Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — 1-Петра
Джон МакАртур
Дата публикации: 25.03.17 Просмотров: 13674 Все тексты автора Джон МакАртур
11. Духовные привилегии-3: отделение для Христа, принадлежность Христу, просвещение во Христе, Христово сострадание и провозглашение Христа (2:96-10)
Народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные (2:9в-10)
На страницах Евангелий неоднократно подчёркивается цена следования за Христом. В Лук. 9:23-26 Иисус заявил всем, кто собирался стать Его учеником:
Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца и святых ангелов (ср. Матф. 5:19-20; 7:13-14, 21; Иоан. 6:53-58, 60).
Возрождённый человек понимает, что христианская жизнь подразумевает необходимость платить определённую цену и жертвовать чем-то. Иисус привёл две аналогии, которые раскрывают необходимость определения цены ученичества:
И кто не несёт креста своего и идёт за Мной, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для завершения её, чтобы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: «Этот человек начал строить и не мог окончить»? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лук. 14:27-33).
Многие тексты в посланиях также подчёркивают высокую цену ученичества (Иак. 1:21-25; 1 Пет. 5:8-9; 1 Иоан. 2:15-17; Рим. 12:1-2; 1 Кор. 9:24-27; Ефес. 6:10-18; Фил. 3:7-14; 1 Тим. 6:11-12; 2 Тим. 2:1-10; Евр. 12:1-2, 7-11; ср. Рим. 13:11-14; Гал. 6:1-2; Ефес. 5:15-21).
Однако в 2:4-10 Апостол Пётр указывает не на цену и обязательство следования за Христом, а на обилие духовных привилегий, данных тем, кто согласился с такой ценой. Пётр подносит сокровища искупления к свету Божьей благодати и показывает чудесные образцы духовных благословений, которые принадлежат всем, кто во Христе. Тема духовных привилегий, от союза с Христом до владычества с Ним, — знакомый акцент в учении Нового Завета. В Рим. 9:22 Павел писал, что Бог хотел показать Свой гнев и явить Свою силу, поэтому Он в долготерпении щадил сосуды гнева (неверующих). Затем в ст. 23 объясняется причина Божьего подхода: «[Бог делал это,] чтобы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе». Бог хотел излить на верующих богатство Своей славы (2 Кор. 4:6; ср. Ефес. 1:12; Фил. 2:11), все привилегии, сопутствующие спасению. Такие духовные богатства обещаны как сейчас, так и в будущем (ср. Рим. 11:12; Ефес. 1:7-8; 2:7; 3:8, 16; Фил. 4:19).
И Пётр, заканчивая обзор духовных привилегий верующих, перечисляет пять дополнительных преимуществ, которыми обладают верующие: отделение для Христа, принадлежность Христу, просвещение во Христе, Христово сострадание и провозглашение Христа.
Отделение для Христа
Народ святой (2:9в)
Как отмечалось в предыдущих главах, Пётр продолжает обращаться к Ветхому Завету для подтверждения привилегий, дарованных Богом верующим. Согласно его заявлению, верующие отделены для Христа как народ святой, и в подтверждение он ссылается на Исх. 19:6 («Вы будете у Меня…
народом святым»). Словом «народ» переведено греческое этнос, которое определяет людей, как этническую группу (Лук. 7:5; 23:2; Иоан. 11:48, 5052; Деян. 2:5; 10:22; Откр. 5:9). «Святой» (хагиос) означает «отдельный» или «отделённый». В Ветхом Завете святым обычно назывался народ израильский, с которым у Бога был завет (ср. Лев. 19:2; 20:26; Втор. 7:6; Ис. 62:12). Однако из-за своего греха и неверия Израиль лишился (Втор. 4:27; 28:64; Иез. 16:59; Ос. 9:17; Зах. 7:14; Рим. 11:17, 20) этой особой привилегии (Быт. 12:2-3; Втор. 33:29; Рим. 3:1-2; 9:4-5) быть Божьим избранным народом. Но трагедия Израиля стала благословением для верующих из язычников (ср. Рим. 9-11). Израиль не сможет пользоваться привилегией быть Божьим святым народом, пока весь народ не обратится с верой к Мессии (ср. Иез. 36:25-31; Рим. 11:24, 26).
Бог отделяет верующих, в основном, для взаимоотношений с Собой, а служение Ему является результатом этих взаимоотношений. Многочисленные ссылки Писания указывают, что в момент нового рождения Бог отделяет верующих от неверующего мира и от осуждения за грех (ср. Пс. 4:4; Рим. 6:4-6; 1 Кор. 6:11; 2 Кор. 5:17; 6:17; 2 Тим. 2:21; Евр. 2:11). Годами раньше на Иерусалимском соборе Пётр засвидетельствовал:
Братья! Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали. И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верой очистив сердца их (Деян. 15:7-9; ср. Евр. 10:10, 14).
Таким образом, освящение (очищение от греха) неотъемлемо связано со спасением (ср. 1 Кор. 1:30). И освящение подразумевает два важных аспекта: позиционную святость христиан перед Богом и их последовательную, практическую святую жизнь. Именно поэтому в начале своего послания Апостол Пётр называет читателей святыми (1:1-2), а в 1:16, тем не менее, побуждает их к святости. В позиционном аспекте освящения Бог признаёт верующих свободными от наказания за грех, а в последовательном, практическом аспекте освящения через Святого Духа помогает им жить более святой жизнью, таким образом подтверждая истинность их позиции в практической жизни (ср. Рим. 6:4; 8:1-2; Гал. 5:16-23; Ефес. 4:20-24; Фил. 2:12-13; 1 Фес. 4:3).
Истина о том, что освящение неотделимо от оправдания, неоднократно утверждается в книге Деяний. Павел сказал пресвитерам в Ефесе: «Ныне передаю вас, братья, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освящёнными» (Деян. 20:32). Апостол назвал всех спасённых «освящёнными». Также в своей защите перед Агриппой Павел повторил часть сказанного ему Богом в момент обращения на дороге в Дамаск — что Бог послал его к язычникам «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны — к Богу и верой в [Него] получили прощение грехов и жребий с освящёнными» (Деян. 26:18). Здесь слово «освящённые» опять используется для описания всех, кому Бог даровал прощение и небесное наследие.
Позиционное освящение делает христиан народом святым перед Богом, потому что им вменяется Его собственная праведность. А практически они двигаются вперёд в святости благодаря действию Святого Духа (ср. 2 Кор. 3:18).
Принадлежность Христу люди, взятые в удел (2:9г)
На Синае Бог пообещал израильтянам: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» (Исх. 19:5; ср. Втор. 7:6-7; 14:2; 26:18; Мал. 3:17). И вновь это предвещало истину в заявлении Петра, что христиане — это люди, взятые Богом в удел.
Греческий термин перипойэсис, переводимый как «удел», означает «приобретать», «получать за какую-то цену» (ср. Ефес. 1:14). Верующие принадлежат Богу, потому что Он купил их по самой высокой цене (1:18-19; ср. 1 Кор. 6:20; 7:23; Евр. 13:12; Откр. 5:9). Как Павел напоминал Титу, этой ценой является жизнь «Иисуса Христа, Который отдал Себя за нас [христиан], чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный» (Тит. 2:13-14; ср. Деян. 20:28; 1 Кор. 6:20).
Бог полновластно избрал всех верующих и жертвой Христа на кресте заплатил цену за их искупление (2:24; 3:18; 1 Иоан. 4:10; Рим. 3:25-26; 5:811; Кол. 1:20-22; 1 Тим. 2:6), а Дух Святой возродил их к новой жизни через обличение в грехе и веру в Спасителя. Поэтому все верующие принадлежат искупившему их Богу.
Один из куплетов евангельского гимна XIX столетия «Божью вечную любовь мне открыла благодать», написанного Джорджом Уэйдом Робинсоном, хорошо отражает эту привилегию:
Я Христов, навек Христов, кто нас может разлучить?
В Нём — надежда и покров, с Ним везде отрадно жить.
Небо и земля пройдут, за одним лишь я слежу, Чтобы знали там и тут: я Христу принадлежу!
Просвещение во Христе
Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (2:9е)
На протяжении всей истории человечества невозрождённый мир сталкивается с двумя видами тьмы: интеллектуальной и нравственной. Интеллектуальной тьмой является невежество, то есть неспособность человека увидеть и познать истину, а нравственной — безнравственность, то есть его неспособность видеть, что правильно, и соответствующим образом поступать (Пс. 57:4; Иер. 17:9; Рим. 8:7-8; 1 Кор. 2:14; Ефес. 4:17-19). Тьма, о которой говорит здесь Апостол Пётр, является вторым видом — греховным состоянием неверующих, которые находятся в ловушке духовной тьмы сатаны, князя тьмы (1 Иоан. 5:19; Ефес. 2:1-2; 2 Тим. 2:25-26). Такая нравственная тьма всеобъемлюща по своему масштабу и всепроникающа по своей глубине (Пс. 142:2; Еккл. 7:20; Ис. 53:6; Рим. 3:9-12). Неверующие — это дети, рождённые во тьме. Они не только ходят во тьме, но и любят тьму. Иисус сказал:
Неверующий… осуждён, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божьего. Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его (Иоан. 3:18-20).
Однако Апостол напоминает своим читателям, что Христос полновластно, могущественно и действенно призвал их из тьмы. Почти всегда в посланиях, когда используется греч. слово калео или родственные ему термины клесис и клетос, указывается на действенный Божий призыв к спасению (напр., 1:15; 2:21; 5:10; 2 Пет. 1:3; Иуд. 1; Рим. 1:6-7; 8:28, 30; 9:24; 1 Кор. 1:9, 24; Гал. 1:6, 15; Ефес. 4:4; 2 Тим. 1:9). Этот спасительный призыв — повторяющаяся тема, близкая сердцу Апостола в этом послании (ср. 1:1, 15; 2:21; 3:9; 5:10).
Положительной стороной призвания Христом грешников из тьмы является то, что при этом они призываются в Его чудный свет. Апостол Павел описывает эту духовную привилегию в Послании к Колоссянам, говоря, что Бог «[избавил] нас от власти тьмы и [ввёл] в Царство возлюбленного Сына Своего» (1:13). Когда верующие принимают свет Христов, Господь просвещает их умы, чтобы они могли различать истину, и меняет их души, чтобы они могли применять её в жизни (ср. Пс. 118:105, 130; 2 Пет. 1:19; 1 Кор. 2:1516; 2 Кор. 4:4). Они приобретают и интеллектуальный свет Божьей истины, и праведное желание повиноваться ей, поскольку до обращения ничего этого не имели.
Христово сострадание
некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные (2:10)
Пётр, описывая Христово сострадание как следующую духовную привилегию, использует аналогию, заимствованную у пророка Осии:
И зачала ещё, и родила дочь, и Он сказал ему: «Нареки ей имя Лорухама, ибо Я уже не буду более миловать дом Израилев, чтобы прощать им. А дом Иудин помилую и спасу их в Господе, Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войной, ни конями и всадниками». И, откормив грудью Непомилованную, она зачала, и родила сына. И сказал Он: «Нареки ему имя Лоамми, потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом. Но будет число сынов Израилевых — как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить. И там, где говорили им: „Вы не Мой народ“, будут говорить им: „Вы сыны Бога живого“» (Ос. 1:6-10).
Согласно этому тексту, наступало время, когда Бог больше не будет проявлять к евреям сострадания. Это непосредственно исполнилось в Божьем суде, который постиг Северное царство от рук ассирийцев (722 г. до Р.Х.). А в будущем, во время Тысячелетнего Царства, будет время (ст. 10), когда Христос явит сострадание «сынам Израиля» и Иуды и спасёт их неисчислимое множество (ср. Ис. 61:4-6; Иер. 16:14-15; Иез. 37:20-22; Рим. 11:26-27).
Пётр применил к Церкви в общем, но в частности к её членам из язычников, слова пророка Осии об иудеях (ср. Ос. 2:23; Рим. 9:22-26). К язычникам, как к неверующим, Христос не проявлял сострадания — некогда они не были Его народом. Но сейчас, будучи помилованными, они стали народом Божьим. Милость синонимична состраданию, ведь по сути она означает Божье сочувствие к несчастному, жалкому состоянию грешников и Его решение не применять к ним справедливого наказания за их грехи.
В Писании упоминаются два вида Божественной милости. Первый — это общая Божья милость (ср. Пс. 144:8-9; Пл. Иер. 3:22), которая проявляется в Его заботе обо всём творении (Пс. 35:8; 64:10-14; Матф. 5:44-45; Деян. 14:1417; 17:23-28; ср. Рим. 1:20). Общая милость показывает Божье сочувственное долготерпение и снисходительное сострадание к грешникам (3:20; Пс. 85:15; 102:8; 2 Пет. 3:9; ср. Лук. 13:6-9), потому что из-за их греха Он был вправе всех их уничтожить. Но вместо этого даже в настоящее время Бог медлит с исполнением приговора для греховного человечества, который оно справедливо заслуживает (ср. Быт. 9:8-11). Однако в конце концов общая Божья милость иссякнет, и люди испытают на себе все последствия греха (Матф. 24:4-22; Откр. 6:7-8; 8:7-9:19; 14:14-19; 16:1-21; 18:1-24; 19:17-21; 20:7-15; ср. Быт. 6:3; Ис. 27:11; Иер. 44:22).
Во-вторых, существует божественная, спасающая милость, явленная избранным, и именно её имел в виду Пётр, говоря: «помилованные». Верующие не только получают общую Божью милость в этой жизни, но и Его спасающую милость для жизни будущей (Дан. 7:18; Иоан. 14:2; 2 Тим. 4:8; Откр. 2:7; 7:16-17; 21:1-7). Избранные получают Божье прощение за свои грехи и избавление от вечного осуждения в соответствии с Его полновластными, заветными целями, хотя и заслуживают его не более, чем кто-либо другой (Рим. 8:28-30; Ефес. 1:4; 2 Тим. 1:9; Тит. 1:2; ср. Пс. 64:5; Иак. 2:5; Рим. 9:15-16).
Христово сострадание, или милосердие, к верующим — это духовная привилегия, выраженная языком нищего (ср. Пс. 56:11; 58:17-18; 102:11; 135:1-9). Оно спасает верующих от вечного наказания в аду и дарует им вечное наследие на небесах (1:4; Пс. 36:18; Деян. 20:32; 26:18; Ефес. 1:11, 14, 18; Кол. 1:12; 3:24; Евр. 9:15). Именно по этой причине Павел называет Бога Отцом милосердия (2 Кор. 1:3; ср. Рим. 9:23; Тит. 3:5). Слова одного автора уместно выражают чувства, которые должны испытывать все христиане к такому божественному состраданию:
Когда все милости Твои, мой Боже, Душа моя воскресшая узрит, Она навеки воспевать там сможет, Хвалу и славу, где любовь царит.
Возвещение Христа чтобы возвещать совершенства (2:9д)
Наконец, Бог предусмотрел всё многообразие духовных привилегий для верующих с одной конечной целью: чтобы они возвещали совершенства Христа. Нет более высокой привилегии, чем стать проповедником Евангелия.
Греческое слово эксангейлете, переведённое как «возвещать», встречается в Новом Завете только здесь. Оно означает «оглашать» или «объявлять» и делать это в смысле объявления того, что ещё не известно. То, что большей частью неизвестно и что Апостол побуждает верующих оглашать, т.е. возвещать, — это совершенства Христа, Спасителя. Слово «совершенства» (аретас) может означать способность творить великие героические дела. Несмотря на то, какое значение может приобретать перевод этого слова, сам термин указывает скорее на действия, чем на внутренние царские атрибуты или качества. Христиане имеют явную привилегию говорить миру, что Хри стос может совершить удивительное дело искупления (Деян. 1:8; 2:22; 4:20; 5:31-32; Откр. 15:3; ср. Пс. 65:3, 5, 16; 70:17; 72:28; 76:13, 15; 103:24; 106:22; 110:6-7; 117:17; 118:46; 144:4; Иоан. 5:36; 10:25 в отношении удивительных Божьих поступков).
Такая ни с чем несравнимая привилегия состоит в том, что Бог избрал недостойных грешников как Своих представителей и использует их для того, чтобы привести других грешников к Себе. Это побудило Павла записать:
Благодарю давшего мне силу Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулителем, и гонителем, и обидчиком, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верой и любовью во Христе Иисусе. Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь (1 Тим. 1:12-17).