21. Духовная обязанность во враждебном мире (4:7-11)

Впрочем близок всему конец. Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу — каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей. Говорит ли кто, говори как слова Божьи; служит ли кто, служи по силе, какую даёт Бог, чтобы во всём прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (4:7-11)

Начиная с конца 1960-х и большую часть 1970-х годов, благодаря так называемому «движению Иисуса», евангельская церковь в Северной Америке переживала обновление и развитие, отмечавшееся повышенным интересом к изучению Библии и, как следствие, к благовестию и ученичеству, особенно в колледжах и университетах. Появились новые переводы и парафразы Писания (напр., Живая Библия, Библия «Благая весть», Новая международная версия), а другие современные переводы получили большее признание (напр., Исправленная стандартная версия, Новая американская стандартная Библия, Новая английская Библия). В то же время быстрыми темпами стало развиваться христианское теле- и радиовещание, издательство христианской литературы и музыкальное служение. Появилось множество новых независимых церквей, которые совместно с некоторыми существующими евангельскими церквами переживали быстрый количественный рост. Некоторые построили большие храмы и другие здания, и в какой-то степени эти церкви стали предшественниками сегодняшних мега-церквей.

Однако современные тенденции евангельского христианства весьма далеки от времени, когда возрождение и обновление его основывалось на Библии. Философия роста церквей, «чувствительных к ищущим», направленная на угождение чувствам неверующих, со своим духом инклюзивизма и уменьшения значения доктринальной ясности и любви к истине переняла мирские маркетинговые стратегии и создала популярное «евангелие», доминирующее сегодня в христианстве. Всё больше удаляя обличение из проповеди и соответственно теряя контроль над содержанием библейской вести, церковь демонстрирует эгоцентричность, основанную на мирской психологии, прагматизме и стремлении сделать неверующих «экспертов», по сути, самыми влиятельными консультантами в церкви (Более обширный и глубокий анализ этих феноменов см. в Джон Мак-Артур «Благовествование Христово» [SEND International, 1996];The Gospel According to the Apostles [Nashville: Word, 1993, 2000]; Why One Way? [Nashville: W Publishing Group, 2002]; и Hard to Believe [Nashville: Thomas Nelson, 2003]).

Стремление к признанию в глазах мирского общества — более скрытая и коварная угроза для духовного здоровья церкви, чем богословский либерализм, который хорошо изучен, а потому легче выявляется и обличается. Мирское христианство внешне вроде бы придерживается истины, однако незаметно подрывает её. Оно воздействует на эмоции, предлагая музыку в стиле «поп», сентиментальные переживания, внимание к внушённым самому себе нуждам и практические приёмы по решению проблем (подчас взятые из маркетинговых опросов) вместо библейских ответов на вопросы о законе, грехе, прощении и праведности.

Современная церковь крайне нуждается в духовном пробуждении, а произойдёт это только тогда, когда верующие выйдут за пределы личных желаний и будут стремиться думать, говорить и жить так, как учит Писание. Тогда церковь будет не просто массой людей, а духовной силой перед лицом враждебного мира. С этой целью Апостол Пётр в данном отрывке наставляет христиан, рассматривая три основные стороны наших обязанностей: побуждение к духовным обязанностям, объяснение духовных обязанностей и смысл наших обязанностей.

Побуждение к духовным обязанностям Впрочем близок всему конец (4:7а)

Греческое слово телос, переведённое как «конец», не обязательно подразумевает прекращение, окончание или хронологический итог. Скорее всего, здесь оно означает «завершение», «исполнение», «выполненная задача» или «достигнутая цель». В этом контексте данное слово указывает на Второе пришествие Христа. Под словом «конец» для читателей Петра не имелось в виду завершение гонений. Также не имел в виду Апостол и близкую смену власти, которая привела бы к более открытому отношению к верующим. Его ссылка на исполнение всего показывает, что он говорит о возвращении Господа (ср. Деян. 3:21; Кол. 3:4; 2 Фес. 1:10; 2 Тим. 4:1, 8; Евр. 9:28; Откр. 20:11-13).

Глагол эггикен, переведённый как «близок», означает «приближается». Время перфект указывает на завершившийся процесс с являющейся итогом близостью — событие (возвращение Христа) вот-вот произойдёт; оно может случиться в любой момент (ср. Матф. 24:37-39; Рим. 13:12; 1 Фес. 5:2; Откр. 16:15; 22:20). Поэтому христиане, в знак верности, должны жить в постоянном предчувствии или ожидании. То, что Пётр жил ожиданием этого события, очевидно, поскольку ранее в послании он ободрял читателей, что они хранимы Божьей силой «ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1:5) — «в явление Иисуса Христа» (1:7; ср. 1:13; 2:12). Многие другие ссылки Нового Завета также подчёркивают важность ожидания верующими скорого возвращения Господа (Марк. 13:35-37; Лук. 12:40; 21:36; Иак. 5:7-9; 1 Кор. 1:7; 1 Тим. 6:14; Тит. 2:13).

Евреи, жившие во дни земного служения Христа, стали свидетелями завершения старого завета и введения нового. Вся ветхозаветная система церемоний, обрядов, жертв, священства и приношений завершилась, когда завеса в храме разодралась надвое и вход в Святое святых открылся для всех (Матф. 27:51; Иоан. 19:30; Евр. 10:14-22). В 70 году по Р.Х. Бог завершил этот переходный период, совершив суд руками римской армии под предводительством генерала Тита, разрушившей Иерусалим и храм. Так исполнилось пророчество Иисуса, сказанное Апостолам: «И выйдя, Иисус шёл от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: „Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено“» (Матф. 24:1-2).

Апостол Павел пишет коринфянам о неожиданном восхищении Церкви, первом событии в последовательности, ведущей к возвращению Христа и Его земному правлению:

Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит — и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному этому надлежит облечься в нетление, и смертному этому — облечься в бессмертие (1 Кор. 15:51-53).

В этом событии Бог за долю секунды, требуемой для преломления луча света в зрачке глаза, облачит всех христиан в бессмертие (ср. 5:4; Фил. 3:21; 2 Тим. 4:8). Это событие является и неожиданностью, и тайной, показывая, что Бог ещё не открыл всех его подробностей, включая время.

В отношении восхищения Павел объясняет фессалоникийцам:

Ибо это говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господа, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божьей, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздухе, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:15-17).

Местоимение «мы» показывает веру Апостола в то, что Христос мог вернуться ещё при его жизни. Поэтому сегодня церковь должна жить с намного большим ожиданием (ср. Иак. 5:7-8).

Автор Послания к Евреям призывал читателей продолжать собираться вместе и ободрять друг друга, потому что день возвращения Христа приближался (Евр. 10:25). С тех пор прошло почти две тысячи лет, и Его приход ещё ближе. Поэтому сегодня ещё важнее, чтобы верующие не пренебрегали собраниями для назидания и утешения друг друга в божественной истине (ср. Деян. 2:42; Рим. 15:5-7; Евр. 3:13; 10:24-25; 12:26-28).

Апостол Иоанн, приближаясь к концу жизни, был твёрдо убеждён, что возвращение Христа со всеми сопутствующими этому событиями и явлениями, открытыми свыше ему в видениях откровения, могло произойти очень скоро. Под вдохновением Духа он свидетельствовал об этой истине и о благословениях христианской жизни, постоянно ожидающей этого события (ср. Откр. 1:3; 22:20).

Перед Своим вознесением Иисус сказал Апостолам: «Не ваше дело знать времена или сроки [установления Его земного Царства], которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7; ср. Матф. 24:36). Несмотря на то, что Бог хочет, чтобы верующие сосредотачивались на надежде пришествия Христа, Он решил не открывать точное его время. Если бы верующие знали, что время пришествия Христа ещё далеко, то могли бы потерять мотивацию и самоуспокоиться, либо же, — зная о его близком наступлении, — по мере приближения этого дня впасть в панику. Постоянное ожидание устраняет обе крайности, чтобы все христиане на протяжении истории Церкви могли жить в библейски сбалансированном предвкушении.

Понимание того, что первая часть Пришествия Христа (взятие Церкви) уже близко, побуждает верующих к святой жизни. Апостол Иоанн пишет об этом так:

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! Мы теперь дети Божьи, но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Иоан. 3:1-2; ср. 2 Кор. 5:10).

Также осознание того, что Иисус, придя, будет судить нечестивых (4:5; ср. 2 Фес. 1:6-9), побуждает святых к благовестию. Павел говорил об этом так: «Зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашей совести» (2 Кор. 5:11).

Даже ранняя Церковь уже находилась в последние дни (1 Иоан. 2:18), начавшиеся с Первого пришествия Христа (Евр. 1:1-2). Павел подробно описывает Тимофею духовную атмосферу его времени, чтобы, трудясь в церкви, Тимофей знал, чего ожидать:

Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрёкшиеся. Таковых удаляйся (2 Тим. 3:1-5; ср. 4:3-4; 1 Тим. 4:1-3).

Автор Послания к Евреям предоставляет дополнительный комментарий о роли Христа и о последних днях:

Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей. И как людям положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы взять на Себя грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр. 9:26-28).

Первое пришествие Господа принесло спасение вследствие Его смерти на Голгофе. Посредством искупительной жертвы Христа Бог освободил верующих из царства тьмы, простил их грехи и перевёл в Царство Своего Сына (Кол. 1:13-14; ср. Пс. 102:12; Матф. 26:28; Деян. 26:18; 1 Иоан. 1:7; 1 Кор. 1:30; 2 Кор. 5:19; Ефес. 1:7; 2:13; Кол. 2:13; Евр. 9:14). Христос пришёл наглядно показать Свою власть, провозгласить Своё Царство и победить грех и смерть (ср. Пс. 44:7; Ис. 9:7; Иер. 23:5; Матф. 12:28; 18:3; Марк. 1:15; Лук. 10:9, 11; 11:20; 17:21; Иоан. 18:36; Рим. 14:17; Евр. 1:8; 12:28). Сейчас Церковь живёт в последние дни этого духовного, внутреннего царства. Возвращение Христа и суд приведут к установлению Им Тысячелетнего земного Царства (ср. Ис. 65:17-25; Иез. 37:24-25; Ос. 3:5; Зах. 14:16-21; Откр. 20:1-6), прежде чем праведные войдут в вечное новое небо и новую землю, где будут обитать вовеки (ср. Матф. 25:34; Иоан. 14:2; 2 Пет. 1:11; 3:13; Евр. 12:22-24, 28; Откр. 3:21; 7:16-17; 21:1-4; 22:3-4).

Другие места Нового Завета подтверждают увещание Петра верующим, которые должны жить святой жизнью, ожидая грядущего прихода Иисуса Христа (ср. 2 Пет. 3:11-13; 1 Иоан. 2:28; 1 Кор. 1:7; 16:22). Однако Писание не призывает к эсхатологическим крайностям (напр., установление даты, чрезмерное увлечение скрытыми подробностями, неразумные предположения о взаимосвязи нынешних событий с эсхатологическими или изоляция от общества и уклонение от обязанностей в пассивном ожидании Его прихода). Иисус учил:

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, чтобы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им (Лук. 12:35-37).

Христос, когда вернётся, станет служить тем, кто терпеливо ожидал этого дня. Но Он также предупреждал верующих бодрствовать и быть готовыми к этому событию (Матф. 24:42-44), потому что они не знают точного часа или даты Его явления (ср. 2 Пет. 3:10).

Апостол Павел утверждал, что настоящего христианина отличает желание угождать Господу: «И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле: доброе или худое» (2 Кор. 5:9-10). На том суде христиане предстанут перед Христом, чтобы дать отчёт о своей жизни. Он не будет судить их за грехи, потому что Его жертва на кресте уже омыла их грехи. На том суде Господь наградит всех верующих за добрые дела, оценивая их эффективность, посвящение, верность и пригодность в служении Ему (ср. 1 Кор. 3:10-15; 4:1-5). Осуществление этой будущей реалии должно вселять в каждого верующего желание всегда быть чистым (2 Пет. 3:14, 18), как это было у Апостолов Павла (Фил. 3:14; 2 Тим. 4:7-8) и Иоанна (1 Иоан. 3:2-3).

Объяснение духовных обязанностей

Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота.

Служите друг другу — каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей. Говорит ли кто, говори как слова Божьи; служит ли кто, служи по силе, какую даёт Бог (4:7б-11а)

Все эти обязательные к исполнению повеления ясно показывают, что любой, кто по-настоящему принимает Иисуса Христа, должен сначала подсчитать, сколь высока цена этого поступка. Следование за Иисусом требует полного самоотречения и добровольного послушания Его господству даже до смерти. «Ко всем же сказал: „Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною“» (Лук. 9:23; больше оцене ученичества см. в John MacArthur, Hard to Believe [Nashville: Nelson, 2003]). Свидетельствуя другим, верующие должны также призывать их помнить о цене следования (Матф. 19:21; Лук. 9:59-62; 14:26-33; ср. Матф. 13:44-46). Хотя весть Евангелия — это призыв подчиниться Христу, это, тем не менее, нежный призыв. Иисус сказал: «Возьмите иго Моё на себя… ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Матф. 11:29, 30). Цена ученичества высока, но его итог — вечная радость, а цена отвержения намного больше, так как влечёт за собой вечные ужасающие последствия (ср. Пс. 9:18; Прит. 13:15; Ис. 33:14; Матф. 8:12; 13:42; 25:41; Лук. 16:23). Жизнь без Христа рано или поздно повлечёт за собой гнетущее чувство вины, горькое разочарование, неразрешимые проблемы, а в итоге — вечное осуждение. Парадоксальность ученичества в том, что следование за Христом стоит дорого, но оно легко (ср. Матф. 11:28-30; 1 Иоан. 5:3); оно требует полной самоотдачи, но приносит вознаграждение (ср. Иак. 1:12; Рим. 2:7; 8:17-18; Евр. 4:9; 10:35; Откр. 2:10; 3:21; 21:7).

Бог не только призывает учеников повиноваться Его повелениям, но и силой Духа Святого, действующей через Писание, даёт им способность исполнять эти повеления (Ефес. 5:15-21; Фил. 4:13; Кол. 3:16-17; ср. 2 Тим. 1:7-8). Поскольку мир постмодернизма настолько сложен, современное христианство часто ошибочно заключает, что решать проблемы и трудности верующих тоже сложно. Но основные принципы христианской жизни просты и ясны, поскольку Бог избрал простых, смиренных людей, чтобы они познавали Его цели и волю (1 Кор. 1:27-28). И благодаря возрождению верующие ещё больше стремятся повиноваться Богу и уподобляться образу Христа (Фил. 3:7-14). Грех ограничивает способность поступать правильно (Рим. 7:19), но настоящие христиане ненавидят грех и любят праведность (ст. 22-25). И справиться с испытаниями и искушениями можно, ежедневно повышая духовную дисциплину (ср. Лук. 6:40; 16:10-12; 1 Кор. 4:2; 2 Тим. 2:2), что включает необходимые духовные упражнения, укрепляющие веру и смелость (ср. Пс. 30:25; 1 Иоан. 5:4-5; 1 Кор. 16:13; Ефес. 6:16; Кол. 1:23; Евр. 11:1-2).

В этом разделе содержатся три важных составляющих, так необходимых святым, чтобы созидать благочестивую жизнь, иметь силу и эффективность в свидетельстве миру: личная святость во взаимоотношениях с Богом; взаимная любовь друг ко другу; и духовное служение, что касается ответственности перед церковью.

личная святость Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах (4:76)

То, что благочестивое мышление лежит в сердце общения с Богом, не требует доказательств. Это проявляется во взаимоотношениях между людьми. Чем больше люди знают друг друга, тем глубже будут их взаимоотношения (Рим. 12:1-2; Ефес. 4:23-24; Фил. 4:8). Слово софронео, переведённое как «благоразумны», происходит от термина, который буквально означает «быть в здравом уме» — то есть контролировать себя и не поддаваться ложному самомнению (Рим. 12:3; ср. Прит. 23:7), чрезмерным эмоциям или неконтролируемым страстям. Марк использовал его для описания бе снова- того, которого Иисус освободил от легиона бесов (Марк. 5:15). Этот глагол также означает «быть на страже ума и хранить его ясность» (ср. Прит. 4:23). Разум христианина должен быть сосредоточен на духовных приоритетах и праведном поведении (И.Нав. 1:8; Матф. 6:33; Кол. 3:2, 16; Тит. 2:11-12) — то есть на целях, которые потворствующий обману мир, находящийся под влиянием сатаны, постоянно стремится размыть, исказить и уничтожить (ср. 1 Иоан. 2:15-16). Когда разум верующих подвластен Христу (2 Кор. 10:5) и Его Слову (Пс. 1:2; 18:8, 11; 118:97, 103, 105; ср. 2 Тим. 3:15-17), они смотрят на всё с точки зрения вечности.

Святая жизнь также требует духовной бдительности. Слово «бодрствуйте» (нефо), близкое по значению слову «благоразумны», означает «быть духовно наблюдательным». Иисус выразил похожую мысль, когда призывал Своих учеников бодрствовать (Матф. 24:42; 26:41).

Благочестивое мышление и духовная бдительность крайне важны для молитвы. Молитва открывает доступ ко всем духовным ресурсам, но верующие никогда не смогут правильно молиться, если мирские стремления, незнание божественной истины или безразличие к божественным целям лишат их твёрдости (ср. 1 Иоан. 5:14-15; 1 Кор. 14:15; Евр. 10:22). Святые, которые серьёзно изучают Писание и открывают глубокие истины о Боге, имеют близкое общение с Ним (Пс. 41:2; Иоан. 14:23; 1 Иоан. 1:3; 2 Кор.

13:13). Они понимают, что имел в виду Павел, когда говорил: «Мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:16; ср. Ис. 40:13; 2 Тим. 1:7). Эта важная составляющая взаимоотношений человека и Бога иллюстрируется взаимоотношениями Святого Духа с Отцом. Павел пишет: «Испытывающий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божьей» (Рим. 8:27). Поскольку Дух Святой и Отец знают разум друг друга совершенно, в ходатайстве Духа есть совершенное согласие.

Святая жизнь становится реальностью, когда верующие ежедневно читают Слово Божье и размышляют над ним, чтобы познавать Божьи мысли и общаться с Ним согласно Его воле. Иуда называет это молитвой в Святом Духе (букв. «молясь Духом Святым», ст. 20).

взаимная любовь Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота (4:8-9)

Взаимная любовь главным образом касается взаимоотношений верующих друг с другом. Фраза «более же всего» указывает на крайнюю важность этой добродетели в христианской жизни (ср. 1 Кор. 13:13; Фил. 2:2; Кол. 3:14), а причастие, переведённое как «имейте», объединяет призывы «будьте благоразумны» и «бодрствуйте в молитвах» под главенством усердной любви друг к другу. Слово «усердная» (эктенес) говорит о растяжении или напряжении, описывая бегуна с напряжёнными мышцами, прилагающего максимум усилий. В древнегреческой литературе это слово использовалось для описания мчащейся во всю прыть лошади. Ранее в послании (1:22) Пётр также употребил однокоренное с ним наречие для описания усердия и ревности, которые должны характеризовать христианскую любовь. Эта любовь отличается не сентиментальностью, а жертвенностью, требуя приложения со стороны верующих всех духовных сил, чтобы любить, несмотря на оскорбления, травмы и непонимание (Прит. 10:12; Матф. 5:44; Марк. 12:33; 1 Иоан. 4:11; Рим. 12:14, 20; ср. Иак. 1:27; Рим. 12:15; Гал. 6:10; Ефес. 5:2).

Понятно, что истинная любовь по своей природе способна прощать оскорбления (ср. Прит. 10:12). Но толкователи расходятся в том, как понимать выражение «любовь покрывает множество грехов». Некоторые говорят, что оно указывает на Божью любовь, покрывающую грехи, а другие — что оно описывает верующих, которые, любя, не придают значения проступкам друг друга. Но, поскольку текст не объясняет этого, лучше всего понимать эту фразу как аксиому. Божья любовь или человеческая — она покрывает грех.

Слово «любовь» происходит от хорошо известного греческого термина агапе (ср. 1:8, 22; 2:17; 3:10), в котором заключено значение подчёркнуто волевого решения. Спасение является итогом решения Господа полюбить всех тех, кто поверит: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:8; ср. Иоан. 3:16; 1 Иоан. 4:19). Христиане должны следовать Его примеру, любя даже тех, кого трудно любить, потому что вокруг этого (Матф. 22:37-39) вращается «весь закон и пророки» (ст. 40), а также и их свидетельство (Иоан. 13:34-35). Заповедь быть страннолюбивыми (то есть любить странников) выводит эту любовь за круг друзей-христиан и распространяется на верующих, которых они даже не знают (ср. Евр. 13:2).

По закону Моисея евреи должны были оказывать гостеприимство странникам (Исх. 22:21; Втор. 14:29; ср. Быт. 18:1-2). Иисус похвалил верующих, которые давали пищу, одежду и приют другим (Матф. 25:35-40; ср. Лук. 14:1214). Однако дух гостеприимства не ограничивается только материальной заботой, такой как пища или ночлег. Он включает не только действие, но и бескорыстное отношение, так что всё, что делается, должно совершаться без ропота, независимо от степени жертвы. Библейскому гостеприимству чужд мирской взгляд, согласно которому рыба и гости после трёх дней начинают пахнуть.

Поскольку верующие всё ещё много согрешают (1 Иоан. 1:8; Рим. 7:1819; ср. 1 Тим. 1:15), только любовь, которая прощает и любезно открывает себя для странников, может сохранить единство церкви. Любовь также играет основополагающую роль в благовестии неспасённым. Иисус сказал Апостолам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35).

духовное служение Служите друг другу — каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божьей. Говорит ли кто, говори как слова Божьи; служит ли кто, служи по силе, какую даёт Бог (4:10-11а)

Каждый христианин получил особый (духовный) дар, способность свыше для служения телу Христа. Апостол Павел пишет: «Каждому даётся проявление Духа на пользу… Всё же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:7, 11). Как каждый орган человеческого тела имеет свою функцию, так и каждый член тела Христова (ср. 12:14).

Категории, из которых Господь берёт составляющие для даров каждого верующего, перечислены в двух посланиях Павла:

По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь — один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли — в учении; увещатель ли, увещай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием (Рим. 12:3-8).

Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания — тем же Духом; иному вера — тем же Духом; иному дары исцелений — тем же Духом; иному — чудотворения, иному — пророчество, иному — различение духов, иному — разные языки, иному — истолкование языков. Всё же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:4-11).

(Подробное объяснение этих текстов о духовных дарах см. в Джон Ф. Мак-Артур «Толкование книг Нового Завета: Послание к Римлянам 9-16» [SEND International, 1998], стр. 149-173, и Джон Ф. Мак-Артур «Толкование книг Нового Завета: 1-е Послание к Коринфянам» [Славянское Евангельское Общество, 2005], стр. 329-349).

Духовные способности каждого верующего уникальны, как если бы каждая из них была духовной снежинкой или отпечатком пальца. Бог словно обмакивает Свою кисть в различные краски, или категории даров, и на Своей духовной палитре, уникально сочетая краски, рисует каждого отдельного христианина. Бог даёт верующим не только духовные дары, выстраивая их в разном порядке (Ефес. 4:7), но и веру для их использования, как это было у Павла (ср. Рим. 12:3). Павел обобщает силу их действия следующим образом: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» (1 Кор. 12:4-6).

Поскольку Дух Святой полновластно руководит распределением духовных даров (1 Кор. 12:11), верующие не могут их заработать, вымолить или каким- либо образом вызвать (ср. Деян. 8:20). Термин дореа, переведённый в Ефес. 4:7 как «дар», подчёркивает свободное движение Его благодати и даяние даров, а слово харизма (дар) выделяет благодатный аспект того, что сделал Бог. В Новом Завете это слово описывает и духовные дары, и спасение (напр., Рим. 1:11; 6:23; 1 Кор. 1:7; 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6).

Когда верующие служат своими дарами друг другу, они служат к взаимному назиданию церкви (ср. 1 Кор. 12:7). И, наоборот, неиспользование или унижение некоторых даров (и, возможно, тех, кто ими обладает) отрицательно влияет на Тело Христово:

Если нога скажет: «Я не принадлежу к телу, потому что я не рука», то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: «Я не принадлежу к телу, потому что я не глаз», то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если всё тело — глаз, то где слух? Если всё — слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: «Ты мне не надобна»; или также голова — ногам: «Вы мне не нужны». Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, чтобы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге (1 Кор. 12:15-25).

Видные, заметные дары (напр., проповедь, поучение, благовестие) не обязательно будут самыми ценными в каждом случае. Бог рассматривает дары всех верующих как служащие к назиданию, а их использование — как необходимость для блага тела Христова. Добрые домостроители (или распорядители) — это те, кто мудро распоряжается своими духовными дарами и послушно их использует (ср. 1 Кор. 4:2; Тит. 1:7). Читатели послания были знакомы с должностью таких распорядителей (домостроителей), которые заботились о земле, финансах, продовольствии и других ресурсах владельцев. Аналогия Апостола была очевидной, ведь неиспользование некоторыми своих даров ослабляет поместную церковь, потому что другие не смогут заменить уникальные способности тех, кто не служит.

Разнообразие духовных даров описано словом «многоразличная», которое буквально означает «многоцветная» или «многогранная». Двое верующих могут иметь один и тот же дар поучения, но каждый будет демонстрировать его в уникальном сочетании благодати и веры. Это служит к назиданию и полезному духовному разнообразию в церкви. Проповеди одного служителя могут подчёркивать проявление милости и доброты, другой будет больше подчёркивать различение истины, а третий — мудрость в её применении.

Поскольку духовные дары даются по благодати Божьей, церковь не может придумать какую-то человеческую систему их раздачи. Многие христиане не всегда в состоянии чётко определить свой дар по причине его уникальности, но они могут быть полезными для Духа Святого (ср. Иоан. 14:26; Рим. 14:17; 15:13; 1 Кор. 2:10, 12-13; 2 Тим. 1:14), и тогда они увидят, как Он побуждает и использует их в служении.

Две общие категории духовных даров — это дары говорения и дары служения. Кто говорит, тот будет служить посредством проповеди, поучения, мудрости, знания и различения. Кто служит, тот будет участвовать в таких сферах как управление, молитва и милосердие, или вспоможение. И те, кто говорит, должны передавать не человеческое мнение, а слова Божьи, как они открыты в Писании (ср. Деян. 7:38; Рим. 3:2). Подобным образом и любой дар служения должен использоваться не согласно человеческой воле, а по силе, какую даёт Бог (ср. Фил. 4:13), то есть в зависимости от Святого Духа.

Смысл наших обязанностей

чтобы во всём прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь (4:11 б)

Как и во всём для верующих, цель исполнения христианских обязанностей во враждебном мире — чтобы во всём прославлялся Бог. Эти заключительные слова раздела составляют славословие — выражение хвалы и славы Богу (ср. Иуд. 25; Рим. 11:36; 14:26; Ефес. 3:20-21; 1 Тим. 1:17), правильно произносить которое христиане могут только через Иисуса Христа. Слова «во всём» указывают на все сферы обязанностей христиан.

Толкователи давно спорят, на Кого указывает местоимение «Которому»: на Бога или на Иисуса Христа. Лучше всего рассматривать это указание как благословенную и богодухновенную двусмысленность — слава и держава во веки веков принадлежат и Богу во Христе, и Христу в Боге (ср. Пс. 103:31; 112:4; 137:5; Авв. 2:14; Матф. 17:2; Иоан. 1:14; 10:30; 2 Пет. 1:16-18; 2 Кор. 4:6; Кол. 1:15; Евр. 1:3).

Верующие должны иметь желание прославлять Бога во всём, о чём они думают, что говорят и делают. Апостол Павел говорит: «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божью» (1 Кор. 10:31). Верующие будут более готовы повиноваться увещанию Павла, если побуждением для них будет несомненность и близость Второго пришествия. Это приведёт к личной святости, взаимной любви и духовному служению внутри церкви.

Пётр завершает этот раздел знакомым «аминь» — утверждением, которое означает «да будет так».

Высказывание Дж. К. Райла о святой жизни и в наше время касается всех верующих, живущих во враждебном христианству мире:

Святой человек будет помышлять о духовном. Он будет прилагать усилия, чтобы полностью сосредоточить свои чувства на горнем и не цепляться за земное. Он не будет пренебрегать сегодняшними житейскими делами, но первое место в его разуме и мыслях будет занимать жизнь будущая. Он будет стремиться жить, как тот, чьё сокровище на небесах, как странник и пришелец, идущий домой (Holiness [reprint; Hertfordshire: Evangelical Press, 1987], 37).