12.Благочестивая жизнь (2:11-12)

Возлюбленные! Прошу вас как пришельцев и странников удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и проводить добродетельную жизнь между язычниками, чтобы они за то, за что злословят вас, как злодеев, видя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (2:11-12)

Современный мир в одном важном аспекте очень похож на общество дней Петра. Эта схожесть состоит в том, что неверующие со всех сторон постоянно подвергают христианство критике и нападкам. Эти противники Евангелия часто выступают с громкими обвинениями, и многие из них достигли успеха, завладев ведущими экономическими, социальными и образовательными институтами западного общества. Христианский апологет Уилбур М. Смит в конце Второй мировой войны правильно заметил, что мир противится христианству с самого начала, от дней Иисуса, и верующие не должны ожидать, что сегодня будет иначе:

Кто-то подумает, что религия, превозносящая и разделяющая взгляды единственного совершенного и праведного Человека, Который когда-либо жил на земле, Который не причинил никому зла, Чьи слова освобождали от страха и суеверия, а действия — от страданий, бесов, смерти и голода, Чья жизнь была яркой вспышкой света, пронизавшей густую тьму римского общества в том материалистическом и скептическом веке, Который умер из любви к нам, и Который всегда стремился привести человека к общению с Богом, даровать ему вечную жизнь и жилище на небесах — что такая Личность и религия, возникшая благодаря Его жизни и служению, была бы принята с распростёртыми руками с самого момента своего появления и благодаря своей вести, добрым делам и надежде, которую она даровала, никогда не подвергалась бы противлению, нападкам или осуждению, кроме как от бесовских сил ада и сатаны, как лжеца и убийцы от начала. Но не такой была её история. На самом деле, с момента рождения нашего Господа и до видения св. Иоанном грядущей эры анархии и гонений, Новый Завет свидетельствует о том, что Христос постоянно подвергался нападкам. Такое же противление испытывали Его Апостолы, и эти же Апостолы предсказывали о том, что христианство будет страдать до скончания века (Therefore, Stand [Grand Rapids: Baker, 1945], 1).

Часто причиной злых обвинений со стороны критиков и скептиков является постыдное поведение мнимых «христиан», в то время как благочестие истинных верующих делает всё возможное, чтобы закрыть уста противникам христианства. Толкователь Роберт Лейтон пишет:

Когда христианин поступает безупречно, враги не могут вцепиться в него зубами, поэтому вынуждены кусать свои злые языки. В то время как для благочестивых людей такая безупречность служит защитой, для безрассудных, которым она закрывает лживые уста, она неприятна, как уздечка для животного, поскольку наказывает их за их злобу. Поэтому мудрый христианин, вместо того чтобы раздражаться, видя ошибки или сознательное осуждение людей, в спокойствии ума прямо держит курс жизни и скромно молчит; он — как скала, разбивающая пенящиеся вокруг неё волны (CommentaryonFirstPeter [reprint; Grand Rapids: Kegel, 1972], 195).

Шотландский проповедник Александр Макларен, живший в XIX столетии, отметил: «Мир делает выводы о Боге больше всего, глядя на людей, которые говорят, что принадлежат к Божьей семье. Нас читают намного больше, чем Библию. Нас видят, а об Иисусе Христе только слышат» (First and Second Peter and First John [New York: Eaton and Maines, 1910], 105). В Нагорной проповеди Иисус сказал всем, кто решил серьёзно последовать за Ним: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16). В этом сущность наставления, которое записал своим читателям в этом разделе Пётр: жить благочестивой жизнью, которая является самым эффективным основанием того, чтобы сделать Евангелие достоверным и привлекательным.

Получатели этого Послания нуждались в побуждении, чтобы и дальше среди напряжённых и трудных испытаний и гонений, которым они подвергались, неотступно нести Евангелие. Пётр призывает читателей усилить своё свидетельство двумя важными аспектами праведной жизни: внутренней, личной благочестивой дисциплиной и внешним, публичным благочестивым поведением.

Внутренняя благочестивая дисциплина

Возлюбленные! Прошу вас как пришельцев и странников удаляться от плотских похотей, восстающих на душу (2:11)

Пётр начинает своё увещание, обращаясь к читателям как к возлюбленным. Это подразумевает, что они, являясь объектами Божьей безмерной любви, имели обязательство повиноваться Тому, Кто их возлюбил. На этом основании Апостол мог просить (паракалео, «поощрять» или «умолять», как в Рим. 12:1) их в ответ на Божью любовь жить для Бога.

Затем Пётр описывает своих читателей как пришельцев и странников, напоминая им, что они фактически не принадлежат этому миру, не являются членами его общества. Павел подтверждает: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Фил. 3:20). Как духовные пришельцы, верующие должны избегать увлечения этим миром (1 Иоан. 2:15-17; ср. Марк. 4:19; Иоан. 12:25; 15:19; Иак. 1:27; 1 Иоан. 5:4; Рим. 12:2; Кол. 2:8, 20). Слово «пришельцы» (паройкоус) буквально означает «рядом с домом». Оно относилось к человеку, который жил не в своей стране, то есть был чужестранцем. Этот термин подходит к христианам, поскольку они не принадлежат системе этого мира, но живут рядом с теми, кто ей принадлежит.

Пётр также использует термин «странники» (парепидемоус), который является синонимом для слова «пришельцы». Он описывает человека, который, путешествуя через страну, делает в ней короткую остановку. Автор Послания к Евреям напоминает верующим: «Ибо [мы] не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (13:14; ср. 11:13-16).

Поскольку христиане не являются частью этого мира, они должны удаляться от плотских похотей (ср. Рим. 8:5-9, 12-13; 13:14; Гал. 5:13, 16-17). Несмотря на то, что возрождение создаёт в человеке новый характер со святыми желаниями, эта новая жизнь заключена в старое, неискупленное тело, которое разжигает непрекращающуюся борьбу между духом и плотью. Тем не менее, верующие больше не являются рабами неправедности, и грех не является их господином — они свободны от его господствующей, порабощающей власти. Повеление удаляться показывает, что у святых, благодаря новой жизни и пребывающему в них Святому Духу, есть способность сдерживать похотливую плоть даже в постмодернистской культуре, в которой доминирует развращённость, аморальность и нравственный релятивизм.

Термин «плотские похоти» не ограничивается сексуальной аморальностью, но охватывает все пороки греховной натуры человечества. Апостол Павел предупреждает галатийских верующих: «Дела плоти известны: это прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал. 5:19-21). Неискупленная человеческая природа верующих будет искуплена, когда они увидят Христа (ср. Рим. 8:23).

Пётр, используя фразу «восстающие на душу», усиливает обсуждение плотских похотей. В греческом оригинале перед словом «восстающие» стоит местоимение «которые», указывая, что природа таких похотей — воевать против нового сердца, которое Бог создал в душе каждого верующего. Даже Павел оказался в центре этой напряжённой борьбы, которую ведёт каждый христианин:

Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, принадлежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих (Рим. 7:14-23; ср. Г ал. 5:17-18).

«Восстающие» — сильный термин, который обычно обозначает «вести продолжительную военную кампанию». Он подразумевает не просто вражду, а непрекращающуюся, злобную агрессию. Поскольку всё это происходит в душе, оно напоминает гражданскую войну. В сочетании с концепцией плотских похотей здесь представляется образ армии похотливых террористов, выполняющих боевое задание — уничтожить душу верующего.

До уверования все грешники живут под господством плотских похотей:

[Вы были мёртвыми] по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира этого, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе детьми гнева, как и прочие (Ефес. 2:1-3; ср. 4:25-28; 5:8-11; Кол. 3:5-11).

Однако верующим, получившим спасение, Бог повелевает удаляться из сферы влияния похотей:

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божью пребывает вовек (1 Иоан. 2:15-17; ср. 2 Кор. 6:16-7:1).

Ключом к удалению от плотских желаний и к победе над греховными искушениями является хождение в силе Духа (Гал. 5:16) и развитие благочестивой дисциплины (1 Кор. 9:27; 2 Кор. 7:1). Как пишет Иаков, победа или поражение в битве приходит изнутри:

В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:13-15).

Эти слова следуют за призывом Иакова к такому же поведению, о котором говорил Пётр. Иаков пишет: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12).

Внешнее благочестивое поведение

проводить добродетельную жизнь между язычниками, чтобы они за то, за что злословят вас, как злодеев, видя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (2:12)

Для того чтобы благовестие было эффективным, окружающий мир должен увидеть внутреннюю преображённую жизнь христиан. Таким образом, Пётр повелевает читателям проводить свою повседневную жизнь на высоком уровне. Богатое и разнообразное по смыслу слово кален, переведённое как «добродетельный», обычно подразумевает «внешне красивый». Как минимум шесть других слов помогают понять его значение: прелестный, прекрасный, привлекательный, любезный, приятный и благородный. Этот термин подразумевает самый прекрасный вид доступной зрению доброты. Под язычниками (этнос) подразумеваются все народы, или неспасённый мир (ср. Лук. 2:32; 3 Иоан. 7; Рим. 2:14; 15:9-12, 16; 1 Кор. 5:1; 12:2; Гал. 3:8; 1 Фес. 4:5). Для того чтобы читатели Послания могли плодотворно свидетельствовать между язычниками, им необходимо было продемонстрировать своё безупречное поведение.

В I столетии клеймо «злодей» (какопойон) напоминало о многих из конкретных обвинений, выдвигаемых язычниками против христиан — обвинениях в неповиновении римским властям, в ритуальном людоедстве, в кровосмешении, в подрывной деятельности, угрожавшей экономическому и социальному прогрессу империи, в противостоянии рабству и в атеизме, поскольку они не поклонялись кесарю или римским богам (ср. Деян. 16:1821; 19:19, 24-27).

И в том, за что их злословят, верующие должны жить диаметрально противоположным образом, чтобы доказать неправоту слухов и подтвердить истинность Евангелия (Матф. 5:16; Тит. 3:8). При наличии такого доверия личное свидетельство будет иметь влияние. Наблюдая за образцовой жизнью таких верующих, кто-то уверует, получит спасение и прославит Бога в день посещения.

День посещения — это ветхозаветная концепция (ср. Суд. 13:2-23; Руф. 1:6; 1 Цар. 3:2-21; Пс. 64:10; 105:4; Зах. 10:3), говорящая о посещениях Богом человечества либо с целью суда, либо с целью благословения. Пророк Исаия пишет о божественном посещении с целью суда: «И что вы будете делать в день посещения, когда придёт гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?» (Ис. 10:3; ср. 23:17). С другой стороны, в Исх. 3:2-10 говорится о Божьем посещении для объявления Израилю о будущем избавлении из Египта, которое будет благословением для Его народа. Подобным образом Иеремия пророчествовал о Божьем посещении, которое должно было избавить евреев из Вавилона: «Так говорит Господь: „Когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Моё о вас, чтобы возвратить вас на место это“» (Иер. 29:10; ср. 27:22). В Ветхом Завете записаны ещё несколько случаев, когда Бог посещал людей либо с целью благословения, либо со справедливым судом.

В Новом Завете посещение обычно означает благословение и избавление. Сразу же после рождения Иоанна Крестителя его отец Захария изрёк пророчество: «Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лук. 1:68; ср. ст. 78; 7:16). С другой стороны, в отношении разрушения Иерусалима в 70 году по Р.Х. Иисус сказал: «И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук. 19:44). Поскольку иудеи отвергли Христово посещение, предназначенное для их спасения, оно стало посещением для суда (ср. Матф. 11:20-24; 21:37-43; Рим. 11:17, 20; 1 Фес. 2:14-16).

Божье избавление неотъемлемо в ссылке Петра на день посещения. Апостол использовал это выражение, чтобы показать следующее: когда люди будут видеть в жизни верующих добродетель и, соответственно, добрые дела, некоторые прославят Бога в день Его посещения, а Он дарует им спасение.

Вдохновляющим примером того, что благочестивая жизнь верующих может привести к спасению неверующих, служат события, произошедшие во время Второй мировой войны в японском лагере для военнопленных на Филиппинах. Американские миссионеры Эрб и Руфь Клингены и их младший сын на протяжении трёх лет были в плену у японцев. В дневнике Эрба записано, как оккупанты истязали, убивали и доводили до голодной смерти многих заключённых в лагере. Узники особенно ненавидели и боялись коменданта лагеря по имени Кониши. Эрб описывает один особенно жестокий план, который Кониши применил против Клингенов и других узников в конце войны:

Кониши придумал коварный способ, чтобы издеваться над нами ещё больше. Он увеличил наш продуктовый паёк, но давал нам палай — неочищенный от шелухи рис. Употребление риса с острой, как лезвие, шелухой, вело к внутреннему кровотечению, вследствие которого через несколько часов наступала смерть. У нас не было чем удалить шелуху, а на её удаление вручную — толчение зерна или раскатывание его тяжёлой палкой — тратилось больше калорий, чем этот рис мог дать. Эго был смертный приговор для всех заключённых (Herb and Ruth Clingen, “Song of Deliverance,” Masterpiecemagazine [Spring 1989], 12; курсив в оригинале).

Но Бог сохранил семью Клингенов и других заключённых, и в феврале 1945 года войска союзников освободили лагерь. Они не дали коменданту лагеря осуществить его план по уничтожению всех оставшихся в живых заключённых. Годы спустя Клингены «узнали, что бывшего коменданта Кониши задержали. Он работал садовником и ухаживал за травяным газоном на поле для гольфа в Маниле. Кониши судили за военные преступления и приговорили к повешению. Перед казнью он засвидетельствовал о том, что стал христианином, сказав, что большое влияние на него оказало свидетельство жизни христианских миссионеров, которых он преследовал» (“Song of Deliverance,” 13). Праведная жизнь ведёт к эффективному благовестию.