20. Приготовление к страданиям (4:1-6)

Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь той же мыслью; ибо страдающий плотью перестаёт грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божьей. Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению. Поэтому они и удивляются, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мёртвых. Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом (4:1-6)

Текст 3:8-22, предшествующий данному разделу, полностью сосредотачивается на верующих, которые рассеялись по причине гонений и возможной смертельной опасности со стороны мира. Несправедливые страдания за праведность также подразумеваются Петром в 1:6-9; 2:19-23; 4:14-19; 5:6-10. Чтобы духовно расти и обрести радость, христианину крайне важно знать, как встречать подобные испытания.

В этом разделе Пётр призывает верующих приготовиться к преследовани ям за праведность и, возможно, к принятию мученической смерти за имя Христа. Это призыв исполняться силой, непоколебимостью, решимостью, подобно вступающему в битву воину.

Ключевым в этом параграфе является глагол «вооружитесь», от которого исходят все побуждения повиноваться этому повелению. Глагол хоплизо («вооружитесь»), используемый в Новом Завете только в этом месте, стоит в повелительном наклонении, в среднем залоге времени аорист, буквально означая «облечься в оружие» или «возложить как оружие». Однокоренное с ним существительное хоплон обозначает «оружие» и используется в шести стихах (напр., Иоан. 18:3; 2 Кор. 6:7, 10а). Здесь представляется картина приготовления к битве.

Апостол Пётр побуждает верующих быть сильными в четырёх аспектах, когда праведность повлечёт за собой страдания и, возможно, даже мученическую смерть. Верующие будут тверды в готовности принять гонения, когда будут вооружены пониманием отношения Христа, пониманием Божьей воли, преображения от прошлого и надеждой на вечную жизнь.

Отношение Христа

Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь той же мыслью; ибо страдающий плотью перестаёт грешить (4:1)

Союз «итак» указывает на слова, записанные Петром в предыдущем разделе относительно того, что на кресте Христос претерпел величайшие страдания и умер, понеся божественное осуждение, — праведный за неправедных. Тем не менее, там Он также одержал для верующих величайшую победу над грехом и его осуждающей властью, над силами ада и смерти. Крест Иисуса Христа — наивысшее доказательство, что страдания могут привести к победе над силами зла. Поскольку Христос пострадал плотью, то и верующие должны вооружиться той же мыслью. Когда Иисус пострадал плотью, Он умер (3:18; ср. Ис. 53:10; Матф. 27:50; Деян. 2:23), исполнив божественный план искупления. В тот момент, как Он взошёл на крест, Отец сделал Его грехом и проклятием за всех верующих. Павел говорит об этом: «Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием, ибо написано: „Проклят всякий, висящий на древе“» (Гал. 3:13; ср. Втор. 21:23). Он пришёл «в подобии плоти греховной в жертву за грех» (Рим. 8:3; ср. 1 Пет. 2:24; 2 Кор. 5:21). Поэтому Иисус незаслуженно испытал всю силу пагубности греха, но этим подвигом Он приобрёл спасение для Своих святых и заслужил вечную честь и хвалу из уст всех, кто будет обитать с Ним на небесах (ср. Откр. 5:8-14).

Основное оружие, обеспечить себя которым Пётр призывает верующих, — это та же мысль, или цель, которая проявилась в страданиях и смерти Христа. Эта мысль («намерение», «цель» или «понятие») означает готовность умереть, потому что христиане уверены, что смерть ведёт к величайшей победе (ср. 1 Кор. 15:26, 54-55; 2 Тим. 1:10; Откр. 21:4). Петру предоставилась такая возможность, когда он столкнулся с мученической смертью и остался верным до конца (ср. Иоан. 21:18-19).

Апостол не предлагал читателям какую-то новую идею. Ведь Господь Иисус ясно учил: «Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лук. 9:23), а если «кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Матф. 10:38-39). Процесс взятия и несения креста не имеет в себе никакого мистического подтекста и означает больше, чем просто какое-то идеальнейшее духовное посвящение. Когда Иисус говорил о несении креста, Его слушатели понимали, что Он говорил именно о казни на кресте. Они точно знали, что Иисус имел в виду: несмотря ни на что, они должны исповедовать Его Господом — даже если это означало принятие физической смерти за Него. Апостол Павел хорошо понимал принцип несения креста:

Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса открылась в теле нашем. Ибо мы, живые, непрестанно предаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь — в вас (2 Кор. 4:8-12; ср. 1 Кор. 15:31; 2 Тим. 4:6).

Тысячи мучеников на протяжении истории Церкви были готовы умереть (ср. Евр. 11:13-16, 35-38), потому что вооружились той же мыслью, что и Иисус Христос, — несмотря ни на что, быть верными Отцу, зная, что за крестом следует венец. Чем сильнее праведные страдания, тем больше награда. Эти мученики в истории Церкви понимали, что самая великая из всех победа будет одержана в смерти, потому что верующие, принявшие смерть, перестали грешить. Глагол во времени перфект подчёркивает окончательное освобождение от греха. Для Христа оно, конечно, было вечным. Он понёс проклятие греха только единократно (Евр. 7:27; 9:12; 10:10, 12, 14). И верующие могут смотреть в лицо смерти с таким же отношением, какое было у Господа. Когда они войдут в вечное состояние святого совершенства, тогда они будут свободны от всякого влияния и последствий греха (ср. 1 Кор. 15:42-43; 2 Кор. 5:1; Откр. 21:4; 22:14-15).

Иисус как предвестник одержал полную победу над грехом и смертью. После того как Он умер и воскрес из мёртвых, Он получил прославленное тело (Марк. 16:9-14; Лук. 24:36-43; Иоан. 20:19-29; ср. Фил. 3:21) и освободился от греховных влияний (бесов и лукавых людей), которым Он добровольно открылся (Матф. 4:1-11) в Своём воплощении (Иоан. 1:9-11, 14-16; Фил. 2:6-8) и взятии на Себя греха (Ис. 53:4-5; Матф. 20:28; Иоан. 1:29; 1 Иоан. 2:1-2; 2 Кор. 5:21; Евр. 2:17). Иисус добровольно «вместо предлежавшей Ему радости» принял смерть (Евр. 12:2). Знание того, что Своей смертью Он навсегда победит грех, приносило Христу радость, превышавшую любые страдания, которые Ему нужно было претерпеть в этом мире. Самое худшее, что может постичь несправедливо страдающего верующего, — это преждевременная смерть, но это и становится лучшим, поскольку означает окончательное, вечное расставание с грехом. Если для христианина целью является освобождение от греха, и это достигается посредством смерти, то страшная её угроза исчезает, и смерть даже становится желанной (ср. Фил. 1:21; 2 Тим. 4:18).

Христиане могут получить ещё большее ободрение, когда вспомнят, что делал с ними грех на протяжении всей их жизни. Грех всегда присутствует в их неискупленной плоти, всю жизнь нанося им свои удары (Пс. 37:19; Рим. 7:5; Евр. 12:1), постоянно восставая на них изнутри и распространяя свои разрушительные последствия (ср. Иак. 1:14-15). Непрекращающийся конфликт с грехом всё больше и больше побуждает христиан к полному освобождению от него (Рим. 7:18, 23-24; ср. 8:20-22; 2 Тим. 2:19) и осуществлению надежды, о которой Павел заявлял Титу, говоря, что Христос «отдал Себя за [верующих], чтобы избавить [их] от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14). И как Христос воскрес к новой жизни и свободе от греха, так и верующие после смерти воскреснут по обещанию Бога: «Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в унижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе» (1 Кор. 15:42-43; ср. ст. 44, 49).

Павел обобщает победу верующих над грехом и смертью в полных драматизма кульминационных словах о воскресении:

Когда же тленное это облечётся в нетление и смертное это облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «Поглощена смерть победой». «Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа?» Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15:54-57)

Божья воля

чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божьей (4:2)

Всякий грех является непослушанием Божьей воле. В этом смысле любой грех является прямым актом противления верующих Богу (ср. Пс. 50:6). В Новом Завете есть много призывов к послушанию, подчёркивающих это. Например, в заключительных словах Нагорной проповеди Иисус конкретно предупреждал слушателей о непослушании. Он ссылался на закон как на «слова Мои эти».

Итак, всякого, кто слушает слова Мои эти и исполняет их, уподоблю человеку благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает эти слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое (Матф. 7:24-27).

Когда наступит конец, тех, кто не подчинился Божьей воле (Матф. 25:4146; Иуд. 15), и даже тех, кто считал себя послушным, постигнет осуждение. Христос сказал: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“ — войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21).

Павел повелевает верующим: «Не сообразуйтесь с веком этим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2; ср. Ефес. 6:5-6; Кол. 4:12). Грех же является проявлением непослушания (ср. Неем. 9:26; 1 Иоан. 3:4) и отказом делать то, что повелел Бог (Пс. 105:24-25; 106:11; ср. Иер. 22:21; 35:146).

Надежда христиан — однажды навсегда расстаться с грехом в небе. Так как это цель и смысл их спасения, то это имеет глубокое значение для них сейчас, чтобы им остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям. Поскольку святые направляются в вечность, куда ничто нечистое не войдёт, остаток времени, данный им Богом на земле, они должны жить (био; ссылка на земную жизнь) в стремлении к этой святости — какой бы ни была этому цена. Те, кто живёт по воле Божьей, а не в соответствии с греховными желаниями людей, вооружены для победы. Пётр называет эти греховные желания похотями (греч. эпитумиа означает «страстное стремление» и в контексте подразумевает порочное желание). Он убеждает верующих больше не грешить и жить, не руководствуясь человеческими страстями (2 Тим. 2:22), укоренёнными в их неискупленной плоти (Рим. 7:17-18; Гал. 5:17), так как этим характеризовалось их состояние и жизнь (1 Иоан. 2:15-17) до уверования (Ефес. 2:1-3).

Пётр призывает верующих вооружиться посвящением в исполнении воли Божьей и оставить свои прежние грехи. К этому призывает и Апостол Павел:

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает — смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его (Рим. 6:8-12).

Преображение от прошлого

Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению. Поэтому они и удивляются, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мёртвых (4:3-5)

Этот раздел наглядно описывает трагическую, разбитую жизнь необращённых людей, которая обязательно приведёт к суду. Эти стихи являются параллелью описаниям духовного состояния погибшего человечества, а также характера и последствий греха, данными Павлом (Рим. 1:18-32; 1 Кор. 6:9-10; Гал. 5:19-21; ср. Ефес. 5:3-7; Кол. 3:5-10; 2 Тим. 3:1-7). Пётр напоминает верующим, чтобы они оставили всё это, как принадлежащее их прежней жизни во грехе и под судом. Поскольку верующие были избавлены от этой порочной жизни, их души очистились (1:22), и время служения греху прошло (Рим. 7:5; 1 Кор. 6:9-11а; Ефес. 2:1-3). Фраза «прошедшее время» (парелалутос хронос) означает хронологическое время. Глагол, переведённый как «прошедшее», стоит во времени перфект, как и последующие глаголы «поступали» (катергазомай, «производить») и «предаваясь» (пореуомай, «проводить жизнь»). Дополняя друг друга, эти три глагола, употреблённые во времени перфект, показывают, что для верующего его греховное прошлое — это закрытая книга, и её сказание о грехе закончилось. Слово «довольно» (аркетос) в этом контексте означает «более чем достаточно». Читатели послания всю свою прошлую жизнь грешили, более чем достаточно поступали по воле языческой (т.е. по воле неверующих) и жили, удовлетворяя греховные страсти (ср. Ефес. 2:1-3). Слово «воля» (боулема) несёт в себе смысл намеренного стремления. Сердца неспасённых людей делают выбор жить по своим греховным страстям, и это является частью того, что Пётр ранее назвал «суетной жизнью» (1:18).

Этот прежний нрав предавался жизни с конкретным образом действий, который Пётр характеризует своим читателям шестью терминами. Во-первых, слово «нечистоты» (аселгейа) описывает тех, кто необузданно, неограниченно предаётся всевозможным порокам (ср. Рим. 13:13). Его также можно перевести как «распущенность», то есть пристрастие к плотским удовольствиям. Многие невозрождённые люди живут беззаконно, в открытом пренебрежении Божьим законом, выставляя напоказ свои пороки (ср. Рим. 1:21-32; 2 Кор. 12:21), тогда как другие делают это более скрытно (ср. 1 Тим. 5:24). Слово «похоти» (эпитумиа) описывает греховные страсти, которые вводят людей в подобную распущенность (ср. Иуд. 18; 1 Фес. 4:5; 1 Тим. 6:9). «Пьянство» (ойнофлугиа) буквально означает «пузырящееся вино» и указывает на опьянение алкоголика. Этот термин также может обозначать последствия употребления наркотиков. Слово комос, переведённое как «излишество в пище», подразумевает участие человека в безумных пирушках или оргиях. В одном древнегреческом произведении этот термин описывает группу пьяных людей, которые громко пели и беспорядочно шатались по улицам, создавая проблемы для окружающих. Апостол заканчивает этот список двумя выражениями, которые подходят к этому описанию неконтролируемого поведения, — это питие и нелепое идолослужение. Греческое слово потос (питие) описывает попойки, в которых люди участвовали только ради того, чтобы опьянеть. Нелепое идолослужение подразумевает безнравственное, порочное поклонение ложным богам (таким как Дионис или Вакх, греческий бог виноделия), сопровождавшее эти оргии излишества в пище и питии.

Ходя по этим путям в своей прежней жизни, они достаточно поучаствовали в тех позорных грехах, поэтому, уверовав, не должны были возвращаться к ним. Воспоминания о боли и страданиях, причинённых этими деяниями, должны побуждать верующих к старательному уклонению от подобного рода поведения, особенно в свете их нового образа жизни, целью которого является стремление войти в святое место, где греха не будет никогда.

Эти грехи настолько прочно вошли в жизнь читателей Петра, что когда они оставили прежний образ жизни, то их бывшие друзья, всё ещё невозрождённые, удивлялись (ксенизо), буквально «были изумлены, шокированы» или возмущены, принимая это как личное оскорбление. Жизнь в грехе была таким обычным делом для неверующих (ср. Пс. 63:6; Иоан. 8:34; 2 Пет. 2:14), что они не только удивлялись, наблюдая за изменённой жизнью христиан (ср. 1 Фес. 1:9), но даже возмущались тем, что новообращённые верующие больше не участвовали с ними в том же распутстве. Это выражение представляет толпу людей, отчаянно бегущих вперёд, что один толкователь описал как «эйфорическую гонку охотников за удовольствиями». Словом «распутство» переведены два греческих слова: анахусис и асотиа. Анахусис описывает потоки воды, собирающиеся вместе и разливающиеся в избытке, а асотиа — состояние, когда человеческий разум настолько развращён, что не думает ни о чём, кроме греха и удовлетворения своих греховных страстей. Нет нужды говорить, что у христиан уже нет подобного стремления к бессмысленной погоне за страстями, которые ввергают людей в неудержимое распутство.

Бывшие друзья становятся врагами и подчас злословят тех, кто не участвует с ними в греховных делах. «Злословить» (бласфемео) означает «богохульствовать», «поносить» или «говорить зло» о человеке. Документы древности, — как христианские, так и светские, — приводят достаточное количество доказательств того, что причиной ненависти и поношения со стороны неверующих было нежелание христиан участвовать в светских развлечениях и безбожных церемониях, а также отказ от участия в идолопоклоннических, безнравственных мероприятиях. Это вело к незаслуженным гонениям и страданиям за праведность.

Однако Пётр уверяет читателей, что те, кто поносит и гонит верующих, дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мёртвых. Такие злые противники увеличивают свою вину перед Богом, расплачиваться за которую они будут всю вечность. Имеющий вскоре судить, в конечном счёте, потребует отчёта за их действия (ср. Матф. 18:23-24). И живые (на тот момент, когда писал Пётр), и мёртвые (уже умершие) — все будут судимы, «так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3:19; ср. Матф. 25:31-33, 41-46). Апостол Павел, вероятно, нагляднее всего описал суровость суда над неверующими гонителями:

Ибо праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, — покоем вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его (2 Фес. 1:6-9).

Бог готов вершить беспристрастный суд (1:17), но в то же самое время, поскольку весь суд передан Иисусу Христу (Иоан. 5:22-27), через Своего Сына Отец будет судить тех, кто противодействует христианам:

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни. И судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр. 20:11-15).

Надежда на вечную жизнь

Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом (4:6)

И, наконец, верующие должны вооружаться надеждой на существование вечной жизни. Бог пообещал им, что смертью они победят грех, избегут последнего суда и в святом совершенстве войдут в вечные небеса. Таким образом, Пётр напоминает своим читателям, что для того Евангелие (спасительная весть о Христе) и было благовествуемо (объявлено) мёртвым (тем, кто слышал и поверил в него, но умер до того, как писал Апостол). Некоторые из читавших это послание знали этих святых и то, что кто-то из них принял мученическую смерть. Хотя некоторые из верующих подверглись суду по человеку плотью (т.е. умерли смертью мучеников), они победно живут по Богу духом (ср. Евр. 12:23). Суть сказанного Петром в следующем: вопреки угрозе несправедливого обращения и возможной смерти верующие должны без боязни принимать страдания, зная, что всё, что может сделать смерть, — это торжественно ввести их вечный дух в Небесное Царство.

В ранней Церкви были сомнения относительно верующих, которые умерли и пропустили возвращение Господа, ведь тогда они лишатся обещанной славы, особенно если они погибли от рук врагов Иисуса Христа. Павел написал фессалоникийцам знаменитые слова о восхищении, чтобы заверить их, что такие умершие не лишились обещаний, связанных с возвращением Христа:

Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, чтобы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. Ибо это говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господа, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божьей, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга этими словами (1 Фес. 4:13-18).

Как Христос, будучи распят, был жив в духе и воскрес из мёртвых, так и верующие могут испытать физическую смерть, и их дух также останется живым, войдя в обещанную вечную жизнь. (См. обсуждение текста 3:18-20 в предыдущей главе).

Никакое давление со стороны врагов Евангелия и никакие незаслуженные гонения со стороны безбожного мира не могут отнять победу у верующих;

страдания за праведность совершенствуют их, укрепляют их духовные силы, смиряют их, побуждают молиться, умножают их награду, и когда враги Христа лишают их жизни, они достигают своей высшей цели и вечной цели Бога — навсегда расстаются с грехом.

Павел понимал это, когда писал:

Поэтому мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4:16-18).