Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — 1-Петра
Джон МакАртур
Дата публикации: 25.03.17 Просмотров: 13508 Все тексты автора Джон МакАртур
13. Послушание власти (2:13-17)
Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству ради Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. Ибо такова воля Божья, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божьи. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (2:13-17)
Как граждане небес, христиане полностью подчиняются божественной власти, но неправильное применение этой истины может выразиться в безразличном или даже пренебрежительном отношении к обществу, в котором они живут, тем самым лишив их многих возможностей для положительного свидетельства. Отделение верующих от мира должно уравновешиваться надлежащим уважением и смиренным подчинением всем законным институтам человеческой власти.
Стефан, первый христианский мученик, является величайшим примером для подражания в вопросе благочестивого подчинения диктату земных властей. Новый Завет представляет нам Стефана как «мужа, исполненного веры и Духа Святого» (Деян. 6:5). В Деян. 6:8-14 описываются события, ведущие к его серьёзному противостоянию с иудейскими властями:
А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые из так называемой синагоги либертинцев и киринейцев, и александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Тогда научили они некоторых сказать: «Мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога». И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И представили ложных свидетелей, которые говорили: «Этот человек не перестаёт говорить хульные слова на святое место это и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место это и переменит обычаи, которые передал нам Моисей».
Реакция Стефана на эти несправедливые, извращённые обвинения была удивительной: «Все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лицо его, как лицо ангела» (6:15). Затем он ответил на короткий вопрос первосвященника «Так ли это?» (7:1), сказав простую, вдохновлённую Духом, обличительную евангелизационную проповедь (7:2-53). Разоблачительные слова Стефана привели иудейских вождей в ярость, но его реакция на гневное отвержение Синедрионом его проповеди, да и его самого как личности, характеризовалась благочестивым послушанием и кроткой, непоколебимой верой:
Слушая это, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божью и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: «Вот, я вижу небеса открытые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога». Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши по имени Савл; и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: «Господи Иисусе! Прими дух мой». И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: «Господи! Не вмени им греха этого». И, сказав это, почил. Савл же одобрял убиение его (Деян. 7:54-8:1).
Кроткое принятие Стефаном несправедливости и гонений несомненно оказало определённое влияние на превращение злобного гонителя Савла, тарсянина, в верного Апостола Иисуса Христа.
В данном тексте, полном повелений, Пётр излагает шесть составляющих христианского послушания властям: повеление быть послушными, побуждение к послушанию, пределы послушания, причины для послушания, отношение к послушанию и применение послушания.
Повеление быть послушными будьте покорны (2:13а)
Хотя человеческая власть для верующих не является высшим авторитетом, Бог тем не менее ожидает, что верующие будут повиноваться установленным Им институтам власти. Он хочет, чтобы верующие демонстрировали благочестивые качества характера (ср. 2 Пет. 1:5-7) и подлинную заботу об обществе, стремясь к миру (3:11; ср. Пс. 33:15; Матф. 5:9; Иак. 3:18; Рим. 14:19) и стараясь предотвращать беспорядки и преступность (ср. Рим. 12:1421). Поэтому христиане должны подчиняться всем законам и уважать всякую власть, если, конечно, их не призывают делать что-либо запрещённое Богом, или возбраняют делать то, что Он повелевает (Деян. 4:19; 5:27-29).
Слово хупотассо (будьте покорны) — это военный термин, буквально означающий «выстроиться в боевой порядок за командиром». Ветхий Завет утверждает принцип повиновения властям (ср. Втор. 17:14-15; 1 Цар. 10:24; 4 Цар. 11:12; 1 Пар. 29:24). В Прит. 24:21-22 сказано: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придёт погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?» Повиноваться правителям подобает, поскольку они поставлены Богом; поэтому нет никакого оправдания для поддержки мятежников, которые хотят свергнуть правительство.
Святой Дух через пророка Иеремию сказал следующее:
Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: «Стройте дома и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жён и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жён, и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь. И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу, ибо при благосостоянии его и вам будет мир». Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: «Да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся. Ложно пророчествуют они вам именем Моим. Я не посылал их», — говорит Господь. Ибо так говорит Господь: «Когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Моё о вас, чтобы возвратить вас на место это. Ибо только Я знаю намерения, которые имею о вас, — говорит Господь, — намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовёте ко Мне, и пойдёте и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня — и найдёте, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, — говорит Господь, — и возвращу вас из плена, и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, — говорит Господь, — и возвращу вас в то место, откуда переселил вас» (Иер. 29:4-14).
Хотя эти слова, в основном, были предназначены евреям, жившим в вавилонском плену, но они содержат подтекст и для христиан, которые в ожидании вечности должны жить, принося пользу обществу и государству (ср. Иоан. 14:2-3; Евр. 4:9-10; 11:13-16; Откр. 21:1-4).
Почти за десять лет до того как Пётр написал это послание, Апостол Павел уже учил о повиновении властям:
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Поэтому противящийся власти противится Божьему установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13:1-4).
Хотя и Пётр, и Павел жили в явно греховной, развращённой Римской империи — в обществе, известном своими пороками (насилие, безнравственность, жестокое обращение с женщинами, коррупция в государстве, детоубийство, гомосексуализм), ни один из них не предлагал каких-либо исключений, когда верующие могли бы противостоять гражданской власти. Сам Иисус повелел: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божье — Богу» (Матф. 22:21).
На протяжении всей истории человечества и в наше время во имя христианства не раз нарушались законы, совершались акты гражданского неповиновения, восстания, революции и разные подрывные действия с целью свержения правительств. Но нигде в Писании подобные действия не поощряются. Наоборот, библейское повеление очень просто: будьте покорны гражданской власти, независимо от её природы (см. обсуждение текста 2:18 в следующей главе). Даже безрассудные, злые, жестокие правители и деспотические системы намного лучше анархии. Однако все формы правления, — от диктатуры до демократии, — исполнены зла, поскольку ими управляют падшие грешники. Но, несмотря ни на что, гражданская власть — от Бога, даже если отдельные правители и демонстрируют откровенное безбожие.
Побуждение к послушанию
ради Господа (2:136)
Пётр ясно изложил как побуждение для послушания власти, так и само повеление быть послушными. Всё это ради Господа, что и делает повинове ние, как и все остальные богодухновенные заповеди, обязательным. Христиане повинуются, потому что они желают чтить Господа (ср. Пс. 118:12-13; Деян. 13:48; 1 Кор. 10:31).
По сути, верующие повинуются земной власти в знак почтения Божьей суверенной власти (ср. Пс. 2:8; 9:21; 21:29; 45:11; 46:9; 65:8; 71:11; 82:19; 95:10; 112:4). Роберт Калвер так пишет о Божьем полновластии над всякой человеческой властью:
Только Бог обладает полновластными правами… Принцип демократии точно так же соответствует Писанию, как и помазанная монархия. Каким бы путём люди ни приходили к власти — благодаря своему династическому происхождению, аристократическим семейным связям, авторитарным материальным ресурсам или демократическим выборам, — «нет власти не от Бога» (Рим. 13:1). Более того, гражданская власть — это средство, а не цель. Людям принадлежит только предварительный итог, а окончательный итог — за Богом. Государству не принадлежат ни его граждане, ни их имущество, умы, тела или дети. Всё это принадлежит Богу-Творцу, Который никогда не давал государству права на принудительное отчуждение этой собственности (A Biblical View of Civil Government [Chicago: Moody, 1974], 47).
Верующие также повинуются, потому что хотят подражать примеру добровольного повиновения Христа Своему Отцу. В ст. 23 этой главы показан пример повиновения Господа: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судье праведному». Христос жил во время неправедного и несправедливого правления иудейских и римских властей, однако никогда не сопротивлялся их праву управлять. Он осуждал грехи иудейских вождей (Матф. 16:11-12; 23:13-33), но никогда не стремился свергнуть их власть. Он также никогда не возглавлял протесты против римского рабства и нарушения справедливости, не участвовал в актах гражданского неповиновения. Иисус даже не противился, когда эти власти несправедливо осудили и распяли Его (Матф. 26:62-63; Марк. 15:3-5; Иоан. 19:8-11). Он не занимался политическими и социальных реформами, но всегда акцентировал внимание на вопросах, касающихся Его Царства (Матф. 4:17; Марк. 1:15; Лук. 5:31-32; 19:10; Деян. 1:3; ср. Матф. 11:28-30).
Богу угодно, когда неверующие ассоциируют звание «христианин» с духовными добродетелями, праведностью, любовью, милосердием, смирением и Евангелием спасения (Фил. 2:14-15; ср. Прит. 4:18), а не с протестами против человеческих властей. Посвящение Павла также было целенаправленным, неразделимым, что и требуется от служителей. Он пишет: «И когда я приходил к вам, братья, приходил возвещать вам свидетельство Божье не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:1-2). Павел готов был идти только на духовную войну за души грешников, как он и объясняет это в следующих стихах:
Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружие воинствования нашего не плотское, но сильное Богом на разрушение твердынь: им ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божьего, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор. 10:3-5).
«Твердыни» в этих стихах описаны как «замыслы». Греческое слово логисмес означает «идеологии». Настоящая война, которую должны вести святые, — это война против смертоносных идей, нечестивого мышления и любых религиозных или философских систем, «восстающих против» истины Божьей. Любые небиблейские системы мышления, которые порабощают людей, должны быть разрушены Словом истины, чтобы грешники получили свободу и стали послушными Иисусу Христу. Сказав, что «Царство [Его] не от мира сего» (Иоан. 18:36), Господь обозначил сферу призвания и обязанностей верующих — сосредоточить все свои усилия в служении только на вопросах, связанных с Его вечным, духовным правлением.
Пределы послушания
всякому человеческому начальству… царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (2:13в-14)
Исследуя подробное, основополагающее учение об ответственности верующих перед гражданской властью, можно увидеть три основные цели правительства:
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13:3-4).
Эти цели — сдерживание зла, поощрение добра и наказание за преступления, проистекающие из одной истины, заключающейся в том, что всякая власть поставляется Богом (Рим. 13:1), — объясняют, почему повеление Петра распространяется на все человеческие начальства. Бог назначил их всех, чтобы поддерживать мир и порядок в обществе. Поэтому ограничить повеление подчиняться всякой власти или сделать для него исключения — значит способствовать непослушанию и неуважению к Божьему плану (Более полный библейский анализ целей и задач власти см. в 3-й главе моей книги Why Government Can t Save You [Nashville: Word, 2000]).
Греческое слово ктисис («основание»), от которого произошёл термин «начальство», в Новом Завете всегда употребляется в связи с творческой деятельностью Бога (ср. 2 Пет. 3:4; Рим. 1:20, 25; 8:39; 2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Кол. 1:15, 23). (По сути, второе лексическое значение, обычно приписываемое слову ктисис, — это «акт сотворения», или «творение»). Бог сотворил все основные ячейки человеческого общества — семью, работу и правительство. Пётр назвал общество человеческим не в смысле его происхождения, а в смысле его функций или сферы действий. Поэтому намерением Апостола было требование повиновения от верующих всякому человеческому начальству, поскольку все они установлены Богом. Повиновение касается гражданской власти, работодателей (2:18; Ефес. 6:5; Кол. 3:22) и семьи (Ефес. 5:21-6:2). В двух последних сферах побуждение повиноваться также — «ради Господа» (Ефес. 5:22; 6:1, 5-6; Кол. 3:18, 20, 22-24).
Это повеление не исключает властей, которые принимают неразумные или несправедливые решения. Ветхий Завет признаёт существование безнравственных правителей (ср. Дан. 9:11-12; Мих. 7:2-3), но заявляет, что суд над ними — это Божья прерогатива. Вопреки присутствию зла из-за греховности властей и несовершенства государственных систем, христиане должны верить, что Бог тем не менее осуществляет полновластное, совершенное и мудрое правление над обществом и народами (ср. Быт. 18:25).
Пётр уточняет пределы послушания верующих, отмечая, что оно касается всех уровней власти. Разбивая уровни власти на конкретные категории, он говорит о самом высоком из них — о царе, как верховной власти. Это является признанием законности единоличного правления как формы установленного Богом правительства. Монархия, или диктаторство, как её аналог, является формой правления, которую использует в мире Бог. Верующим во дни Петра было особенно трудно повиноваться этой части заповеди, потому что царём (кесарем) был сумасшедший тиран, римский император Нерон. Но даже он был божественным образом поставлен на эту руководящую должность для выполнения основополагающих задач государства. Термин «правители» подразумевает более низкий уровень власти (ср. Лук. 2:1-2; 3:1; Деян. 7:10), то есть царских чиновников, им посылаемых.
Пётр вторил Павлу, когда говорил, что руководящие чиновники назначены Богом прежде всего для наказания преступников. За много лет до этого, в момент Своего предательства и ареста Иисус преподал Петру урок о том, что ответственность за высшую меру наказания (Быт. 9:5-6) является прерогативой государства:
Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот один из бывших с Иисусом, простёрши руку, извлёк меч свой и, ударив раба первосвященника, отсёк ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» (Матф. 26:50-53; ср. Иоан. 18:10-11).
Иисус подтверждал право римского государства использовать оружие против Петра, в случае если тот использует свой меч против кого-либо. Только государственной власти было дано право использовать меч для наказания нарушителей закона (Рим. 13:4). Поэтому верующие никогда не должны участвовать в актах самосуда.
С другой стороны, Бог поставил гражданские власти, чтобы поощрять делающих добро. Обычно к законопослушным гражданам власти относятся справедливо и с расположением (Рим. 13:3; ср. Быт. 39:2-4; 41:37-41; Прит. 14:35; Дан. 1:18-21). Роль государства ясна — наводить страх, который препятствует распространению зла, наказывать делающих зло и защищать делающих добро.
Причины для послушания
Ибо такова воля Божья, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей (2:15)
Причина, по которой христиане должны подчиняться всякой власти, довольно ясна и проста — такое поведение заставляет критиков Евангелия замолчать. В этом состоит воля Божья, чтобы христиане из уважения к власти делали добро и тем самым заграждали уста невежеству безумных людей.
Слово фимоун, переведённое как «заграждали уста», означает «сдерживать, обуздывать, заставлять молчать» (ср. Матф. 22:12, 34; Марк. 1:25; 4:39; Лук. 4:35). Оно подразумевает — закрыть уста противнику так, чтобы ему нечем было возразить.
Употреблённое здесь слово агносиан, переведённое как «невежество», означает нечто большее, чем просто отсутствие знания. Если бы Пётр хотел отметить просто отсутствие знания, то он употребил бы форму агнойа. Слово же агносиан указывает на сознательное, враждебное отвержение истины (ср. 1 Кор. 15:34). Это непоколебимое отсутствие духовного восприятия, которое Апостол далее дополняет словом «безумные» (афронон). Данный термин означает «бессмысленный, безрассудный» и может указывать на отсутствие здравого ума.
Целомудрие, безупречная нравственность и чистая, безгрешная жизнь верующего — вот те положительные качества характера, которые закроют уста врагам христианства. Павел повелел Титу учить этому новых верующих на Крите:
Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и проявлять всякую кротость ко всем людям. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабами похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Тит. 3:1-3).
Такое добродетельное поведение должно особенно характеризовать служителей церкви как примерных граждан. Одно из требований к пресвитеру заключается в том, что он должен «иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тим. 3:7; ср. Тит. 1:6). Такое безукоризненное свидетельство, — даже перед теми, кто отвергает Евангелие, — заставляет замолчать врагов и способствует проявлению спасающей силы Христа.
Отношение к послушанию
как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божьи (2:16)
Правильное отношение к послушанию просто обязательно, если христиане хотят сохранить доверие к себе со стороны неверующих. Они показывают такое отношение, когда поступают как свободные. Верующие должны осознавать, что вследствие принятия искупительной жертвы Христа (ср. 1:18-19) они стали свободными от осуждения за грех (Рим. 6:7, 18; 8:1-2), от проклятия Закона (Гал. 3:13), от оков сатаны (ср. 1 Иоан. 2:13; 4:4; Рим. 16:20; Кол. 1:13; Евр. 2:14), от рабства мира (ср. 1 Кор. 9:19; Гал. 4:3-5; 5:1; Кол. 2:20) и от власти смерти (Рим. 8:38-39; 1 Кор. 15:54-56).
Но Пётр предупреждает тех, кто свободен во Христе, чтобы они не употребляли эту духовную свободу для прикрытия зла, выражающегося в неподчинении правителям (ср. 1 Кор. 8:9; 10:32; Гал. 5:13). Прикрытие подразумевает использование маски или покрывала для чего-либо; слово «зло» (какиас) является термином, означающим «низость», которая возникает из мести, горечи, враждебности и непослушания (Быт. 6:5; 8:21; Прит. 6:14; Ис. 13:11; Матф. 12:35; 15:19; Иоан. 3:19-20; Рим. 1:29-30; Гал. 1:4).
Подлинно праведное отношение побуждает христиан использовать свою свободу, как рабы Божьи. Павел увещает коринфян: «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов» (1 Кор. 7:22). Эта свобода избавила их от уз служения греху и даровала привилегию быть рабами праведности.
Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, — или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, из-за немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию — на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности — на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим. 6:16-22).
Слово «раб» описывает самый низкий уровень служения в грекоримском мире, однако для верующих оно подразумевало радостную свободу быть слугами Христа и делать то, что правильно, в противовес тому, что неправильно (ср. Иоан. 15:15; Гал. 5:13; Ефес. 6:6; Тит. 2:14). Свобода во Христе и гражданство в Божьем Царстве никоим образом не дают верующим права злоупотреблять или пренебрегать нормами поведения, установленными для них на земле Богом.
Применение послушания
Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (2:17)
Пётр обобщил своё требование быть послушными властям — своё богословие гражданства — в четырёх практических, применимых измерениях жизни. Во-первых, верующие должны почитать всех людей. Каждый человек был создан по образу Божьему (Быт. 1:26; 9:66; Иак. 3:9б; ср. Пс. 99:3а), а потому заслуживает определённой степени уважения. В I столетии большинство людей рассматривало рабов как вещи, не имеющие никаких прав. Но Пётр говорит своим читателям, что они не должны относиться так ни к кому (ср. Кол. 4:1). Христиане не должны дискриминировать какие-либо группы людей на основании их расовой принадлежности, национальности или экономического положения (ср. Иак. 2:1-9; Рим. 2:11; Ефес. 6:8-9). Это не значит, что они могут игнорировать различные уровни власти и социальной структуры или бездумно терпеть любое поведение, но они должны оказывать должное уважение каждому человеку как личности, созданной по образу Божьему.
Второе применение заключается в том, что верующие любят братство. Они должны показывать миру, что любят верующих собратьев. Апостол Иоанн также неоднократно пишет об этом принципе:
Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я [Христос] возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан. 13:34-35; ср. 15:12).
А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам (1 Иоан. 3:23; ср. 4:7, 21).
Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него (1 Иоан. 5:1).
В третьих, верующие должны бояться Бога (Втор. 13:4; Пс. 110:10; Прит. 9:10; Еккл. 12:13; Евр. 12:9, 28; Откр. 15:4), так как это включает в себя доверие Ему во всех обстоятельствах (Пс. 35:8; Прит. 3:5; 14:26; 16:20; Ис. 26:4), независимо от того, насколько трудными они могут быть (ср. 5:7; Пс. 33:23; Прит. 29:25; Наум. 1:7; 2 Кор. 1:10; 2 Тим. 1:12). Христиане должны поклоняться Ему как Властелину (Матф. 6:33-34; Рим. 8:28; 11:33), Который совершает всё согласно Своей совершенной воле (1 Цар. 2:7-8; Пс. 144:9; Прит. 19:21). Такой страх также побуждает верующих повиноваться всякой земной власти, потому что они имеют высшее уважение к Богу, Который повелел им так поступать.
И, наконец, верующие должны чтить царя. Это повеление завершает круг, возвращаясь к основополагающей заповеди в ст. 13. Оно эхом перекликается с учением Павла в 13-й главе Послания к Римлянам, особенно со словами 7-го стиха: «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать — подать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь». Как Божий слуга для выполнения задач государства, монарх, президент или премьер-министр достоин уважения, которого требует Бог.
Когда верующие повинуются принципам, изложенным в этом разделе, они внушают неверующим доверие к своей вере. Повиновение гражданской власти — это исполнение того, что можно назвать «евангелизационным гражданством» в соответствии с заявлением Иисуса в Нагорной проповеди:
Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Матф. 5:14-16).