22. Огненные испытания (4:12-19)

Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христа, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас как убийца или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божьего; если же прежде с нас начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божьему? «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» Итак, страждущие по воле Божьей да предадут Ему как верному Создателю души свои, делая добро (4:12-19)

Летом 64 года по Р.Х. в Риме на протяжении девяти дней бушевал сильный пожар. Пламя быстро распространилось по узким улицам и охватило многочисленные тесно прилегающие друг к другу деревянные лачуги, служившие жильём для большинства горожан. Виновным в пожаре население считало императора Нерона, хорошо известного своим желанием любой ценой перестроить Рим. И когда огонь пожирал большую часть города, Нерон с ликова нием наблюдал за этим с Меценатовой башни. Военные не давали людям возможности тушить огонь и даже поджигали другие здания. Бедствие полностью деморализовало римлян, потому что многие потеряли почти всё имущество. К тому же была уязвлена их гражданская гордость. Видя, что возмущение народа императором достигает критической точки, Нерон обвинил в поджоге города христиан.

Это был хитрый ход, поскольку христиане в Римской империи уже были объектами ненависти и клеветы. Неверующие говорили, что христиане во время Господней вечери употребляют человеческую плоть и кровь (ср. Марк. 14:22-25; 1 Кор. 11:23-26), и что святое целование (ср. 5:14; Рим. 16:16; 1 Кор. 16:20; 2 Кор. 13:12; 1 Фес. 5:26) на самом деле было знаком необузданной похоти. Кроме того, римляне рассматривали христианство как секту иудаизма. Из-за растущего в то время антисемитизма общество быстро заняло антихристианскую позицию. Христианство также создавало напряжение в семьях, когда один из супругов (обычно, женщины) приходил к вере, а другой — нет. Это вызывало ещё большее возмущение по отношению к верующим.

Нерон после пожара в Риме использовал антихристианские настроения для начала гонений. Христиан поджигали, делая из них живые факелы на вечеринках в садах Нерона, зашивали в шкуры животных и отдавали на растерзание зверям, распинали на крестах и подвергали другим ужасным мучениям.

Возможно, Пётр написал это послание как раз перед гонениями, начавшимися во дни Нерона. Поэтому, как уже обсуждалось в этом толковании (1:67; 2:11-12, 19-20; 3:8-9, 14, 17; 4:1), основная, часто повторяющаяся тема послания — правильная реакция читателей на несправедливые и незаслуженные страдания. Сегодня враждебность по отношению к христианам, которые защищают Евангелие и обличают грехи мира, усиливается. Поэтому, чтобы с честью перенести нынешнюю враждебность, а также то, что ожидает их в будущем, верующим нужно обратить особое внимание на наставления о перенесении тяжёлых испытаний, которые содержатся в этих стихах. Они побуждают верующих ожидать подобных страданий, радоваться в страданиях, анализировать страдания и вверять эти страдания Богу. (Более подробное исследование темы страданий см. в Джон Мак-Артур «Сила страданий» [изд- во Христианского библейского братства св. Апостола Павла], Киев, 2007).

Ожидание страданий

Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного (4:12)

Не ожидая таких полных ненависти преследований, верующие, которым писал Пётр, были естественно удивлены, обеспокоены и смущены, когда таковые их постигли. Возможно, они ожидали, что их жизнь будет характеризоваться благословениями, привилегиями и божественной защитой. Однако то, что верующие должны ожидать принятия страданий, заключено в словах Иисуса к ученикам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Иоан. 15:18); в наставлении Павла Тимофею — «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12); и в предупреждении Апостола Иоанна — «Не удивляйтесь, братья мои, если мир ненавидит вас» (1 Иоан. 3:13). Противостояние греху и неверующему миру часто ведёт к страданиям, что является частью обещанной христианам цены ученичества (ср. Матф. 10:38-39; 16:24-26; Иоан. 12:24-26). Цена ученичества показана в словах Иисуса: никто не строит башню и не вступает в битву, заранее не рассчитав свои возможности (Лук. 14:28-32).

«Возлюбленные» (агапетос, ср. 2:11) — обычное пастырское слово, передающее нежность, сострадание, внимание и заботу (ср. 1 Кор. 4:14; 1 Фес. 2:8). Такая любовь — как бальзам на рану для израненных душ верующих, изнурённых в бурях испытаний и гонений. Сильные гонения могут привести верующих к сомнению в Божьей любви и даже к мыслям, которые когда-то побудили жену Иова произнести ужасные слова: «Ты всё ещё твёрд в непорочности твоей! Похули Бога и умри» (Иов. 2:9). Поэтому Апостол старался заверить читателей в своей и Божьей неизменной любви.

Призыв «не чуждайтесь» показывает верующим, что для многих Евангелие Христово будет оскорбительным, что, в свою очередь, приведёт к гонениям. Греческое слово зенизо означает «удивляться или изумляться» новизной чего-либо. Гонения не должны шокировать верующих. В этом же стихе Пётр использует родственное существительное зенос, переведённое как «странное», но которое также можно было бы перевести как «внезапное». Здесь Пётр ещё раз акцентирует внимание на возможности проявления гонений. Когда святые будут послушны Слову Божьему, эффективно провозглашая Евангелие, вражда со стороны неверующих неизбежна. «Мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних — запах смертоносный на смерть, а для других — запах живительный на жизнь. И кто способен на это?» (2 Кор. 2:15-16; ср. 4:3; 1 Кор. 1:18). Как гласят испытанные временем духовные афоризмы, «солнце, которое растапливает воск, делает твёрдой глину» и «Евангелие спасает и убивает» (ср. Рим. 9:15-24). Будет ли это вражда к возвещаемой ими исключительной вести, к их усилиям благовествовать или же к их благочестивой жизни, верующим нужно помнить, что трудности являются естественным итогом библейской веры (Марк. 10:30; Иоан. 16:33; 1 Фес. 3:4; 2 Тим. 2:3-4; 3:12; ср. Матф. 7:13-14).

Хотя образно термин пуросис, переведённый как «огненное искушение», описывает тяжёлые переживания гонений, он также используется, говоря о печи, в которой переплавляется металл для его очищения от шлаков (ср. Пс. 65:10; Прит. 17:3; см. также объяснение текста 1:6-7 в 3-й главе толкования). Возможно, здесь Пётр заимствует мысли из знакомого ему пророчества Малахии:

Вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и ангел завета, Которого вы желаете. Вот, Он идёт, — говорит Господь Саваоф. — И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щёлок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в праведности (Мал. 3:1-3).

Этот текст говорит об очищающем огне в отличие от поглощающего огня в 4:1, где сказано: «Ибо вот придёт день, пылающий, как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день, — говорит Господь Саваоф, — так что не оставит у них ни корня, ни ветвей». Подтверждением того, что Пётр имел в виду слова Малахии, является ссылка Апостола на «дом Божий» (ст. 17), где говорится о таком очищающем суде. Пётр говорит, что гонения служат к очищению Господом Своего храма — Своего народа.

Такое плохое обращение, которое постигнет верующих, будет посылаемо также для их испытания, чтобы удостоверить подлинность их веры (ср. Иов. 23:10; Иак. 1:3-12; Рим. 5:3; 2 Кор. 1:10; 2 Тим. 3:11). Страдания за праведность не только очищают, но, прежде всего, показывают, насколько истинными верующими являются люди. Иисус проиллюстрировал эту истину в притче о почве: «Иное [семя] упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло» (Матф. 13:5-6). Господь описал поверхностную, недостаточную реакцию на провозглашение Евангелия. Некоторые не дали семени Слова проникнуть в твёрдую почву своих сердец, и гонения вскоре показали, что их принятие Евангелия было поверхностным, ложным исповеданием (ст. 20-21).

Греческий глагол сумбайнонтос, переведённый как «приключение», может означать «случайно упасть»; он помогает христианам понять, что несправедливые страдания за Христа не случайны, а неизбежны, потому что весть о грехе, спасении и суде оскорбляет. Кроме того, эти страдания случаются по Божьему промыслу; они определяют, является ли вера человека по- настоящему живой (ср. Иов. 5:17; Прит. 3:11-12; Евр. 12:5-11; Откр. 3:19).

Радость в страданиях

но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христа, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас (4:13-14)

Греческое слово като («как»), переводимое также как «на основании чего», показывает, что вечная награда христиан прямо пропорциональна степени их земных страданий (ср. 2 Иоан. 8; Рим. 8:18; 2 Кор. 4:16-18; Евр. 11:26; Откр. 2:10). Это важные взаимоотношения, поскольку страдания показывают верность Господу Иисусу Христу, Который Сам отметил эту связь между страданиями и наградой, сказав:

Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их (Лук. 6:22-23).

Затем Пётр утешает и поддерживает тех, кто гоним, заявляя, что они участвуют в Христовых страданиях. Здесь не имеется в виду искупительный смысл страданий; не говорится здесь только и о духовном союзе с Ним, который Павел описывает в 6-й главе Послания к Римлянам. Но эти слова показывают, что верующие переживают те же страдания, которые некогда переносил Иисус — страдания за праведность. Р. К. Г. Ленски точно раскрывает значение слов Петра:

Читатели [послания] имеют общение только со страданиями Христа. Эта глубокая мысль полностью излагается Павлом в Рим. 8:17; 2 Кор. 1:7; 4:10; Фил. 1:29; 3:10; Кол. 1:24. Она указывает на слова Христа (Иоан. 15:20-21).

Мы участвуем в страданиях Христа, когда страдаем за Его имя, когда ненависть, направленная против Него, обрушивается и на нас. Нигде вы не найдёте упоминания или же мысли о нашем участии в искупительных страданиях Христа, чтобы таковые тоже стали искупительными. В Матф. 5:12 говорится, что гонения помещают нас в общество гонимых пророков (действительно, почётное место); здесь они помещают нас в общество Самого Христа, в ещё большее единение, [койнониа]. Является ли это чем-то странным и должно ли считаться таким? Нет, участие в страданиях мы должны считать присущим, естественным, ожидаемым и, как говорит Пётр (следуя Матф. 5:12), причиной радости (R.C.H. Lenski, The Interpretation of the Epistles of St. Peter, St. John and St. Jude [reprint; Minneapolis: Augsburg, 1966], 203).

Христос, хотя и был безгрешен, пострадал от рук нечестивых людей (Ис. 53:9; Матф. 26:67; 27:12, 26, 29-31, 39-44; Иоан. 10:31, 33; 11:8; Деян. 2:23). Поэтому Он обещал верующим, что и у них будет привилегия так же страдать, сказав: «Помните слово, которое Я сказал вам: „Раб не больше господина своего“. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Иоан. 15:20).

В той степени, в какой верующие несправедливо страдают, они должны радоваться, как и их Господь. Такое отношение является абсолютно неприемлемым для тех, кто не имеет надежды на небесную награду, но оно утверждается Господом, заявившим:

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Матф. 5:10-12).

Явление Его славы наступит «в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук. 17:30), что подразумевает пришествие Христа. Полная, совершенная слава утвердилась за Господом, когда Он вознёсся на небеса, но пока что она не открыта для всеобщего обозрения на земле (ср. Матф. 24:30; Фил. 2:9-11; Откр. 19:11-16). (Пётр, Иаков и Иоанн увидели явление этой будущей славы, став свидетелями преображения Христа [Марк. 9:2-3; ср. 2 Пет. 1:16-18]).

Второе использование Петром слова хайро («возрадуетесь») в ст. 13 дополняется словом агаллиао («восторжествуете»), как ссылкой на радость восхищения. Когда вернётся Христос, верующие возрадуются и восторжествуют (ср. исследование радости в 3-й главе толкования) в соответствии со своим участием в Его страданиях, которые они переносили в этой жизни. Те, кто участвует в Его страданиях, будут также участвовать и в Его славе (5:1; ср. Матф. 20:20-23). Страдания святых за праведность укрепляют их, очищают и приносят им «вечную славу» (2 Кор. 4:17); поэтому, чем сильнее их страдания, тем крепче их надежда, и тем больше их радость (ср. Иак. 1:2; 2 Кор. 4:16-18).

Имя Христа является причиной злобной ненависти мира, обращённой против верующих (Матф. 10:22; 24:9). На заре существования Церкви Его имя стало синонимичным Самому Спасителю и всему, что Он представляет (ср. Лук. 24:47; Иоан. 1:12; Деян. 2:38; 4:17, 30; 9:15; 19:17). Пётр в своей проповеди перед синедрионом заявил: «Нет другого имени под небом, данного людям, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12). Позже Апостолы «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (5:41). В видении, данном Анании из Дамаска касательно обращения Савла тарсянина и его будущего служения проповедью как Апостола Павла, Христос сказал: «Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё» (9:16). Нечестивых оскорбляет и вызывает у них вражду не само имя «Христос», а то, Кем Он являлся и что Он говорил и делал.

Эта враждебность обобщена в глаголе «злословят» (онейдизо), означающем «поносить» или «глумиться». В Септуагинте этот глагол описывает вражду, накопленную безбожниками против Бога и Его народа (Пс. 41:11; 43:17; 73:10, 18; ср. Ис. 51:7; Соф. 2:8). В Новом Завете он говорит об оскорблениях и унижениях Христа, переносимых Им от грешников (Матф. 27:44; Марк. 15:32; Рим. 15:3). В I столетии неверующих часто раздражало и приводило в ярость то, что верующие постоянно говорили о Христе, обличения Которого в адрес грешников они презирали (ср. Деян. 4:17-18; 17:1-7).

Однако вся ненависть и жестокость этого мира по отношению к христианам не уменьшает их блаженства. На самом деле, они более блаженны из-за подобных страданий, не только потому что получат вечную награду, но и потому что Дух славы, Дух Божий почивает на них, благословляя их уже в этой, земной жизни. Дух Святой пребывает на верующих не только в страданиях, как во времена временного схождения на ветхозаветных пророков, но Он находится в них постоянно (Рим. 8:9; 1 Кор. 6:19-20; 12:13), давая им сверхъестественное облегчение в страданиях. Поскольку Дух есть Бог, Его природа характеризуется божественной славой (ср. Пс. 92:1; 103:1; 137:5). Слава напоминает об облаке Шехине, которое в Ветхом Завете символизировало Божье земное присутствие (Исх. 24:16-17; 34:5-8; 40:3438; Авв. 3:3-4). Когда скиния и ковчег завета были перенесены в только что освящённый храм Соломона, «слава Господня наполнила храм» (3 Цар. 8:11). Как сияющее облако славы Шехины покоилось в скинии и храме, так сегодня Дух Святой живёт в верующих и служит им. «Почивать» (глагол анапауо в настоящем времени) означает «давать покой, отдых, делать перерыв в работе» (ср. Матф. 11:28-29; Марк. 6:31) и описывает одно из служений Духа. Покой даётся тем верующим, которые страдают за Спасителя и за дело Евангелия. Дух даёт им благодать, наделяя их терпением, пониманием и всеми плодами, которые являются совокупностью Его доброты: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

Такой покой и сила свыше сошли на Стефана, служителя церкви в Иерусалиме и её первого мученика. Когда он защищал свою веру перед иудейскими вождями, они «видели лицо его, как лицо ангела» (Деян. 6:15). В его поведении были безмятежность, спокойствие и радость — все плоды Духа — непреуменьшённые и даже увеличенные его страданиями и благодатью Святого Утешителя в нём. Синедрион пришёл в ярость, когда Стефан пересказал им ветхозаветную историю искупления — рассказ, кульминацией которого стала искупительная жертва Мессии Иисуса. Руководимый Духом покой Стефана стал очевидным, когда он, «воззрев на небо, увидел славу Божью и Иисуса, стоящего справа от Бога, и сказал: „Вот, я вижу небеса открытые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога“» (Деян. 7:55-56). И когда враги побивали его камнями, Стефан «молился и говорил: „Господь Иисус! Прими дух мой“. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: „Господи! Не вмени им греха этого“. И, сказав это, почил» (ст. 5960). Поистине Дух славы возвысил его над страданиями, даровав сладостное утешение. Этот могущественный труд Духа Святого стал побудительной причиной для последующего свидетельства Павла: «Господь сказал мне: „Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи“. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Поэтому я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:9-10).

Анализ страданий

Только бы не пострадал кто из вас как убийца или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божьего; если же прежде с нас начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божьему? «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (4:15-18)

Облегчение, даруемое Святым Духом, приходит не во всяких страданиях. Понятно, что проблемы, являющиеся результатом беззаконных поступков, не являются страданиями за праведность. Если верующий оказался убийцей или вором (преступления, за которые в древности полагалась смертная казнь), он не имеет права жаловаться на наказание или ожидать действия благодати от Духа. Тот же принцип относится и к страдающему как злодей (какопойос) — термин с более широким значением, который включает все преступления без исключения (ср. 2:14; 3 Иоан. 11).

Неожиданное включение термина аллотриепископос («посягающий на чужое»), употреблённого в Новом Завете только здесь и сначала кажущегося незначительным в сравнении с предыдущими словами Петра, показывает, что все грехи, а не только преступления, лишают утешения и покоя Духа Святого. Буквально это слово означает «подстрекатель», «смутьян» или «тот, кто вмешивается в дела, не соответствующие его призванию». Значение этого слова иллюстрируется увещанием Павла фессалоникийцам:

Умоляем же вас, братья, … жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам (1 Фес. 4:10-11).

Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещаем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб (2 Фес. 3:11-12).

Христиане никогда не должны быть подстрекателями или смутьянами в обществе или на рабочем месте (ср. 1 Тим. 2:1-3; Тит. 3:1-5). Они могут обличать грехи в жизни других верующих, помогать применять церковное наказание, излагать Евангелие неверующим и призывать других верующих к большему благочестию; но в личные дела других людей, которые их не касаются, верующие не должны вмешиваться. Конкретно Пётр имел в виду политическую активность и гражданские волнения — разрушительную или незаконную деятельность, которая мешает нормальному функционированию общества и правительства. Такая деятельность вынудит власти прибегнуть к правосудию (Рим. 13:2-4; более подробное обсуждение этих вопросов см. в 13-й главе). Верующие не должны рассматривать это наказание как гонения за веру, это будет неправильным. Если они поступают не по вере и создают проблемы и возмущение в обществе или навлекают на себя вражду и гонения со стороны властей, то они имеют не больше прав ожидать облегчения от Святого Духа, чем если бы они были убийцами. То, что Пётр в список грехов включил термин аллотриепископос, может означать, что некоторые верующие в своём рвении к истине и возмущении язычеством выходили за рамки искренней и законной заботы о Евангелии, создавая проблемы в обществе.

Припоминаю разговор с русским пастором, который много пострадал в советское время. Я спросил, протестовал ли он или другие христиане против той формы правления. Он ответил, что они были твёрдо убеждены в том, что подвергаться притеснениям и гонениям со стороны властей можно только за дело Евангелия. Церковь в Советском Союзе, по сути, ещё более укреплялась в подобной обстановке, и он искренне удивлялся, как верующие в Америке могли быть святыми, не страдая за Евангелие.

Если кто страдает как христианин, такие страдания дают право на благословение Святого Духа. Он не должен стыдиться (айсхуно, «посрамлённый»), но, наоборот, имея благословения этого сверхъестественного утешения, должен прославлять Бога за такую участь. Верующие I столетия называли друг друга братьями (Деян. 1:15-16; 6:3; 9:30; 12:17; 15:13), святыми (Деян. 9:13; Рим. 8:27; 15:25; 1 Кор. 16:1) и последователями Пути (Деян. 9:2; 19:9, 23; 22:4; 24:14, 22). Однако по иронии имя «христианин» не было взято верующими себе с самого начала; напротив, данное им миром, вначале оно было ироничным прозвищем, которое связывалось с ненавистью и гонениями (ср. Деян. 11:26; 26:28). Но затем для верующих оно стало и должно оставаться основным и любимым именем, определяющим их принадлежность Христу.

«Прославлять Бога» в этом контексте означает «восхвалять Его за честь и привилегию страдать за это имя» по причине того, что Он сделал, делает и всегда будет делать для Своих святых. Этот вид страданий не только производит радость в ожидании небесной награды и благословения от Бога, но также очищает церковь. Здесь мысли Петра возвращаются к образу в Мал. 3:1-3 (см. объяснение ст. 12 ранее в этой главе). Господь очистит Свой храм, Свой народ. Пришло время(кайрос), обозначающее решающий, критический момент, — в этом контексте период — начаться суду. Греческое слово крима, переведённое как «суд», относится к судебному процессу, на котором выносится решение по вопросу чьего-либо греха. Это слово описывает вопрос, требующий судебного решения (ср. 1 Кор. 6:7), и используется конкретно по отношению к божественному суду (ср. Рим. 2:5; 5:16; 11:33). Божественный суд над верующими — это Божье решение в отношении их греха, включающее наказание, и он ведёт к очищению (ср. 5:9-10) дома Божьего, а не к вечному осуждению:

Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе (Рим. 8:1).

Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром (1 Кор. 11:32).

Под домом Пётр подразумевает церковь; другие места в Новом Завете также подтверждают это значение (ср. 2:5; Гал. 6:10; Ефес. 2:19; 1 Тим. 3:15; Евр. 3:6; 10:21).

Пётр задаёт сравнительный вопрос: «Если же [суд] прежде с [верующих] начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божьему?» Ответ ясен: суд завершится окончательным осуждением нечестивых у Великого белого престола (Откр. 20:11-15; ср. Матф. 7:21-23; 25:44-46). Хотя Бог сейчас наказывает Свой народ, Его будущий суд над неверующими будет намного разрушительнее (ср. Дан. 12:2; Матф. 13:41-42, 49-50; 22:11-14; 25:41; Марк. 9:44-49; Лук. 13:23-28; 16:23-24; Откр. 14:10-11).

Намного лучше сейчас с радостью переносить страдания, будучи верующими, очищаемыми для эффективного свидетельства и вечной славы, чем впоследствии терпеть вечные мучения, предназначенные для неверующих (ср. Лук. 16:19-31). Пётр подкрепил эту истину цитатой из Прит. 11:31 в Септуагинте: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?». Наречие молис (родственное глаголу молос, «трудиться»), переведённое как «едва», означает «с трудом», «насилу» (см. использование в Деян. 14:18; 27:7, 8, 16) и показывает усилие, с каким достигают окончательного спасения через пламя незаслуженных страданий, божественного очищения и наказания:

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаётесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:7-8).

Павел утверждал эту необходимость в ответ на свои сильные страдания, которые он принимал от нечестивых иудеев, побивших его камнями в Листре. В Деян. 14:19-22 Лука пишет о страданиях Павла и его реакции:

Между тем… из Антиохии и Иконии пришли некоторые иудеи и, когда Апостолы смело проповедовали, убедили народ отстать от них, говоря: «Они не говорят ничего истинного, а всё лгут». И, возбудив народ, побили Павла камнями и вытащили за город, считая его умершим. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошёл в город, а на другой день удалился с Варнавой в Дервию. Проповедав Евангелие этому городу и приобретя довольно учеников, они возвратились в Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божье.

Это всего лишь один из случаев в длинном списке незаслуженных страданий, перенесённых Павлом. Он упоминает их в 2 Кор. 1:3-11; 4:7-18; 6:4-11; 7:5; 11:23-33, а достигли они кульминации в 12:7-10, где Павел показывает, что страдания должны были смирить и этим самым укрепить его:

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Поэтому я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.

Иисус сказал, что верующие в этом мире будут иметь скорби, гонения и даже умирать (Иоан. 16:2-3, 33). Такие страдания постигнут верующих, потому что постигли Его (Матф. 10:24-25), чтобы сделать «Вождя спасения их… совершенным через страдания» (Евр. 2:10; ср. 1 Пет. 1:11). Иисусу трудно было быть Спасителем по причине неизмеримой боли, которую Он перенёс, придя в этот греховный мир и взяв на Себя Божье проклятие за все грехи всех, кто когда-либо уверует. Если Он с таким мучительным усилием отдал Себя ради искупления грешников и если искупленные с таким большим усилием терпят, ожидая своего прославления, то как может кто- то подумать, что нечестивый и грешный, который прожил свою жизнь, не страдая за праведность (поскольку он неправеден), просто умрёт и перестанет существовать или получит место в небесах, поскольку у Бога нет ничего, кроме любви и прощения? Это неразумная мысль. Пётр говорит, что временные страдания благочестивых несравнимы с вечными страданиями нечестивых. Павел же показывает различие между земными страданиями святых и бесконечными мучениями погибших следующим образом:

[Гонения — это] доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царства Божьего, ради которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, — покоем вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся бла- говествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его (2 Фес. 1:5-9).

Вверение страданий Богу

Итак, страждущие по воле Божьей да предадут Ему как верному Создателю души свои, делая добро (4:19)

Союз «итак» подводит читателя к очевидной обязанности, которая лежит на нём в страданиях. Страждущие по воле Божьей получают ободрение, касающееся трудностей их праведной боли: на это есть воля Божья (ср. 3:7; 5:10). Зная это, верующие доверяют свои души Божьей заботе и целям. Глагол «предадут» (паратитеми) — это банковский термин, описывающий депозит на хранении. Интересоваться репутацией и квалификацией человека, которому что-либо доверяется, вполне естественно. Иисус употребил это же слово на кресте, когда предал Свой дух Отцу (Лук. 23:46; ср. обсуждение текста 2:23 в 15-й главе). Пётр побуждает верующих вспомнить, что Тот, Кому они предают свои души, является верным Создателем. Только здесь в Новом Завете Бог назван Создателем. Это потому, что все понимали: только Бог — Первопричина и Дизайнер всего существующего, Который не только поддерживает Своё творение, но и достигает Своих целей в отношении его, и совершит то, что Ему угодно — абсолютно надёжен и способен делать добро. Кто может быть лучше, чем надёжный Творец, Который всегда поступает праведно? Поскольку Бог верен Сам Себе и Своим обещаниям, то души верующих покоятся в Его силе и целях (ср. 1:3-5; Иоан. 10:27-30; 17:11-12, 15; Иуд. 24-25; Рим. 8:35-39; Ефес. 1:13-14; Фил. 1:6; 1 Фес. 5:23-24; 2 Тим. 1:12).

Псалмопевец Давид прошёл по этому пути — начиная с горестей от рук гонителей до уверенности в своём верном Создателе. Псалом 30 является прекрасным примером, показывающим, как верующий вверяет себя Богу:

На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; приклони ко мне ухо Твоё, поспеши избавить меня. Будь мне каменной твердыней, домом прибежища, чтобы спасти меня, Ибо Ты — каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя. В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины. Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю. Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие моё, знал горесть души моей и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте. Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око моё, душа моя и утроба моя. Истощилась в печали жизнь моя, и лета мои — в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли. От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня. Я забыт в сердцах, как мёртвый; я — как сосуд разбитый, ибо слышу злоречие многих; отовсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою. А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: «Ты — мой Бог». В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви светлое лицо Твоё рабу Твоему; спаси меня милостью Твоей. Господи! Да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аду. Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презрением. Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими! Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков. Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укреплённом городе! В смятении моём я думал: «Отвержен я от очей Твоих». Но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе. Любите Господа, все праведные Его. Господь хранит верных и поступающим надменно воздаёт с избытком. Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!