Предисловие

Цель Петра в этом послании состояла в том, чтобы побудить верующих отречься себя и презреть мир, дабы, освободившись от плотских чувствований и избавившись от всех мирских препятствий, они всей душой устремились к небесному Христову Царству; дабы, воздвигнутые надеждой, укрепленные терпением, оснащенные мужеством и стойкостью, они преодолели все искушения, пребывая в этом усердии и этих помыслах в течение всей жизни.

Посему апостол с самого начала наиболее возвышенными словами проповедует благодать Божию, явленную нам во Христе. Одновременно он учит, что благодать эту принимают верою и хранят посредством надежды, чтобы благочестивые возносили свой разум и сердце к небесам. Затем апостол увещевает читателей к святости, дабы они не сделали напрасной уплаченную за их искупление цену и не позволили истлеть или погибнуть нетленному семени, возродившему их к вечной жизни. Поскольку же апостол ранее сказал об их возрождении Словом Божиим, он сразу же упоминает об их духовном младенчестве. Далее, дабы вера их не колебалась и не хромала от того, что Христа, как они видят, презирает и отвергает весь мир, апостол увещевает, что таким образом исполняется написанное о Христе: Ему суждено стать камнем преткновения. Однако он снова учит, что для тех, кто верует в Него, Христос – незыблемый фундамент спасения. Затем Петр упоминает о том, какой чести их удостоил Бог, дабы, вспомнив о своем прежнем состоянии и осознав оказанное им благодеяние, они воодушевленно усердствовали в праведном житии.

Потом апостол снова переходит к частным увещеваниям, чтобы верующие жили скромно и послушно под властью правителей, рабы повиновались своим господам, жены, слушаясь мужей, вели себя стыдливо и воздержанно, а мужья, в свою очередь, человечно обращались с женами. Кроме того, апостол заповедует верующим соблюдать во взаимных отношениях справедливость, и, дабы они с большей охотой следовали его словам, в качестве плода предлагает им благополучие и покой.

Поскольку же доля христиан такова, что, как бы они ни стремились к миру, им часто наносят обиды и мир ополчается на них несправедливо, апостол увещевает их мужественно претерпевать гонения, способствующие, как они знают, их спасению. С той же целью он приводит им в пример Христа. С другой стороны, Петр говорит о том, сколь несчастная погибель ожидает нечестивых, в то время как Господь чудесным образом через смерть избавляет Свою Церковь от смерти. Затем апостол подробнее разбирает пример Христа, имея в виду цель умерщвления плоти. И к этому увещеванию он добавляет разнообразные лаконичные утверждения. Однако несколько ниже он снова возвращается к учению о терпении, дабы верующие, утешаясь, умеряли свои скорби, вспоминая о том, сколь полезно для них наказание отеческой десницы Божией.

В начале пятой главы Петр наставляет старейшин в их служении, дабы они не присваивали власть над Церковью, но скромно предстоятельствовали под властью Христовой. Юношам же апостол рекомендует скромность и готовность к обучению. Наконец, добавив краткое увещевание, он завершает свое послание молитвой.

Не все согласны по поводу того, где именно составлял Петр свое послание. Но я не вижу причины сомневаться в том, что в то время он находился в Вавилоне. Ибо об этом красноречиво свидетельствует сам апостол. Но поскольку стало преобладать убеждение в том, что Петр из Антиохии переселился в Рим и там умер, древние, исходя только из этого довода, подумали, что Вавилоном аллегорически обозначается Рим. Впрочем, поскольку все, что они говорят о римском епископате Петра, утверждается необдуманно, без какого-либо вероятного основания, не следует обращать внимание и на их измышления об аллегории. Гораздо вероятнее, что Петр, как того требовало его апостольство, проходил те страны, в которых обитало множество Иудеев. А мы знаем, что в Вавилоне и его окрестностях обитало их великое множество.