23. Забота о пастве (5:1-4)

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божье стадо, какое у вас, надзирая за ним не принуждённо, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду. И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (5:1-4)

«Это не случайно, что Бог сравнивает нас с овцами, — пишет Филипп Келлер, — поведение овец во многом походит на поведение людей… Некоторые ошибочно думают, что овцы заботятся сами о себе. Наоборот, они нуждаются в постоянном надзоре и уходе больше, чем какие-либо другие домашние животные» («Добрый пастырь» [Киев, Союз ЕХБ Украины, б/д], стр. 9).

Некоторых животных, например, Бог создал с необъяснимым инстинктом находить дорогу домой. Но если овцы попадут в незнакомую местность, они совершенно теряют ориентацию и не могут найти путь домой, о чём и говорится в притче Господа о заблудшей овце (Лук. 15:3-7). Овцы нуждаются в пастыре, который бы вёл их, заботился о них, защищал их, а иногда и избавлял их от неприятностей.

Большую часть своего времени овцы только тем и занимаются, что едят и пьют. Но если они теряются, то становятся беспомощными и не могут найти нормальную пищу и воду. Оставленные без присмотра, овцы будут без разбора есть полезные и ядовитые растения, либо потопчут и уничтожат пастбище. Их нужно водить к чистой, незастоявшейся воде, не слишком тёплой и не слишком холодной и к той, что течёт не слишком быстро. Вот почему в Пс. 22:2 псалмопевец упоминает тихие воды.

Овцы также нуждаются в других видах помощи. Поскольку их кожные железы выделяют много жирного вещества — ланолина, которым пропитывается их шерсть, то к ней цепляются грязь, трава и разный сор. И так как сами овцы не могут себя вычистить, они остаются грязными, пока пастух не пострижёт их. Между стрижками эти грязные, липкие накопления нужно удалять с шерсти под хвостом, иначе овцы не смогут испражняться, заболеют и даже могут умереть. Так как по своей природе овцы пассивны и фактически беззащитны перед хищниками, и при нападении таковых могут только в панике бежать, пастух должен постоянно быть начеку, чтобы защитить овец от нападения хищников.

Поэтому неудивительно, что Иисус сравнил заблудившиеся, сбитые с толку, грязные и духовно погибшие толпы людей с овцами без пастухов (Матф. 9:36; Марк. 6:34). Они не могли накормить себя духовно и не имели никого, кто бы мог их вести и защищать. Пророк Исаия также сравнил погибшее человечество с заблудившимися овцами: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис. 53:6).

Образы пастухов и овец были хорошо знакомы людям, жившим в преимущественно аграрном обществе I столетия, но о них нужно снова напомнить, чтобы и сегодня человек смог понять всю глубину данного наставления. Конечно, Апостол Пётр понимал этот образ, когда называл верующих Божьим стадом и повелевал пасторам пасти их. Поскольку даже верующие склонны заблуждаться, увлекаться тем, что для них не полезно, становиться нечистыми, и сами они по себе очень уязвимы, беззащитны и подчас наивны, то нужда в верных и ответственных пастырях особенно остра. А когда церковь подвергается жестоким гонениям, как это было во дни Петра, она становится ещё более уязвимой и ещё больше нуждается в сильных, благочестивых, имеющих силу пастырях. Обращаясь к пресвитерам церквей в Малой Азии (1:1) и пресвитерам церквей всех веков, Апостол Пётр даёт несколько основополагающих и критических повелений относительно служения пастырства. Эти повеления можно понять, задав в отношении этого текста четыре простых вопроса: «С чем связано пастырство?», «Кого нужно пасти?», «Как должно осуществляться пастырство?» и «Почему пастыри должны служить?»

С чем связано пастырство?

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите (5:1-2а)

Реальность того, что получатели этого послания были гонимы (4:1219) и подвергались нападкам из-за своей праведной жизни, побудила Петра умолять пастырей продолжать пасти своих бедствующих, обременённых овец. Здесь, прежде всего, следует отметить, что Дух Святой утверждает: такое духовное руководство и ответственность за церковь принадлежит пастырям. Это безошибочно и последовательно раскрывается в тех разделах Нового Завета, где говорится о церкви. Впервые пастыри, или пресвитеры (греч. пресбутерион), упоминаются в Деян. 11:30, где Лука представляет их как руководителей Иерусалимской церкви. Последующие ссылки в книге Деяний (14:23; 15:4, 6, 22, 23; 16:4; 20:17; 21:18) продолжают показывать их роль. В 1 Тим. 5:17 Павел представляет их как людей, которые управляют, трудясь «в слове и учении». А в Тит. 1:5 говорится, что в каждой церкви руководство должно осуществляться пресвитерами. Качества таких людей описаны в 1 Тим. 3:1-7 и Тит. 1:5-9. (Подробное исследование этих стихов см. в Джон Ф. Мак-Артур, «Толкование книг Нового Завета: 1-е Послание к Тимофею» [Славянское Евангельское Общество, 2000], стр. 105-139; Джон Ф. Мак-Артур, «Толкование книг Нового Завета: Послание к Титу» [Славянское Евангельское Общество, 2004], стр. 31-73).

«Умолять» (греч. паракалео) буквально означает «звать стать рядом» или, в общем смысле, «ободрять или понуждать кого-либо в определённом направлении». Родственное существительное часто описывает служение Святого Духа (ср. Иоан. 14:16-17, 26; 15:26; 16:7). Здесь Пётр обращает призыв к пастырям, как к Богом поставленным и одарённым руководителям церкви. В Новом Завете по отношению к этим людям используются три взаимозаменяемых термина: пресвитер (пресбутерион; ср. 1 Тим. 5:19), епископ или блюститель (епископос; ср. 2:25; Фил. 1:1; 1 Тим. 3:2; Тит. 1:7) и пастырь (поймен; ср. Ефес. 4:11). Титул «пресвитер», или «старейшина», подчёркивает духовную зрелость человека, необходимую для такого служения, и во многих протестантских церквах является официальным титулом для служителя. Термин «епископ», или «блюститель», описывает общую ответственность попечительства. Пастырь — это пастух, что показывает основную обязанность кормления, то есть преподавания истины Божьего Слова.

В Ветхом Завете часто упоминаются старейшины Израиля (напр., Лев. 4:15; Числ. 11:25; Втор. 25:7; 3 Цар. 21:11; Пс. 106:32; Прит. 31:23). Новый Завет также показывает, что в иудейском обществе того времени старей шины всё ещё играли важную роль (напр., Матф. 15:2; 16:21; Лук. 9:22; Деян. 4:5; 24:1). В каждой синагоге были старейшины, на которых лежала ответственность за руководство и обучение (ср. Неем. 8:4-8; 9:5; Деян. 15:21). Ранняя Церковь в общем приняла похожую модель (ср. Деян. 2:42-47; 6:4), назначая по несколько благочестивых и одарённых людей для руководства, защиты и питания каждой поместной общины (ср. Тит. 1:5). На них лежала ответственность за провозглашение истины для созидания людей и защиты их от греха и заблуждения, всегда являя пример благочестия для стада (5:3; 1 Тим. 4:12; Евр. 13:7).

Знаменательно то, что Пётр употребил слово «пастыри» во множественном числе. Данный термин в Новом Завете по отношению к этому служению всегда употребляется во множественном числе, подтверждая, что эта функция предназначалась в каждой церкви для нескольких человек. В единственном числе это слово употреблялось по отношению к руководителям церкви только в тех случаях, когда, к примеру, Апостол Иоанн называет себя старцем (2 Иоан. 1; 3 Иоан. 1) или же Пётр здесь называет себя сопастырем, и когда даются указания для обвинения конкретного пресвитера (1 Тим. 5:1, 19). Множественность благочестивых лидеров, как было задумано Господом, не только способствует проявлению большей заботы о служении (ср. Исх. 18:13-26), но и предполагает некоторые важные меры предосторожности (ср. Прит. 11:14). Во-первых, она помогает защитить церковь от заблуждений. Павел пишет церкви в Коринфе: «Пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают… И духи пророческие послушны пророкам» (1 Кор. 14:29, 32). Никто не должен был говорить или служить независимо (ср. 1 Кор. 14:26-33), не будучи подотчётным или подчинённым авторитету других учителей.

Множественность пресвитеров в поместной церкви также помогает сохранять надлежащий баланс. Господство одного лидера может привести его к неблагочестивому возвышению над паствой, часто сопровождающемуся чрезмерным акцентированием какой-либо доктрины или практики, которая не согласуется с остальным Писанием, тем самым подвергая людей опасности серьёзного доктринального заблуждения и небиблейской практики. Есть много разных служений, даров и способностей (Рим. 12:3-8; 1 Кор. 12:4-11), и каждый верующий, включая пресвитеров, обладает уникальным даром (см. объяснение текста 4:10-11 в 21-й главе), и нет двух совершенно одинаковых даров. Множественность благочестивых, одарённых пресвитеров обогащает церковь, поскольку Бог не даёт все духовные способности одному человеку. Чрезмерное возвышение одного человека (ср. 1 Тим. 3:6; 5:22) является злоупотреблением, защитой против которого служит множественность пресвитеров в церкви.

Наконец, множественность пресвитеров помогает избежать разрыва преемственности в церкви. Когда человек, бывший единственным или доминирующим лидером в церкви, уходит, не подготовив других пресвитеров, то нет никого, кто был бы способен заменить его, а это ведёт к серьёзному кризису в служении для такой церкви. В отсутствие пастыря «комитеты овец» пытаются найти нового служителя среди тех, у кого нет паствы или кто хотел бы найти другое стадо. Итогом часто является разочарование и даже разделения. Поэтому Бог определил, чтобы руководство церковью осуществлялось не одним, а несколькими пресвитерами (ср. Деян. 14:23; Тит. 1:5).

Задача пастыря несёт в себе ни с чем несравнимую ответственность перед Господом Церкви (Евр. 13:17; ср. 1 Кор. 4:1-5). Хотя она включает элементы духовного руководства, ведущего к зрелости и уподоблению Христу, и попечения о защите стада, главной её целью является кормление людей хорошими проповедями и изложением божественного откровения, которое есть источником всех этих элементов. Пётр получил инструкции о первоочередной ответственности пастыря от Самого воскресшего Господа Иисуса:

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Пётр говорит Ему: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси агнцев Моих». Ещё говорит ему в другой раз: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» Пётр говорит Ему: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси овец Моих». Говорит ему в третий раз: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» Пётр опечалился, что в третий раз спросил его: «Любишь ли Меня?» И сказал Ему: «Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «Паси овец Моих» (Иоан. 21:15-17).

Иисус дважды использовал слово боско («паси»; ст. 15, 17), которое можно было бы перевести как «корми». Слово поймайно («паси», ст. 16) включает в себя все аспекты заботы об овцах. Задача пастыря состоит не в том, чтобы говорить людям только то, что они хотят слышать (2 Тим. 4:3-4), а в том, чтобы питать и укреплять их глубокими истинами твёрдой духовной пищи, которая развивает проницательность, убеждения, стойкость, силу и эффективное свидетельство о величии спасающей жертвы Иисуса Христа. Независимо от того, какими терминами Новый Завет описывает пастыря и его задачи, в основании всего лежит первенство библейской истины. Пастырь должен питать овец.

В ветхозаветные времена, всякий раз когда духовные пастыри Израиля оказывались неспособными вскармливать людей и заботиться о них, Бог обличал их через Своих пророков. Иеремия заявляет:

«Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей!» — говорит Господь. Поэтому так говорит Господь, Бог Израилев, пастырям, пасущим народ Мой: «Вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними. Вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, — говорит Господь. — И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться», — говорит Господь (Иер. 23:1-4; ср. Иез. 34:2-16).

В своё наставление руководителям «пасите стадо» Пётр включает несколько сильных побуждений. Во-первых, уважаемый Апостол смиренно отождествляет себя с ними, называя себя сопастырем. Вместо того чтобы воспользоваться их уважением к нему, как Апостолу, и вознести себя, он сопереживает им в их задаче, как понимающий все сопутствующие труду пастыря вызовы и невзгоды (см. ещё раз Иоан. 21:15-17).

В качестве ещё одного побуждения Пётр напоминает, что он был свидетелем страданий Христовых. То, что он видел страдающего и воскресшего Христа, утверждало реальность его апостольского призвания (Лук. 6:12-16; ср. Деян. 1:12-17) и придавало ему авторитет. Слово «свидетель» (мартус) имеет двоякое значение: тот, кто лично видел и пережил что- то, и тот, кто свидетельствовал об увиденном. Поскольку многие из тех, кто свидетельствовал о своих переживаниях, связанных с Христом, были убиты, то этот термин стал обозначать того, кто был убит за христианское свидетельство (ср. Матф. 16:24-25; 24:9; Откр. 6:9; 20:4). В случае с Петром то, что он вместе с другими Апостолами был свидетелем страданий Иисуса и был послан свидетельствовать об этих страданиях, нести весть Евангелия (ср. Лук. 24:45-48; Деян. 22:15), делало его надёжным источником ободрения пресвитеров в исполнении их обязанностей. Искупительная жертва Господа стала основным акцентом в проповедях Петра (Деян. 2:14-36; 3:12-26; 4:8-12) и ведущей темой этого послания (1:11, 19; 2:21-24; 3:18; 4:1, 13).

Упоминание Петром будущей славы побуждает верующих жить в предвкушении этого события. Как соучастник в славе, которая должна открыться, Пётр мог предложить другим пресвитерам за верное служение подлинную надежду на вечную награду. Слава, которая должна открыться, подразумевает возвращение Христа (ср. 1:7-9; 4:7, 12-13; Матф. 24:30; 25:31; Марк. 13:26; Лук. 21:27; см. обсуждение текста 4:7а в 21-й главе толкования), когда Он придёт во славе, чтобы уничтожить нечестивых, наградить Своих и навеки установить Своё Царство. Пётр говорит, что и он соучастник (койно- нос) в том заключительном благословении, показывая, что и другие пастыри тоже. Сущность их надежды заключается в том, что верующие участвуют в вечной славе со своим Господом (5:10; ср. 2 Пет. 1:3; 1 Иоан. 3:2; 2 Кор. 1:1-

7; Фил. 3:20-21; Кол. 1:27; 3:4; 2 Фес. 2:14; Евр. 2:10). Однажды эти пастыри получат награду от Самого Христа, и это должно быть сильным побуждением для всех читателей (см. обсуждение текста 4:13 в предыдущей главе, а текстов 1:3-5 и 1:13 — соответственно во 2-й и 5-й главах). Конечно, предвкушение будущей славы Петром было гораздо сильнее, потому что он видел эту грядущую славу на горе Преображения (ср. Матф. 17:1-8; 2 Пет. 1:16-19).

Кого нужно пасти?

Божье стадо, какое у вас (5:26)

Этот текст ясно показывает, что на пастырей возложена исключительно серьёзная обязанность пасти не своё стадо, а Божье. Иисус Христос пришёл на землю, чтобы искупить Свою Церковь (ср. Иоан. 10:11; Ефес. 5:25-276). После того как Он вознёсся на небеса, Он послал Святого Духа поддерживать Церковь (ср. Иоан. 16:5-11; Деян. 1:4-9) посредством необходимых духовных даров и одарённых людей, способных пасти стадо, уподобляя его Христу (ср. Иоан. 14:26; 15:15-17; Ефес. 4:11-12). И тот факт, что Христос приобрёл это стадо Своей собственной кровью (1:18-19; ср. Деян. 20:28), подчёркивает ценность Церкви для Господа. По сути, греческий термин поймнион, переведённый здесь как «стадо», — это ласковое, уменьшительное слово, ещё больше подчёркивающее драгоценность церкви (ср. Иоан. 10:1-5). Толкователь Р. К. Г. Ленски вторит этому акценту, говоря:

Слово «стадо» приводит на память все связанные с пастушеством образы, встречающиеся в Писании: овцы смирные, беззащитные; они легко отбиваются от стада, нуждаются в пастыре; под его заботой они спокойны и довольны, но несчастны, когда потеряются, рассеются и т.д. «Божье стадо» было куплено за большую цену (Деян. 20:28), оно чрезвычайно ценно в Его глазах. Поэтому людям-пастырям было оказано огромное доверие, и они должны подражать Пастырю Иегове (Пс. 22:1) и Пастыреначальнику Христу (ст. 4). Как может пастырь небрежно относиться к какой-либо части Божьего стада?! Слова Петра кратки, но полны заботы и смысла (R.C.H. Lenski, The Interpretation of the Epistles of St. Peter, St. John and St. Jude [reprint; Minneapolis: Augsburg, 1966], 218; курсив в оригинале).

Как должно осуществляться пастырство?

надзирая за ним не принуждённо, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду (5:2в-3)

На ключевой вопрос о том, как пастыри должны пасти стадо, Пётр отвечает и призывом, и предупреждением. Греческое слово епископео, переведённое как «надзирая», буквально означает «присматривать» или «смотреть» за кем-то. Существительное епископос («епископ») означает «надзиратель» или «блюститель» (ср. 1 Тим. 3:1). Смысл этого слова в первом призыве состоит в том, что пастыри должны смотреть за овцами, оценивая их состояние, чтобы вести, защищать и питать их.

Второй призыв заключается в том, что пресвитеры должны осуществлять надзор, подавая пример стаду. Пастыри должны настолько участвовать в жизни паствы, чтобы показывать людям благочестивый пример для подражания. Самым важным аспектом духовного руководства и самым лучшим экзаменом на его эффективность является сила примерного поведения (ср. применение этого Апостолом Павлом в Деян. 20:17-38; 2 Кор. 1:12-14; 6:313; 11:7-11; 1 Фес. 2:1-10; 2 Фес. 3:7-9; 2 Тим. 1:13-14). Павел даже призывал своих овец подражать ему (1 Кор. 4:16; 11:1; 1 Фес. 1:6; ср. Евр. 13:7).

Духовный библейский надзор также подразумевает удаление от трёх опасностей, подстерегающих пастырей. Первая опасность, которую упоминает Пётр, — это принуждённое пастырство в противоположность ревностному, добровольному служению лидера, которое совершается охотно. Явный смысл здесь в том, что пастырь должен быть не ленивым, а усердным; иметь внутреннее побуждение, а не принуждать себя быть верным; и быть не безразличным, а ревностным в доверенном ему деле. Когда сердце полностью принадлежит Христу и руководствуется любовью к Нему и к людям, то внутреннее побуждение устраняет необходимость в каком-либо внешнем давлении.

В этом ключе Павел заявляет: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). Он определяет правильную необходимость служить, когда пишет: «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей… Любовь Христова объемлет (или ״понуждает“) нас» (2 Кор. 5:11, 14). Взгляд Павла также виден в Рим. 1:14-16, где он говорит:

Я должен и еллинам, и варварам, мудрецам и невеждам. Итак, что касается меня, я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божья ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и еллину.

Такое ревностное служение богоугодно, как угодны Господу и несправедливые страдания, совершенствующие Его святых (4:19). Те, кто пасёт народ Божий, должны со всем усердием и серьёзностью подходить к своему духовному служению, заботясь о драгоценных душах, принадлежащих Господу, ибо они дадут отчёт: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не вздыхая, ибо это для вас не полезно» (Евр. 13:17).

Вторая опасность, которой следует избегать пастырям, — искушение деньгами, материальной выгодой. В Деян. 20:33-35 Павел показывает правильное отношение к материальному:

Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои эти. Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и помнить слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (ср. 1 Фес. 2:8-9; 1 Тим. 6:6-11).

Основные требования к пресвитеру в Священном Писании также ясно показывают, что он должен характеризоваться бескорыстным посвящением жертвенному служению и не быть рабом денег и материального (1 Тим. 3:3; Тит. 1:7; ср. 2 Тим. 3:1-2). Однако это вовсе не говорит о том, что труд пастырей не нужно надлежащим образом компенсировать. Павел учил, что те, кто трудится в Слове, имеют право жить от этого служения (1 Кор. 9:7-14). На самом деле, те пресвитеры, которые трудятся усердно, с посвящением, прекрасно проповедуя Слово и заботясь об овцах, должны получать большее признание и более щедрое вознаграждение от общины (1 Тим. 5:17-18; ср. 1 Фес. 5:12-13).

По сути, «гнусная корысть» подразумевает больше, чем просто погоню за богатством, и говорит о его постыдном приобретении. Истинные пастыри никогда не станут использовать служение, чтобы красть деньги овец или нечестно их получать, как это делают лжепророки. Такое позорное поведение типично для лжепророков, шарлатанов и еретиков, которые выдают себя за служителей Божьих, чтобы самим обогатиться, а своих жертв обобрать (Ис. 56:11; Иер. 6:13; 8:10; Мих. 3:11). В своём Втором послании Пётр определённо ясно даёт характеристику лжеучителям: «Из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2:3). Истинные же пастыри, наоборот, всегда рады привилегии послужить за собственный счёт; Павел говорил коринфянам: «Я охотно буду издерживать своё и истощать себя за души ваши» (2 Кор. 12:15). Служение ради денег и личной корысти — это предательство призвания Господа Церкви, также как и лень и безразличие к людям, которые вверены пресвитерам. Никакой истинный пастырь не должен руководствоваться целью обогащения, но должен служить из усердия (протумос, «охотно, щедро, ревностно») в свете высокого звания и привилегии, данной Христом (ср. 1 Тим. 1:12-17).

И, наконец, те, кто призван быть пастырем, могут подвергнуться греховному желанию возвыситься над другими. Слово катакуриеуо, переведённое как «господствуя над», показывает глубину властвования над людьми и обстоятельствами (см. Диотрефа как пример в 3 Иоан. 9-10). Любое властное, подавляющее и запугивающее руководство с элементами демагогии — что обычно характеризует стиль и методологию руководства невозрождённых людей, — является пародией на должность пресвитера. В Матф. 20:25-28 Господь Иисус установил критерий:

Иисус же, подозвав их, сказал: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

И как бы для того, чтобы заставить пресвитеров задуматься об их ответственности, Пётр добавляет серьёзное напоминание, что пастыри не избирают себе ни ответственность, ни тех, за кого они будут отвечать. Каждому пастырю Сам Господь доверил под его ответственность стадо как наследие (клерон, «то, что дано на попечение»). Учение Христа в 18-й главе Евангелия от Матфея, первое наставление относительно жизни в церкви, подчёркивает, насколько драгоценны Его дети (верующие) и как к ним следует относиться.

И кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает. А кто соблазнит одного из малых этих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть вверженным в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть вверженным в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых этих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся. Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых этих (Матф. 18:5-14).

Почему пастыри должны служить?

И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы (5:4)

Пастыреначальник — один из самых прекрасных титулов Спасителя во всём Писании. Образ пастыря по отношению к Мессии впервые встречается в Ветхом Завете (Зах. 13:7; ср. Пс. 22:1). В Евангелии от Иоанна Иисус назван Добрым Пастырем (10:11; ср. ст. 2, 12, 16, 26-27). Автор Послания к Евреям называет Его Великим Пастырем (13:20-21). Ранее в этом послании Пётр называет Его Пастырем и Блюстителем душ (2:25).

Слово «явится» (греч. фанероо) означает «сделает очевидным», «сделает ясным» или «откроет». Здесь, как и в 5:1, ссылка делается на явление Христа при Его Втором пришествии, когда пастыри получат неувядающий венец славы. В греко-римском мире дней Петра наградами за победу в спортивных соревнованиях были не призы, медали или кубки, а венцы:

Не знаете ли, что бегущие в состязании бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвизающиеся воздерживаются от всего: те — для получения венца тленного, а мы — нетленного (1 Кор. 9:24-25).

Временные венцы ржавели, блекли или быстро увядали, если были сделаны из растений. Пётр подразумевал не какой-то неувядающий земной венец, а вечную славу, которая никогда не увянет. Термин «неувядающий» имеет один и тот же корень (амарант) с названием цветка, который якобы никогда не увядал и не переставал цвести. (Краткое исследование этого термина см. во 2-й главе, в объяснении текста 1:4). Эти слова Петра могут переводиться также как «неувядающий венец, который есть слава», что соответствует использованию родительного падежа в других упоминаниях о вечной награде. Иаков пишет о венце, который есть жизнь (1:12). Павел пишет о венце, который есть праведность (2 Тим. 4:8), и о венце, который есть радость (1 Фес. 2:19). Всё это грани вечного, нетленного благословения.

Награда вечной славы должна быть единственной причиной в желании любого пастыря верно служить. Тема будущих наград становится своеобразным побуждением для христианского служения и уже подчёркивалась Петром в этом послании (1:4-5, 13; 4:13; ср. 4:7). Величие вечного, славного венца пастыря будет пропорционально его верному служению на земле (ср. 1 Кор. 9:24-27; 2 Кор. 5:10; 2 Тим. 4:6-8; Откр. 2:10).

Забота об овцах — это серьёзная, отрезвляющая ответственность, ведь за своё служение пресвитеры подотчётны Богу. Иаков хорошо понимал её, когда предупреждал: «Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (3:1; ср. Иез. 3:17-19; 33:7-9; Деян. 20:26-27; 2 Тим. 4:1-2; Евр. 13:17). Он не пытался разочаровать по-настоящему сведущих и усердных пастырей, а напоминал целеустремлённым служителям о высоких Божьих требованиях и о награде, которую они получат на судилище Христовом (ср. 1 Кор. 3:9-15; 4:3-5; 2 Кор. 5:9-11). Перед пастырями, слугами Христа, стоит крайне трудная задача, но верное служение принесёт вечную награду в виде большего служения и радости в небесах: «Господин его сказал ему: „Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего“» (Матф. 25:23).