи имели очень ясное представление о служении Христа еще до того, как было проповедано Евангелие. Мы видим, что этот благочестивый старец говорит об Иисусе как о спасении, которое Бог приготовил, как о свете к просвещению язычников и славе Израиля. Всем книжникам и фарисеям времен Симеона нужно было учиться, сидя у его ног.
Христос на самом деле был светом “к просвещению язычников”. Без Него они погрузились в непроглядную тьму суеверий. Они не знали путь к жизни, поклонялись творению рук человеческих. Даже самые мудрые их философы не ведали истины о духовном мире. Они, “называя себя мудрыми, обезумели” (Рим. 1:22). Евангелие Христа было подобно восходу солнца для Греции, Рима и всего остального языческого мира. Свет воссиял в человеческом разуме, открыв, что значит вера. Ночь сменилась днем.
Христос на самом деле был славой Израиля. Происхождение от Авраама, заветы, обещания, закон Моисеев, Богом установленное служение в храме — всеми этими преимуществами владел Израиль. Но все это ничто по сравнению с тем, что в Израиле родился Спаситель мира. Иудеям была оказана величайшая честь: мать Христа была иудейкой и кровь Того, “Который родился от семени Давидова по плоти” стала искуплением греха всего человечества (Рим. 1:3).
Но помните, что слова Симеона в будущем исполнятся окончательно. “Свет”, который он увидел верой, держа младенца Иисуса на руках, еще засияет так ярко, что все языческие народы увидят его. “Слава” Иисуса, распятого Израилем, однажды откроется разбросанному еврейскому народу — и тогда иудеи воззрят на Того, которого пронзили, покаются и обратятся. Придет день, когда покрывало упадет с сердца Израиля, и иудеи узрят славу Господа (Ис. 45:25). Будем ожидать этот день, бодрствовать и молиться. Если Христос — свет и слава нашей души, то этот день не застигнет нас врасплох.
И последнее. В этом отрывке говорится о замечательных последствиях прихода Мессии и Его Евангелия в мир. Каждое слово Симеона об этом заслуживает отдельного рассмотрения. Все вместе они составляют пророчество, которое ежедневно исполняется.
Христос должен был стать “предметом пререканий”, мишенью для огненных стрел лукавого. Он должен был быть “презрен и умален пред людьми”. Ему и Его народу предстояло быть подобными на “город, стоящий на вершине горы”, атакуемый со всех сторон многочисленными врагами. Так и случилось. Люди, не способные объединиться ни в одном деле, единодушно ненавидели Христа. С самого начала тысячи людей гнали Иисуса, не веруя в Него.
Иисусу предстояло стать причиной “падения многих в Израиле”. Он должен был стать камнем преткновения и соблазна для многих гордых и самоуверенных иудеев, которые отвергнут Его и погибнут в своих грехах. Так и случилось. Для многих Христос распятый стал камнем преткновения, а Его Евангелие — запахом смертоносным (1 Кор. 1:23; 2 Кор. 2:16).
Христу предстояло стать причиной “восстания многих в Израиле”. Он должен был стать Спасителем многих из тех, кто в свое время отвергал, проклинал и высмеивал Его, а после покаялся и уверовал. Так и случилось. Когда тысячи распинавших Его покаялись, когда Савл, гнавший Его, обратился, то это было не что иное, как восстание из мертвых.
Христу предстояло открыть “помышления многих сердец”. Его Евангелие должно было показать людям их истинный характер: враждебность к Богу у одних, внутреннюю изможденность и духовный голод у других. Проповедь креста должна была открыть, какими на самом деле были люди. Так и случилось. В книге Деяний апостолов описано как исполнилось пророчество старого Симеона.
А что вы думаете о Христе? Думаете ли вы о Нем постоянно? Какие мысли возникают в вашем разуме, когда вы слышите о Нем? Подумайте об этом. За Него вы или против Него? Любите ли вы Его или отвергаете? Сомневаетесь ли вы в Его учении или оживаете через него? Не успокаивайтесь, пока не найдете удовлетворяющие вас ответы на эти вопросы.
Примечания Лк. 2:25-35
Некоторые ученые мужи утверждают, что Симеон был знаменит в Иерусалиме. Он был сыном Гиллеля и отцом Гамалиила. Генри пишет: “…иудеи говорят, что он был наделен пророческим духом и был изгнан из своего города, ибо в своем свидетельстве противоречил общепринятому мнению о земном царстве Мессии”. Но все это сомнительные домыслы.
Так иудеи называли Мессию. Лайтфут отмечает: “…весь народ ждал утешения Израилева, поэтому у людей даже вошло в обычай клясться своим желанием увидеть его”.
Обратите внимание, что это случилось еще до смерти и вознесения Христа, еще до излияния Святого Духа в день Пятидесятницы. Мы никогда не должны забывать, что ветхозаветные святые были также водимы Святым Духом, как и верующие нового завета, хоть и не в такой мере.
Здесь имеется в виду “освобождаешь человека из оков” или “даешь пленному свободу”.
Форд приводит цитату из работы доктора Ричарда Клерка, относящуюся к этому стиху: “Некоторые ученые мужи заметили, что Симеон говорит о язычниках прежде, чем об иудеях, показывая тем самым, что второй призыв иудеев, то есть обращение их ко Христу, произойдет только тогда, когда войдет полнота язычников”.
На основании этого выражения некоторые полагают, что Симеон был по крайней мере главным священником, если не первосвященником. Но ничто не подтверждает такое предположение. Симеон, получивший дар пророчества от Святого Духа, благословляя их, сделал то, что мог сделать любой пророк, не зависимо от того, был он священником или нет.
Проще всего объяснить эти слова так: Симеон здесь предсказывает, что деву Марию ожидает печаль, которая пронзит ее сердце, как меч. Это предсказание в полной мере исполнилось, когда она стояла перед крестом и смотрела, как ее Сын умирает. Может быть, наш Господь напомнил ей об этом пророчестве, когда заповедал перед смертью Своему ученику Иоанну позаботиться о Своей матери?
Евангелие от Луки 2:36-40
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
39 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
В стихах, которые мы только что прочитали, говорится о рабе Божьей, чье имя больше не встречается в Новом Завете. Об Анне, как впрочем и о Симеоне, мы узнаем только от Луки. Мудрость Божья определила, чтобы и женщина, и мужчина засвидетельствовали о рождении Мессии. Два свидетеля подтвердили, что пророчество Малахии исполнилось и что посланник завета явился в Храме (Мал. 3:1).
Обратите внимание на черты характера Анны, жившей еще до того, как было провозглашено Евангелие Христа. Мы немного знаем о ней, но даже из этих нескольких слов, написанных об Анне, мы можем извлечь полезные для нас уроки.
Анна вела безупречную жизнь. Всего семь лет прожила она с мужем, остальные восемьдесят четыре она оставалась одинокой вдовой. На ее долю выпало много испытаний и искушений. Но Анна по благодати преодолела все это. Определение вдовства св. Павлом подходит к ней: она была “истинной вдовицей” (1 Тим. 5:3).
Анна любила дом Божий. Она “не отходила от храма”, считая его местом особого присутствия Бога. Все праведные иудеи, такие как Даниил, находясь далеко от родины, любили в молитве обращать свое лицо к храму. Анна всем сердцем желала быть ближе к Богу. Она чувствовала, что ближе всего к Нему она здесь, в храме, где находится ковчег, алтарь и святое святых. Она понимала слова Давида: “Истомилась душа моя, желая во дворы Господни” (Пс. 83:3).
Анна знала, что такое самоотречение. Она постом служила Богу день и ночь, и постоянно распинала свою плоть в добровольном воздержании. Она была убеждена, что такой образ жизни полезен для ее души, и ради этого была готова переносить боль.
Эта женщина много молилась. Она служила Богу молитвой день и ночь, постоянно общалась с Ним как со своим лучшим Другом, разговаривала о том, что касалось ее внутреннего мира. Она не уставала молить Его и о других. Несомненно, она просила и о том, чтобы обещанный Мессия пришел.
Анна общалась с другими святыми. Как только она увидела Иисуса, она сразу же рассказала о Нем своим знакомым в Иерусалиме, с которыми была в дружеских отношениях. Она была связана с теми, кто жил той же надеждой. Все эти люди были слугами одного Господина и шли к одному дому.
И эта женщина была вознаграждена за все усердие в деле служения Богу еще до того, как покинула этот мир. Ей было позволено увидеть Того, Кто был давно обещан и о пришествии Кого она часто молилась. Наконец она увидела то, во что верила, и надежда превратилась в уверенность. Поэтому не удивительно, что радость этой святой женщины была “радостью неизреченною и преславною” (1 Пет. 1:8).
Каждая женщина-христианка должна задуматься о поведении Анны и научиться у нее мудрости. Конечно же, времена изменились. Обязанности христиан перед обществом уже не те, что были у верующих иудеев в Иерусалиме. Не все женщины-христианки вдовы. Но все равно многому в жизни Анны надо подражать. Когда мы читаем о ее постоянстве, святости, молитвенной жизни, об ее самоотверженности, нам остается только желать, чтобы многие дочери христианской Церкви пытались походить на нее.
Далее, давайте посмотрим, как описываются иерусалимские святые времен рождения Иисуса. Это были люди, “ожидавшие избавления”.
Вера — черта всех избранных Божиих. Люди, о которых здесь говорится, ходили в развращенном городе верою, а не видением. Формализм и самоправедность были чужды им. Они не принимали широко распространенного среди иудеев мнения, что Мессия будет земным царем. Вместе с патриархами и пророками они верили в то, что грядущий Искупитель несет святость и праведность, что Он одержит Свою главную победу — над грехом и дьяволом. Именно такого Искупителя они терпеливо ожидали. Именно такой победы искренно желали.
Давайте же будем учиться у этих благочестивых людей. Они, несмотря на бессилие и разочарования, всю жизнь верили и надеялись. Мы должны делать то же самое, тем более что у нас есть законченная Библия и полное Евангелие. Будем же стараться, подобно им, жить верой и смотреть вперед. Грядет второе пришествие Христа. Скоро произойдет полное искупление земли от греха, сатаны и проклятия. Давайте же всей своей жизнью, всеми своими поступками ясно свидетельствовать, что мы ждем второго пришествия. Будьте уверены, что и сейчас истинные христиане ожидают искупления потому что они “возлюбили явление Его” (Рим. 8:23; 2 Тим. 4:8).
И наконец, эти стихи доказывают, что Господь Иисус был настоящим человеком, так же как и настоящим Богом. Мы читаем, что, когда Мария и Иосиф вернулись в свой родной город Назарет, “Младенец же возрастал и укреплялся духом”.
Без сомнения, много таинственного в личности Господа Иисуса Христа. Невозможно понять, как Он одновременно может быть совершенным Богом и совершенным человеком. Невозможно объяснить, каким образом и в какой мере проявлялось на первом этапе Его жизни то божественное знание, которым Он, вне всякого сомнения, обладал. Все это превыше нашего понимания.
Наш Господь испытал все, что испытывал человек, кроме греха. Он был рожден как человек — младенцем. Как человек Он рос и из младенца превратился в подростка. Как человек Он год за годом становился сильнее и умнее, превращаясь из подростка во взрослого. Он пережил и младенческую немощь, и рост, и взросление. Но во всем этом не было греха. Мы должны удовлетвориться знанием этого. Пытаться узнать больше — бессмысленно. А вот твердо знать открытое — крайне важно. Многие забывали, что Иисус был настоящим человеком, и поэтому впадали в страшные ереси.
Из всего вышесказанного мы можем извлечь один практический урок, который принесет нам утешение. Наш Господь может сопереживать человеку в любой момент его существования — от колыбели до могилы. Иисус Христос практически узнал, что значит быть ребенком, мальчиком, юношей. Он знает, о чем они помышляют, что их заботит. Не забывайте этого, когда разговариваете с молодыми людьми о состоянии их души. Скажите им, что на небесах по правую руку Бога есть Тот, кто может стать их Другом. Умерший на кресте когда-то Сам был мальчишкой, поэтому дети для Него так же важны, как и взрослые.
Примечания Лк. 2:36-40
Это слово встречается в Новом Завете еще один раз — в Откр. 2:20. Если говорить об обычном его значении, тогда получается, что дух пророчества, который был отнят у Израиля со времени жизни Малахии на четыреста лет, вновь возвратился ко времени рождения Христа. Однако в Новом Завете слово “пророк” не обязательно связано со способностью предсказывать будущее, возможно, это же относится и к слову “пророчица”.
Интересно, что колено Асира было одним из десяти, которые были уведены в плен и больше не вернулись. Отсюда мы должны заключить, что некоторые выходцы из него как-то перемешались с коленами Иуды и Вениамина и таким образом вернулись из вавилонского плена.
Нужно заметить, что появление нашего Господа в храме стало буквальным исполнением пророчества Малахии 3:1: “…внезапно придет в храм Свой Господь”. На самом деле это было неожиданное, но незаметное появление. Единственными свидетелями его стали старец и старица. Господь появился в храме младенцем! Разве мы ожидали этого! А сколько еще пророчеств исполняется вокруг нас прямо сегодня! Божьи пути — не наши пути!
За это время в жизни нашего Господа произошли два важных события, о которых св. Лука умалчивает. Возможно, он ничего не написал о них потому, что не знал, а может, просто потому, что Дух Святой не вдохновил его написать о них. Что же это за события? Во-первых, приход волхвов с Востока, и, во-вторых, бегство Иосифа и Марии с младенцем в Египет. Возможно, из храма Иосиф и Мария пошли в Вифлеем, хотя возможно и то, что на некоторое время они вернулись в Назарет. Может быть, они вернулись в Вифлеем из чувства долга. Им казалось, что Мессия должен жить в том месте, где Он должен был быть рожден по пророчеству. И вот в Вифлееме их навестили волхвы с Востока. Из Вифлеема Мария и Иосиф с дарами, которые дали им возможность путешествовать, убежали в Египет, чтобы избегнуть гнева Ирода. А после смерти Ирода они вернулись из Египта в Назарет.
Конечно, существуют другие точки зрения, объясняющие это трудное место. Точка зрения, предложенная выше, кажется мне самой разумной.
Если бы Иосиф и Мария после встречи с волхвами в Вифлееме отправились в Иерусалим, то они бы оказались в страшной опасности: в Иерусалиме находился сам Ирод.
Если бы Иисуса привели в храм после встречи с волхвами, то Мария, получив от них богатые дары, вряд ли принесла бы в жертву только пару горлиц.
Евангелие от Луки 2:41-52
41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50 Но они не поняли сказанных Им слов.
51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.
Эти стихи должны привлекать внимание всех читателей Библии. Из них мы узнаем о первых тридцати годах жизни Господа Иисуса Христа после Его младенчества только то. Христианину хотелось бы, конечно, больше узнать о событиях первых тридцати лет жизни Христа и о Его повседневной жизни в Назарете! Но не надо сомневаться, что по Божьей мудрости Писание умалчивает об этом. Если бы знать больше было бы полезно для нас, нам было бы больше открыто.
Вначале обратим внимание на то, какой урок преподан в этом отрывке всем состоящим в браке. Поведение Иосифа и Марии, описанное здесь, может многому нас научить. Мы узнаем, что “каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи”. Они регулярно исполняли вместе предписанные Богом обряды. Иерусалим находился далеко от Назарета. Совершать путешествовие туда без всяких средств передвижения для бедняков было трудно и утомительно. Оставить хозяйство на десять дней или на две недели также было накладно. Но Бог дал Израилю заповедь, а Иосиф и Мария полностью подчинились ей. Бог заповедал совершать этот обряд для их духовного блага, что они регулярно и делали. Они шли вместе в Иерусалим на Пасху и все остальное делали вместе.
То же самое должно быть в каждой христианской семье. Муж и жена должны помогать друг другу расти духовно и служить Богу. Брак — это не таинство, как полагает Римско-католическая церковь. Брак — это союз, оказывающий самое большое влияние на заключивших его. Он помогает или подняться, или упасть. Он ведет ближе к небесам или ближе к аду. Окружение, в котором находимся, сильно влияет на нас. Мы неизбежно перенимаем черты характера тех, с кем проводим время. Взаимоотношения мужа и жены — яркий тому пример. Они постоянно оказывают или благотворное, или пагубное влияние друг на друга.
Пусть каждый, кто состоит в браке или собирается вступить в него, хорошенько задумается над этим. В семейной жизни очень важно следовать примеру Иосифа и Марии. Надо вместе молиться и читать Библию, вместе ходить в дом Божий, говорить друг с другом о духовном. Но самое главное: муж и жена не должны мешать друг другу получать благодать. Благословенны те мужья, которые говорят своим женам то же, что говорил Елкана Анне: “Делай, что тебе угодно”. Счастливы те жены, которые говорят своим мужьям то же, что Лия и Рахиль говорили Иакову: “…делай все, что Бог сказал тебе” (1 Цар. 1:23; Быт. 31:16).
Из этого отрывка и молодые люди также должны извлечь для себя урок. Здесь описывается, как Господь Иисус Христос, будучи двенадцатилетним мальчиком, вел себя, оставшись без родителей в Иерусалиме. Четыре дня Он был вдали от Иосифа и Марии. Три дня “с великою скорбью искали” они Его, не зная, что с Ним приключилось. Представьте, как беспокоилась Мария, потеряв такое дитя? И где они в конце концов нашли Его? Родители “нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их” с желанием получить объяснения. Иисус Христос не тратил время зря: он не безобразничал, как это любят делать двенадцатилетние подростки, и не развлекался в плохой компании, а пребывал в храме.
Самые маленькие члены христианских семей должны брать пример с Иисуса Христа. Они должны хорошо вести себя не только в присутствии родителей. Они должны общаться с благоразумными сверстниками и использовать любую возможность, чтобы приобрести духовное знание, пока заботы этой жизни не легли на их плечи.
Пусть задумаются над этим и возьмут пример с двенадцатилетнего Иисуса. Им следует запомнить: если они уже научились делать злое, значит, они могут научиться поступать правильно. Если они могут читать книжки и разговаривать, значит, они могут читать Библию и молиться. Пусть они помнят, что несут ответственность перед Богом, несмотря на то, что они еще дети. В слове Божьем написано: “…услышал Бог голос отрока” (Быт. 21:17). По-настоящему счастливыми могут быть только те семьи, где дети ищут Господа с пеленок и не заставляют плакать своих родителей. Счастливы должны быть и те родители, которые могут сказать о своих детях, оставшихся без присмотра: “Я полностью доверяю им, они никогда умышленно не совершат греха”.
И наконец из этого отрывка может извлечь полезный урок каждый истинный христианин. Здесь записаны важные слова Иисуса, которые Он произнес в ответ на вопрос Своей матери, Марии. “Чадо! что Ты сделал с нами?” — “Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?” Эти слова, без сомнения, мягко укоряли Марию. Иисус хотел напомнить Своей матери, что Он — необычный человек и что пришел на землю не просто так. В этих словах был намек на то, что Он пришел на землю необычным способом, поэтому она не должна ждать, что Он всю жизнь тихо просидит в Назарете. Эти слова напомнили ей, что Иисус — Бог и что у Него есть Отец на небесах, поэтому в первую очередь Он должен выполнять поручения Своего небесного Отца.
Слова и поведение Иисуса Христа должны глубоко запасть в сердце каждого христианина. Пусть они станут целью, к которой верующий будет стремиться каждый день. Пусть с их помощью христианин оценит все свои привычки и разговоры. Пусть слова и поведение Христа прогонят лень верующего и предостерегут его, когда он захочет вернуться в мир. Делаем ли мы дело нашего Отца? Следуем ли мы за Иисусом? Эти вопросы смиряют и заставляют стыдиться себя. Но они весьма полезны для души. Здоровье Церкви зависит от того, стремятся ли ее верующие члены к горнему и стараются ли подражать Иисусу.
Примечания Лк. 2:41-52
Этот возраст считался у иудеев переходным. Лайтфут приводит высказывание одного раввина: “Надлежит человеку мягко обращаться со своим сыном, пока тому не исполнится двенадцать лет; после этого времени отец должен принимать более деятельное участие в его жизни, то есть прилежно учить сына тому, что поможет зарабатывать ему на жизнь в будущем”.
Использованное здесь греческое слово встречается только в этом месте и обозначает “с другими путниками”.
Кордерий цитирует Беду, который объясняет это выражение. Беда говорит, что по иудейскому обычаю мужчины и женщины шли на праздник вместе, а возвращались с него по отдельности. Таким образом, Иосиф скорее всего думал, что Иисус идет с Марией, а Мария думала, что Иисус идет с Иосифом.
Епископ Холл замечает: “Где же Ты был, благословенный Иисус, эти три дня? Где Ты преклонял Свою главу и кто заботился о Тебе, пока Ты один был в Иерусалиме? Было ли Тебе угодно испытать в столь ранние годы тяготы жизни странника, или Ты чудесным образом питал Себя, я не спрашиваю об этом, ибо Ты об этом не говоришь. Одно я знаю, что этим поступком Ты хотел научить Своих родителей тому, что можешь обходиться без них и что не по необходимости, а по снисходительности Ты зависел от их попечения”.
Известное выражение “Христос спорил с учителями” не находит никакого подтверждения в этом стихе. Это выражение содержит в себе неправильное представление о том, что произошло в храме, поэтому не должно нами употребляться. В этом стихе нет даже намека на спор между Иисусом и израильскими учителями.
В этих словах, обращенных к Иисусу, мы видим немощь Марии. В этой ситуации, как и в других, она похожа на прочих святых жен: она сама нуждается в Спасителе, а значит, не может спасать других.
Эти слова можно было бы перевести и так: “в доме Отца Моего”. (В английском переводе эти слова звучат иначе: “Мне должно делать дело Отца Моего”. — Прим. пер.) Многие комментаторы настаивают именно на таком смысле этих слов. Но такой перевод неадекватно отражает смысл греческого текста. Он ограничивает смысл слов нашего Господа, лишает их глубины, относя их только к одному — к “дому Отца Моего”. Перевод “дело Отца Моего” сохраняет глубину мысли, присущую словам Иисуса.
Это выражение подразумевает, что Иисус постоянно повиновался своим родителям, пока жил в Назарете. Здесь не идет речь об однократном акте послушания.
Высказывание Пула, которое мы находим в его комментариях, заслуживает нашего внимания: “Если кто-нибудь спрашивает, как Тот, Кто есть мудрость Отца, Кто Сам есть единый Бог, возрастал в мудрости, то этому человеку следует знать, что Писание, говоря о Христе, не говорит о всей Его личности, но обращает наше внимание только но одну из природ, объединенных в Нем. Он возрастал в мудрости и возрасте как человек, а не как Бог. И поскольку Бог день ото дня умножал проявление Своей благодати к Иисусу, Он тем самым приобретал для Христа расположение у нечестивых людей — жителей Галилеи”.