10. Духовные привилегии-2: безопасность во Христе, чувства к Христу, Христово Избрание и владычество со Христом (2:6-96)

Ибо сказано в Писании: «Вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих «камень, который отвергли строители, но который сделался главой угла, камень преткновения и камень соблазна», о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы — род избранный, царственное священство (2:6-9б)

Студент университета однажды сказал пастору:

— Я решил, что больше не верю в Бога.

— Хорошо, — ответил пастор, — опиши мне, пожалуйста, Бога, в Которого ты не веришь.

И студент стал изображать карикатуру на Бога, рисовать образ того, кто несправедлив и абсолютно лишён необходимой доброты.

Пастор сказал ему:

— Согласен. Я тоже не верю в такого Бога.

К сожалению, не все верующие смогут дать подобный мудрый ответ, какой дал этот пастор. Некоторые, включая мнимых верующих, смотрят на обстоятельства, ставшие причиной поражения человечества грехом, и, не имея подлинного понимания греха, делают вывод, что Бог не может быть абсолютно добрым, заботливым и сильным. Но если смотреть на всё с библейской точки зрения, то можно ясно увидеть и убедиться в том, что Бог действительно добр, милостив и великодушен. Такого Бога представляет нам Библия, и, по словам псалмопевца, «милость Божья всегда со мной» (Пс. 51:3; ср. Наум. 1:7).

Бог был и остаётся бесконечным, неисчерпаемым источником всей доброты, проявляющейся в красоте творения и в Его милости к грешникам (ср. Иак. 1:17). Его наивысшей и самой великодушной благостью является дар искупления от греха, ведущий к вечной жизни. Апостол Пётр хотел, чтобы его читатели продолжали сосредотачиваться на Божьей благости, которая даровала все духовные привилегии. В 2:4-5 он назвал первые две привилегии — союз с Христом и доступ к Богу. Эти отношения выразились в том, что верующие стали святым священством, приносящим духовные жертвы. В ст. 6-96 Апостол представляет для размышлений верующих ещё четыре духовные привилегии: безопасность во Христе, чувства к Христу, Христово избрание и владычество со Христом.

Безопасность во Христе

Ибо сказано в Писании: «Вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (2:6)

Пётр дополняет список духовных привилегий цитатой из Ис. 28:16 и представляет её фразой «сказано в Писании», тем самым свидетельствуя о богодухновенности и авторитете этой пророческой книги. Этот стих является важным мессианским заявлением (ср. ссылку Павла на него в Рим. 9:33), обещавшим, что по пришествии Христос станет краеугольным камнем нового Божьего духовного дома, составляемого из верующих (ср. Матф. 21:42; Деян. 4:11; Ефес. 2:19-22).

Бог через пророка призвал Свой народ увидеть Мессию как особый камень, который Сам Отец положил в основание на Сионе — в Израиле, а более конкретно, на горе в Иерусалиме (ср. 2 Цар. 5:7; 3 Цар. 8:1; Пс. 47:3; 50:20; 101:22; Ис. 2:3; 4:3; 10:12; 24:23; 30:19; 52:2; Иер. 26:18; Ам. 1:2; Мих. 3:12; Соф. 3:16; Зах. 1:17). Мессия придёт в этот город, чтобы установить Своё духовное царство среди верующих в Него. Христос пришёл в Израиль, в Иерусалим, и хотя Он был отвержен и Его земное правление отсрочено до будущего Тысячелетия (Откр. 20:1-7), Он всё же установил Своё духовное правление в сердцах всех верующих (ср. Лук. 17:20-21). Метафорически Сион может подразумевать новый завет, как Синай подразумевает старый (ср. Гал. 4:24-25), или духовные благословения — как Синай подразумевает суд (ср. Евр. 12:18-23).

Христос уникальным образом соответствует Своей задаче, поэтому Он есть избранный камень, Божий избранник. Верующие читатели послания из среды евреев вспомнили бы, что во время строительства храма Соломона рабочие ошлифовывали камни заранее, доставляя их на место строительства уже готовыми (3 Цар. 6:7). С помощью детального чертежа мастера обрезали и подгоняли каждый камень до необходимых размеров, а также определяли его точное место в будущем здании. С незначительной подгонкой на месте эти храмовые камни укладывались как части большой мозаики. Это описание подобно избранию Богом Христа как того основания, на котором созиждется Его духовный храм (ср. Иоан. 10:16; 1 Кор. 3:9, 16-17; 1 Тим. 3:15; Евр. 3:6), составляемый из верующих в Мессию Иисуса, божественным образом приготовленных (избранных) прежде создания мира (2 Тим. 1:9; Откр. 13:8; 17:8).

Христос не только живой и избранный камень, но Он также и драгоценный краеугольный камень. Греческое слово энтимон, переведённое как «драгоценный», означает «несравненный по ценности», «дорогостоящий» или «незаменимый». Христос незаменим, потому что Он — краеугольный камень, самый важный камень в здании. Слово акрогониаиос, переведённое как «краеугольный камень», описывает главный, краеугольный камень, который определяет правильные углы для здания. Этот камень служит как отвес, устанавливая горизонтальные и вертикальные параметры для всего здания. Он также служит для установления точной симметрии здания. Чтобы Божий духовный дом был идеально ровным, главный, краеугольный камень должен был быть без изъянов. Единственным, Кто смог подогнать все углы Божьего дома, был живой, совершенным образом приготовленный краеугольный камень — Иисус Христос (Матф. 21:42; 1 Кор. 3:11; Ефес. 1:22; Кол. 1:18; ср. Иоан. 1:14; Фил. 2:9; Кол. 1:15; Евр. 1:3; 7:26-28; 8:6).

На этой реальности зиждется одна из самых важных привилегий всех верующих: возложив свою веру на Христа, они не постыдятся. Греч. слово катайшунте, переведённое как «постыдится», означало «обмануться в доверии», или «возложить на кого-либо надежду и потерять её». Те, кто искренне верят во Христа как в Господа и Спасителя, никогда не будут разочарованы в Нём (Рим. 10:11-13; ср. Иер. 17:7-8). Наоборот, в Нём они всегда будут в безопасности (Иоан. 10:3-4, 14, 27-28; Иак. 1:12; 1 Иоан. 5:20; Рим. 8:16; Ефес. 1:13-14; Фил. 1:6; 2 Тим. 1:12; ср. Евр. 4:15-16).

Поскольку Иисус Христос — безошибочный, точный, идеальный камень, на Котором Бог создал Свою Церковь, все линии, идущие от Него в нужных направлениях, завершают совершенный Божий храм. Никакой камень никогда не выпадает из этого храма. Всё стоит совершенно и вечно (ср. Ефес. 4:16). Вот одна аналогия, которая хорошо описывает безопасность верующего.

Исаия за несколько столетий до воплощения Христа заявил, что Израиль мог иметь величайшую уверенность в обеспеченной Богом безопасности:

Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании. Ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой, Господь Саваоф — имя Его, и Искупитель твой — Святой Израилев: Богом всей земли назовётся Он… Горы сдвинутся и холмы поколеблются, а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, — говорит милующий тебя Господь (Ис. 54:4-5, 10; ср. 50:7; 54:1-3).

Апостол Павел писал об этой же уверенности римлянам. В свете избрания верующих (Рим. 8:28-30) он изложил серию риторических вопросов (ст. 3135) и обобщил свой ответ на эти вопросы в величественном, поэтическом выражении хвалы Богу за безопасность верующего:

Но всё это преодолеваем силой Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другое какое творение не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем (ст. 37-39).

Перевод слов латинского гимна VII столетия, сделанный в XIX столетии Джоном Мэйсоном Нилом, историком и гимнологом церкви, лаконично, но величественно обобщает суть 6-го стиха:

Христос стал надёжным основанием, Он — глава и краеугольный камень, драгоценный и избранный Господом, объединяющий всю Церковь воедино, вечная помощь для святого Сиона и единственная надежда Церкви.

Чувства к Христу

Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих «камень, который отвергли строители, но который сделался главой угла, камень преткновения и камень соблазна», о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены (2:7-8)

По причине драгоценности, какую представляет для верующих Иисус Христос, они испытывают к Нему глубокие, подлинные чувства, что само по себе является ещё одной духовной привилегией. Этим благом является радость любви к Иисусу. Он сказал иудеям: «Если бы Бог был Отцом вашим, то вы любили бы Меня» (Иоан. 8:42). В Своей речи в горнице Иисус сказал Апостолам: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоан. 14:21; ср. ст. 23-24). Позже в этой же речи Он дополнил: «Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшёл от Бога» (16:27). Поэтому вера в Христа и любовь к Нему — это неразделимые привилегии (1 Пет. 1:8; 1 Иоан. 5:1; 1 Кор. 8:3).

Только верующие могут проявлять безграничную любовь к Христу (ср. Матф. 10:37; 2 Кор. 5:14). А неверующие (такие как иудейские вожди), наоборот, не любят и не будут любить Христа. Пётр, цитируя Пс. 117:22, заявил, что иудеи были строителями, которые отвергли Христа (камень). Как обсуждалось в предыдущей главе, иудеи исследовали этот факт, но не приняли Того, Который сделался главой угла (ср. 2:4). Для них Иисус как Божий краеугольный камень был бесполезен, потому что не вписывался в их предвзятую идею о том, каким должен быть Мессия (ср. Матф. 13:54-57; Лук. 4:20-30; 6:6-11). Такое отвержение было трагичным, но предсказуемым. Это отметил Пётр, ссылаясь на пророчество в Ис. 8:14-15 о том, что для большинства иудеев Мессия, как считал и сам Исаия (ст. 12), будет камнем преткновения и камнем соблазна. Камнем преткновения был любой камень, о который могли споткнуться люди, идя по дороге, а камнем (или «скалой») соблазна являлась каменная поверхность, разбиться о которую они могли, споткнувшись о камень преткновения. В аналогии Петра иудеи выбросили истинный краеугольный камень, затем упали, споткнувшись о него, чтобы в итоге разбиться об этот же камень в день суда (Лук. 20:17-18; ср. Матф. 13:41).

Из ст. 8 становится очевидным, что отвергающие Христа претыкаются и несут Божественное наказание, потому что не покоряются слову. Неверующие подвергаются такому наказанию, какого требует их греховный выбор — на что они и оставлены — потому что они не верят в Евангелие и не повинуются ему. Бог намеренно не предопределяет людей на неверие; но Он определяет для каждого неверующего суд (Иоан. 3:18, 36; 8:24; 2 Фес. 1:6-9; Евр. 3:19; 4:11). Бог судит неверующих по причине отсутствия у них любви к Нему, их непослушания Его Слову и их отказа поверить в Него. Павел сказал коринфянам: «Кто не любит Господа Иисуса Христа — анафема» (1 Кор. 16:22).

Христово избрание Но вы — род избранный (2:9а)

Чтобы ярко обозначить контраст между вечным уделом верующих и неверующих, Пётр начинает этот стих с сильного противительного союза «но». В отличие от неверующих, которые в своём отвержении Христа обречены на вечную гибель, верующие — это род избранный. Это духовные люди, избранные Самим Богом.

Апостол опять почерпнул свою терминологию из ветхозаветного отрывка:

Ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которой Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукой крепкой и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя египетского. Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой и милость к любящим Его и соблюдающим заповеди Его до тысячи родов (Втор. 7:6-9).

Он называет верующих во Христа избранными, как и Израиль был избран Богом для особой цели в Его плане искупления (ср. Ис. 43:21). Как обсуждалось в 1-й главе, христианам крайне важно понимать, что их спасение основано на Божьих полновластных, избирательных целях. Писание и прямо, и косвенно показывает безошибочность этого (Иоан. 15:16; Деян. 13:48; Рим. 9:13-16; 11:5; 1 Кор. 1:9; Ефес. 1:3-5; 1 Фес. 1:4; 2 Фес. 2:13-14; 2 Тим. 1:9; 2:10; Откр. 13:8; 17:8; 20:15); а избрание является великой привилегией, на которой зиждутся все остальные духовные привилегии.

В Писании есть как минимум пять описаний, употреблённых в превосходной степени, которые связаны с Божьим полновластным решением спасти некоторых грешников. Во-первых, избрание—это в абсолютной мере решение только Бога; таким образом, в Слове Божьем это самая разрушительная для гордости истина. Избрание уничтожает человеческую гордость, поскольку спасение — это полностью Божья прерогатива, никоим образом не основанная на заслугах людей (ср. Ион. 2:9; Иоан. 1:12-13; Ефес. 2:8-9). Во-вторых, поскольку избрание полностью зависит от Божьей благодати, то это учение более всего возвеличивает Бога (ср. Рим. 9:23; Ефес. 1:6-7; 2:7; 2 Фес. 2:13). В-третьих, избрание как учение больше всего побуждает к святости. Поскольку Бог возлюбил верующих прежде создания мира, они, несмотря ни на что, должны быть исполнены благодарности и желания повиноваться Ему (ср. Втор. 11:13; И. Нав. 24:24; Рим. 6:17; 7:25). В-четвёртых, поскольку Божье избрание вечно и неизменно, то это учение Библии в большей степени способно укрепить верующих. Поэтому оно даёт верующим подлинный мир, независимо от того, в каких обстоятельствах они находятся (ср. Пс. 84:9; Иоан. 14:27; 1 Кор. 14:33; Ефес. 2:14-15; Кол. 1:20; 3:15; 2 Фес. 3:16). И, наконец, избрание — это духовная привилегия, которая больше всего производит радости, потому что это самая твёрдая надежда верующих в греховном мире (ср. 1:21; Ефес. 4:4; Кол. 1:5, 23; 1 Фес. 5:8; Евр. 7:19).

Владычество со Христом царственное священство (2:96)

Пётр употребил замечательный образ, объединив в одной метафоре ссылки на царство и священство. Образ царственного священства взят из Исх. 19:6, где Бог через Моисея сказал Израилю: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым». Печальный факт, однако, в том, что Израиль по причине своего отступления и отвержения Мессии лишил себя привилегии на священническое владычество (ср. Иоан. 12:37-48; Рим. 10:16-21; 11:7-10; Евр. 3:16-19). Но все, кто верит в Иисуса как в Мессию и принял Его как своего Спасителя, получают привилегию стать царственными священниками (Откр. 5:10).

Две основных составляющих формируют образ царственного священства. Во-первых, священники служат Царю, имея доступ в Его святое присутствие. Они входят туда, принося Ему духовные жертвы (см. предыдущую главу толкования), а во-вторых, священники правят с Царём в Его Царстве.

Слово басилейон (царственное) обычно описывает резиденцию или дворец царя (ср. Лук. 7:25), но оно также может означать полновластие или монархию. Пётр употребил здесь этот термин, чтобы передать общую идею о царственности. Духовный дом, упомянутый им в ст. 5, является царским домом, владением царской семьи. Верующие являются правящим священством, буквально «царским домом священников». Апостол Иоанн писал: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:6; ср. Лук. 22:29-30; Откр. 3:21).

Единственный, кто может обустроить такой царский дом, — это Иисус Христос. Он — и Царь (Ис. 9:7; Зах. 9:9; Матф. 2:2; Лук. 1:33; Иоан. 1:49; 12:1215; 18:36-37; 19:19; Откр. 19:16), и Священник (Пс. 109:4; Евр. 4:15). Автор Послания к Евреям объясняет уникальность царственного священства Христа:

Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это ещё яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстаёт Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни неперестающей. Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр. 7:14-17; ср. Пс. 109:4; Евр. 5:6; 6:20).

Мелхиседек был ветхозаветным образцом царственного священника (Быт. 14:18-20) и предзнаменованием Христа, последнего и совершенного царственного священника. Подобно Мелхиседеку, Христос не унаследовал священство, принадлежа священническому роду; скорее Бог предназначил Ему быть безгрешным царственным священником, Который превзошёл ле- витскую систему (Евр. 3:1-2; 5:4-5; 7:11, 14, 16; 8:1-2, 6), исполнил закон старого завета (Пс. 39:8-9; Матф. 5:17-18; Евр. 10:11-14) и принёс Себя как новозаветную жертву за грех (Матф. 20:28; Иоан. 1:29; Евр. 2:17; 7:27; 9:2526; 10:12). Поскольку спасение объединяет верующих со Христом, они тоже становятся царственными священниками.

Привилегия христиан править с Христом имеет некоторые практические последствия:

Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви (1 Кор. 6:1-4).

Поскольку верующие будут править с Христом в Его Царстве, они должны быть достаточно компетентными, чтобы решать относительно незначительные земные споры между собой без помощи мира. Дальше Павел говорит, что они будут иметь власть над небесными сферами, которые определит им Бог. Никто, даже ангел, не может стоять между ними и Богом.

Всё это является побудительной причиной для исполнения славословием. Когда верующие размышляют над всеми своими духовными привилегиями, — от союза со Христом до безопасности в Нём и владычества с Господом, — их духовное естество должно исполняться безграничной хвалой и поклонением. Что-либо меньшее показывает греховное безразличие к этим великим привилегиям.