2. Вечное наследство верующего (1:3-5)

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силой Божьей через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время (1:3-5)

Апостол Пётр продолжает вступление в своё Первое послание захватывающим славословием в отношении чуда спасения. Он посчитал важным начать послание с радостной хвалебной песни, поскольку верующих, которым он писал, ожидали жестокие преследования со стороны римских властей. Этот раздел — гимн поклонения, предназначенный для ободрения христиан, живущих во враждебном мире. Они должны были не смотреть на свои временные тревоги, а радоваться вечному наследию.

Славословие Петра состоит из элементов, способствующих более глубокому и благоразумному прославлению Бога. Чтобы помочь церкви осознать своё вечное наследие и полнее благословлять Бога и поклоняться Ему, Пётр выделяет пять важных истин: источник, причина, назначение, природа наследства верующего и его безопасное хранение.

Источник наследства верующего Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа (1:3а)

Пётр считает, что верующим необходимо благословлять Бога. Апостол преклоняется перед Богом и призывает к этому других. Он называет Его Богом и Отцом Господа нашего Иисуса Христа, что было сугубо христианским определением. Исторически евреи благословляли Бога как своего Творца и Избавителя от египетского рабства. Божье творение показывало Его полновластие в действии, а избавление Израиля из египетского рабства — Его спасающую силу в действии. Но христиане благословляли Бога как Отца их Господа Иисуса Христа.

За исключением одного случая (когда Отец оставил Его на кресте, Матф. 27:46), каждый раз в Евангелиях, когда Иисус обращался к Богу, Он говорил: «Отец» или «Мой Отец». Этим самым Иисус шёл против иудейской традиции, согласно которой к Богу редко обращались как к Отцу, и всегда в общем смысле, а не в личном (напр., Втор. 32:6; Ис. 63:16; 64:8; Иер. 3:19; 31:9; Мал. 1:6; 2:10). Более того, называя Бога Своим Отцом, Иисус заявлял о принадлежности к Его природе. Говоря с иудеями на празднике Обновления, Христос заявил: «Я и Отец — одно» (Иоан. 10:30). Позже, в ответ на просьбу Филиппа явить Отца, Иисус сказал: «Видевший Меня видел Отца» (Иоан. 14:9; ср. ст. 8, 10-13). Иисус подтвердил, что Он и Отец обладают одной божественной природой: Он полностью Бог (ср. Иоан. 17:1, 5). Отец и Сын живут одной жизнью — Один равен Другому на глубоко личном и вечном уровне — и никто не может познать Одного, не зная по-настоящему Другого (ср. Матф. 11:27; Лук. 10:22). Никто не может заявлять о том, что знает Бога, если не знает Его в лице явленного Им Его Сына Иисуса Христа. Сам Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Иоан. 14:6-7).

Апостол Павел также говорил об Отце и Сыне, как имеющих одну природу: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (2 Кор. 1:3; ср. Ефес. 1:3, 17). Подобным образом Иоанн писал в своём Втором послании: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Иоан. 3). Всякий раз, когда Бог в Новом Завете назван Отцом, Он в основном упоминается как Отец Господа Иисуса Христа (Матф. 7:21; 10:32; 11:25-27; 16:27; 25:34; 26:39; Марк. 14:36; Лук. 10:21-22; 22:29; 23:34; Иоан. 3:35; 5:17-23; 6:32, 37, 44; 8:54; 10:36; 12:28; 15:9; 17:1; Рим. 15:6; 2 Кор. 11:31; ср. Иоан. 14:23; 15:16; 16:23; 1 Иоан. 4:14; Откр. 1:6). Бог — также Отец всех верующих (Матф. 5:16, 45, 48; 6:1, 9; 10:20;

13:43; 23:9; Марк. 11:25; Лук. 12:30, 32; Иоан. 20:17; Иак. 1:27; 1 Иоан. 2:13; 3:1; Рим. 1:7; 8:15; Гал. 4:6; Ефес. 2:18; 4:6; Фил. 4:20; Евр. 12:9).

Один толкователь называет использование Петром в ст. 3 полного искупительного имени «сжатым вероисповеданием». Всё, что говорится в Библии о Спасителе, заключено в этом звании: слово Господь отождествляет Его как полновластного Правителя; Иисус — как воплощённого Сына; а Христос — как помазанного Мессию-Царя. И включая местоимение «наш», Апостол делает это величественное звание более близким. Божественный Господь Вселенной принадлежит всем верующим, как и Иисус, Который жил, умер и воскрес для них, и Христос, Мессия, Которого Бог помазал быть их вечным Царём, дающим им славное наследие.

Причина наследства верующего по великой Своей милости (1:36)

Причиной предоставления верующим вечной жизни — участия в жизни Самого Отца, Сына и Святого Духа — была Божья великая милость. Эта божественная щедрость описана также в Ефес. 2:4-5, где сказано: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом — благодатью вы спасены» (ср. Тит. 3:5). И здесь, и в Послании к Ефесянам добавлены усилительные прилагательные (великая и «богатый»).

Милость обращает внимание на печальное, жалкое состояние грешника. Евангелие движимо Божьим состраданием к тем, кто был мёртв в грехах и преступлениях (Ефес. 2:1-3). Все верующие были когда-то в таком ужасном, беспомощном состоянии, усугублённом лживым сердцем (Быт. 6:5; 8:21; Еккл. 9:3; Иер. 17:9; Марк. 7:21-23), развращённым умом (Рим. 8:7-8; 1 Кор. 2:14) и нечестивыми желаниями (Ефес. 4:17-19; 5:8; Тит. 1:15), которые делали их рабами греха, идущими навстречу заслуженному наказанию в аду. Поэтому все они нуждались в том, чтобы Бог по Своей великой милости явил сострадание и изменил их отчаянное, погибшее состояние (ср. Ис. 63:9; Авв. 3:2; Матф. 9:27; Марк. 5:19; Лук. 1:78; 1 Пет. 2:10; Рим. 9:15-16, 18; 11:30-32; 1 Тим. 1:13).

Милость — это не одно и то же, что благодать. Милость обеспокоена жалким состоянием человека, а благодать — его виной, которая привела его к такому плачевному состоянию. Божественная милость переводит грешника из нищеты в славу (перемена состояния), а божественная благодать снимает с него вину и дарует оправдание (перемена положения; см. Рим. 3:24; Ефес. 1:7). Господь скорбит о подавленности и отчаянии неискупленного грешника (Иез. 18:23, 32; Матф. 23:37-39). Особенно ярко это проявилось во время Его воплощения, когда Иисус исцелял болезни людей (Матф. 4:23-24; 14:14; 15:30; Марк. 1:34; Лук. 6:17-19). Он мог продемонстрировать Свою божественную природу многими другими путями, но избрал исцеление, потому что оно наглядно свидетельствовало о милостивом, сострадательном сердце Бога к грешникам, страдающим от своего падшего состояния (ср. Матф. 9:5-13; Марк. 2:3-12). Чудеса исцеления, совершённые Христом, на время практически удалили болезни из Израиля и подтвердили, что сказанное в Ветхом Завете о милости Бога Отца (Исх. 34:6; Пс. 107:5; Пл.Иер. 3:22; Мих. 7:18) есть истина.

Независимо от возможности наличия у грешника добродетели или достоинства, Бог дарует милость, как Ему угодно: «Ибо Он [Бог] говорит Моисею: „Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею“. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим. 9:15-16). Он решил дать вечную жизнь в соответствии со Своим безграничным состраданием и преизобильной, бесконечной милостью, а не на основании каких-то дел или заслуг грешников (Исх. 33:19; Рим. 9:1113; 10:20; 2 Тим. 1:9). Поэтому понятно, почему Павел назвал Бога Отцом милосердия (2 Кор. 1:3).

Назначение наследства верующего

возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому (1:3в)

Пророк Иеремия однажды задал риторический вопрос: «Может ли эфиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои?» (Иер. 13:23). Эта наглядная аналогия предполагала отрицательный ответ на вопрос о том, могут ли грешники изменить свою природу (ср. 17:9). Греховная природа человечества нуждается в изменении (Марк. 1:14-15; Иоан. 3:7, 17-21, 36; ср. Быт. 6:5; Иер. 2:22; 17:9-10; Рим. 1:18-2:2; 3:10-18), но только Бог, действуя через Своего Святого Духа, может преобразить греховное человеческое сердце (Иер. 31:31-34; Иоан. 3:5-6, 8; Деян. 2:38-39; ср. Иез. 37:14; Деян. 15:8; 1 Иоан. 5:4; Рим. 8:11). Для того чтобы грешники получили вечное наследие от Бога, они должны пережить духовное преображение, заново родиться от Бога. Пётр подтверждает эту истину в конце 3-го стиха, когда говорит, что Бог возродил верующих (обсуждение текста 1:23-25 см. в 7-й главе; ср. 2 Кор. 5:17).

Иисус доступно объяснил необходимость возрождения, или нового рождения, Никодиму, видному иудейскому учителю.

Между фарисеями был некто по имени Никодим, один из начальников иудейских. Он пришёл к Иисусу ночью и сказал Ему: «Равви! Мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Иисус сказал ему в ответ: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего». Никодим говорит Ему: «Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» Иисус отвечал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божье. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа». Никодим сказал Ему в ответ: «Как это может быть?» Иисус отвечал и сказал ему: «Ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознёс змею в пустыне, так должен быть вознесён Сын Человеческий, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:1-15).

Чтобы проиллюстрировать новое рождение, Иисус упомянул о событии с медной змеёй (Числ. 21:4-9) — ветхозаветном повествовании, которое Никодиму было хорошо известно. Когда израильтяне, укушенные змеями в пустыне, признавали свой грех и справедливый Божий суд за него и смотрели на средство, предоставленное Богом для избавления (медная змея на шесте), они получали физическое исцеление от ядовитых укусов. По аналогии, если грешники хотят испытать духовное избавление, они должны признать своё греховное состояние укушенных грехом и получить спасение от духовной, вечной смерти, воззрев на Божьего Сына и поверив в Него как своего Спасителя. Иисус глубоко задел самоправедность Никодима, сказав ему то, что должны услышать все грешники — получить духовное возрождение они могут только через веру в Иисуса Христа (ср. Иоан. 1:12-13; Иак. 1:18; Тит. 3:5).

Пётр продолжает, утверждая, что возрождение приводит к обретению верующими живого упования. Неверующий мир имеет только мёртвую надежду (Иов. 8:13; Прит. 10:28; Ефес. 2:12), а надежда верующих — живая, неумирающая (Пс. 32:18; 38:8; Рим. 5:5; Ефес. 4:4; Тит. 2:13; Евр. 6:19), которая однажды придёт к своему полному, окончательному и славному завершению (Рим. 5:2; Кол. 1:27). Это надежда, которую позже описал Пётр, сказав, что «мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает праведность» (2 Пет. 3:13). Именно эта надежда побудила Павла сказать филиппийцам: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение» (Фил. 1:21). В момент физической смерти надежда верующих становится реальностью, они входят в славное Божье присутствие и полное, беспрепятственное, радостное общение с Троицей, ангелами и другими святыми (Рим. 5:1-2; Гал. 5:5).

Средством получения христианами живой надежды и вечного наследия является духовное рождение. Сила для этого была продемонстрирована воскресением Иисуса Христа из мёртвых. Иисус сказал Марфе непосредственно перед воскресением её брата Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек» (Иоан. 11:25-26; ср. 14:19). Павел наставлял коринфян важным истинам о воскресении: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё в грехах ваших» (1 Кор. 15:17). Если бы человек надеялся на Христа только в этой жизни, но не более, он бы погиб (ст. 19). Однако Христос воскрес из мёртвых и Своей победой над смертью даровал верующему живую надежду на небеса (ст. 20-28, 47-49, 54-57).

Природа наследства верующего к наследству нетленному, чистому, неувядаемому (1:4а)

Ключевым в этом разделе является слово «наследство», описывающее материальное или духовное богатство, получаемое членом семьи. Эта концепция уходила корнями в Ветхий Завет, с которым христиане из евреев, читатели послания, были хорошо знакомы. По сути, греческое слово с этим же корнем (клерономиа), переведённое здесь как «наследство», в Септуагинте используется, говоря об участках земли в Ханаане, розданных Богом всем коленам Израиля, кроме Левия (ср. Числ. 18:20-24; И.Нав. 13:32-33. См. Числ. 26:54, 56 [глагольная форма появляется в ст. 53, 55]; 34:2 [где оно используется по отношению ко всей Обетованной Земле, как общему наследству Израиля; ср. Втор. 12:9]; И.Нав. 11:23; Втор. 3:20 [об участке земли заиорданских колен]). Это слово также используется несколько раз, говоря о других видах наследства (напр., наследство дочерей Салпаада [Числ. 27:7-11]). В Ветхом Завете слово клерономиа часто переводится как «удел» или «владение».

Ветхий Завет неоднократно утверждает, что согласно прежнему завету народ Божий, народ израильский, получил наследство (Числ. 26:53-56; 34:2, 29; Втор. 3:28; 26:1; 31:7; И.Нав. 11:23; 14:1; 3 Цар. 8:36; 1 Пар. 16:18; Пс. 104:11; ср. Пс. 77:55). Пётр объясняет своим читателям, что как Израиль получил земное наследство, землю ханаанскую, так Церковь получает духовное наследство на небесах (Деян. 20:32; 26:18; Ефес. 1:11, 18; Кол. 1:12; 3:24; Евр. 9:15). Апостол напомнил им, что в разгар гонений они должны славить Бога и терпеливо ожидать обещанного Им вечного наследства (4:13; Матф. 24:13; Евр. 12:2-3; ср. Рим. 6:18; 8:18; 12:12). Поэтому он хотел расширить их познание (и познание всех верующих) о вечном благословении, которое по обещанию уже принадлежит им во Христе (ср. 1 Иоан. 3:2-3; Рим. 8:16-17). А пока что Бог трудится над совершенствованием и преображением поведения Своих детей, чтобы оно соответствовало их духовному наследию (ср. 4:12-13, 19; 5:10; Иак. 1:2-4; 5:11; Евр. 12:5-12). Слова Петра напоминают призыв Павла к колоссянам сосредоточиться на этом наследстве: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1-2; ср. Матф. 6:33; 1 Иоан. 2:15-17).

Чтобы охарактеризовать наследство, которое получают верующие, Пётр добавляет три описательных термина: оно нетленное, чистое, неувядаемое. Слово «нетленное» (афтартон) указывает на то, что оно не портится, не умирает, не разрушается. В отличие от земного наследства израильтян, которого они лишились по причине своих грехов, духовное наследство верующих никогда не будет утрачено. Наследство верующих — на небесах; это славное сокровище откроется в будущем, и его невозможно потерять.

Слово «чистое» (амиантон) описывает вещи, которые не запятнаны и не загрязнены. Всё в падшем мире запятнано и загрязнено грехом (1 Иоан. 5:19; Рим. 8:20-22), а потому всё испорчено. Это подразумевал Апостол Павел, когда писал: «Ибо знаем, что всё творение вместе стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Всё земное наследие нечисто, греховно, кроме чистого наследия, которое имеют верующие в Иисусе Христе (ср. Фил. 3:7-9; Кол. 1:12). Оно является безупречным и совершенным.

И, наконец, наследие верующего — неувядаемое. Так переведено слово амарантон, использовавшееся в древнегреческом языке для описания вечноцветущего растения, которое не увядало и не умирало. Этот термин предполагает, что верующие имеют наследие, которое никогда не потеряет своей ценности. Ничто из ветшающих материальных вещей этого мира не может повлиять на Царство Небесное (Лук. 12:33; ср. Откр. 21:27; 22:15). Никакое опустошающее воздействие или «проказа» греха не сможет испортить это дивное наследие верующего, потому что оно находится в вечной, безгрешной сфере (ср. Втор. 26:15; Пс. 88:30; 2 Кор. 5:1). Позже в этом послании Апостол Пётр снова упоминает неветшающую природу наследства церкви, говоря: «И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (5:4).

Безопасное хранение наследства верующего

хранящемуся на небесах для вас, силой Божьей через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время (1:46-5)

Заверив своих читателей в том, что духовное наследство верующего неизменно по своей природе, Пётр укрепляет их уверенность, заявляя, что наследство верующего хранится на небесах. Его природа, как и место хранения, прочна и неизменна. Слово «хранящееся» (тетеременен) означает «охраняемое» или «находящееся под наблюдением»; пассивное причастие совершенного вида несёт в себе идею уже существующего наследства, которое тщательно охраняется на небесах для всех, кто верит во Христа. Это наследство не только не утратит свой вид, но его никто не украдёт. Именно такое охраняемое и нетленное вечное наследство имел в виду Иисус, говоря:

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Матф. 6:19-21).

Небеса — самое безопасное место во Вселенной. Апостол Иоанн характеризует их как место, куда «не войдёт… ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21:27; ср. 22:14-15).

Не только наследство, но и те, кому оно принадлежит, силой Божьей соблюдаются (или сберегаются), чтобы не сделать чего-либо, могущего лишить их этого наследства. Божья сила — это Его полновластное всемогущество, постоянно охраняющее избранных Божьих. Если Бог за верующих, то никто не сможет с успехом противостать им (Иуд. 24; Рим. 8:31-39). Все составляющие этого обещания дают верующему нетленную надежду на небеса, даруя ему радость и терпение.

Непоколебимая вера христианина в Бога — свидетельство Божьего поддерживающего и защищающего труда (Иоан. 8:31; Иак. 2:17, 20-26; 1 Иоан. 5:4, 11-13; Кол. 1:21-23; Евр. 3:6, 14). В момент обращения Бог пробуждает веру в сердцах верующих и, храня их, помогает им возрастать в вере (Пс. 36:24; Иоан. 10:28; Фил. 1:6). По Божьей благодати Его всемогущая, защищающая сила, а также твёрдая вера христианина всегда взаимодействуют (ср. Дан. 6:1-23).

Эта безопасность для верующего и его наследства простирается дальше земной жизни и истории человечества к спасению, готовому открыться в последнее время. Слово «спасение» (сотериан) означает «избавление» или «освобождение». Здесь оно подразумевает вечную жизнь, полную, окончательную, которую Бог ещё не довёл до своего завершения. Новый Завет косвенно показывает три аспекта в хронологии спасения. Аспект спасения, совершившийся в прошлом, — это оправдание; он имеет место, когда человек уверовал во Христа (Рим. 10:9-10, 14-17) и освободился от наказания за грех. Настоящий аспект спасения — это процесс освящения. Верующие постоянно освобождаются от власти греха (1 Иоан. 1:9). В Ефес. 2:8 сказано: «Ибо благодатью вы спасены». В греческом оригинале время глагола подразумевает завершённое действие с продолжающимся результатом. Таким образом, спасение — это событие прошлого с продолжающимися результатами в настоящем. В-третьих, спасение также имеет и будущий аспект — прославление (ср. Рим. 13:11). В момент физической смерти верующего Бог полностью и окончательно освобождает его от присутствия греха (ср. Евр. 9:28) и вводит в Своё небесное присутствие и вечное наследство. Павел ясно выразил Тимофею свою уверенность в несомненности своего будущего наследства: «Избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства. Ему слава во веки веков. Аминь» (2 Тим. 4:18; ср. Деян. 26:18; Ефес. 1:11, 14, 18; Кол. 1:12).

В Послании к Евреям много говорится о будущем наследии верующего. В отношении к ангелам автор риторически спрашивает: «Не все ли они служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (1:14). Позже автор послания говорит это в отношении Христа и нового завета: «И потому Он — Ходатай нового завета, чтобы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (9:15; ср. ст. 28).

О будущем аспекте спасения сказано, что он готов, то есть завершён, и ожидает прибытия верующего. Но будущее спасение также связано с концом истории человечества. Пётр говорит, что оно откроется в последнее время. Наследие верующих не будет по-настоящему полным до последнего события в истории искупления, а именно до возвращения Иисуса Христа (ср. Матф. 25:34). После восхищения все верующие получат награды перед судилищем Христовым:

Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду (1 Кор. 3:11-14; ср. 2 Кор. 5:10; 2 Тим. 4:1, 8).

А полнота вечного наследия христианина будет достигнута в конце Тысячелетнего Царства, когда Бог создаст новое небо и новую землю (Откр. 21:1-27). Иоанн пишет об этом так:

И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Посредине улицы его, и по ту и по другую сторону реки, дерево жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр. 22:1-5).

Как в начале Сам Господь был уделом левитов (И.Нав. 13:33), священнического колена в Израиле, так Он является и уделом царственного священства Христа (1 Пет. 2:9). Псалмопевец твёрдо верил в это, говоря: «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня» (Пс. 15:56; ср. 72:23-26). Пророк Иеремия даже в разгар самых трудных времён крепко держался за эту истину: «Господь — часть моя, — говорит душа моя. — Итак, буду надеяться на Него» (Пл.Иер. 3:24). Христиане также наследники Божьи со Христом: «Этот самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божьи. А если дети, то и наследники, наследники Божьи, сонаследники же Христу» (Рим. 8:16-17).

Верующие обладают определёнными привилегиями спасения уже в этой жизни, но великая полнота искупления ещё не наступила. Бог обещал безмерную славу в вечном совершенстве небес, которая однажды станет осознанной реальностью для каждого верующего. Сам Бог является источником наследства верующего; оно стало доступным по Его милости и посредством нового рождения; и оно не испортится, а пребудет вечно. На эту реальность верующие могут возлагать свою надежду.