4. Величие спасения (1:10-12)

К этому-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть ангелы (1:10-12)

Начало этой истории переносит нас в конец XIX столетия, когда мальчик из английского городка гостил в сельской местности в Шотландии. В тот летний день мальчишка отправился купаться на небольшое сельское озеро. Когда он отплыл на какое-то расстояние от берега, его ноги скрутила такая судорога, что он не мог дальше плыть. Боль была очень сильной, и мальчик изо всех сил закричал, зовя на помощь. Сельский парнишка, работавший в это время на поле рядом с озером, услышал крики и во всю прыть бросился к озеру. На ходу сбрасывая одежду, он нырнул в воду, подплыл к тонущему мальчику и вытащил его на берег.

Несколько лет спустя юноши встретились вновь. Гость из города, всё ещё исполненный благодарности, рад был увидеть своего спасителя. Он спросил, какую профессию тот решил избрать. Сельский парень ответил, что хочет изучать медицину. Поскольку родители городского гостя были людьми богатыми и были очень признательны за спасение своего сына, то, услышав о выборе профессии сельским юношей, пообещали заплатить за его образование. Они выполнили своё обещание, и молодой человек сделал блестящую карьеру в области медицины.

В 1928 году этот сельский юноша, ставший к тому времени врачом и учёным-бактериологом, открыл знаменитое чудо-лекарство пенициллин. За открытие этого антибиотика в 1945 году ему и двум другим учёным была присуждена Нобелевская премия. Этим сельским мальчиком из Шотландии, который стал учёным-бактериологом, был Александр Флеминг.

Спасённый им мальчик тоже стал известной во всём мире личностью. Во время Второй мировой войны он заболел пневмонией в очень тяжёлой форме, но выздоровел, принимая пенициллин. То есть косвенно Александр Флеминг, тот самый паренёк из деревни, дважды спас его жизнь. А звали спасённого юношу Уинстон Черчилль. Он стал известным британским политиком и премьер-министром Англии во время Второй мировой войны. Интересно, что Черчилль, как и Флеминг, получил Нобелевскую премию. Но в его случае премия была присуждена в области литературы за ряд критических трудов по истории Второй мировой войны.

Чудесно спасти чью-то жизнь, ещё прекраснее спасти её дважды. Особенную важность это приобрело, когда спасённый стал такой влиятельной личностью как Уинстон Черчилль. Но жертвенный, бескорыстный подвиг Александра Флеминга не сравним с огромной ценой спасения вечных душ людей Христом. Это великое спасение и находится в центре размышлений Апостола Петра в данном разделе. Он хотел, чтобы верующие, которые будут читать это послание, сосредоточили своё внимание на этом полном, окончательном спасении от греха, сатаны, смерти и ада, которое Бог так милосердно дал им через веру в Его Сына Иисуса Христа. Какими бы трудными ни были обстоятельства или какими бы сильными ни были гонения, христиане уверенно могут держаться надежды вечного спасения. Об этом напоминает Пётр своим читателям, прославляя величие спасения.

Вряд ли есть более благословенное, многообещающее, утешающее и ободряющее слово, чем спасение. Весть Библии заключается в том, что хотя человек не может спасти себя от вечных, гибельных последствий греха (Быт. 2:17; Иер. 2:22; 18:12; Иоан. 3:19; Рим. 6:23; Ефес. 2:1-3; Кол. 2:13; 2 Тим. 2:25-26), это может сделать Бог. Он спасёт от осуждения всех, кто поверит в Него и примет Его Слово (Матф. 11:28-30; Лук. 19:10; Иоан. 1:12-13, 29; 3:1417; Деян. 10:43; Иак. 1:18; Ефес. 1:7; 1 Фес. 5:9; 2 Тим. 1:9; Евр. 7:25). Апостол Павел пишет: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:8). Бог не только любит грешников, но Он один может спасти их, поскольку «от Господа спасение» (Пс. 3:9). Более того, Бог хочет спасти грешников, Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).

Спасение, прежде всего, соответствует Божьему полновластному замыслу и цели (Рим. 8:28-30; 2 Фес. 2:13-14; Откр. 13:8). Павел напоминал Тимофею, что Бог «[спас] нас и [призвал] званием святым не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времён» (2 Тим. 1:9). Это утверждение также показывает, что Бог определил Своему Сыну быть средством спасения (ср. 2:6; Ис. 53:6, 10; Матф. 20:18-19; Иоан. 1:17; Деян. 2:22-24; 13:23-32). Ранее Павел заявил верующим в Риме: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божья ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16). И Бог повелел проповедникам возвещать, что жертва Иисуса Христа есть единственное средство спасения грешников (ср. Деян. 13:1-3; Рим. 10:14-17; 1 Кор. 1:21-25). Как обсуждалось в предыдущей главе, Пётр обращает внимание церкви на необходимость радоваться славному дару спасения (1:6-9). Независимо от того, насколько неблагоприятны их обстоятельства, христиане не должны переставать радоваться величию своего спасения: «Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его!» (Пс. 95:2; ср. Пс. 9:15; 20:2; 39:17; 70:23; 1 Пар. 16:23; Ис. 25:9; 35:10; 1 Кор. 6:20; 1 Фес. 5:16; Откр. 5:9).

Во вступительной главе этого послания Пётр раскрывает тему блаженства или величия спасения. Здесь он рассматривает спасение с точки зрения исследований четырёх Божественных представителей, имевших отношение к вести спасения: изучавших её ветхозаветных пророков, вдохновившего её Святого Духа, проповедовавших её новозаветных Апостолов и исследующих её ангелов.

Спасение было темой исследований пророков

К этому-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время (1:10-11«)

Сначала Апостол обращает внимание на спасение, упоминаемое в ст. 9, с точки зрения проводивших исследования пророков. В Ветхом Завете они были Божьими глашатаями, которые предсказывали о назначенной благодати. Затем они изучали свои собственные пророческие писания, чтобы узнать всё доступное об обещанном Богом спасении. Из всех важных истин, которые пророки получили посредством божественного откровения (ср. Ос. 12:10; Ам.

3:7; Иак. 5:10; Евр. 1: 1), истина о спасении представляла для них наибольший интерес. Все ветхозаветные пророки, от Моисея до Малахии, восхищались обещаниями спасения. Однако они не просто желали обрести спасение; они получили его. Но получили они этот Божий дар спасения, не увидев его окончательного исполнения (ср. Евр. 11:39-40), не увидев Иисуса Христа и не имея с Ним отношений. Хотя пророки писали о Мессии, они никогда полностью не понимали всего, что касалось жизни, смерти и воскресения Христа.

Внимание глубоких исследований пророков в попытке постижения личности и жертвы Мессии сосредотачивалось на назначенной благодати, которая станет доступной для грешников через принятие искупительной жертвы Христа. Спасение заключается главным образом в божественном акте спасения грешников (ср. Матф. 20:28; Лук. 24:46-47; Иоан. 12:32-33; Тит. 3:7; Евр. 9:24-28), тогда как благодать охватывает все предпосылки Божьего дела спасения (ср. Деян. 20:32; Рим. 5:15; Ефес. 2:5, 8-10; 2 Фес. 1:11-12). Пророки пытались понять Божью благодать и милость во Христе, Его прощение и доброту, незаслуженное расположение к погибающим и благословения, изливаемые на недостойных грешников. Они знали, что Божье обещание спасения по благодати выйдет за пределы Израиля и распространится на людей из всякого народа на земле (Ис. 45:22; 49:6; 52:10; ср. Иоан. 10:16; 1 Иоан. 2:2; Рим. 15:9-12; Откр. 4:8-10; 7:9).

Необходимо подчеркнуть, что слова «о назначенной благодати» не означают, что пророки ожидали спасающей благодати, которая в ветхозаветные времена не существовала. Бог по природе всегда был неизменно милостивым Богом (Исх. 34:6; Пс. 101:27-28; 114:5; Иак. 1:17). В Ветхом Завете Он был милостив к тем, кто верил в Него до прихода Христа (ср. Пс. 83:12), а после того Он стал милостив ко всем верующим (Иоан. 1:14).

Ной получил благодать от Господа (Быт. 6:8). Моисей был хорошо осведомлён об этой благодати, когда записывал принципы Божьего закона о морали и имущественных правах, как это видно в книге Исход: «Если возьмёшь в залог одежду ближнего твоего, до захода солнца возврати её, ибо она есть единственный покров у него, она — одеяние тела его: в чём будет он спать? Итак, когда он возопиёт ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерден» (Исх. 22:26-27; ср. 33:19; Быт. 43:29). Пророк Иона, даже с трудом принимая покаяние Ниневии, признал Божью благодать: «И молился он Господу, и сказал: „О, Господи! Не это ли говорил я, когда ещё был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии“» (Ион. 4:2).

Спасение всегда было доступным для грешников (Втор. 32:15; Пс. 3:9; 26:1; Ис. 55:1-2, 6-7; Ион. 2:9), и доступным оно было всегда только по благодати. Поэтому во времена Ветхого Завета никогда не возникало вопроса о том, милостив ли Бог, но великое проявление Его благодати было назначено на время прихода в этот мир Его Сына. Об этом пророчествовал Исаия:

Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает. Объявите и скажите, посоветовавшись между собой: кто возвестил это из древних времён, наперёд сказал это? Не Я ли, Господь? И нет иного Бога, кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет, кроме Меня. Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык. «Только у Господа, — будут говорить обо Мне, — правда и сила. К Нему придут… все» (Ис. 45:20-24).

Пророк открывает Божий замысел спасения для всех народов. Исаия и другие пророки не увидели осуществление спасения язычников (ср. Рим. 15:8-12; Ефес. 3:4-7), но они знали, что Мессия совершит его (Ис. 53:4-5). Они писали об удивительной благодати спасения, которая распространится намного дальше, чем они могли предполагать (ср. Втор. 32:43; 2 Цар. 22:50; Пс. 17:50; 116:1; 117:22; Ис. 8:14; 11:1-5, 10; 28:16; 65:1-2; Иер. 17:7; Ос. 1:10; 2:23). В этих пророчествах было несколько основных фактов, которые позже цитировались авторами Нового Завета, такими как Апостол Павел (напр., Рим. 9:25-26, 33; 10:11-13, 20; 15:8-12, 20-21). Во-первых, в пророчествах говорилось, что Мессия пострадает. 21-й Псалом описывает Его распятие, а 53-я глава книги Исаии — другие подробности Его страданий. Во- вторых, авторы Ветхого Завета предсказывали, что Мессия одержит победу. Псалмопевец говорит, что Бог поставит Царя Иисуса Христа на Своей святой горе, откуда Христос будет править жезлом железным (Пс. 2:6-9). В Пс. 15:10 говорится, что Бог не даст святому Своему увидеть тление — и Христос действительно воскрес из мёртвых, и сорок дней спустя вознёсся на небо (Лук. 24:1-12; Деян. 1:2-9). Пророк Исаия писал, что владычество будет на плечах Мессии и что Он будет Богом сильным, царствующим на престоле Давида (Ис. 9:6-7). В-третьих, пророки предсказывали о Мессии-Спасителе. Исаия описал задание, которое было возложено на Мессию: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис. 61:1-2). Иисус прочитал эти слова в синагоге Своего родного города и объявил Себя их исполнением (Лук. 4:16-21).

Хотя ветхозаветные пророки знали, что их пророчества говорили о будущем проявлении благодати спасения, их желание понять эти пророчества было настолько всепоглощающим и непреодолимым, что они предпринимали тщательное изучение (изыскания и исследования) своих же пророчеств. Эти два термина подчёркивают энергию, с которой пророки погружались в свои пророчества, и усердие, с которым они изучали их, чтобы лучше понять всю глубину благодати спасения.

Как сказал ученикам Иисус, «истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Матф. 13:17; ср. Ис. 6:11; Авв. 1:2). Поскольку возможности ветхозаветных пророков, включая Иоанна Крестителя, последнего из них, были ограничены, они с ещё большей решимостью изучали свои же пророчества, чтобы увидеть в них Мессию и постигнуть спасение, которое Он принесёт.

Некоторые толкователи предположили, что здесь Пётр рассматривает отношение пророков до того, как Бог дал им пророчества. Согласно такому взгляду, пророки настолько сильно желали понять всю важность спасения, что внимательно исследовали ещё не открытую для них истину. В итоге Бог дал им пророчества о Мессии, чтобы они лучше понимали Его спасительную миссию. Однако это нелогично, поскольку пророки сначала нуждались бы в божественном откровении о спасении, так как у них не было основания, на котором они смогли бы предпринять свои тщательные изыскания и исследования. Если бы пророки не имели откровения о будущей благодати, принесённой Мессией, то не стали бы искать дополнительную информацию о ней, потому что о том, чего не знают, вопросов не задают. Более того, Бог дал откровение людям не потому, что они просили или проявляли повышенный интерес к нему, или имели сильное желание узнать что-то, — Он просто полновластно избрал Своих пророков и представителей, и весть, написать которую их вдохновил (ср. Исх. 3:1-10; 1 Цар. 3; Ис. 6; Иер. 1:4-5).

Далее Пётр отмечает, что ветхозаветных пророков интересовало не просто общее учение о спасении или о Мессии. Они стремились точнее узнать, какая личность придёт как спаситель, судья, пророк, священник и царь, и когда (в которое время) это случится. Основной вопрос заключался в том: кто это и когда это произойдёт? (Здесь следует отметить, что верующие настоящего времени постоянно сталкиваются с подобными вопросами по отношению к новозаветным пророчествам о будущем. Они знают события, описанные в Библии, но определить и конкретизировать ключевые личности и время определённых событий — по-прежнему остаётся предметом изучения для всех, кого интересует эсхатология). Иоанн Креститель, последний ветхозаветный пророк и предтеча Христа, служит классической иллюстрацией такой пытливости пророков. Ученики Иоанна уже знали о служении Иисуса (ср. Матф. 9:14) и доложили ему о Нём (Лук. 7:18). Тем не менее, Иоанн хотел знать наверняка, что Иисус был предсказанным Мессией:

И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешёл оттуда учить и проповедовать в городах их. Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Матф. 11:1-3).

В ответ Иисус представил Свои свидетельства — и все они были исполнением ветхозаветного пророчества (ср. Ис. 29:18-19; 35:5-10; 61:1) о Мессии: «И сказал им Иисус в ответ: „Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокажённые очищаются и глухие слышат, мёртвые воскресают и нищие благовествуют“» (ст. 4-5). Ранее Иоанн указал на Иисуса и провозгласил: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Иоан. 1:29). Но, несмотря на то, что Дух Святой вдохновил его сделать подобное заявление, Иоанн Креститель всё ещё размышлял над его значением и хотел убедиться в том, что Иисус действительно был Мессией (Лук. 7:18-23).

Если величие грядущего спасения было предметом столь страстного, всепоглощающего изучения для пророков, то настолько же более драгоценным оно должно быть для верующих настоящего времени, имеющих полное откровение о Христе.

Спасение было темой вдохновения от Святого Духа

указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то (1:11б-12а)

Пророчества, открытые Святым Духом пророкам, были божественно вдохновлены и записаны под Его контролем (ср. Иер. 1:9; 23:28; Иез. 2:7; Ам. 3:7-8). А общая тема этих пророчеств была двойной: Христовы страдания и последующая за ними слава. Ветхий Завет указывает на Христовы страдания в таких текстах, как Пс. 21:2-32; Ис. 52:13-53:12; Дан. 9:24-26 и Зах. 12:10; 13:7 (ср. Пс. 88:25-38; Лук. 24:25-27; Откр. 19:10). Последующая слава, включающая такие истины как воскресение, вознесение и воцарение Христа, описывается в Ис. 9:6-7; Дан. 2:44; 7:13-14 и Зах. 2:10-13; 14:16-17.

То, что Апостол Пётр использует фразу «сущий в них Дух Христов» (ср. Рим. 8:9), показывает, что вечный Христос, неотделимый от Святого Духа, действовал в авторах Ветхого Завета, чтобы запечатлеть непогрешимое Божье откровение. Поэтому Апостол пишет в своём Втором послании, что «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи люди, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21; ср. 2 Тим. 3:16). Дух указывал (эделоу, «разъяснял») им, когда предвозвещал (промартуроменон, «свидетельствовал наперёд»), что должно было произойти. Он ясно свидетельствовал пророкам о Божьем спасении, которое должно было совершиться через Иисуса Христа.

Дух также ясно показал, что исследования пророков не дадут полного ответа, потому что в то время полнота вести Евангелия не могла быть открыта. Пётр отметил эту реалию в следующих словах: «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то». В Пятикнижии Моисей говорил о грядущем Пророке, Который на самом деле будет Мессией: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, Его слушайте» (Втор. 18:15; ср. Числ. 24:17). Моисей и другие пророки смотрели в будущее, ожидая кульминации спасительного подвига Христа в будущем сегменте истории искупления (ср. Евр. 1:1-2). Автор Послания к Евреям в дополнение к перечисленному отмечает: «Все они умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные и радовались» (Евр. 11:13; ср. ст. 39-40).

Тем не менее пророчества имели огромную ценность (ср. Лук. 1:70; Деян. 3:18; 2 Пет. 1:19; 1 Фес. 5:20), хотя ветхозаветные пророки и не засвидетельствовали об их исполнении. Они смотрели в будущее на то время, когда спасительный подвиг Мессии объединит верующих из всех народов в благословениях нового завета (Пс. 21:28-29; 71:8-17; ср. Ис. 42:6; 60:1-3; 62:13, 11-12; 66:12-13). Они жили в надежде, подобно христианам, ожидающим Второго пришествия Господа. Святые Ветхого Завета обретали спасение верой в Бога на основании того, что Мессия в будущем понесёт в полной мере наказание Божье за их грехи (Ис. 53:4-6). Бог всегда предлагал прощение грехов по благодати в соответствии с новым заветом тем, кто раскаивался и верил, хотя этот завет вступил в действие только после голгофского креста. Верующие Ветхого Завета обретали спасение по будущей благодати, верующие же Нового Завета получают его по благодати, воплощённой на Голгофе в прошлом; крест является кульминацией искупления.

Спасение было темой проповеди Апостолов

что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес (1:126)

Дух Святой вдохновлял не только ветхозаветных пророков, но и новозаветных Апостолов, которые сделали полностью открытое Евангелие темой своей проповеди. Что — указывает на грядущую благодать спасения, особенно на личность Христа, а также на нынешнее провозглашение Евангелия. Пётр уже проповедовал эти истины в День Пятидесятницы в своей первой апостольской проповеди, говоря: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовёт Господь, Бог наш» (Деян. 2:38-39; ср. 2 Кор. 6:2). Кроме Петра, Евангелие проповедовали остальные из Двенадцати, а также Павел, Варнава, Сила, Тимофей, Филипп, Иаков и Иуда, братья Иисуса по матери, Стефан и другие, чьи имена нам не известны. Не все были Апостолами Иисуса Христа в том смысле, что Павел и Двенадцать (поскольку не все видели воскресшего Господа), но все они были посланы Церковью как вестники Евангелия, уполномоченные Духом Святым, посланным с небес.

Павел удачно иллюстрирует столь необычное посвящение величественной вести спасения, которое имели такие проповедники. Он пишет коринфским верующим:

И когда я приходил к вам, братья, приходил возвещать вам свидетельство Божье не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе, и в великом трепете. И слово моё, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божьей (1 Кор. 2:1-5; ср. Рим. 1:16-17).

Спасение является темой исследования ангелов

во что желают проникнуть ангелы (1:12в)

Верующим всегда было интересно знать, что делают и чувствуют ангелы в духовном, невидимом мире. В Писании упоминаются некоторые занятия ангелов (противостояние бесам, Дан. 10:13; Иуд. 9; доставка посланий от Бога, Дан. 8:16-17; 9:21-23; 10:11; 12:6-7; Матф. 2:13; Лук. 1:19, 28; 2:10-14; и другие виды божественного служения, 3 Цар. 19:5; Пс. 90:11-12; Матф. 4:11; 13:39-42; Деян. 12:7-11; Евр. 1:14). Христиане хотят иметь вечную святость, славу и общение с Троицей, этого же желают и избранные ангелы. Ангелам тоже интересно знать, в чём смысл благодати и славы спасения и Божьего прощения грехов. Фактически, Пётр говорит, что они постоянно с восхищением смотрят на чудо спасения.

Что — означает также многие характерные черты спасения, в которые желают проникнуть ангелы. Словом «желают» переведён греч. термин эпитумоусин, описывающий сильное, непреодолимое побуждение, которое не просто удовлетворить. Этот термин означает, что интерес ангелов к спасению — это не просто капризное или случайное любопытство, а сильное побуждение. «Проникнуть» (паракупсай) буквально означает «вытянуть голову вперёд или нагнуть вниз». Другая форма этого слова описывает то, что сделал Апостол Иоанн у гробницы Иисуса: «Наклонившись, увидел лежащие пелены» (Иоан. 20:5; ср. ст. 11). Ангелы как бы хотят приблизиться и внимательнее рассмотреть всё, что связано со спасением. Они в своём святом любопытстве пытаются постигнуть благодать, которую сами никогда не испытают. Святые ангелы не нуждаются в спасении, а падшие не могут быть спасены. Но святые ангелы пытаются понять всю глубину спасения, чтобы полнее прославить Бога, что является основной причиной их существования (Иов. 38:7; Пс. 148:2; Ис. 6:3; Лук. 2:13-14; Евр. 1:6; Откр. 5:11-12; 7:11-12; ср. Неем. 9:6; Фил. 2:9-11).

Это не значит, что ангелы не принимали участия в Божьем плане спасения. Они объявили о рождении Сына Божьего (Лук. 1:26-35; 2:10-14), служили Христу в Его испытаниях (Матф. 4:11; Лук. 22:43), стояли у гробницы, когда Он воскрес из мёртвых (Матф. 28:5-7; Марк. 16:4-7; Лук. 24:4-7), присутствовали при вознесении Господа на небеса (Деян. 1:10-11). А сейчас они служат Ему, помогая верующим (3:22; Евр. 1:14). Бог сделал ангелов свидетелями того, что происходит в теле Христовом. Они радуются и славят Бога всякий раз, когда Он дарует спасение грешнику (Лук. 15:7, 10). Они смотрели за Павлом и остальными Апостолами (1 Кор. 4:9). Бог продолжает являть Свою спасительную благодать перед ангелами, «чтобы ныне сделалась известной через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божья» (Ефес. 3:10).

Хотя ангелы никогда не испытают искупления, в книге Откровение есть удивительное описание их интереса к этому процессу:

И Он [Христос, Агнец] пришёл и взял книгу из правой руки Сидящего на престоле. И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали перед Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: «Достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и кровью Своей искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле». И я видел, и слышал голос многих ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь, и славу, и благословение» (Откр. 5:7-12).

Святые ангелы тоже воспоют песню искупления, хотя они и не испытали спасения. Они были свидетелями величия Божьего спасения и желают проникнуть в него ещё глубже, чтобы ещё больше возвеличить и прославить Бога.

Не имеет значения, насколько трудными могут быть жизненные испытания, ведь по причине величия благодати Божьей христиане могут без страха смотреть им в лицо. Божья благодать дала им спасение, которое исследовали пророки, вдохновил Святой Дух, проповедовали Апостолы и продолжают исследовать ангелы.