Библиотека soteria.ru
Комментарии МакАртура — Филимону
Джон МакАртур
Дата публикации: 26.03.17 Просмотров: 1216 Все тексты автора Джон МакАртур
Введение
Послание к Филимону во многих отношениях уникально. Это самое короткое из богодухновенных посланий Павла, и из посланий, написанных в темнице, только оно адресовано конкретному человеку. И пусть по части богословских истин в нем нет таких высот, как в других посланиях (Колоссянам, Филиппийцам и Ефесянам), – зато рассматриваемая здесь проблема жизненно важна с практической точки зрения. Павел утверждает, что все христиане должны прощать друг друга (см. Еф. 4:32; Кол. 3:13) – впервые в Новом Завете так учил Сам Господь в Евангелии от Матфея, – и применяет эту истину к конкретной ситуации.
Библия ясно учит чудесной истине: Бог – это Бог прощения. В Исх. 34:6-7 Бог описывает Себя Моисею так: «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех».
Эта тема проходит через все Писание (см. Пс. 31:1; 84:24; 129:3-4; Ис. 43:25; 55:7; Иер. 33:8; Еф. 1:7; Кол. 1:14; 1 Ин. 1:9; 2:12), но, вероятно, нигде об этом не говорится лучше, чем в истории о блудном сыне (Лк. 15:11-32). У отца было два сына, один из которых взял свою долю наследства и покинул дом (Лк. 15:11-12). Он вел распутную жизнь, промотал все деньги, после чего ему пришлось работать на самых черных работах (Лк. 15:13-16). Наконец он пришел в чувство и воскликнул: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода» (Лк. 15:17). Он решил вернуться к отцу (Лк. 15:18), но, очевидно, не ожидал, что получит прощение. Он надеялся, что его хотя бы примут в дом как слугу (Лк. 15:19). Однако отец даже не стал ждать, пока грешный сын подойдет ближе. Завидев того вдалеке, он побежал ему навстречу и обнял его (Лк. 15:20). Позже он устроил пир в честь возвращения сына (Лк. 15:22-24).
Эта история показывает, как Бог, в данном случае символизируемый отцом, прощает нас: охотно, полностью, от души. Мы могли бы сказать, что, в некотором роде, Бог ярче всего проявляет Свои качества, когда прощает.
К этой истине нужно прибавить два очень важных момента. Если Бог ярче всего проявляет Свои качества, когда прощает, то человек больше всего похож на Бога, когда прощает. В Пр. 19:11 сказано: «Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам».
Еще один момент заключается в том, что прощение нас Богом основано на прощении нами других людей. Иаков писал: «Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак. 2:13). Господь наш выразил эту же истину в Мф. 5:7: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Он учил Своих учеников молиться: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12). Потом Он предупреждал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).
Прощение, о котором говорится во всех предыдущих отрывках, – это не то полное и всеобъемлющее прощение, которое сопровождает спасение, потому что это прощение уже дано нам. Это скорее постоянное прощение Бога в Его отношениях с нами, неотделимое от процесса освящения верующих. Парадоксально, но христиане уже полностью прощены (см. Еф. 1:7), однако все еще ну-ждаются в прощении (см. 1 Ин. 1:9). Очень важно понимать: если верующие не хотят прощать ближнего и пренебрегают Божьим благословением, они тем самым навлекают на себя кару. Христиане должны прощать друг друга, как Бог простил их, и это основная тема Послания к Филимону.
Автор
В истории церкви было два периода, когда ставилось под сомнение, действительно ли Послание к Филимону написал Павел. Некоторые исследователи IV века, погрязшие в богословских спорах, оспаривали авторство Павла, так как это послание не содержит учения. Их оппонентами выступали Иероним, Иоанн Златоуст и Феодор Мопсвестийский. В XIX веке некоторые радикально настроенные критики, считавшие, что и другие послания из заключения написал не Павел, отвергали его авторство и в случае Филимона. Однако приводимые ими доводы были крайне субъективными и не подкреплялись реальными фактами. В действительности же, отсутствие доктринального содержания не подтверждает, а опровергает версию о подделке. Фальсификаторы, если бы таковые были, стремились бы исказить какое-то важное для веры учение.
Во фрагменте Муратори, самом раннем списке новозаветных книг, который относится к концу II века, есть Послание к Филимону. Отцы церкви Тертуллиан и Евсевий Кесарийский считали его подлинным. Даже еретик Маркион, который отвергал пастырские послания, признавал, что автор Послания к Филимону – Павел. В тексте послания Павел трижды упоминает о своем авторстве (Флм. 1:1,9,19). Поэтому неудивительно, что сегодня авторство Филимона признано практически всеми.
Дата и место написания
Послание к Филимону было написано примерно тогда же, что и Колоссянам, – из Рима, во время первого заключения Павла. Факт того, что эти послания были написаны в Риме, а не в Кесарии или Ефесе, подтверждает введение к Колоссянам.
Условия написания
Филимон пришел к спасительной вере в Иисуса Христа за несколько лет до написания послания – вероятно, во время служения Павла в ефесской церкви. Это был выдающийся член колосской церкви. Филимон был богатым человеком и имел достаточно большой дом, чтобы колосская церковь могла там собираться (Флм. 1:2). Очевидно, что он активно работал для дела Христа, так как Павел называет его своим «сотрудником» (Флм. 1:1). Кроме того, он имел по меньшей мере одного раба, человека по имени Онисим (см. Кол. 4:9, где Онисим связывается с Колоссами). Онисим не был христианином и убежал от хозяина в Рим. Скорее всего, в многонаселенной имперской столице он рассчитывал затеряться в людской массе. В Риме, при неизвестных нам обстоятельствах, он встретил апостола Павла. Возможно, он вышел на Епафраса, который также был из Колосс. Может быть, он сам разыскал Павла. Возможно, он бывал в Ефесе вместе с хозяином и встречал Павла во время служения апостола в этом городе. Конечно же, Епафрас слышал, с какой любовью Филимон и его домочадцы говорили о великом апостоле. При каких бы обстоятельствах он ни встретил Павла, с этого момента его жизнь кардинально изменилась, потому что, благодаря этому великому проповеднику, он принял Иисуса Христа.
Онисим быстро привязался к апостолу (см. Флм. 1:12,16). Он начал жить в соответствии со своим именем (Онисим значит «полезный»), помогая Павлу (Флм. 1:11,13). Павел с радостью оставил бы его при себе, чтобы тот продолжал помогать ему. Но нужно было уладить одно дело. Как беглый раб, Онисим считался преступником. Убежав, он нанес ущерб своему хозяину Филимону, перестав служить ему. К тому же, перед побегом он украл у Филимона деньги (Флм. 1:18). Павел знал, что нужно было наладить отношения между Филимоном и Онисимом. Онисиму следовало вернуться к своему хозяину, получить его прощение и наладить отношения с ним.
Посылать Онисима обратно одного было опасно: его могли поймать бдительные охотники за беглыми рабами. Удачная возможность для его возвращения представилась, когда Павел завершил свои послания к колоссянам и ефесянам. Тихик должен был доставить эти послания, и Онисим мог вернуться в Колоссы вместе с ним, не подвергаясь опасности.
Для Павла возвращение Онисима к хозяину было жертвой, а для Онисима – большим риском. «Римский закон… практически никак не ограничивал власть хозяина над рабом. Жить Онисиму или умереть – это зависело исключительно от Филимона, а рабов регулярно распинали и за меньшие преступления. Как вор и как беглый раб, Онисим не мог быть прощен» (J. В. LIghtfoot, St. Paul’s Epistles to the Colossians and to Philemon [1879; reprint, Grand Rapids: Zondervan, 1959], p. 314). Беглому рабу могли поставить на лбу клеймо – букву F (fugitivus – «беглец»), его могли высечь. Значительный процент населения Римской империи составляли рабы, и римляне постоянно боялись бунтов. Хотя со времени последнего восстания рабов (восстание Спартака) прошло больше ста лет, римляне устраняли и тень опасности, сурово расправляясь с беглыми рабами. То, что Онисим был готов понести наказание, свидетельствует об искренности его веры.
Павел не просто отправил Онисима обратно к Филимону под защитой Тихика, но и написал Филимону письмо. В нем он просит Филимона простить Онисима и принять его как нового брата во Христе. Павел призывает Филимона применить на практике принцип, которому учит в Еф. 4:32 и Кол. 3:13, и относиться к Онисиму так, как к нему отнесся Христос.
Христианство и рабство
Послание к Филимону тесно связано с проблемой рабовладения, и невозможно правильно понять эту книгу, не зная о рабовладении в Римской империи.
Рабство считалось нормальной и естественной частью жизни древнего мира. Действительно: на нем зиждилась вся структура римского общества. «Рабовладение возникло в период роста римского государства и составило экономическую основу общества. Свободного труда как такового практически не было – все делалось руками рабов» (Martin R. Vincent, The Epistles to the Philippians and to Philemon [Edinburgh: T. & T. Clark, 1979], p. 162). В период завоевательных войн многие захваченные в плен люди становились рабами. Ко времени Нового Завета, однако, многие были рабами уже от рождения. Количество рабов составляло внушительную цифру – почти треть населения империи.
Рабы не считались людьми, подчиненными закону, а фактически являлись собственностью своих хозяев. Их могли продавать, обменивать, дарить или отдавать в уплату долга хозяина. У раба не было права вступать в брак, и браки рабов регулировались их хозяевами. Как мы уже отмечали, власть хозяина над рабом была, по сути, неограниченной. Римский писатель Ювенал рассказывает о богатой женщине, которая велела распять раба просто потому, что ей этого захотелось.
Но в новозаветные времена ситуация изменилась. Обращаться с рабами стали лучше – отчасти потому, что хозяева понимали: так рабы лучше работают. Хотя по закону рабов не признавали за людей, они обрели кое-какие права. С 20 г. по Р. X., по постановлению римского сената, рабов, обвиняемых в преступлениях, начали судить по тем же законам, что и свободных людей (A. Rup-precht, «Slave, Slavery», in The Zondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible, ed. Merrill C. Tenney [Grand Rapids: Zondervan, 1977], 5:459). В некоторых случаях волеизъявления рабов признавались обоснованными. Часто им позволялось владеть собственностью
Рабы часто жили лучше, чем свободные люди. Им были обеспечены пища, одежда и кров, в то время как свободные нищие часто спали на улице или в ночлежках. Свободные люди не имели гарантированной работы и часто лишались всего имущества, которое шло в уплату долгов. Многие рабы ели и одевались, как свободные люди.
Рабы могли быть врачами, музыкантами, учителями, артистами, библиотекарями и счетоводами. В Риме раба вполне могли обучать ремеслу. Они имели возможность получить образование и профессию практически в любой области
К I веку многие рабы имели реальную возможность обрести свободу. Часто сознательно внушали рабам такую надежду, чтобы те лучше работали. Многие рабы были друзьями хозяев, их любили, о них заботились. Далеко не все из них согласились бы получить свободу, получи они эту возможность, ибо они и так жили в довольстве и не знали материальных забот. Рабы могли выкупить себя. Часто хозяева в завещании повелевали отпустить рабов или оставляли им часть своего имущества. Освобождение рабов было распространенным явлением. В одном из посвященных этой теме исследований показано, что в период с 81 по 49 гг. до Р. X. было освобождено пятьсот тысяч рабов (Rupprecht, 5:458). Ко времени Августа Цезаря после смерти хозяев было отпущено столько рабов, что пришлось издать закон, ограничивающий эту практику (Rupprecht, 5:459). В среднем рабу приходилось ждать освобождения от семи до двадцати лет.
Важно отметить, что нигде в Новом Завете нет критики рабовладения как такового. Если бы Иисус и апостолы выступили против рабовладения, последствием был бы хаос. Восстание рабов было бы жестоко подавлено, принявшие в нем участие рабы истреблены. Евангелие утонуло бы в хоре голосов, призывавших к общественной реформе. Кроме того, правильно организованные отношения между рабами и хозяевами делали рабовладение приемлемым общественным институтом – если не идеальным.
Но христианство посеяло семена, которые привели к упразднению рабовладения. Оно достигло этого не посредством общественного переворота, но через изменение сердец. Послание к Филимону – яркий пример действия этого принципа. Павел не велит Филимону освободить Онисима и не учит, что рабство – это зло. Но он увещевает Филимона относиться к Онисиму как к брату (Флм. 1:16; см. Еф. 6:9; Кол. 4:1), тем самым исключая злоупотребления рабства. Марвин Винсент комментирует: «Принципы Евангелия не только пресекают злоупотребления [рабства], но и исключают рабство как таковое, – ведь оно не могло существовать без злоупотреблений. Уничтожить злоупотребления рабовладельцев значило уничтожить рабство» (Vincent, Philemon, p. 167).
В одном из исследований на эту тему о важности Послания к Филимону сказано следующее:
Послание посвящено проблеме рабства в христианской церкви. Здесь нет речи об осуждении. Апостол рассматривает ситуацию, как она есть. Он считает само собой разумеющимся, что Филимон имеет право владеть Онисимом, и не оспаривает этого. Но важно, что Павел буквально двумя словами переводит отношения между хозяином и рабом на другой уровень. Онисим возвращается уже не как раб, а как возлюбленный брат (Флм. 1:16). Хозяин-христианин уже не мог «владеть» братом во Христе в современном смысле слова. И хотя без политической революции (которая явно противоречила принципам христианства) христиане не могли немедленно изменить тогдашний общественный порядок, благодаря им отношения между верующими хозяевами и рабами коренным образом преобразились – пусть в рамках все той же системы, – что в конечном счете привело к упразднению рабовладения (Donald Guthrie, New Testament Introduction [Downers Grove, 111.: Inter-Varsity, 1970], p. 640).
План
1. Вступление (Флм. 1:1-3)
2. Духовная характеристика того, кто прощает (Флм. 1:4-7).
3. Духовное поведение того, кто прощает (Флм. 1:8-18).
4. Духовная мотивация того, кто прощает (Флм. 1:19-25).