Предисловие

Хорошо известно, что Ефес был знаменитым и прославленным городом малой Азии. Лука говорит в Деяниях, каким образом в этом городе трудами Павла Господь обрел Себе народ, каким было начало Церкви, и как она развивалась. Я же затрону лишь то, что непосредственно относится к теме настоящего послания.

Павел уже наставил ефесян в чистом евангельском учении. Будучи узником в Риме и узнав, что они нуждаются в помощи, апостол по этой причине и написал им настоящее послание.

В первых трех главах Павел занят восхвалением Божией благодати. Сразу же в начале первой главы, после обычного приветствия, он говорит о благодати избрания и дает понять ефесянам: они призваны в царство Божие потому, что прежде рождения были предопределены к жизни. И чудесное милосердие Божие блистает здесь в том, что спасение людей, словно из истинного, природного источника, проистекает из незаслуженного усыновления. Далее, поскольку разум человеческий слишком груб для восприятия столь возвышенной тайны, Павел переходит к прошениям. Он молит Бога просветить ефесян, даровав им полное познание Иисуса Христа.

Во второй главе, дабы путем сравнения еще больше возвеличить Божию благодать, Павел напоминает ефесянам, сколь несчастны были они до своего призвания ко Христу. Ведь мы никогда не поймем, сколь сильно обязаны Христу, никогда не оценим по достоинству Его благодеяния, покуда не осознаем, сколь несчастным было наше состояние вне Христа. Возвеличение благодати состоит в том, что, будучи язычниками, ефесяне оставались чужды обетований вечной жизни, которыми ранее Бог удостоивал одних иудеев.

В третьей главе Павел говорит о том, что его апостольство особо предназначено для язычников, дабы долгое время пребывавшие в отчуждении, они привились теперь к народу Божию. И поскольку это было новым и своей новизной смущало многих, Павел называет это сокрытой от века тайной, устроение которой было поручено лично ему. В конце этой главы он снова просит Бога наделить ефесян твердым познанием Христа, дабы они не желали знать ничего иного. Цель Павла была в том, чтобы ефесяне, помня о стольких благодеяниях, не только возблагодарили Бога и в подтверждение этого полностью Ему себя посвятили, но и перестали сомневаться в собственном призвании.

Павел, похоже, боялся, как бы лжеапостолы не смутили их веру, словно ефесяне были научены лишь наполовину. Ведь раньше они были язычниками и приняли чистое христианство, ничего не зная ни об обрядах, ни об обрезании. Те же, кто навязывал христианам закон, всех не посвященных Богу через обрезание называли нечистыми. Это была их обычная песня: в народе Божием могут числиться лишь обрезанные, и надлежит соблюдать все Моисеевы обряды. Посему Павла обвиняли: он де делает Христа общим и для язычников, и для иудеев, и считали его апостольство профанацией небесного учения. Ведь он без различения предлагал завет благодати людям нечистым и скверным.

Итак, дабы ефесяне не смутились от таковых измышлений, Павел счел необходимым им помочь. Разбирая столь тщательно, что причина их призвания к Евангелию – избрание еще до создания мира, Павел запрещает им полагать, будто Евангелие пришло к ним по дерзкой человеческой воле или залетело случайно. Ведь проповедь среди них Христа была не чем иным, как обнародованием этого вечного установления. Описывая несчастное состояние их прежней жизни, апостол одновременно учит, сколь редко и чудесно милосердие Божие, исхитившее их из такой пучины. Говоря же о врученном ему ради язычников апостольстве, Павел утверждает ефесян в однажды принятой вере. Ибо они божественным образом были приняты в сообщество Церкви. Кроме того, все написанное здесь апостолом – одновременно увещевания, побуждающие ефесян благодарить Бога.

В четвертой главе Павел говорит, каким образом Бог управляет Своей Церковью и оберегает ее. Он соделывает это через проповедуемое людьми Евангелие. Отсюда следует, что только так она может сохраняться в чистоте. И в этом – цель истинного совершенства. Посему намерение апостола – вверить ефесянам служение, посредством которого Бог царствует среди нас.

Затем апостол переходит к плодам проповеди, а именно: к непорочности, святости и всем обязанностям благочестия. Павел не только в общих словах говорит о том, какой должна быть жизнь христианина, но и прилагает особые заповеди применительно к конкретному призванию каждого христианина.