7. Сверхъестественная любовь (1:22-25)

Послушанием истине через Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца как возрождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божьего, живого и пребывающего вовек. Ибо «всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал. Но слово Господа пребывает вовек». А это есть то слово, которое вам проповедано (1:22-25)

Короткий рассказ столетней давности наглядно иллюстрирует, насколько христиане должны быть благодарными Христу за то, что Он сделал для них. Один инженер-строитель, находясь на лесах стройплощадки, споткнулся и начал падать на землю с высоты третьего этажа. Казалось, что смерть неизбежна. Но в этот момент находящийся прямо под лесами рабочий поднял голову и понял, что стоит именно в том месте, где упадёт инженер. Он сгруппировался и принял весь удар падения на себя. В итоге инженер отделался незначительными травмами, но рабочий пострадал очень сильно. Почти все его кости были переломаны. И, даже пройдя длительный курс лечения, он навсегда остался инвалидом.

Годы спустя журналист спросил бывшего рабочего-строителя о том, как отнёсся к нему после трагедии инженер. Рабочий рассказал: «Он отдал мне половину всего своего имущества, включая акции в своём бизнесе. Почти каждый день он посылает мне подарки или оказывает другие знаки внимания».

Часто верующие — в отличие от благодарного инженера из истории — забывают, что Христос вместо них на Голгофе взял на Себя весь их греховный груз и спас их, когда они на полной скорости мчались в ад. Бог излил Свой гнев на совершенную Жертву (1:19; ср. Евр. 4:15; 7:26-27), Своего безгрешного Сына, Который «изъязвлен был за грехи [их] и мучим за беззакония [их]; наказание мира [их] было на Нём, и ранами Его [они] исцелились» (Ис. 53:5; ср. 1 Пет. 2:24; 2 Кор. 5:21; Гал. 1:3-4; Евр. 10:9-10). Христос, любя, принёс Себя в жертву за всех верующих, и поэтому в каждом из них должно гореть желание благодарить Его за эту любовь и любить Господа в высшем смысле этого слова. Помимо любви к Спасителю есть любовь друг ко другу, оказываемая всем остальным, которые были спасены от вечной смерти. Апостол Пётр называет её нелицемерным братолюбием.

В этом разделе можно сформулировать четыре основных вопроса, на которые отвечает данный текст, объясняя такую сверхъестественную любовь: когда верующие получили способность любить? Кого должны любить верующие? Как должны любить верующие? И почему должны любить верующие?

Когда верующие получили способность любить? Послушанием истине через Духа, очистив души ваши (1:22а)

В Писании неоднократно говорится, что необращённый человек не способен проявлять подлинную любовь (Иоан. 5:42; 1 Иоан. 2:9, 11; 3:10; 4:20; ср. Иов. 14:4; Пс. 57:4; Иоан. 15:18, 25; Рим. 8:7-8; 1 Кор. 2:14; 2 Кор. 3:5). Иисус сказал фарисеям: «Горе вам, фарисеям, что даёте десятину с мяты, руты и всяких овощей, и пренебрегаете правосудием и любовью Божьей: это надлежало делать и того не оставлять» (Лук. 11:42). Фарисеев волновали мелочи внешней религии, а проявлять Божью любовь они не думали, да и не могли (ср. Иоан. 5:42; 1 Иоан. 3:16-17). Иисус же заявил, что любовь безошибочно характеризует истинно верующих: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35; ср. Иоан. 14:21; 1 Пет. 1:8; 1 Иоан. 2:5; 4:12, 19; 5:1; 2 Кор. 5:14).

Именно в момент спасения верующие получили способность демонстрировать сверхъестественную любовь (Рим. 5:5). Когда они засвидетельствовали послушание истине (были спасены), они также очистили свои души. Причастие совершенного вида хагникотес («очистив») в тексте оригинала описывает прошедшее действие с продолжающимися последствиями. Бог не только очистил грязное прошлое христиан (ср. 4:1-3; Евр. 9:22-23), но также дал им новые способности для настоящего и будущего (2 Кор. 5:17; ср. 2 Пет. 1:4-9; Рим. 6:3-14; Кол. 3:8-10). Иезекииль предвкушал эту духовную реальность, когда пророчествовал о том, что Бог сделает для верующих в новом завете:

И окроплю вас чистой водой, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 36:25-27; ср. Иер. 31:31-34; Матф. 26:28; Иоан. 3:5; Ефес. 5:26; Тит. 3:5).

Внешне слово «очистив» как будто указывает на человеческое действие, на самом же деле оно полностью указывает на божественное действие. Пророк Иезекииль ясно сказал об этом в выше процитированном тексте, а Апостол Павел в своих посланиях также подтверждал, что очищающее действие в спасении принадлежит Богу:

Взгляните, братья, на то, какими вы были, когда вас призвал Бог. Много ли среди вас было мудрых, если судить по-человечески, много ли среди вас могущественных, много ли знатных? … Благодаря Ему вы находитесь во Христе Иисусе, Который стал для нас мудростью Божьей, нашей праведностью, нашей святостью и искуплением. Поэтому, как написано: «Тот, кто хвалится, пусть хвалится Господом» (1 Кор. 1:26, 30-31, Новый перевод на русский язык; ср. Пс. 36:39; Прит. 20:9; Рим. 11:6; 1 Кор. 6:11; Ефес. 5:25-26; 2 Фес. 2:13; Тит. 2:14; 3:5; Евр. 5:9).

В этом разделе Пётр не ссылается на веру, которую Новый Завет обязательно ассоциирует со спасением, но подразумевает её (1:9; Деян. 14:27; 15:9; 20:21; 26:18; Рим. 3:22, 25-28; 4:5; 5:1; Гал. 2:16; 3:11,24, 26; Ефес. 2:8; Фил. 3:9; 2 Фес. 2:13; 2 Тим. 3:15). Но наряду с очищением от греха, которое приходит через спасающую веру (Деян. 15:8-9), он упоминает послушание истине, как неотъемлемую составляющую спасающей веры (ср. Иоан. 3:36; Рим. 10:10; Ефес. 2:8-10; Евр. 5:9; 11:1-34). Поэтому Пётр не упускает веру в её связи со спасением; он просто даёт ей характеристику. Он повторяет для своих читателей истину из 1:2, где сказано, что они были спасены «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа» (исследование этого стиха см. в 1-й главе). Послушание однозначно является новозаветным синонимом веры. Другие места Писания подтверждают это определение. Римлянам Павел писал: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, — или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16; ср. 1:5; 6:17; 14:25; 15:18; 16:19; 2 Кор. 9:13).

Вера — это не инициированное человеком дело послушания (Ефес. 2:8, «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар»), но вера, если она действительно дана Богом, приведёт верующих к постоянному послушанию истине (ср. Иак. 1:22-25; 2:14-26; 1 Иоан. 2:3-6; 3:7-9, 24) и проявлению Божьей любви к другим (ср. 1 Иоан. 2:10-11; 3:10-11, 14-17; 4:78, 16, 20).

Кого должны любить верующие? к нелицемерному братолюбию (1:226)

В момент спасения верующие становятся членами Тела Христа, церкви, которая станет объектом их новой, Духом данной любви (1 Иоан. 3:14, 23; Рим. 5:5; 1 Фес. 4:9; ср. Иоан. 15:12; 1 Иоан. 3:18; 4:7-8; 5:1-2; Фил. 1:9). Это братолюбие (филаделфия) должно быть нелицемерным (анупокритон). Зная опасность лицемерия, Апостол Павел наставлял верующих в Риме: «Любовь да будет непритворна» (Рим. 12:9). Нелицемерное братолюбие — господствующая норма для верующих (1 Иоан. 3:11, 18; Рим. 12:10; 2 Кор. 6:6; 8:8; Фил. 2:1-2; Евр. 13:1), превосходящая все земные ограничения и суждения (ср. 1 Кор. 10:23-30). Бог использует братскую любовь и единство верующих, как свидетельство для погибшего мира, пробуждая его к осознанию нужды в спасении (ср. Иоан. 13:34-35; 1 Кор. 10:31-33).

Как должны любить верующие? постоянно любите друг друга от чистого сердца (1:22в)

Хорошо известный новозаветный глагол агапао описывает идеальный вид любви, проявляемый не в эмоциях, а в воле. Он определяется не красотой или желанностью объекта, а благородным расположением любящего. Словом «постоянно» переведён физиологический термин эктенос, означающий «напрячь мышцу до предела возможности». Метафорически это слово означает — «напрячь все силы» или «достичь предела чего-либо» (Лук. 22:44; Деян. 12:5; ср. Деян. 26:7). Именно так употреблено это слово Петром в 4:8: «Более же всего имейте усердную (эктенос) любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов». Бог хочет, чтобы любовь верующих простиралась настолько далеко, что могла бы милостиво прощать и покрывать грехи верующих (см. полное исследование этого стиха в 21-й главе).

Однако такая сильная любовь не является следствием какого-то внешнего, законнического требования (ср. Пс. 39:9; Рим. 8:2; Гал. 5:1). Наоборот, Пётр говорит читателям, что такая любовь — это отношение, исходящее изнутри, от чистого сердца (Прит. 4:23; Матф. 22:37-39; Ефес. 4:32; 1 Тим. 1:5; ср. Рим. 12:10; 1 Кор. 13:8, 13; Гал. 5:14; 1 Фес. 1:3; Евр. 6:10). Поэтому она является плодом пребывающего в верующем Святого Духа. Павел сказал галатам, что если они будут жить по Духу, то увидят Его плоды в своей жизни:

Я говорю: поступайте по Духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти … Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живём Духом, то по Духу и поступать должны (Гал. 5:16, 22-25; ср. Ефес. 5:15-21).

Почему должны любить верующие?

как возрождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божьего, живого и пребывающего вовек. Ибо «всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал. Но слово Господа пребывает вовек». А это есть то слово, которое вам проповедано (1:23-25)

Верующие должны стараться любить друг друга изо всех сил, потому что это соответствует их новой жизни во Христе. Апостол Иоанн пишет: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него. Что мы любим детей Божьих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1 Иоан. 5:1-2; ср. 3:14; 4:7).

Пётр, как бы предвосхищая вопрос читателей, объясняет своё повеление в отношении любви. Апостол говорит, что они должны любить, как возрождённые свыше люди. Совершенный вид причастия анагегеннеменой (возрождённые) подчёркивает, что новое рождение произошло в прошлом, а его результаты продолжают являть себя в настоящем. Одним из таких результатов является любовь, демонстрируемая верующими друг ко другу.

Павел называет это преобразование смертью с последующей новой жизнью во Христе:

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, чтобы, как Христос воскрес из мёртвых славой Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни (Рим. 6:3-4).

На самом деле истина этого текста весьма «суха». Так Павел говорит не о водном крещении, а о духовном погружении в Иисуса Христа, которое символизируется водным крещением. Погружение во Христа означает, что верующие погружены в Его смерть, в ней они умирают для старой жизни. И теперь Бог считает их участниками в воскресении Христа, посредством которого они имеют в Нём новую жизнь. Таким образом, новое рождение влечёт за собой полное, коренное, окончательное преображение, которое описывается исключительными терминами смерти и нового рождения (2 Кор. 5:17). Верующие облекаются «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4:24; ср. Рим. 6:6; Кол. 3:10). Вместо безбожия, беззакония и себялюбия (Рим. 3:9-18; 8:7-8) возрождённые проявляют подлинное покаяние, веру и любовь. Дух Святой просвещает их к различению духовной истины (1 Кор. 2:14-15; 2 Кор. 4:6) и даёт им силу служить закону Божьему (истине, содержащейся в Его Слове), а не закону греха (Рим. 6:17-18).

Новое рождение — результат действий исключительно Святого Духа. Грешники не участвуют в своём духовном рождении (ср. Ефес. 2:1-10), как и реальные младенцы не участвуют в своём физическом рождении. Иисус сказал Никодиму: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Иоан. 3:8; ср. Иоан. 1:12-13; Ефес. 2:4-5; Фил. 2:13).

Семя представляет источник жизни. Всё, что рождается в сотворённом мире, начинается с семени, основного источника жизни, который служит началом растительного и животного существования. Но ничто в материальном мире не способно произвести духовную, вечную жизнь. Таким образом, Бог не произвёл новую жизнь, используя тленное семя. В отличие от того как земной отец даёт начало человеческой жизни посредством тленного семени, Бог даёт начало духовной жизни посредством нетленного семени. Всё, что растёт из физического семени, является полновластным творением Бога (Быт. 1:11-12), но всё оно в конечном счёте умирает (Ис. 40:8; Иак. 1:10-11). А грешники, рождённые свыше от Божьего Духа, получают вечную жизнь. Это потому, что Он использует нетленное семя слова Божьего, живого и пребывающего вовек. Слова Петра перекликаются с тем, что раньше писал Иаков о новом рождении: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть неким начатком Его созданий» (Иак. 1:18; ср. Рим. 10:17).

Чтобы усилить свою мысль, Пётр цитирует Ис. 40:6, 8, где содержится знакомый библейский принцип о быстротечности жизни (ср. Иов. 14:1-2; Пс. 38:5; 102:15; Матф. 6:27, 30; Иак. 4:14). Под всякой плотью подразумеваются люди и животные, а под травой — дикая трава, типичная для сельской местности на Ближнем Востоке. Слова «слава… как цвет на траве» указывают на красоту природного ландшафта, где яркие цветы (ср. Матф. 6:2829) возвышаются над травой. Поэтому Пётр отмечает, что и нечто обычное как трава, и что-либо прекрасное как цветок, в конечном счёте, засыхает или опадает — то есть умирает. В этом мире жизнь человека коротка. Как трава засыхает от иссушающего восточного ветра, так проходит и жизнь человека. Попав в могилу, умерев, бедные и неграмотные люди, не имевшие никакого влияния, равны богатым и высокообразованным, имевшим большое влияние (ср. Иов. 3:17-19). Однако во Христе люди, будь они незаметными или выдающимися, никогда не увянут и духовно не умрут. Они будут, как слово Господа, которое пребывает вовек.

Этим спасающим словом, на что указывают использованные Петром термины, является Евангелие. Пётр употребил для слова не логос, как обширную ссылку на Писание, а термин рема, означающий более конкретное заявление. Словом «проповедано» переведено греческое еуангелистен, происходящее от того же корня, что и слово, означающее «благая весть», или «Евангелие». Поэтому Апостол ссылается на конкретную весть Евангелия, на истину Священного Писания, являющуюся для верующих нетленным семенем, дающим новую жизнь, которая тоже пребывает вовек.

Хотя в Иисусе Христе верующие обретают новую жизнь и становятся способными любить необычной, благочестивой любовью, но неискупленная плоть (ср. Рим. 7:14-25) мешает им любить должным образом. Следовательно, как и в вопросах послушания, для верующих в Новом Завете содержится несколько других призывов к подлинной любви (Иоан. 13:34; 15:12; 2 Пет. 1:7; 1 Иоан. 3:23; 4:7, 21; Рим. 12:10; Фил. 1:9; 1 Фес. 3:12; 4:9; 2 Фес. 1:3). Это увещание для церкви делать то, что она, по Божьей благодати и силе, уже способна делать. Призыв в этом тексте обращён к святым, чтобы они проявляли неумирающую любовь к собратьям, согласующуюся с нетленной новой жизнью в Иисусе Христе и с силой слова вечного Евангелия.