14. Послушание на рабочем месте (2:18-21)

Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны (2:18-21а)

Современная культура постмодернизма, похоже, выполняет только одну моральную обязанность — «священный» долг обеспечить равные права для всех. Никто уже не говорит о жертвенности или чести, а только о правах — таких как этнические права, репродуктивные права, права эмигрантов, права гомосексуалистов и права на рабочем месте.

Если люди не получают того, что, по их мнению, должна дать им личная свобода, они выражают своё недовольство посредством забастовок, стачек, бойкотов и политических бунтов. Такие протестующие обычно руководствуются мнением, что все люди равны во всех отношениях и имеют одинаковые права, как и все остальные.

Рабочие выражают своё недовольство по поводу недостатка «прав», снижая темпы работы, притворяясь больными, организовывая протесты и тотальные забастовки, мешающие администрации заниматься работой. Администрация отвечает закрытием предприятия или увольнением бастующих работников. Хотя иногда такие действия рабочих всё-таки приводят к повышению зарплаты и увеличению социальных льгот для них или к какому-нибудь компромиссному решению, устраивающему обе стороны.

Однако борьба за «права» на рабочем месте, независимо от достигаемых результатов, несовместима с христианской жизнью. Верующие должны больше беспокоиться о том, чтобы быть послушными Божьей воле. Демонстрируя послушание своим начальникам, как этого требует Бог, они показывают, что возлагают свою реальную надежду на будущий, дарованный Богом мир. Давид показывает прекрасный пример послушания, ожидаемого Богом от человека, который служит другому. Когда Бог решил лишить Саула царского престола и заменить его Давидом, Саул стал искать возможности, как бы убить Давида. В 1-й книге Царств описывается причина ненависти Саула:

Когда они шли, при возвращении Давида с победы над филистимлянином, то женщины из всех городов израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч!» И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: «Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостаёт только царства». И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида. И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своём, а Давид играл рукой своей на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копьё. И бросил Саул копьё, подумав: «Пригвозжу Давида к стене»; но Давид два раза уклонился от него (1 Цар. 18:6-11; ср. 19:9-10).

Перед лицом такой вражды Давид покоился в божественном обещании, что, в конце концов, он будет царём. Поэтому ему не было необходимости добиваться своего права на царствование; не настаивал он и на том, чтобы отомстить царю Саулу. Тем не менее, Саул продолжал искать жизни Давида:

И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошёл искать Давида и людей его по горам, где живут серны. И пришёл к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашёл туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры. И говорили Давиду люди его: «Вот день, о котором говорил тебе Господь: ״Вот Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно“». Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула. Но после этого больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим: «Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господнему, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень». И удержал Давид людей своих этими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу. Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саулу, говоря: «Господин мой, царь!» Саул оглянулся назад, и Давид пал лицом на землю и поклонился ему. И сказал Давид Саулу: «Зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: „Вот, Давид умышляет зло на тебя“? Вот сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтобы убить тебя, но я пощадил тебя и сказал: „Не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа“. Отец мой! Посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтобы отнять её. Да рассудит Господь между мной и тобой, и да отомстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе» (1 Цар. 24:3-13).

С человеческой точки зрения это невероятно, но Давид снова отказался причинить зло Саулу, хотя у него появилась ещё одна возможность нанести ответный удар царю. А события развивались таким образом:

И обратился Давид и сказал Ахимелеху хеттеянину и Авессе, сыну Саруи, брату Иоава, говоря: «Кто пойдёт со мной к Саулу в стан?» И отвечал Авесса: «Я пойду с тобой». И пришёл Давид с Авессой к людям Саула ночью. И вот Саул лежит, спит в шатре, и копьё его воткнуто в землю у изголовья его; Авенир же и народ лежат вокруг него. Авесса сказал Давиду: «Предал Бог ныне врага твоего в руки твои. Итак, позволь, я пригвозжу его копьём к земле одним ударом и не повторю удара». Но Давид сказал Авессе: «Не убивай его; ибо кто, подняв руку на помазанника Господнего, останется ненаказанным?» И сказал Давид: «Жив Господь! Пусть поразит его Господь, или придёт день его, и он умрёт, или пойдёт на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господнего; а возьми его копьё, которое у изголовья его, и сосуд с водой, и пойдём к себе». И взял Давид копьё и сосуд с водой у изголовья Саула, и пошли они к себе; и никто не видел, и никто не знал, и никто не проснулся, но все спали, ибо сон от Господа напал на них (1 Цар. 26:6-12).

Апостол Павел ещё конкретнее выразил божественный принцип уважения и отказа от возмездия, сказав: «Никому не воздавайте злом за зло, но заботьтесь о добром перед всеми людьми. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божьему. Ибо написано: „Мне отмщение, Я воздам“, — говорит Господь» (Рим. 12:17-19; ср. Лук. 6:32-35; 1 Кор. 7:20-21, 24). Как уже обсуждалось в предыдущей главе, ни Пётр, ни Павел, ни кто-либо другой из авторов Нового Завета не призывал к тому, чтобы подчинённые восставали против своих начальников.

В этом разделе Пётр переходит от политики к труду и повелевает верующим, являющимся слугами или рабами, повиноваться своим господам. В более широком смысле это означает, что верующие работники должны уважать своих работодателей и повиноваться им. Апостол дал это повеление и как приказ, и как побуждение к послушанию.

Приказ к послушанию

Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (2:18)

В Древнем Риме рабы составляли основу рабочей силы, но отношение господ к ним сильно отличалось. Некоторые господа любили своих рабов, как членов семьи, и относились к ним, как к родным. Но многие их не любили, и рабы, считавшиеся скорее вещами, чем людьми, не имели практически никаких прав и защиты. Они ничем или почти что ничем не владели и были лишены юридической защиты, если с ними плохо обращались. Например, влиятельный греческий философ Аристотель писал: «Раб — одушевлённое орудие, а орудие — неодушевлённый раб» (Ethics, 11616). Римский аристократ Варрон в своих заметках о сельском хозяйстве констатировал, что единственным отличием раба от животного или телеги была его способность говорить.

Можно с уверенностью сказать, что по мере того, как Евангелие распространялось в греко-римском мире, всё больше и больше рабов становились верующими. Павел говорит коринфянам:

Посмотрите, братья, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и униженное, и ничего не значащее избрал Бог (1 Кор. 1:26-28).

Эта реальность является причиной того, что в Новом Завете так много слов обращено к рабам (1 Кор. 7:20-24; Ефес. 6:5-6; Кол. 3:22; 1 Тим. 6:1-2; Тит. 2:9-10; Филим. 12-16). Рабы составляли большую часть церкви из язычников, и по причине их бесправного положения в обществе возникали некоторые важные вопросы. Во-первых, уверовавшие рабы часто предполагали, что поскольку они стали свободными во Христе (Рим. 6:17-18; 7:6; 1 Кор. 7:22; 12:13; Гал. 3:28; Ефес. 6:8; Кол. 3:11, 24), то теперь у них было право на свободу от своих господ. Во-вторых, обращённые рабы иногда считали, что их духовные дарования и руководящее положение в церкви давало им право на повышение социального статуса. Когда раб становился пресвитером церкви, а следовательно, духовно превосходил своего верующего господина, то нужно было указать ему на необходимость подчинения его господину на рабочем месте. Первые христиане, наученные Апостолами, развили в своём характере сильные и верные убеждения по отношению к рабству. Они не стремились побуждать рабов к восстанию, а сосредотачивались на том, чтобы добиться правильного отношения рабов-христиан к своим господам. Послание Павла к Филимону, согласно Божьей воле в отношении рабов, является богодухновенным свидетельством исполнения своих обязанностей рабом, ставшим братом во Христе, перед господином.

Слово «слуги» (ойкетай) произошло от корня со значением «дом», подразумевая таким образом домашних рабов (ср. Деян. 10:7). Большинство из этих слуг служили в доме или на хозяйстве у владельца имения, выполняя самую разнообразную работу от пахоты на полях до обязанностей врача, который заботился о здоровье семьи господина. Главное повеление Петра для них заключалось в том, чтобы они повиновались (хупотассоменой, причастие настоящего времени в страдательном залоге со значением императива в настоящем времени, означающего «выстроиться по команде»). Рабы должны были постоянно повиноваться своим господам (греч. деспотай, от которого произошло наше слово «деспот»), поскольку они полностью принадлежали этим господам и находились под их полным контролем (ср. 1 Тим. 6:1-2; Тит. 2:9).

Повиновение слуг должно было сопровождаться всяким страхом, то есть быть без горечи или отвержения, но со смиренным почтением. Таким образом они проявляли благоговение перед Самим Богом и следовали наставлениям Петра о страхе Божьем в Послании (1:17 [см. обсуждение этого стиха в 5-й главе данного толкования]; 2:17; 3:2, 15). Согласно Божьему замыслу, взаимоотношения «слуга-господин» должны обеспечивать защиту, поддержку, способствовать продуктивности труда и осуществлению человеческой деятельности. Земля приносит свои плоды и даёт материальные блага, чтобы питать и обогащать человечество посредством труда. Таково Божье установление со времени грехопадения (Быт. 3:17-19). Чтобы позволить людям пользоваться богатыми ресурсами этой планеты, Бог задумал и предоставил человеку множество разных возможностей, наделил его многими способностями, опытом, научил строить взаимоотношения.

Такое богобоязненное отношение должно распространяться не только на добрых и кротких господ, но и на суровых. Под «добрым» (агатоис) подразумевается человек «честный, доброжелательный, готовый восполнить нужды другого». «Кроткий» (эпиейкесин) описывает того, кто внимателен к другим, благоразумен и справедлив. Поэтому слова «добрые и кроткие» описывают людей великодушных, доброжелательных и сердечных, то есть таких господ, которым легко подчиняться. Тех господ, которым подчиняться нелегко, Пётр называет «суровыми» (сколиоис). Буквально этот термин означает «кривой» или «искривлённый», а метафорически — «испорченный» или «нечестный». (Производное слово «сколиоз» используется в медицинской терминологии для описания искривления позвоночника).

Апостол Павел в Послании к Ефесянам более подробно объясняет Божью волю в этом вопросе:

Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божью от души, служа с усердием, как Господу, а не как людям, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, — раб ли или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими, и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (Ефес. 6:5-9).

На рабочем месте верующие должны подчиняться работодателям, как если бы они служили Самому Христу. Такая покорность предотвращает любые возмущения, протесты, мятежи или неподчинение на работе, даже если работодатель и суров.

Побуждение к послушанию

Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны (2:19-21а)

Для верующего должно мало значить то, в каких условиях он работает, является ли он директором или дворником, повышают ли ему зарплату или уменьшают, чтобы компания смогла выжить. Его главной движущей силой является желание сохранить своё свидетельство в глазах грешного мира, который внимательно следит за ним (ср. Матф. 5:15-16; Марк. 4:21; Фил. 2:14-16), а происходит это, когда верующие трудятся на рабочих местах для Божьей славы. Такое осознание становится побуждением не только для благочестивого поведения и послушания на рабочем месте, но и для веры в Божье полновластие в любой ситуации. Богослов Артур У. Пинк пишет:

[Когда] видишь очевидное поражение правых и торжество силы и неправды; … начинаешь думать, что в этой борьбе преимущество на стороне сатаны. Но когда смотришь не на то, что происходит, а вверх, то верующему глазу отчётливо виден престол… В этом наша опора — Бог на престоле («Божественный суверенитет» [Минск, Альфом, 1998], стр. 148-149, курсивы в оригинале).

Побуждение для послушания верующих на рабочих местах основано на короткой фразе «то угодно», которая буквально означает «это благодать». Бог хочет, чтобы верующие делали свою работу для начальника в кротости и послушании (ср. 1 Цар. 15:22; Пс. 25:3; 35:11; Иак. 1:25). Но Божье особенное благоволение в том, что христианин, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Был ли это раб во дни Петра, терпеливо переносивший грубое обращение, или же это рабочий в наше время, который не мстит жестокому и несправедливому начальнику, — и тот, и другой угодны Богу. Именно такие переживания Иаков призывал принимать «с великой радостью», потому что в них верующие совершенствуются (Иак. 1:2-4). По сути, тем, кто страдает, принадлежат б0льшие благословения.

Слова «помышляя о Боге» подразумевают вышеупомянутое общее понимание Его присутствия, что снова таки для верующего является главным стимулом послушания на рабочем месте. Слово, переведённое как «переносит», означает «терпеть», а термин «скорби» подразумевает боль — физическую, либо душевную. Господь хочет, чтобы верующие, страдая несправедливо на рабочих местах, не запинались в своём свидетельстве, но кротко и терпеливо принимали несправедливое обращение, зная, что все обстоятельства находятся под Божьим полновластным контролем (Пс. 32:11; 102:19; Прит. 16:1, 9; 19:21; Ис. 14:27; 46:9-10; Деян. 17:28; Рим. 8:28-30; ср. 1:6-7; 2 Кор. 4:17-18), и Он обещает благословить послушных.

Несомненно, многие получатели этого Послания, будучи рабами, подвергались жестоким, несправедливым избиениям. Хозяева, возможно, лишали их пищи, заставляли работать от зари до зари или несправедливо наказывали. В отличие от современных рабочих в индустриализованных странах Запада, этим рабам некому было пожаловаться или обратиться за помощью. У них не было профсоюзов, депутатов или уполномоченных по правам человека, которые помогли бы разрешить споры, как не было и возможности подать гражданский иск. Им просто приходилось переносить любые тяжёлые и мучительные обстоятельства, навязанные их хозяевами. И они переносили их для славы и чести Божьей (ср. Матф. 5:10; 2 Фес. 1:45; Иак. 5:11), что свидетельствовало об их небесном мировоззрении.

Пётр подтверждает свой вывод риторическим вопросом, за которым следует заявление. На вопрос «Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки?» предполагается ответ: «Никакой похвалы».

Согрешающие верующие заслуживают наказания (ср. Пс. 65:19; Иер. 5:25; Дан. 9:8; Евр. 12:5-11) и должны нести его.

С другой стороны, Пётр предлагает утешение: «Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу». Некоторые верующие рабы, делая добро, тем не менее, страдали за это. Некоторых даже били, как если бы они действительно заслужили наказания. Это показывает, что среди всего прочего грубое физическое обращение выражалось в неоднократных сильных ударах кулаками или орудиями наказания (ср. Марк. 14:65). Возможно, некоторых били за христианские убеждения. Но те, кто переносил такие страдания терпеливо, были угодны Богу, или, другими словами, находили у Него благодать. Богу всегда угодно, когда верующие послушно принимают неблагоприятные обстоятельства (ср. 3:14; 4:14, 16; Матф. 5:11-12; Иак. 1:12; 1 Кор. 4:11-13; 2 Кор. 12:9-10).

Пётр завершает этот раздел удивительным заявлением в начале 21-го стиха: «Ибо вы к тому призваны». Слово «призваны» указывает на действенный призыв к спасению (1:5; 5:10; ср. 2 Пет. 1:3; Рим. 8:28, 30; 9:24; 1 Кор. 1:9; Гал. 1:6, 15; Ефес. 4:1, 4; Кол. 3:15; 2 Фес. 2:14; 2 Тим. 1:9; Евр. 9:15). Как только Дух Святой призывает людей из тьмы в свет, они сразу становятся врагами мира (Иоан. 15:18-19; 1 Иоан. 3:13) и мишенью для несправедливых и незаслуженных нападок, если стремятся быть послушными Христу. Павел пишет Тимофею: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12; ср. Марк. 10:30; Иоан. 15:20; 16:33).

Для Бога важнее, чтобы те, кто называет себя гражданами небес, наглядно являли благочестивое свидетельство, отмеченное духовным целомудрием, чем стремились добиться своих прав в этом мире. Для Него важнее, чтобы верующие утверждали доверие к силе Евангелия, чем добивались повышения зарплаты или продвижения по служебной лестнице. В конечном счёте, для Бога намного важнее, чтобы верующие демонстрировали послушание Его полновластию во всех вопросах жизни, чем выступали против проблем на своих рабочих местах. Мартин Ллойд-Джонс иллюстрирует ценность повиновения христиан Божьим целям — строгости дисциплины и терпению в испытаниях повседневной жизни — в следующих словах:

Мы — как те школьники, которые хотели бы увильнуть от некоторых обязанностей и избежать трудностей и экзаменов. Но мы благодарим Бога, что Он, имея к нам большой интерес и зная, что пойдёт нам на пользу, преподаёт нам уроки жизни — заставляет нас учить таблицу умножения; нам приходится овладевать основами грамматики. Многое, что является для нас испытанием, необходимо, чтобы однажды мы оказались без пятна или недостатка (The Miracle of Grace [reprint; Grand Rapids: Baker, 1986], 39).

Всякий раз, когда верующие испытывают трудности на работе, они должны рассматривать их как возможность для благовестия и духовного роста. Основная причина, почему Бог держит верующих в этом мире, — чтобы использовать их для приобретения погибших и таким образом принести славу Его имени. Те, кто правильно относится к страданиям, будут иметь благословения в этой жизни и почести — когда предстанут пред Господом.