Предисловие

Из рассказа Луки едва ли можно установить, когда было написано Первое Послание к Тимофею. Но я не сомневаюсь, что Павел после этого разговаривал с Тимофеем лично, и также возможно (если верить общепринятому мнению), что он еще неоднократно прибегал к его услугам в качестве помощника и товарища. Что же касается Второго Послания, то легко заключить, что в момент его написания Тимофей еще находился в Эфесе, поскольку Павел приветствует в конце Прискиллу, Акилу и Онисифора. Последний из них был эфесянином, другие же, по свидетельству Луки, остались в этом городе, когда Павел отплыл в Иудею.

Главная цель апостола состояла в том, чтобы утвердить Тимофея как в евангельской вере, так и в настойчивой искренней ее проповеди. И, если принять во внимание время написания, увещевания Павла покажутся еще весомее. Апостол стоял тогда на пороге смерти и был готов пойти на нее ради евангельского свидетельства. Итак, все, что мы читаем в этом Послании о Царстве Христовом, – о надежде на вечную жизнь, о христианском подвижничестве, об исповедническом уповании, об уверенности в учении, – надо считать написанным не только чернилами, но и самой кровью Павла. Ибо за все, чему он учит в этом послании, Павел готов поручиться своею смертью. Посему послание это – как бы торжественная подпись, удостоверяющая учение апостола, удостоверяющая здесь и сейчас.

Полезно помнить и о том, о чем мы уже говорили в толковании на Первое Послание: все, что писал Павел, он писал не только ради Тимофея. Через него апостол хотел преподать общее учение, чтобы потом сам Тимофей передал его другим. Прежде всего, похвалив веру Тимофея, в которой он был воспитан с младенчества, апостол увещевает его верно придерживаться учения, которому он научен, и добросовестно исполнять служение, которое ему вверено. Одновременно, дабы Тимофей не пал духом из-за уз апостола и отпадения других, Павел похваляется своим апостольством и ожидающей его наградой. Он хвалит Онисима, пытаясь воодушевить прочих его примером. И поскольку положение тех, кто хочет служить Христу, весьма тяжко, апостол в качестве сравнения приводит земледельцев и воинов, из которых первые без колебаний вкладывают в землю огромный труд, прежде чем пожнут с нее хоть какой-нибудь урожай. Также и воины отстраняются от всех забот и дел, чтобы полностью посвятить себя армии и полководцу.

Затем, кратко изложив суть своего благовестия, апостол заповедует Тимофею передавать его другим и заботиться о том, чтобы оно дошло до потомков. Потом, снова упомянув о своих узах, апостол переходит к воистину святому самовосхвалению, дабы мужество его воодушевило благочестивых. Павел повелевает всем взирать на ожидающий нас на небесах венец, как на что-то такое, чем мы уже обладаем. Попутно апостол велит воздерживаться от словопрений и никчемных вопросов но, напротив, рекомендует усердие в деле назидания. И, чтобы стало еще яснее, сколь велико осуждаемое им зло, Павел сообщает, что некоторые из-за него погибли, приводя имена Именея и Филита, которые, впав в чудовищное безумие, ниспровергающее веру в воскресение, уже понесли страшную кару за свою суетную никчемность. Но, поскольку подобные отпадения производят великий соблазн, особенно если от веры отходят знаменитые и уважаемые люди, апостол учит, что это никак не должно смущать благочестивых. Ибо не все исповедующие имя Христово воистину принадлежат Христу. И Церковь с необходимостью должна быть подвержена подобным невзгодам, пребывая в этом мире среди добрых и злых. Но, дабы немощные души не слишком от этого смущались, апостол делает смягчающую оговорку: Господь до конца устережет избранных Им людей.

Затем Павел возвращается к увещеванию Тимофея, дабы тот продолжал добросовестно исполнять свое служение. И чтобы внушить ему еще большую бдительность, апостол говорит о том, сколь грозные времена ожидают добрых и благочестивых, и сколь опасные появятся вскоре люди, толкающие к погибели других. Но вопреки всему этому Павел укрепляет Тимофея надеждою на счастливый и благополучный исход. Особенно он рекомендует ему настойчивое упражнение в здравом учении, указывая на правильное использование Священного Писания, и давая Тимофею понять, что тот всесторонне обучен всему этому для основательного назидания Церкви. Затем апостол говорит об ожидающей его скорой смерти. Но говорит так, словно он – победитель, спешащий совершить триумфальный въезд. Воистину, прекрасный пример удивительной и достойной восхищения уверенности Павла.

И наконец, попросив Тимофея как можно быстрее к нему придти, апостол объясняет необходимость этого своим тогдашним положением. В этом, главным образом, и состоит заключительная часть Второго Послания к Тимофею.